Автоматические воздухоотводчики для системы отопления
Автоматические воздухоотводчики для системы отопления
В водяных тепловых системах автономного или централизованного типа может скапливаться воздух. Пробки становятся причиной снижения эффективности работы приборов, могут быстро вывести из строя дорогое оборудование, повысить шумовой фон при циркуляции теплоносителя, спровоцировать образование щелчков и стуков в радиаторах. Для спускания избытка газа предназначен автоматический воздухоотводчик – прибор, который ставится на все системы с соблюдением технологических нормативов. Рассмотрим особенности клапанов, их устройство и варианты монтажа.
Откуда появляется воздух в системе отопления?
Причин завоздушивания магистрали несколько:
- При нагревании водного теплоносителя из жидкости выделяется кислород. Порции малых пузырьков скапливаются и провоцируют появление пробок.
- Заполнение контуров жидкостью под большим напором приводит к тому, что газы не успевают стравливаться и остаются (накапливаются) в трубопроводах. Контуры с ответвлениями надо наполнять медленно, в течение 1-2 часов, подавая струю с малым напором – только так выйдут все пузырьки воздуха.
- Разгерметизация системы – частая причина завоздушивания. Неплотно прикрученные соединения, щели, каверны – это каналы для поступления газов внутрь туннелей.
- Формирование сети из полимерной трубы без антидиффузного покрытия приведет к быстрому и частому завоздушиванию. Отсутствие защитной пленки на деталях открывает доступ кислорода внутрь.
- Нарушенная технология выкладки труб без уклона, неверного диаметра также приводит к образованию пробок. Особенно важно следить за уровнем наклона в самотечных магистралях, где воздух может застаиваться, не поступать в клапаны для стравливания газов.
Совет! Чтобы избежать появления пробок в отремонтированных тепловых сетях, следует после проверки на герметичность стравить избыток газов вентилями, кранами.
Что такое воздушные клапаны?
Воздушный клапан для отопления представляет собой цилиндрический герметичный корпус из латуни. Внутри прочной оболочки находится пустотелый поплавок из полипропилена или тефлона, соединенный рычагом с клапаном спуска, оснащенного запорной заглушкой. Колпачок заглушки нужен для предупреждения утечки теплоносителя при поломке устройства.
Важно! Нормальная функциональность воздухосборника для системы отопления возможна только при полностью открытой заглушке. Закрывается колпачок для защиты поплавка от мусора и пыли. Запуск клапана в работу подразумевает скручивание колпачка.
Различаются сбросные устройства по трем видам:
- приборы прямые только вертикального монтажа;
- угловые, их можно ставить под прямым углом вместо кранов Маевского, если нет возможности интегрировать прямое устройство;
- специальные сбросники для монтажа на батареи.
Принцип работы определяется типом изделия – ручные (краны Маевского) и автоматические поплавкового типа.
Особенности работы ручных клапанов
Механический или ручной спускник воздуха системы отопления отличается простотой устройства и представляет собой латунный корпус с внешней резьбой и торцевым отверстием размером в 2 мм, которое перекрывает винт с конусообразным наконечником. Сбоку на корпусе есть отверстие уменьшенного размера для стравливания газов. На чертежах видно, что кран Маевского – простое, но прочное и функциональное устройство, которое сложно сломать, именно поэтому ручные клапаны пользуются популярностью.
На заметку! Чтобы не крутить вентиль, надо подобрать улучшенную версию спускника с поворотной вставкой из пластика с отводным каналом. Для регулировки положения отверстия для сброса газов поворачивается пластиковая шайба.
- В период эксплуатации системы вентиль плотно закручен, отверстие закрыто герметичным конусом.
- Чтобы выпустить пробку, откручивается винт на 2-3 оборота. Давление действует на газы, заставляя их выходить из отверстия, откуда воздух попадает в канал выпуска и наружу.
- Окончание процесса стравливания – выход струи теплоносителя без пузырей газов.
Вентиль механического типа устанавливается только на радиаторы. По способу откручивания ручной сбросник воздуха может быть с пластиковой/металлической рукояткой, шпицем под плоскую отвертку или оснащенный винтом с четырехгранным наконечником – для таких устройств нужен специальный ключ.
