Оформление СБКТС с устройством ЭРА-ГЛОНАСС
Оформление СБКТС с устройством ЭРА-ГЛОНАСС
Покупка за рубежом подержанных автомобилей и импорт их на территорию РФ достаточно распространены в нашей стране как среди автолюбителей и автодилеров, так и среди компаний, использующих в работе специализированные транспортные средства. Основной поток импортируемого транспорта идет из Японии, Китая, Германии, США. При этом с начала 2017 года вступили в силу новые положения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), предусматривающие изменения при ввозе автомобилей на территорию ЕАЭС.
Импорт транспортных средств только с ЭРА-ГЛОНАСС
С 1 января 2017 года все импортируемые транспортные средства, которые относятся к категориям M и N (М — легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства, N — транспортные средства для грузоперевозок) в соответствии в техрегламентом (пункт 5 Приложения № 4 ТР ТС 018/2011) должны быть оборудованы устройством вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) ЭРА-ГЛОНАСС с кнопкой SOS.
Временное исключение действует только в отношении праворульных автомобилей, импортируемых на территорию Дальневосточного федерального округа РФ.
Что такое устройство ЭРА-ГЛОНАСС?
ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой специальную систему, которая позволяет оперативно вызвать экстренные службы на место в случае дорожно-транспортного происшествия. Данные меры по установке устройств приняты законодательно для того, чтобы изменить ситуацию на дорогах, так как по статистике именно в ДТП ежегодно погибает большое количество людей.
ЭРА-ГЛОНАСС как обязательное условие
Установка системы вызова экстренных оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС является теперь обязательным условием для оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), без которого невозможно пройти таможенный контроль, получить паспорт технического средства (ПТС) и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД.
Информация об оснащении транспортного средства УВЭОС должна указываться в СБКТС, а также и в ПТС в раздел «Особые отметки», по этому поводу еще в конце 2016 года ФТС дала официальное разъяснение.
Для других видов транспортных средств (прицепы, полуприцепы, мототранспорт), для которых также требуется получение СБКТС, устанавливать систему экстренного оповещения не требуется.
Таким образом, процедура таможенной очистки для импортируемого транспортного средства в настоящее время сейчас должна проходить по следующему алгоритму ( временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации ):
обращение в сертифицированный центр (агент «ЭРА-ГЛОНАСС») для заключения договора и приобретения УВЭОС;
обращение в экспертный центр для оформления СБКТС на основании предоставленных документов (в пакет документов обязательно должна быть включена копия договора о приобретении устройства ЭРА-ГЛОНАСС);
обращение в таможню для таможенного оформления транспортного средства и получения ПТС на основании предоставленных документов (в пакет документов обязательно должны быть включены СБКТС и копия договора о приобретении устройства ЭРА-ГЛОНАСС);
обращение в специализированный центр для установки устройства ЭРА-ГЛОНАСС и его идентификации в системе (номер выданного устройства и сведения о транспортном средстве, на котором оно будет установлено, заносятся в глобальную базу данных);
обращение в ГИБДД для регистрации транспортного средства.
При этом, поскольку к нововведениям многие участники рынка не были готовы, возникает много текущих вопросов по установке ЭРА-ГЛОНАСС и оформлению СБКТС. Для получения подробной индивидуальной консультации обращайтесь к специалистам «ГлобалСертСервис».
Продажа автомобилей без системы ЭРА ГЛОНАСС с 22 сентября 2021 года
С 1 января 2017 года все автомобили, выпускаемые в обращении на территории России (и Таможенного союза), должны оборудоваться устройством или системой вызова экстренных оперативных служб (ЭРА ГЛОНАСС).
В данной статье речь пойдет о том, что до конца 2021 года автомобили допускается выпускать в обращение без системы ЭРА ГЛОНАСС. То есть, если Вы планируете купить новый автомобиль до конца текущего года или в начале следующего года, когда еще будут продаваться машины этого года, то может оказаться, что тревожной кнопки в этом автомобиле не будет. Разберемся, что делать в этом случае.
Информация о нормативном документе
2021.09.10 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.08.2021 N 101 «О внесении изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877» опубликовано на официальном сайте ЕАЭС 23 августа 2021 года. Документ вступает в силу 22 сентября 2021 года.
Выпуск в обращение без системы ЭРА ГЛОНАСС
3.2.5. До 31 декабря 2021 г. включительно допускается не оснащать устройством или системой вызова экстренных оперативных служб транспортные средства (шасси) категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей), которые изготовлены на таможенной территории Евразийского экономического союза и в отношении которых действуют одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).
Данный пункт говорит о том, что до конца 2021 года допускается не устанавливать устройство или систему вызова экстренных оперативных служб на транспортные средства, с учетом следующих особенностей:
1. Пункт 3.2.5 распространяется на все категории транспортных средств: автобусы, грузовики, легковые машины. Однако есть и два исключения, для которых тревожная кнопка остается обязательной: транспорт для перевозки опасных грузов и транспорт для перевозки детей.
