Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГЛОНАСС» нового типа обойдется в 800 миллионов и сможет работать без спутников

«ГЛОНАСС» нового типа обойдется в 800 миллионов и сможет работать без спутников

АО «ГЛОНАСС», оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (Росимущество является владельцем 100% компании) планирует начать работы над новым поколением навигационной спутниковой платформы под названием «КОНСУЛ» («Комплексированная навигационная система услуг локации») с повышенной защитой от кибератак, которая сможет обеспечивать геопозиционирование наземных объектов даже в условиях сильных помех и при отсутствии сигналов спутников.

Соответствующий тендер с начальной и максимальной ценой 800 млн руб. на проведение научно-исследовательской опытно-конструкторской работы по созданию проекта «КОНСУЛ РЭА» опубликован компанией на портале госзакупок zakupki.gov.ru. Срок подачи заявок на участие в закупке заканчивается в полдень 11 мая 2021 г., и в этот же день будет проводиться рассмотрение заявок.

На разработку новой навигационной системы компании «ГЛОНАСС» была выделена субсидия, при этом применение «КОНСУЛ РЭА» будет «актуальным в отраслях, где требуется высокая надежность и точность геопозиционирования, повышенные уровни помехозащищенности и информационной безопасности», пояснили «Коммерсанту» в Минпромторге.

В «ГЛОНАСС» заявили изданию, что обязательность установки этой системы не предусматривается. В перспективе «КОНСУЛ», в частности, может применяться на объектах критической информационной инфраструктуры, для авиатранспорта и морских перевозок, работы беспилотного транспорта.

Особенности проекта «КОНСУЛ»

В рамках контракта «ГЛОНАСС» на проведение НИОКР предполагается создание аппаратуры, аппаратно-программного комплекса и специального программного обеспечения для системы «КОНСУЛ».

konsul1.jpg

Среди требований к системе «КОНСУЛ» указано обеспечение геопозиционирования абонентам «в условиях плохого приема или полного отсутствия сигналов навигационных космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS, GALILEO, BEIDOU и других), а также в условиях воздействия внешних маскирующих помех естественного или искусственного происхождения и имитационных помех», следует из описания тендера.

Станции, датчики и абонентские терминалы для системы «КОНСУЛ» будут сделаны с применением новых технологий и позволит отслеживать передвижение транспорта или других объектов, например, в местности со сложным рельефом или плотной застройкой, а также внутри помещений, пояснили «Коммерсанту» в «ГЛОНАСС».

Работа системы «КОНСУЛ» будет основана на сочетании технологий навигации и геопозиционирования, а также дополнительных технологий «для достижения необходимых уровней точности и/или помехоустойчивости», следует из описания заявки.

Помимо группировки спутников и соответствующего наземного комплекса, в системе будет задействована наземная радионавигация, инерциальная ориентация и позиционирование внутри помещений. В плане защиты информации системы предполагается использование сертифицированных средств, включая средства криптографической защиты информации.

В рамках исполнения условий тендера его исполнителю вместе с заказчиком предстоит определить «не менее трех потенциальных потребителей продукции», с которыми предстоит согласовать характеристики продукции на этапе технического проектирования. Проект включает создание и испытание макетов оборудования, исследование спектра для выбора возможных частотных диапазонов работы системы, подготовка комплектов конструкторской, технологической, программной и эксплуатационной документации.

Претендентам на участие в тендере по системе «КОНСУЛ» необходимо предоставить обеспечение заявки в размере 5,0% от цены договора, то есть, в размере 40 млн руб., следует из документации тендера. Помимо этого, юрлица участников тендера должны соответствовать всем требованиям законодательства в части отсутствия долгов и банкротства, а также обладать всеми необходимыми лицензиями, свидетельствами и исключительными правами на интеллектуальные права, необходимые для исполнения договора, отмечается в документе.

В описании тендера также имеется пункт о приоритете товарам, работам и услугам российского происхождения в соответствии с постановлением Правительства №925 от 16 сентября 2016 г. В описании технических требований к отдельным модулям и блокам системы даже присутствует требование по использованию ряда отечественных полупроводниковых компонентов. Например, в приемно-передающих модулях обязательным является применение российских серийных микросхем К1917ВС024 и К5200МХ014.