Принцип работы автоматических клапанов
Устанавливая данные приборы, хозяин может больше не принимать участия в регулировке системы. Автоматический клапан сброса воздуха из системы отопления – это латунный прибор поплавкового типа. Сам клапан встроен в крышку, с поплавком соединен пружинным рычагом, резьба на цилиндре может быть 1,5 или 0,375 дюймов. Если в системе отопления стоят радиаторы старого типа, то подойдет изделие на полтора дюйма.
Принцип работы автоматического воздухоотводчика в системе отопления такой:
- Как только магистраль запускается в эксплуатацию, внутренняя камера цилиндра наполняется водой. Жидкость поднимает поплавок, клапан поджимается пружиной и потому герметично закрыт.
- Образование воздушной пробки в верхнем отделе камеры приводит к понижению уровня наполнителя магистрали и пружина расслабляется.
- Ослабление пружинного механизма открывает клапан, газы выпускаются. Давление в системе поднимается, уровень воды увеличивается и за счет этого весь воздух из контура стравливается. В результате повышения уровня наполнителя пружина снова плотно прижимает клапан.
На заметку! Пока магистраль наполняется теплоносителем, поплавок лежит на дне камеры и воздух стравливается постоянно. Как только контуры заполнены, в камеру поступает вода, пружина поднимает клапан – стравливание содержимого прекращается. Воздух под крышкой не мешает работе системы.
Автоматические изделия могут быть прямого вида, сбрасывающие воздух в сторону, и углового типа со сбросом газов вертикально. Угловые приборы отличаются прочностью и надежностью, но хуже собирают мелкие пузыри воздуха.
Где ставить сбросной клапан?
Краны Маевского монтируются на все батареи, точка установки – верхнее отверстие разводки.
Автоматические сбросники нужно ставить вертикально в следующих зонах сети:
- группа безопасности у котла в магистралях герметичного типа;
- коллекторы с подогревом наполнителя;
- если самая высокая точка системы – трубопровод, а не радиатор, то спускной клапан врезается в эту зону;
- полотенцесушители;
- гидрострелки;
- распределительная гребенка разветвленных магистралей.
Также сбросники врезаются в контуры, выложенные петлями и повернутые вверх. Такие П-образные петли сооружаются при трудностях прокладки в горизонтальном прямом виде, например, для обхода дверного проема, лестницы. В таких участках инженерной сети газы скапливаются всегда, повышая риск завоздушивания схемы – в точки монтируются только автоматические устройства.
Совет! Кран Маевского нельзя врезать напрямую из-за циркуляции теплоносителя мимо вентиля. Установка прибора рекомендована в батареи или вертикальные выпуски сети.
Технология установки и настройки клапанов
На приборы отопления монтируют кран Маевского или угловые воздухоотводчики для систем отопления. Переходник нужен при разности сечений коллекторов и соединительного патрубка клапана. Комплект прибора может быть без отсечного клапана, в этом случае его придется докупить и поставить в радиатор до точки врезки сбросника. Техника монтажа подходит для центральных систем отопления, в которых батареи снимаются и промываются без сброса теплоносителя.
Совет! За чистотой воды в центральных системах следят не так строго, как в автономных магистралях, поэтому промывка подпирающего механизма и зольника должна быть регулярной.
Рекомендуется устанавливать клапана таким образом, чтобы колпачок был направлен вверх. Для работы потребуется гаечный ключ, стыковка спускового механизма монтажным шестигранником. Нельзя держать корпус при установке рычажным ключом, так нарушается целостность оболочки и придется покупать новый клапан для сброса воздуха.
Как выбрать и установить воздушный клапан для отопления
Воздушные пробки — самая простая и, тем не менее, самая частая причина аварий систем отопления. Желательно еще на стадии проектирования предусмотреть установку воздушного клапана для отопления, чтобы избежать внезапных проблем.