2. Пункт 3.2.5 распространяется только на транспортные средства, изготовленные в Евразийском экономическом союзе (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация). Для автомобилей, ввозимых из прочих государств, тревожная кнопка остается обязательной.
3. Пункт 3.2.5 распространяется только на транспортные средства, для которых действует ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Если какая-то марка выводит на рынок новую модель и получает для нее новый ОТТС, то для этой модели тревожная кнопка является обязательной.
Кроме того, важно понимать, что возможность не устанавливать систему вызова экстренных оперативных служб — это право, а не обязанность автопроизводителей. То есть, завод-изготовитель должен самостоятельно решить, будет ли он устанавливать данную систему на транспортные средства или нет.
Примечание. В настоящее время нет точной информации о том, почему именно законодатели решили отказаться от установки тревожной кнопки во второй половине 2021 года. Однако можно предположить, что в настоящее время существует дефицит подобных устройств. И чтобы не останавливать производство автомобилей введено рассматриваемое сегодня исключение.
Что делать, если в автомобиле отсутствует тревожная кнопка?
Отсутствие в автомобиле устройства для вызова экстренных оперативных служб является довольно серьезным недостатком. Ведь именно система ЭРА ГЛОНАСС позволяет получить выплаты по ОСАГО в размере до 400 000 рублей при самостоятельном оформлении ДТП. Также тревожная кнопка позволяет самостоятельно оформить ДТП при наличии разногласий водителей.
Так что устройство ЭРА ГЛОНАСС является довольно полезным для водителя.
Перейдем ко второму абзацу пункта 3.2.5:
Указанные транспортные средства (шасси) должны быть дооснащены устройством или системой вызова экстренных оперативных служб изготовителем транспортного средства (шасси) до 30 июня 2022 г.
Данный пункт говорит о том, что если автомобиль выпущен в обращение во второй половине 2021 года и у него нет тревожной кнопки, то он должен быть дооснащен этой кнопкой до 30 июня 2022 года. Причем дооснащение должно быть произведено изготовителем автомобиля.
Скорее всего, на практике это будет выглядеть так. По мере появления запчастей автодилеры будут обзванивать покупателей автомобилей и предлагать им приехать в сервисный центр для установки системы вызова экстренных оперативных служб. Так что покупатели в итоге должны получить автомобили со всеми заявленными функциями.
Естественно, для этого придется дождаться появления комплектующих и потратить время на посещение дилерского центра. То есть минусы будут и для покупателей.
Кроме того, нормативный документ ничего не говорит по поводу того, должна ли установка устройства вызова экстренных оперативных служб быть платной или бесплатной.
Особенности покупки автомобиля без системы вызова экстренных служб
Рассмотрим третий абзац пункта 3.2.5:
Реализация таких транспортных средств (шасси), выпущенных в обращение с даты вступления настоящего Решения в силу до 31 декабря 2021 г. без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, осуществляется при условии обязательного информирования потребителей о необходимости дооснащения транспортного средства (шасси) устройством или системой вызова экстренных оперативных служб и указания в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства) соответствующей информации.
Во-первых, при покупке автомобиля без системы ЭРА ГЛОНАСС покупатель должен быть проинформирован о том, что нужно дооснастить автомобиль такой системой.
Во-вторых, в электронный ПТС автомобиля вносится информация о том, что устройство вызова экстренных оперативных служб отсутствует.
В заключение хочу отметить, что если Вы планируете приобрести новый автомобиль во второй половине 2021 года и у Вас есть на выбор две одинаковые машины, на одной из которых тревожная кнопка установлена, а на другой — нет, то имеет смысл взять первый автомобиль. С одной стороны, автомобиль будет выпущен на несколько месяцев раньше, однако, с другой стороны, Вам не придется впоследствии тратить время на дооснащение.
Если же выбора нет и Вам предлагают только автомобиль без ЭРА ГЛОНАСС, то не забудьте дооснастить автомобиль указанной системой до 30 июня 2022 года.
Нормативная правовая база в области тахографического контроля
Изменения в законодательстве об установке тахографов
Принятые Приказы Минтранса России (№ 273 от 21.08.2013, № 470 от 17.12.2013) определяют новый порядок оснащения и ограничивают перечень транспортных средств в части установки тахографического оборудования
Установка бортового навигационно-связного ГЛОНАСС-оборудования, в том числе тахографов, регламентируется государством.