Что говорят эксперты

Гендиректор «Автолокатор» Олег Афанаскин высказал «Коммерсанту» опасение в том, что новая «КОНСУЛ» в перспективе может стать обязательным для применения – как это ранее произошло с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» на территории Таможенного союза.

В апреле 2020 г. CNews рассказал о том, что обязательные требования для транспортных компаний по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, утвержденные постановлением Правительства России №597 от 28 апреля 2020 г., вступят в силу 31 мая 2021 г., хотя ранее речь шла об апреле-июле 2020 г., или начале 2021 г. Обязательное оснащение транспорта для международной перевозки опасных грузов перенесено на 1 января 2022 г.

«ГЛОНАСС» намерена использовать необычный подход по объединению разных видов и методов определения местоположения, заявил «Коммерсанту» гендиректор «РусГИС Технологии» Вячеслав Бутин. По его мнению, геопозиционирование внутри помещений позволит, например, автоматизировать сбор заказа на складах, или управлять скоростью и траекторией движения беспилотников.

Навигационная технология, работающая независимо от спутников, по мнению гендиректора «Навмарин» (разработка морских и речных УКВ-радиостанций) Алексея Мигалина, позволит повысить точность геопозиционирования до «сантиметровой» точности, необходимой для швартовых операций и автоматической прокладки маршрутов при морских перевозках.

Продакт-менеджер Prestigio Артем Сидоркин заявил «Коммерсанту», что разработка навигационной системы с защитой от кибератак давно назрела, особенно для промышленных систем синхронизации, где возможна подмена сигнала спутников.

ЭРА-ГЛОНАСС: таможня снова не дает добро

ЭРА-ГЛОНАСС: таможня снова не дает добро

Виталий Архиреев

Похоже, что вокруг автомобилей, которые ввозятся в Россию из других стран и должны быть по требованию законодательства оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС, снова разгорается скандал. В начале этой недели таможня Сахалина уведомила нескольких автовладельцев, что отказывается выдавать ПТС (паспорта транспортных средств) на некоторые машины, которые уже привезены в Россию, укомплектованы терминалами «Эры» и имеют подтверждение об оплате утилизационного сбора.

Напомним, что с апреля в России де-факто действует временный «упрощенный» порядок оформления подержанных машин, ввозимых на территорию страны. Он подразумевает, что владелец, желающий растаможить купленный за рубежом автомобиль, должен сначала приобрести терминал системы ЭРА-ГЛОНАСС (с тревожной кнопкой, но без функции автоматического вызова) и дать обязательства установить его на свою машину. При покупке терминала VIN-код, номер кузова и идентификационный номер устройства вносятся в единую базу данных системы ЭРА-ГЛОНАСС, после чего владелец с терминалом и документами на автомобиль должен отправиться в специальную сертификационную лабораторию, чтобы получить сертификат безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), — но уже без прохождения дополнительных испытаний. И только потом — таможенное оформление и выдача ПТС, после чего в течение десяти дней владелец должен установить систему в одном из сертифицированных центров и поставить машину с кнопкой на учет в ГИБДД.

При этом «упрощенка» на Дальнем Востоке все равно не решила проблему полностью — «кнопок» не хватало. Как сообщал 22 августа официальный сайт администрации Приморского края со ссылкой Дальневосточное таможенное управление, очереди на установку терминала ждут 4648 автомобилей, а по данным АО «ГЛОНАСС» в регион отправлена новая партия из 21672 комплектов, которая должна довести общее число доставленных в Приморье уcтройств до 35 тысяч и решить проблему уже к 1 сентября.

Однако теперь новые сложности возникли на Сахалине. Проблема там — с машинами, на которые «Эра» уже приобретена и зарегистрирована в базе АО «ГЛОНАСС». Однако таможенники требуют от владельцев предъявления сертификата соответствия на терминалы системы, подтверждающего соответствие устройств требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (они изложены в пункте 118 приложения 10). Эти требования оговаривают работоспособность терминала при разных температурных режимах, долговечность батареи, порядок работы с сотовыми сетями, алгоритм отправки вызова и другие технические свойства устройства. Техрегламент также требует, чтобы соответствующий сертификат находился в открытом доступе на официальном сайте Росаккредитации.