Причины и последствия воздушных пробок в открытой системе отопления с естественной циркуляцией
Если в системе правильно спроектированы уклоны труб, то весь воздух будет стравливаться через открытый расширительный бачок, который находится в верхней точке отопительного контура. Причин для воздушной пробки может быть несколько:
- После ремонта в радиаторах отопления остался воздух;
- Неправильное (слишком быстрое) заполнение системы при пуске;
- Контур заполняется водой через расширительный бак;
- При нагревании из воды начинает выделяться воздух, который до этого был в растворенном состоянии;
- Вода при заполнении контура подавалась сверху.
Последствия предугадать нетрудно — остановка циркуляции, холодные батареи, быстрое коррозирование внутренней поверхности элементов системы. Чтобы этого избежать, достаточно на всех радиаторах поставить ручные воздухоотводчики — краны Маевского.
Причины и последствия воздушных пробок в закрытой системе отопления с принудительной циркуляцией
Причины те же, что и для открытой системы, а также:
- Разболтанная крыльчатка циркуляционного насоса может «хватать» воздух в процессе работы;
- Если горячая вода подводится к расширительному баку сверху, то воздух может попадать в систему через трещины или разрывы в мембране бака.
Воздушная пробка в замкнутом контуре приведет к повышению давления в системе отопления и срабатыванию предохранительного клапана. Клапан раз за разом будет стравливать воду, пока не прогорит котел или не разорвет трубы отопления. Поэтому требования безопасности к закрытым системам значительно строже. В частности, для спуска воздуха замкнутый контур оборудуется не только ручными кранами Маевского, но и автоматическими воздушниками. Один из таких автоматических клапанов входит в группу безопасности. Группа ставится на подаче воды, сразу после котла.
Важно! Прохудившийся трубопровод или радиатор не могут стать причиной воздушной пробки. Работающая система, что замкнутого, что открытого типа, находится под давлением. Воздух никогда не пойдет в сторону более высокого давления — это противоречит всем законам физики.
Автоматический воздухоотводчик
На рынке представлены в основном итальянские и немецкие модели автоматических воздушников. Это – Caleffi, Pettinaroli, Valtec, Watts, Oventrop и Flamco. В основном встречаются воздушные клапаны так называемого поплавково-клапанного типа.
Конструкция
В корпусе из латуни или нержавеющей стали находиться поплавок. К нему одним из краев присоединен простейший шарнирный механизм, который имеет название «коромысло». К другому краю механизма прикреплена игла (стержень). Когда корпус заполнен водой, то игла находится в спокойном состоянии и клапан остается перекрыт. Но как только в корпусе воздухоотводчика накапливается воздух, то уровень воды, а вместе с ним и поплавок, опускается. Игла вместе с «коромыслом» приходит в движение. Когда игла заходит в подпружиненный золотник, то нажимает на шток, который перемещаясь, открывает отверстия для выпуска воздуха. Так работает автоматический воздушник.
Монтаж
Дополнительно к воздушному клапану, который входит в группу безопасности котла, следует установить автоматический воздухоотводчик в самой верхней точке контура. Монтаж можно производить как на вертикальном, так и горизонтальном трубопроводе. Для этого подвод теплоносителя в воздухоотводчик производитель делает как нижним торцевым, так и нижним радиальным. Рабочее положение автоматического воздушника всегда вертикальное.
Чтобы была возможность снять автоматический воздухоотводчик, не опорожняя всю систему, его резьбовую часть (G1/2″, G1/4″) присоединяют к трубе отопления через клапан-отсекатель.
Это несложное устройство представляет собой бобышку с пластиковой заслонкой. При ввинчивании воздухоотводчика заслонка автоматически открывается, при вывинчивании — закрывается.
При монтаже воздухоотводчика используют обычный рожковый ключ, нижняя часть корпуса воздушника выполнена в форме шестигранника. Во время установки колпачок воздушного ниппеля должен быть перекрыт.
Неисправности клапана и способы их устранения
Из-за высокого солесодержания теплоносителя игла может обрастать накипью и воздухоотводчик начинает протекать. Чтобы очистить от накипи и ржавчины воздушник, его выкручивают, предварительно изолировав и слив воду с части трубопровода. Если на штуцере стоит отсекатель, то воду не сливают. Клапан разбирают, промывают, аккуратно очищают иглу. В процессе сборки уплотняют между собой части корпуса.