В составе нормативно-правовой документации:
Постановление №641 Правительства РФ от 25 августа 2008 года «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Обязательному оснащению подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов
Приказ №20 Минтранса России от 26 января 2012 года «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS» определяет порядок оснащения транспортных средств категорий M и N аппаратурой ГЛОНАСС
Приказ №285 Минтранса России от 31 июля 2012 года «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов» определяет унифицированные требования к средствам навигации и ГЛОНАСС оборудованию для транспортных средств категорий М и N
С 23 января 2013 года цифровые тахографы стали обязательными к применению перевозчиками пассажиров и опасных грузов в России. Кроме того, с 1 апреля 2013 года наличие цифрового ГЛОНАСС тахографа стало обязательным для всего колесного транспорта, принадлежащего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП). А приказ №36 Минтранса России утвердил технические требования к тахографам.
Приказ №36 Минтранса России от 13 февраля 2013 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» определяет унифицированные требования к тахографам, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля тахографов. Согласно приказу цифровые тахографы должны быть установлены на все автомобильные транспортные средства категории М2, М3, N2, N3
Постановление №720 Правительства РФ от 10 сентября 2009 года «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Согласно регламенту конструкция транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, должна обеспечивать возможность оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Виды таких транспортных средств определяются в порядке, установленном Правительством РФ
Постановление №706 Правительства РФ от 10 сентября 2010 года «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Постановление вносит дополнение: «8.1. Транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации с 23 января 2012 года»
Приказ №319 Минтранса России от 14 декабря 2011 года утвердил «Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха». Приказ разработан во исполнение пункта 8.1 Постановления №706
Федеральный закон №78-ФЗ РФ от 14 июня 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»
Постановление №1213 Правительства РФ от 23 ноября 2012 года «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы»
Комплексные интегрированные решения СпейсТим и ведущих производителей тахографов для владельцев пассажирского и грузового транспорта, объединяющие возможности тахографического контроля и мониторинга транспорта:
Если вы хотите внедрить систему тахографического контроля у себя на предприятии или приобрести ГЛОНАСС оборудование с соответствующим программным обеспечением, то мы готовы проконсультировать вас, подобрать подходящее решение, а так же быстрый, удобный способ доставки и оплаты. Для консультации или покупки выбирайте удобный для вас способ:
Позвоните в центральный офис в Москве +7 (495) 782-39-14
Сроки оснащения транспортных средств тахографами
В соответствии с требованиями российского законодательства:
приказом Минтранса России №36 от 13.02.2013 г. об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства,
приказом Минтраса России №273 от 21.08.2013 г. об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами,
приказом Минтранса России №470 от 17.12.2013 г. о внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. №36»,
тахографическим оборудованием, использующим средства криптографической защиты информации (блок СКЗИ), в обязательном порядке оснащаются:
грузовики категорий N2 и N3, перевозящие опасные грузы (до 1 апреля 2014 г.)
грузовики категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок (до 1 июля 2014 г.)
автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров (до 1 июля 2014 г.)
грузовики категории N3, перевозящие неопасные грузы (до 1 сентября 2014 г.)
грузовики категории N2, перевозящие неопасные грузы (до 1 апреля 2015 г.)
Таблица сроков оснащения транспортных средств тахографами
В соответствии с Приказом Минтранса России № 36 тахографы устанавливаются в обязательном порядке на все транспортные средства категории М2, М3, N2, N3. С 1 апреля 2014 года введена административная ответственность за неоснащение транспорта тахографическим оборудованием в размере от 1 до 3 тыс. для водителей, и от 5 до 10 тыс. руб – для должностных лиц. Напомним, что тахографическое оборудование устанавливается для измерения и регистрации скорости движения, направления движения и местоположения транспортного средства, а также для контроля графика работы и отдыха водителей в режиме реального времени.
По вопросам приобретения телематических модулей для интегрированных тахографических систем:
МИР ГЛОНАСС
Что представляет собой система
По сути ЭРА-ГЛОНАСС – это устройство, которое считывает изменения, происходящие с транспортом. Оборудование способно различать:
- столкновения;
- переворот транспортного средства;
- прочие аварийные ситуации.
Установленная «тревожная кнопка» синхронизирована со смартфоном хозяина автомобиля. Он получает доступ к информации посредством интернет-соединения или при помощи смс. Экстренное сообщение будет отправлено службам спасения. Оно содержит данные о скорости движения в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия, сведения о перегрузке, числе пассажиров, пристегнутых ремнем безопасности, а также информацию о местонахождении авто.
Предполагается, что установка экстренной системы оповещения позволит решить ряд проблем:
- снизит количество ДТП со смертельным исходом;
- ускорит прибытие экстренных служб на место аварии;
- стабилизирует дорожную ситуацию и обезопасит участников движения.
ФЗ № 395 об обязательной установке ГЛОНАСС: официальный текст и этапы реализации
С момента принятия ФЗ 395 в законопроект неоднократно вносили изменения. В 2015 г. расписали способ внедрения ГЛОНАСС в промышленную эксплуатацию и правила использования системы.
Уже в 2017 г. официально запретили продажу новых транспортных средств, которые не оборудованы системой. Обязательная установка проводится, если автомобиль поступил из стран Евросоюза или был выпущен с конвейера в России. Согласно законодательным нормам, на границе не пропустят транспорт, если он не оборудован ЭРОЙ-ГЛОНАСС.
Есть и определенная лазейка, действующая до конца 2019 г. Производители могут продлить акты одобрения автомобилей сроком на 3 года. В этом случае установка оборудования необязательна. Но уже в 2020 году все новые машины должны быть оснащены системой экстренного оповещения.
С 2018 года не требуется установка ГЛОНАСС на каждое авто. Обязательное требование распространяется лишь на новые машины. Устанавливать оборудование должен завод-изготовитель либо дистрибьюторы. А вот если транспортное средство с пробегом ввозится из-за границы и владелец лично занимается таможенными вопросами, оплачивать систему ему придется самостоятельно.
Штраф за отсутствие ГЛОНАСС
Чиновники спешат успокоить недовольных автолюбителей – в ближайшее время им не придется платить никаких штрафов за отсутствие «тревожной кнопки». В первую очередь это относится к владельцам личного легкового транспорта. Поскольку на старые машины установка системы необязательна, а новые оснащает сам производитель, автолюбителям не нужно беспокоиться о возможных санкциях.
Другие правила будут действовать в отношении коммерческого транспорта. В первую очередь речь идет о грузоперевозках, пассажирских перевозках и крупногабаритных автомобилях. Сегодня они оборудованы тахографами, но представители власти считают, что этого недостаточно.
Предполагается поэтапное введение новых норм. Владельцы транспорта, на котором установлены тахографы, получат право использовать их в течение 7 лет, а вот таксистам и предпринимателям, занимающимся перевозками пассажиров в общественном транспорте, необходимо было оборудовать автомобили «тревожными кнопками» до 1 июля 2018 года. В случае отсутствия системы ГЛОНАСС или тахографа им придется заплатить штраф в размере 50 тыс. руб.
Последняя редакция законопроекта, полный список штрафных санкций и даты поэтапного внедрения автоматизированной системы можно узнать, если скачать ФЗ об установке ГЛОНАСС по следующей ссылке. Рекомендуем ознакомиться с нормами не только предпринимателям, занимающимся грузоперевозками, но и владельцам личного транспорта.
Порядок установки системы ГЛОНАСС: пошаговая инструкция
Производители машин, как и владельцы личного транспорта, могут обратиться для установки автоматизированного оборудования в один из кредитованных технических центров. Самостоятельное монтирование «тревожной кнопки» не производится. Стоимость установки складывается из трех составляющих:
- цена комплекта оборудования (колеблется в пределах 25 – 30 тыс. руб.);
- стоимость услуг технического центра (в среднем 3 тыс. руб.);
- внесение транспорта в реестр ЭРЫ-ГЛОНАСС (обойдется в 1 тыс. руб.).
Таким образом, оборудование автомобиля технологической системой оповещения обойдется владельцу как минимум в 30 тыс. руб.
Документы для регистрации
Чтобы технический центр принял вашу заявку, недостаточно просто оплатить его услуги. Требуется предоставить документы для регистрации ГЛОНАСС. В обязательный перечень входят:
- договор о приобретении комплекта оборудования (предоставляется ксерокопия);
- заверенный акт о технической безопасности автомобиля;
- паспорт владельца.
Процедура установки
Если вы хотите установить на транспортное средство «тревожную кнопку», соблюдайте следующий порядок действий:
- Приобретается автоматизированная система. Покупка разрешена только у официального изготовителя – АО «ГЛОНАСС». Если вы купите оборудование где-то еще, его не внесут в реестр и, скорее всего, откажутся устанавливать.
- Подается запрос в аккредитованный испытательный центр, чтобы провести проверку транспортного средства.
- Также подается запрос в один из официальных технических центров по установке оборудования (одновременно предоставляются документы).
- Специалисты устанавливают систему, затем регистрируют ее в базе (процедура занимает в среднем полчаса).
- В таможенном отделе владельцу выдают ПТС, после чего в течение 10 суток необходимо зарегистрировать автомобиль в Госавтоинспекции.
Если вы оборудуете подержанный автомобиль, процедура проще. Приобретается комплект, мастер его устанавливает, после чего в АО «ГЛОНАСС» регистрируют систему в базе.
ЭРА-ГЛОНАСС в настоящее время должна быть установлена на всех новых транспортных средствах и автомобилях, предназначенных для грузоперевозок и перевозок пассажиров. Владельцы подержанных машин также могут оборудовать транспорт «тревожной кнопкой», но делать это не обязаны.