Набор системы ЭРА-ГЛОНАСС

Проблема на Сахалине заключается как раз в том, что во время таможенного оформления в базе не нашелся нужный сертификат. Без него местный пост ФТС паспорт транспортного средства выдавать отказывается. Наличие такого документа в базе Росаккредитации — это хлопоты производителя терминалов, а в данном случае речь идет о терминалах фирмы Итэлма, которая является одним из крупнейших производителей устройств вызова экстренных оперативных служб для автопроизводителей, в том числе по заказу АвтоВАЗа. Кроме того, Итэлма выиграла недавний тендер на поставку на Дальний Восток 15 тысяч устройств «Эры» для «упрощенной» установки на ввозимые машины. То есть потенциально проблема грозит стать массовой.

Отсутствие сертификата стало неожиданностью не только для автолюбителей, но и для самой компании, хотя собственный источник Авторевю в Итэлме считает это недоразумением, которое в ближайшее время будет устранено. Представитель фирмы утверждает, что в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, размещенных на сайте Росаккредитации нужные сертификаты есть.

Официально пресс-служба АО «ГЛОНАСС» сообщила, что ее «контрагенты полностью выполняют все условия поставок в соответствии с заключенными с АО «ГЛОНАСС» контрактами» и что «из российских компаний Итэлма производит больше всего устройств экстренного вызова оперативных служб, в том числе по заказу автопроизводителей, и было бы странно, если бы АвтоВАЗ покупал несертифицированные устройства».

При этом в беседе с Авторевю один из представителей компании неофициально сообщил, что 23 августа Минпромторг и АО «ГЛОНАСС» провели рабочее совещание по данному вопросу и в течение ближайших дней подготовят и направят в адрес таможни разъяснительное письмо, которое и решит все проблемы.

Комментарий АО «ГЛОНАСС», который носит скорее общий характер, подтверждает то, что готового решения у каждой из сторон пока нет.

Публикации в СМИ

АО ГЛОНАСС разработает новую систему КОНСУЛ (комплексированная навигационная система услуг локации), которая позволит отслеживать беспилотники, морские суда, самолеты или транспортные системы предприятий независимо от работы спутников. Предполагается, что система будет защищена от кибератак, сможет работать в плотно застроенной и пересеченной местности, а также внутри помещений. На новую технологию планируется потратить 800 млн руб. Эксперты допускают, что решение будет востребовано, но опасаются, что его внедрение может стать обязательным, как спутниковой системы ЭРА-ГЛОНАСС.

“Ъ” обнаружил, что АО ГЛОНАСС (оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС, на 100% принадлежит Росимуществу) опубликовало на портале госзакупок тендер стоимостью 800 млн руб. на НИОКР новой комплексной навигационной системы радиоэлектронной аппаратуры (проект «КОНСУЛ РЭА»).

Победителя выберут 11 мая. Из технической документации следует, что система будет обеспечивать геопозиционирование объектов, в том числе при отсутствии сигналов спутников и в условиях помех, как естественных, так и имитационных.

В ГЛОНАСС пояснили “Ъ”, что оборудование, сделанное по новой технологии (станции, датчики, абонентские терминалы), позволит отслеживать передвижение транспорта или других объектов, например, в плотно застроенной и пересеченной местности, а также внутри помещений.

Это может быть город с высокой застройкой или территория предприятий: «Система может применяться во всех сферах экономики, где нужно гарантированно безопасное и высоконадежное навигационное обеспечение».

В частности, говорят в ГЛОНАСС, система может использоваться для беспилотного транспорта, перемещения объектов в морских портах, авиатранспорта и на объектах критической информационной инфраструктуры. В компании уверяют, что об обязательности установки системы речи не идет. В Минпромторге уточнили, что ГЛОНАСС получила субсидию на разработку этой системы, а ее применение «будет актуальным в отраслях, где требуется высокая надежность и точность геопозиционирования, повышенные уровни помехозащищенности и информационной безопасности».

По словам экспертов, технологии, которые планирует использовать ГЛОНАСС, не уникальны. Необычен подход, состоящий в объединении разных видов и методов определения местоположения, уточняет гендиректор «РусГИС Технологии» Вячеслав Бутин:

При помощи системы, которая позволяет обеспечивать геопозиционирование внутри помещений, можно будет автоматизировать, например, сбор заказа на складах».

Другое перспективное применение эксперт видит для беспилотников: «Подобная система теоретически сможет управлять скоростью и траекторией движения автомобиля, учитывая местоположение соседних машин».