Чтобы автоматический воздухоотводчик не засорялся, имеет смысл поставить непосредственно перед ним механический фильтр.
Очень часто воздухоотводчик делают разборным. Соединение корпуса и крышки происходит через специальное кольцо. Если оно разрушается, то это приводит к протечке. Купить такое кольцо в розницу вряд ли получиться. Проще воспользоваться фум-лентой или силиконовым герметиком.
Если воздушник смонтирован с отклонением от вертикали, то он будет подтекать. Тут одно спасение — демонтировать, заглушить штуцер и установить в новом месте строго вертикально.
Причиной течи может быть перекосившийся поплавок. Его легко поправить самому, при разборке.
Конструкция и принцип работы ручного воздушного клапана
Игольчатый ручной воздушный клапан также называют краном Маевского. Его устройство:
- Латунный корпус (пробка) с наружной резьбой 1/2 // или 3/4 // для подсоединения к радиатору. В корпусе два отверстия для выпуска воздуха Ø 2 мм — одно в торце корпуса, второе — на боковой стенке;
- Латунный запорный винт. С одной стороны винта — паз под шлицевую отвертку, с другой стороны винт обработан под конус, закрывающий воздушное отверстие (положение «закрыто»);
- Пластиковый кожух.
В продаже можно встретить так называемый «кран под руку». Чтобы им пользоваться не нужен ни ключ, ни отвертка — пробка легко откручивается рукой.
Для отвода воздуха из корпуса нужно выкрутить винт. Для этого можно, конечно, воспользоваться отверткой, но есть специальные ключи, которые чаще всего идут в комплекте. После нескольких оборотов конус винта выходит из торцевого отверстия и в полость корпуса поступает воздух, который сразу же стравливается через второе боковое отверстие. Главное — не спешить перекрывать кран. Около 30 — 40% воздуха должно выйти с водой, так что нужно запастись временем, тазиком и тряпками. После того как будет выпущен воздух, нужно долить в систему потерянную воду.
Монтаж
В современных алюминиевых или биметаллических радиаторах отопления уже предусмотрено отверстие под установку крана Маевского. Его можно найти на стороне противоположной подаче теплоносителя, сверху. Скорее всего, там уже стоит гайка под установку. В нее вкручена пластиковая заглушка. После ее удаления на это место монтируют воздушный клапан. Перед этим резьбу крана необходимо уплотнить резиновой или силиконовой прокладкой.
Установка крана Маевского на чугунную батарею значительно сложнее. Начнем того, что эти клапаны значительно мощнее тех, что стоят на алюминиевых радиаторах — они выдерживают давление до 16 атмосфер и температуру 150 С°. Последовательность действий:
- Слить воду с радиатора;
- В верхней заглушке чугунной батареи прорезать отверстие и нарезать резьбу, ответную наружной резьбе воздухоотводчика;
- Вкрутить кран Маевского;
- Добавить воду в систему.
Неисправности и способы их устранения
В случае неисправности крана появляется течь. Причин тому может быть несколько:
Автоматический воздухоотводчик — принцип работы и подбора
Образование воздушных пробок – это характерная особенность для систем водяного отопления. С этой проблемой сталкивались все, кто жил в домах или квартирах с таким отоплением. В открытых системах она решается просто – воздух выходит естественным путем. А для закрытых систем водяного отопления, в том числе централизованного, нужно применять специальные устройства, чтобы избавиться от воздуха в тепловых магистралях. Такими устройствами являются ручные и автоматические воздухоотводчики.
Образование газов в системе отопления
В центральных системах отопления воздух есть всегда. После окончания отопительного сезона теплоноситель сливается, в системе остается воздух. Его избыток нужно стравливать, когда осенью система опять заполняется водой. Аварии и некачественные уплотнения запорной аппаратуры тоже являются источниками поступления воздуха в тепловые магистрали.
В неправильно спроектированных автономных системах отопления уже во время эксплуатации возможен подсос воздуха извне.
В процессе подпитки системы в нее попадает растворенный в воде воздух, выделяющийся в виде пузырьков в местах с низким давлением и небольшой скоростью теплоносителя.
В самом теплоносителе содержится кислород, который выделяется при нагреве.
Некоторые металлы в системе, например, алюминий, способствуют выделению из воды водорода.
Образовавшиеся газы и выделяющийся воздух поднимаются и скапливаются в местах, где затруднено их прохождение. Отсюда и воздушные пробки.
Чаще всего местами скопления газов являются верхушки секций радиаторов отопления. Воздушные пробки мешают нормальной циркуляции теплоносителя, и несколько последних секций радиатора остаются холодными из-за того, что в них не поступает нагретый теплоноситель. Поэтому в каждый отопительный прибор установлен ручной воздухоотводчик. Это, как правило, кран Маевского, который появился в системах центрального отопления в 1933 году. В технической документации он называется радиаторным игольчатым воздушным клапаном.
Сегодня уже применяются более сложные автоматические клапаны, с помощью которых воздух из системы отводится сам.
Где нужно устанавливать воздухоотводчики
В закрытых системах отопления, чтобы обеспечить вывод воздуха из них, соблюдают определенные правила монтажа:
- Трубы с горячим теплоносителем прокладываются так, чтобы совпадало направление движения выделившегося воздуха и воды, то есть нагретый теплоноситель поднимался от главного стояка к удаленным;
- Воздухосборники устанавливаются в высшей точке. Выделение растворенного воздуха происходит при снижении скорости теплоносителя, а она самая низкая именно в верхней точке;
- Устройства для стравливания воздуха устанавливаются в местах наиболее вероятного скопления газов, например, при поворотах и переходах на меньший диаметр трубы, и на каждом радиаторе отопления.
Газоотводчики обязательно устанавливают на алюминиевых радиаторах отопления. В результате химической реакции при контакте теплоносителя с алюминием образовывается водород, который необходимо отводить.
Несколько в меньшем объеме, но та же проблема существует и для частично биметаллических радиаторов, ведь алюминий присутствует и в них.
В полностью биметаллических радиаторах контакта алюминия с теплоносителем нет, но производители настойчиво рекомендуют устанавливать газоотводчики и на них.
Стальные панельные радиаторы из-за специфической конструкции уже на заводе комплектуются воздухоспускными клапанами.
На чугунных радиаторах старых форм и трубчатых конструкциях газоотводчики неэффективны. Поскольку в них удаление воздуха происходит только с некоторой частью теплоносителя, эффективно работают только стандартный или шаровый кран.
Устройство автоматического воздухоотводчика
Принцип работы автоматического воздушного клапана построен на использовании силы тяжести поплавка. Если поплавок поднят, то кран закрыт, а открытие клапана происходит, когда поплавок опускается вниз.
В латунном корпусе поплавок из нержавеющей стали или полипропилена соединяется через коромысло с подпружиненным золотником. Если в корпус воздухоотводчика поступает воздух из системы, поплавок отжимается вниз, золотник открывает отверстие для сброса газов. По мере убывания воздуха корпус заполняется водой, поплавок поднимается и золотник, перемещаясь, закрывает отверстие. Запорный колпачок на штуцере золотника предотвращает утечку теплоносителя в случае поломки устройства и защищает от пыли и грязи отверстие для сброса воздуха.
В последнее время появились устройства с функцией принудительного закрытия воздушного клапана, чтобы была возможность удаления воздуха только под контролем специалиста. Обратный клапан специальной конструкции, выполняющий функции встроенного автозапора, позволяет ремонт и замену воздухоотводчика без отключения системы отопления.
Автоматический воздушный клапан любой конструкции может функционировать при температурах от -10 до + 120 °C, но требует ухода, периодического осмотра, прочистки или замены. Чтобы автоматический воздухоотводчик работал надежно и без сбоев, он должен находиться под гидростатическим давлением, то есть должны выдерживаться требования к рабочему давлению в системе отопления.
Характеристики автоматических воздухоотводчиков
Первой характеристикой устройства является внутренний диаметр соединительного элемента, то есть диаметр подключения. Самые распространенные диаметры, с которыми изготавливаются воздухоотводчики, это 1/2” и 3/4” (полдюйма и три четверти дюйма), которые в метрической системе единиц считаются в миллиметрах и обозначаются соответственно Dу 15 и Dу 20.
Также автоматические устройства характеризуются параметрами:
- рабочая температура. Чаще всего выпускаются устройства с температурой рабочей среды 100– 110 °C ;
- давление срабатывания. Как правило, автоматические воздухоотводчики рассчитаны на 10 бар, то есть 16 атм.
Отдельно обычно указываются материалы, из которых изготовлены корпус, поплавок и пружина. В основном пружина, как и корпус, изготавливается из латуни, а поплавок – из полипропиленовой смолы.
Автоматические воздухоотводчики различаются по видам резьбы, которая может быть наружная или внутренняя. По конструкции они бывают прямые и угловые.
Установка автоматических воздухоотводчиков
На радиаторах отопления чаще всего устанавливаются угловые модификации, хотя есть и специальные модели, предназначенные только для отопительных приборов. Если диаметр коллектора радиатора не соответствует соединительному диаметру воздушного клапана, используются переходники.
Если в конструкции воздухоотводчика не предусмотрен отсечной клапан, то его можно приобрести отдельно и установить в отопительный прибор, а затем уже к нему подсоединить воздухоотводчик. Особенно важен такой способ монтажа в централизованной системе отопления, когда можно снимать и чистить автоматическое устройство без слива теплоносителя. Тем более, что именно в таких системах вода имеет различные примеси и химические компоненты, которые засоряют золотник и подпирающий его механизм. Поэтому чистить воздухоотводчик приходится часто.
Воздухоотводчик устанавливается вертикально, защитным колпачком вверх, в самых высоких точках трубопровода и нагревательных приборов, в местах, где возможно скопление воздуха. В конструкции корпуса предусмотрен монтажный шестигранник, за который и производится установка прибора обычным гаечным ключом. Монтаж за корпус рычажным ключом категорически запрещен, так как это приводит к повреждению корпуса и, следовательно, к нарушению работоспособности всего устройства.
Радиатор отопления должен устанавливаться с небольшим наклоном, чтобы поднять секцию радиатора, в которую устанавливается воздухоотводчик. Этот нехитрый прием позволяет облегчить выход воздуха к прибору.
Воздухоотводчики – это необходимые элементы любой системы отопления наравне с радиаторами и котлом. В системах, где газы скапливаются регулярно, автоматические газоотводчики позволяют поддерживать в рабочем состоянии все элементы и температуру в помещениях без постоянного контроля.
Устройство автоматического воздушного клапана для отопления
В трубопроводах и устройствах водяного отопления постоянно в различном количестве находится воздух. Он выделяется из теплового носителя (вода имеет в своем составе кислород в растворенном виде), попадает через стенки пластиковых труб и остается в центральных магистралях во время наполнения системы. Удаление появляющихся пузырей — это главная задача, которую решает воздушный клапан для отопления.
Клапан на батарее отопления для сброса воздуха позволяет избавляться от газов, скопившихся в центральном трубопроводе и батареях. Завоздушивание отопительной системы может происходить по нескольким основным причинам, в числе которых:
- 1. Из-за очень быстрого наполнения контура тепловым носителем вода в системе не успевает вывести воздушные массы естественным способом. Теплоноситель необходимо заполнять с нижней точки, чтобы воздух выводился кверху и выходил через открытый спускник.
- 2. По причине повышенного количества растворенных газов в тепловом носителе, для которого не проводились специальные подготовительные мероприятия — деаэрация. Растворимость газов происходит с учетом температуры среды, и во время нагрева жидкости воздух отделяется от теплоносителя и накапливается, образуя пробки.
- 3. Процесс проведения ремонтных работ, которые связаны с заменой различных элементов без полного слива жидкости, когда ремонтируемый контур или отопительный прибор отсекается от всей системы, а после подсоединяется обратно.
- 4. В результате попадания воздушных масс через стенки пластиковых труб, если они изготовлены из материала без антидиффузионного покрытия. Во время организации трубопровода этот нюанс необходимо непременно учитывать.
- 5. Вследствие процесса коррозии во время контакта кислорода с металлом из воздушных молекул освобождается водород, который тоже начинает накапливаться в отопительной системе.
- 6. Во время нарушения герметичности.
Растворенный в тепловом носителе воздух со временем выводит из строя металлические трубы и батареи, а также стальные элементы котла отопления. Коррозионное действие воздуха, который был вначале растворен в воде, а после отделился во время повышенных температур, значительно выше показателей атмосферного воздуха из-за высокого количества кислорода.
Образовавшиеся в трубах газы не только начинают провоцировать или ускорять процесс коррозии металлических элементов, но и создают воздушные пробки, которые мешают системе отопления нормально функционировать:
- 1. Газовые пробки играют роль теплоизолятора, и если воздух образовался на верхнем участке радиатора, то он хуже нагревается и передает в комнату меньшее количество тепла.
- 2. По причине пробок снижается циркуляция теплового носителя, в отдельных случаях перемещение воды по трубопроводу может быть полностью заблокировано. В этой ситуации отопительные устройства быстро охлаждаются.
- 3. Насосы для передвижения теплового носителя по контуру не рассчитаны на циркуляцию воздуха, во время работы с завоздушенной жидкостью крыльчатка и подшипники оборудования подлежат износу намного быстрее.
- 4. При наличии газовых пробок передвижение воды по отопительному контуру начинает сопровождаться журчанием и булькающими звуками, это причиняет акустический дискомфорт в помещении.
Специальный клапан для сброса воздуха из системы отопления позволяет решить проблемы, которые связаны с появлением пробок. Главное — правильно выбрать оборудование и определить участки установки воздухоотводчиков.
Для избавления от пробок в центральной отопительной магистрали предусмотрен монтаж кранов для сброса на крайних батареях в каждом контуре. Автоматические воздушные клапаны для системы отопления позволяют осуществить стравливание воздуха, который вытесняется в крайнюю точку контура во время наполнения системы тепловым носителем.
Автономные системы отопления, а также новые батареи, которые подключены к центральной тепловой сети, оборудуются специальными воздухоотводными клапанами. Выделяют два вида этого оборудования — ручной кран Маевского и автоматический воздухоспускной клапан.
Приборы выбираются с учетом удобства эксплуатации и принципа работы, устанавливают их на тех участках контура отопления, на которых находится максимальный риск образования газовых пробок — на верхний коллектор всех батарей, а также в наивысшей точке отопительной системы.
Автоматический воздушник в системе отопления состоит из цилиндра, в котором внутри находится пластмассовый поплавок. Прибор монтируется вертикально, его внутренняя часть в нормальном режиме наполнена тепловым носителем, который под напором передвигается через нижнее отверстие камеры.
Автоматический спускной клапан отопления оборудован игольчатым штоком — именно к последнему на рычаге закрепляется поплавок.
Если в трубе появляется пробка, то воздух начинает устремляться к наивысшей точке батареи либо контура отопления в общем. Если на этом участке расположен клапан, который работает в автоматическом режиме, то тепловой носитель из внутренней камеры выталкивается воздухом. Во время вытеснения воды поплавок начинает опускаться, открывая клапан, вследствие этого выходят газы из труб или радиаторов, и камера заново наполняется жидкостью.
Автоматический сбрасыватель воздуха со временем обрастает накипью и заиливается. Это приводит к неправильной работе устройства, потере герметичности конструкции — через клапан начинает протекать вода. Этот прибор нуждается в замене — автоматические устройства являются неремонтопригодными. Число устанавливаемых отводчиков будет зависеть от особенностей установленной системы отопления.
Устройство используется для монтажа:
- на наивысшем участке вертикальных стояков — именно здесь собирается воздух;
- в схеме группы безопасности котла на выходящем трубопроводе, где тепловой носитель имеет максимальную температуру;
- на П-образные петли, которые организуются для компенсации расширения труб;
- на коллекторы теплого пола, чтобы была возможность выводить воздух из контура.
Ручной клапан для сброса воздушных масс также известен как кран Маевского. В этой конструкции нет подвижных частей, потому она является намного надежнее и долговечнее, в отличие от автоматических приборов. Корпус воздухоотводного цилиндрического клапана оборудован внешней резьбой. Продольное отверстие в этой конструкции закрывается винтом, который имеет форму конуса на окончании. От центрального сквозного отверстия отводится круглый канал.
Принцип работы ручного вентиля довольно прост: откручивание винта открывает отверстие, через которое образовавшийся воздух выводится наружу с помощью канала в корпусе. После вывода газовой пробки винт вкручивается в изначальное положение. Ручные сбрасыватели воздуха в стандартном изготовлении изначально были разработаны для установки на трубопровод. Однако огромный спрос имеют краны Маевского, устанавливающиеся на отопительные панельные и секционные устройства.
В идеале воздух поднимается к наивысшим участкам контура, где находятся сбрасыватели, и стравливается клапанами. Но как показала практика, ошибки во время прокладки труб либо проектирования системы приводят к образованию пробок на труднодоступных участках. Для того чтобы избавиться от этой пробки, нужно отыскать ее месторасположение — по журчанию теплового носителя, который проходит через завоздушенные места, по более низкой температуре трубопровода или батарей, по глухому звуку во время простукивания отопительных труб.
Вывести пробку сможет помочь увеличение температуры теплового носителя либо давления в системе. Для действия давлением нужно открыть подпиточный кран, а также ближайший к пробке спускной механизм (с учетом движения потока). Поступающая в контур жидкость увеличивает давление, заставляя перемещаться пробку. Удостоверившись, что пробка ушла через кран (не слышно характерного шипения), систему переводят в нормальный режим работы.
В сложных случаях можно на пробку действовать одновременно температурой и давлением. Тепловой носитель запрещается нагревать выше максимально допустимых критических показателей, чтобы не испортить отопительную систему. Постоянное образование пробки на одном участке говорит о некорректной установке или просчетах во время проектирования. Необходимо поставить в проблемной зоне отводчик воздуха, врезав тройник в трубу.
Главный недостаток автоматических воздушников — отверстие для выпуска газа зачастую зарастает кристаллами соли. В таком случае либо перестает выходить воздух, либо кран начинает «плакать». Так или иначе, необходимо устройство демонтировать и почистить.
Чтобы это выполнить без остановки всей отопительной системы, устанавливают автоматические сбрасыватели одновременно с обратными. Первым устанавливают обратный кран, сверху него — воздушный. Если требуется, то автоматический воздухосборник просто снимают, конструкцию разбирают, очищают и собирают заново. После чего прибор снова готов стравливать газообразные вещества.
Клапаны сброса для отопительной системы могут находиться в составе схемы безопасности либо в комплекте коллектора для системы «теплый пол» или же поставляться одновременно с отопительными приборами. Автоматические воздушники выбираются с учетом рабочих характеристик (возможное давление и температурный режим), они обязаны соответствовать показателям системы отопления. По своей конструкции эти сбрасыватели делятся на вертикальные и горизонтальные, угловые и прямые приборы.
Опытные мастера советуют выбирать автоматические воздушники с выхлопным патрубком, который направлен кверху. По отзывам, изделия с боковым выходом начинают протекать намного чаще. Помимо этого, во время монтажа нужно четко соблюдать вертикальное расположение корпуса.
Ручные краны отличаются способом выкручивания винта:
- с головкой под плоскую отвертку (наиболее безопасный и удобный способ);
- с несъемной ручкой (нельзя устанавливать на участке, который доступен для маленьких детей, чтобы не допустить возможность ожога горячим тепловым носителем);
- со штоком под специально сделанный ключ (недостаток заключается в том, что ключа в необходимый момент может не находится рядом).
Такое простое, но очень важное устройство, как клапан сброса воздуха, выбрать несложно. Тем более, если оно находится в комплекте с иным оборудованием. Когда же необходимо выбирать автовоздушник отдельно, то необходимо также не забывать о качестве материала, из которого изготовлено изделие. Нужно остерегаться разных силуминовых подделок, имитирующих латунные модели.