По мнению гендиректора «НавМарин» (разработчик морских и речных УКВ-радиостанций) Алексея Мигалина, навигационная технология, работающая независимо от спутников, перспективна для морских перевозок: нынешнее геопозиционирование позволяет добиваться определения координат судов с метровой точностью, но для швартовых операций и автоматической прокладки маршрутов кораблей зачастую нужна сантиметровая.

Разработка системы навигации, защищенной от кибератак, например спуфинга (подмены сигнала), назрела давно, добавляет продакт-менеджер Prestigio Артем Сидоркин: «В 2016 году из-за таких атак системы навигации GPS и ГЛОНАСС в центре Москвы показывали пользователям, что они находятся в аэропорту Внуково». Еще опаснее, добавляет эксперт, подделка сигнала спутников промышленных систем синхронизации.

Но участников рынка беспокоит административный ресурс ГЛОНАСС.

Гендиректор «Автолокатор» Олег Афанаскин опасается, что новая навигационная система в перспективе может стать обязательной, как это произошло с ЭРА-ГЛОНАСС на территории Таможенного союза.

АО ГЛОНАСС вложит 800 млн рублей в новую систему навигации

АО ГЛОНАСС вложит 800 млн рублей в новую систему навигации

АО ГЛОНАСС (оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС, на 100% принадлежит Росимуществу) опубликовало на портале госзакупок тендер стоимостью 800 млн руб. на НИОКР новой комплексной навигационной системы радиоэлектронной аппаратуры (проект «КОНСУЛ РЭА»). Об этом пишет «Коммерсантъ».

Победителя выберут 11 мая. Из технической документации следует, что система будет обеспечивать геопозиционирование объектов, в том числе при отсутствии сигналов спутников и в условиях помех, как естественных, так и имитационных.

В ГЛОНАСС пояснили, что оборудование, сделанное по новой технологии (станции, датчики, абонентские терминалы), позволит отслеживать передвижение транспорта или других объектов, например, в плотно застроенной и пересеченной местности, а также внутри помещений.

Это может быть город с высокой застройкой или территория предприятий: «Система может применяться во всех сферах экономики, где нужно гарантированно безопасное и высоконадежное навигационное обеспечение».

В частности, говорят в ГЛОНАСС, система может использоваться для беспилотного транспорта, перемещения объектов в морских портах, авиатранспорта и на объектах критической информационной инфраструктуры. В компании уверяют, что об обязательности установки системы речи не идет. В Минпромторге уточнили, что ГЛОНАСС получила субсидию на разработку этой системы, а ее применение «будет актуальным в отраслях, где требуется высокая надежность и точность геопозиционирования, повышенные уровни помехозащищенности и информационной безопасности».

По словам экспертов, технологии, которые планирует использовать ГЛОНАСС, не уникальны. Необычен подход, состоящий в объединении разных видов и методов определения местоположения, уточняет гендиректор «РусГИС Технологии» Вячеслав Бутин:

При помощи системы, которая позволяет обеспечивать геопозиционирование внутри помещений, можно будет автоматизировать, например, сбор заказа на складах».

Другое перспективное применение эксперт видит для беспилотников: «Подобная система теоретически сможет управлять скоростью и траекторией движения автомобиля, учитывая местоположение соседних машин».

По мнению гендиректора «НавМарин» (разработчик морских и речных УКВ-радиостанций) Алексея Мигалина, навигационная технология, работающая независимо от спутников, перспективна для морских перевозок: нынешнее геопозиционирование позволяет добиваться определения координат судов с метровой точностью, но для швартовых операций и автоматической прокладки маршрутов кораблей зачастую нужна сантиметровая.

Разработка системы навигации, защищенной от кибератак, например спуфинга (подмены сигнала), назрела давно, добавляет продакт-менеджер Prestigio Артем Сидоркин: «В 2016 году из-за таких атак системы навигации GPS и ГЛОНАСС в центре Москвы показывали пользователям, что они находятся в аэропорту Внуково». Еще опаснее, добавляет эксперт, подделка сигнала спутников промышленных систем синхронизации.

Но участников рынка беспокоит административный ресурс ГЛОНАСС.

Гендиректор «Автолокатор» Олег Афанаскин опасается, что новая навигационная система в перспективе может стать обязательной, как это произошло с ЭРА-ГЛОНАСС на территории Таможенного союза.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector