Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Масло в системе охлаждения двигателя: причины и методы решения

Масло в системе охлаждения двигателя: причины и методы решения

Проникновение моторного масла в охлаждающую жидкость в автомобиле — явление достаточно часто встречающееся. В случае обнаружения такой проблемы, необходимо обратиться к специалисту для ее устранения.

Устройства, по которым проходят две составляющие — масло и охлаждающее вещество, совершенно герметичны и не зависящие друг от друга, поэтому наличие масляных частиц в охладительной системе не является нормой. При этом особое внимание нужно обратить, если имеется масло в системе охлаждения дизельного двигателя, выяснить причины.

Масло в системе охлаждения двигателя

Первые признаки протечки моторного масла и охлаждающего элемента

Владельцы транспортных средств, периодически обслуживая свой автомобиль, могут столкнуться с некоторыми проблемами, указывающими на тот факт, что в автомобиле протекает жидкость. К ним относят:

  • наличие дыма густой плотности;
  • если изменился цвет моторной жидкости или охлаждающего элемента;
  • при проверке гильз цилиндра обнаружено их искривление;
  • объем охлаждающей жидкости сократился;
  • на масляном фильтре наблюдаются сгустки;
  • появился довольно неприятный запах у охлаждающей жидкости.

Если обнаружены такие признаки, значит нужно найти причину попадания моторного масла в элементы охлаждения.

Почему масло попадает в охлаждающую жидкость двигателя?

После обнаружения первых признаков протечки необходимо определить проблему, которая привела соответствующие устройства автомобиля к такому состоянию. На наличие масла в системе охлаждения автомобильного двигателя влияют следующие причины:

  • в радиаторе или маслоохладителе имеется механическое повреждение;
  • прокладка блока цилиндра или маслоохладителя износилась и потеряла свою эластичность или потрескалась.

Масло в системе охлаждения двигателя

Охлаждающая система и масляный радиатор абсолютно герметичны, но их составляющие элементы (шланги, патрубки) соприкасаются между собой. В местах трения шлангов и прокладок систем возможно возникновение трещин, в результате чего моторная жидкость тут же поступает в охладительную систему транспортного средства или наоборот.

Отдельной причиной попадания масла в антифриз следует отметить использование охлаждающей жидкости, не соответствующей для конкретного автомобиля. Не нужно доливать любой антифриз до необходимого уровня. Разные производители хладагентов используют разнообразные присадки, которые необходимы для поддержания защитного оксидного слоя на гильзе цилиндра.

Используя хладагенты с разными присадками, можно нанести ущерб элементам охлаждения. Недостаточный объем присадок в используемом хладагенте приведет к ускорению химических реакций и деформации системы, а излишнее количество — увеличивает вероятность досрочной коррозии поверхности системы.

Причины попадания моторного масла в систему охлаждения дизельного двигателя

Особое внимание следует уделить дизельному автомобильному мотору. Дизельный двигатель больше загрязняется, когда находится внерабочем состоянии. В процессе охлаждения дизельного двигателя происходят тепловые изменения головки блока цилиндров, приводящие к изменению местоположения прокладок и уплотнителей. Все это является причинами попадания масла в радиатор охлаждения дизельного двигателя и наоборот.

Масло в системе охлаждения двигателя

Водители со стажем могут верно, определить причину протечки. Но и им иногда требуется помощь специализированной сервисной компании. В таких сервисах для определения мест протечки в систему охлаждения добавляется специальная светящаяся жидкость, которая позволяет точно определить место протечки.

Но не всегда таким образом можно найти трещины или место разгерметизации системы. В этом случае специалистам приходиться разбирать всю конструкцию и определять по элементам неисправности.

Как понять, смешались ли моторное масло и хладагент?

Обратиться в сервисную компанию для диагностики автомобиля на вопрос протечки масла в антифриз нужно, если автомобилисту понятно по определенным признакам, что это произошло. Так, если в процессе избавления от охлаждающей жидкости в автомобиле обнаруживается довольно густая темная жидкость, частички которой на поверхности хладагента, то вероятнее всего масло попало в антифриз.

Обмакнув обычную салфетку в частицы, плавающие на поверхности антифриза, и поджигая ее, обнаружится горение салфетки. Наличие частиц сажи в моторном масле тоже говорит о протечке. Здесь возможна и другая проблема, когда частицы сажи забиваются в фильтр. Это может привести к полному отсутствию пропускания масла через фильтр и, следовательно, к поломке цилиндров.

В основе охлаждающей жидкости лежит спиртовой раствор, потому при попадании в него масла проходит определенная химическая реакция с присадками масла и антифриза. Это в последующем отражается на чистоте важных элементов как дизельного, так и бензинового двигателя.

Масло на щупе грязное

Наиболее опасной в дизельных двигателях является искривление стенок гильзы цилиндра, приводящая к поступлению в камеру сгорания части антифриза. Как следствие, охлаждающая жидкость не будет иметь нужную плотность и двигатель остановится.

Замена прокладки при устранении протечки

Для устранения протечки моторного масла в охлаждающую жидкость автомобиля из-за изношенной прокладки нужно поставить новую. Для процедуры замены понадобится дистиллированная вода, новая прокладка, новая охлаждающая жидкость.

Сначала следует промыть конструкцию специальной очистительной жидкостью. Для этого нужно налить в охлаждающую структуру автомобиля очистительную жидкость, включить двигатель на такое время, которое понадобится для начала работы вентилятора. Затем необходимо опустошить систему, слив из нее использованный антифриз. Антифриз сливается через отверстие, находящееся за заглушками двигателя или радиатора.

Проводится разборка маслоохладителя на составляющие элементы. При этом автолюбителю следует руководствоваться серверным описанием к транспортному средству, так как порядок разборки зависит от конкретного автомобиля. После разборки, всю систему нужно тщательно вычистить и провести замену изношенных прокладок на новые. Прокладки следует приобретать к конкретному автомобилю.

Маслоохладитель

Промывка системы охлаждения

После замены прокладки автовладельцу следует очистить бачок для охлаждающей жидкости. Как вариант, можно приобрести новый бачок и установить вместо старого. После промывки или покупки бачок закрепляется на место. В бачок следует налить необходимое количество дистиллированной воды и включить двигатель.

Работать двигатель должен до тех пор, пока не включиться охлаждающий вентилятор. После того, как двигатель поработал в течение 10 минут, следует его остановить. Здесь можно заметить, что по мере охлаждения мотора выключается и вентилятор. После этих манипуляций автолюбителю нужно слить дистиллированную воду.

Промывка проводится несколько раз. Необходимо обратить внимание на вылитую дистиллированную воду. Она не должна содержать частицы моторного масла. Промыв систему охлаждающей жидкости, можно заливать новый качественный антифриз, рекомендуемый специалистами.

Промывка системы охлаждения

Заключительный этап ремонта охладительной системы

В заключение процедуры необходимо включить мотор и нажать на педаль газа. Одновременно с этим, нужно сдавить патрубки системы охлаждения автомобиля при закрытой крышке расширительного бачка. Данная процедура позволит не допустить образование воздуха в системе охлаждения. Потому одному человеку с процессом не справиться, требуется помощник.

При пользовании автомобилем в последующем следует периодически открывать расширительный бачок для выпуска воздушных пробок.

Основное правило для автомобилиста — содержание двигателя в чистоте. Чтобы реже обращаться в сервисные компании нужно своевременно проходить техническое обслуживание, проверять количество и качество масла в системе, регулярно производить замену моторного масла и охлаждающей жидкости.

Все о радиаторах охлаждения масла

Так как двигатель внутреннего сгорания является тепловой машиной, в ходе своей работы вырабатываются излишки тепла, которые нужно отводить. В этом помогает жидкостный радиатор, внутри которого циркулирует антифриз. Автомобильные двигатели в силу, например, высокого КПД при относительно небольших габаритах, имеют еще и дополнительное принудительное охлаждение. Проще говоря, автомобильные двигатели имеют комбинированную система охлаждения, в которой основную работу по отводу тепла выполняет жидкостная система. Элементы воздушного охлаждения включаются в работу лишь при высоким температурах охлаждающей жидкости.

Заметьте: когда говорят об охлаждающей системе двигателя, зачастую оперируют понятием температуры антифриза. Однако бывают случаи, когда охладить нужно еще и моторное масло. Масло напрямую контактирует с элементами двигателя, которые сильно нагреваются. Если температура масла станет критически высокой, оно потеряет множество своих свойств, что будет критичным для трущихся деталей двигателя. Задачу охлаждения смазочного материала берет на себя масляный радиатор, иначе называемый маслокулером. В его устройстве и ключевых особенностях решил разобраться Avto.pro.

Радиатор Mishimoto

Назначение масляного радиатора

Масляный радиатор двигателя призван защитить силовой агрегат от износа, который может быть вызвать перегревом масла. Это особенно актуально в наши дни, когда формированные двигатели стали массовыми, а температуры термостатирования серьезно выросли . Если раньше достаточно было создать надежную систему охлаждения антифриза, то теперь требуется отдельная система регулировки температуры моторного масла. Причин несколько:

  1. При высоких температурах масла начинает выкипать, что приводит к уменьшению его объема и формированию отложений;
  2. Вместе с уменьшением объема при высоких температурах, уменьшается и вязкость масла – она не должна быть ни низкой, ни слишком высокой;
  3. Смазочный материал быстро стареет и теряет свои свойства.

Несмотря на то, что современные масла имеют продуманный набор присадок, даже они не могут защитить его от перегрева. Как правило, моторное масло нагревается чуть сильнее, чем антифриз: 90-100°C против 80-90°C. Присадки демонстрируют свою эффективность вплоть до температуры в 100°C (за редким исключением), а при перегреве начинают срабатывать или разлагаться. Как результат, моторное масло после продолжительного перегрева остается лишь заменить – игнорирование такой проблемы может вылиться в поломку двигателя. Избежать проблемы помогает использованием масляного радиатора, в котором смазочный материал охлаждается до оптимальной температуры.

Устройство масляного радиатора

По своей сути, это все тот же радиатор с некоторыми доработками. Во-первых , он должен быть относительно небольшим, ведь система охлаждения двигателя и так занимает много места, а масляный радиатор может и вовсе находится прямо перед основным радиатором. Во-вторых , компоновка радиатора должна быть хорошо продумана – в нем не должно происходить перепадов давления. Условно масляные радиаторы делят на два типа:

  • С естественным охлаждением. Стенки радиатора обдуваются встречным воздухом по ходу движения автомобиля, что приводит к охлаждению циркулирующего внутри устройства масла;
  • С принудительным охлаждением. Радиатор обдувается не только встречным потоком воздуха, но и вентилятором.

И тот, и другой тип радиаторов имеют одинаковое конструктивное исполнение . Это ряд стальных или алюминиевых трубок овального сечения, причем на каждую из трубок, как правило, навита спираль – это позволяет увеличить площадь теплообмена. В отдельных моделях радиаторов между трубками могут располагаться охлаждающие пластины. Еще один элемент масляного радиатора: пара бачков (нижний и верхний). К бачкам приварены штуцеры, к котором и подсоединена трубки подвода и отвода масла. Разумеется, радиатор имеет специальные крепежи, которые позволяют осуществить его монтаж на автомобиль.

Состав комплекта масляного радиатора

Как показывает практика, проходя по трубкам радиатора без специального вентилятора моторное масло охлаждается на 10°C. Принудительное охлаждение серьезно не увеличивает температуру охлаждения при движении автомобиля на большой скорости, а вот на малых скоростях оно оказывается крайне эффективным . Основными факторами, влияющими на эффективность радиатора, считают следующие:

  • Материал (фактор эффективности теплопередачи);
  • Геометрия трубок;
  • Разница температур между маслом и окружающим радиатор воздухом.

Также нельзя не рассказать о таком важном элементе хорошего радиатора, как добавочная турбина. Она улучшает циркуляцию смазочного материала внутри радиатора и предотвращает возникновение заторов. Как результат, в радиаторе исправно циркулирует масло практически любой вязкости. Случаи, когда масло оказывается слишком вязким и его движение по трубкам радиатора затруднено, стоит скорее отнести к проблемам двигателя – даже маслоохладитель без турбины может «прогнать» масло по контуру охлаждения.

Достоинства и недостатки масляных радиаторов

Радиатор охлаждения моторного масла не является обязательным элементов большинства автомобилей. К примеру, подобные радиаторы устанавливают на автомобили с мощным двигателем , как-то BMW 335i E92. Также в охлаждении масла нуждается практически вся сельхозтехника, грузовики и многие модели фургонов. Достоинства масляных радиаторов мы уже затронули, но давайте перечислим их все. Масляный радиатор обеспечивает:

  • Стабильность температуры смазочного материала;
  • Поддержание нормальной температуры силового агрегата;
  • Увеличение эксплуатационного ресурса моторного масла.
Запчасти на bmw 2500

2500 M30B25 (32/40INAT)

Запчасти на mazda 2

Несмотря на очевидные плюсы, масляный радиатор, как и было указано, является необязательным компонентом для большинства автомобилей . Следовательно, он налагает на водителя обязанность в своевременной диагностике и обслуживании. Вот какие недостатки масляного радиатора можно выделить:

  • Он нуждается в обслуживании, как-то чистке поверхности;
  • В масляную систему нужно заливать больше смазки – некоторый ее объем будет «забирать» радиатор;
  • Достаточно высокая цена (исключение: радиаторы от упаковщиков нижнего звена и азиатских производителей).

Как можно заметить, достоинства маслокулеров выглядят более убедительными, нежели их недостатки. По этой причине их иногда устанавливают на автомобили, штатная комплектация которых не предусматривала наличия подобных устройств. Об этом мы поговорим, а пока давайте разберемся, как можно выявить неисправность масляного радиатора .

Проставка под маслокулер

Что стоит знать о неисправностях

Масляный радиатор эксплуатируется в довольно жестких условиях, однако давление внутри устройства не очень велико, что положительно сказывается на ресурсе. Как правило, автолюбители сталкиваются с необходимость замены радиаторы раз в 3-5 лет, хотя в некоторых случаях замена может потребоваться и раньше. Обращать внимание стоит на такие вещи:

  • Повышение температуры масла;
  • Появление темного налета на стенках расширительного бачка системы охлаждения;
  • Наличие подтеков масла.

Сразу отметим один важный момент : циркуляция охлаждающей жидкости и циркуляция масла в соответствующих им системах взаимосвязаны. Если контуры потеряют герметичность, одна жидкость может смешаться с другой, что пагубно скажется на двигателе. К примеру, масло может попасть в расширительный бачок. Эксплуатировать автомобиль с подобной неисправностью категорически запрещено – незначительная, на первый взгляд, поломка в долгосрочной перспективе непременно приводит к неисправности двигателя.

Радиатор Setrab

Визуальный осмотр радиатора охлаждения масла рекомендуется проводить раз год, а то и чаще. Подтеки масла, темный налет и жирные пятна укажут на то, что радиатор разгерметизирован . Чаще можно наблюдать нарушение целостности трубок подвода и отвода масла. Масло может подтекать в районе штуцера. Эти элементы масляной системы стоит проверять в первую очередь. Менее частой проблемой является нарушение целостности самого радиатора. Хоть радиатор и сделан из металла, его трубки имеет невысокую механическую прочность – попадание гравия с дороги может пробить одну из трубок.

Выбор радиатора охлаждения масла

Если на вашем автомобиле есть штатная «дополненная» масляная система, то поиск ее комплектующих можно вести по VIN-коду, параметрам вашего транспорта или же коду радиатора. Проще вести поиск по параметрам автомобиля в интернет-магазинах – это дает достаточно точный результат. Таким образом вы сможете найти коды как оригинального радиатора, так и ближайших к нему аналогов. Если же штатная комплектация вашего автомобиля не предусматривала наличие маслоохладителя, то его придется подбирать самостоятельно. Вот о чем стоит помнить:

  1. Масляный радиатор лучше устанавливать вместе с датчиком температуры и датчиком давления масла;
  2. Некоторые модели маслоохладителей имеют встроенный вентилятор, однако их установка представляют большую сложность, а в некоторых случаях она практически невозможна;
  3. Для нормальной установки датчиков вам понадобится проставка под масляный фильтр;
  4. Выбирая между проставкой с термостатом или же без него, лучше отдать предпочтение первому варианту;
  5. Место для установки радиаторы нужно выбирать с учетом того, что трубки подвода и отвода масла не должны провисать.

Часто в продаже можно увидеть фирменные комплекты установки маслоохладителей. Такой комплект может быть недешевым, однако мы не советуем экономить. Также не стоит экономить на трубках, переходниках, фитингах и прочей «мелочи», которая может не входить в комплект — от качества ее исполнения будет зависеть то, как долго проработает вся система маслоохлаждения до разгерметизации вследствие механического воздействия или естественного старения материалов. Что касается выбора самого радиатора для нештатной установки , то здесь все будет зависеть от параметров двигателя вашего автомобиля. Многие эксперты советуют для начала установить датчики температуры и давления масла, после чего подбирать радиатор исходя также из их показаний.

Комплект радиатора охлаждения масла

Установку радиатора лучше доверить специалисту. Если устройство не имеет специальных крепежей , мастер сделает их самостоятельно. Как правило, радиатор помещает перед основным радиатором охлаждения двигателя. Мастер также установит специальную проставку. Нередко бывает так, что проставка не садится на штатное место масляного фильтра – тогда с ней нужно будет установить что-то вроде прокладки. В этом случае для дальнейшего монтажа проставки может понадобится достаточно длинный фитинг.

Экскурс по производителям

При выборе подходящего радиатора охлаждения масла стоит обращать внимание на фирму-изготовителя. Если вы разбираетесь в производителях «привычных» радиаторов двигателя, то здесь все просто: ищите в их ассортименте радиаторы маслоохладителей – практически все крупные производители радиаторов выпускают и их. К несчастью, их продукция стоит немалых денег, но зато цена соответствует качеству. Внимания достойны радиаторы таких фирм:

  • Nissens (Дания);
  • NRF (Нидерланды);
  • Hella (Германия):
  • AVA (Нидерланды).

Не столь качественные, но зато намного более дешевые аналоги предлагают фирмы DP Group (Турция), Polcar (Польша), 3RG (Испания), Vika (Тайвань), Dello (Германия), Thermotec (Польша). По факту, это упаковщики, реализующие продукция турецких, китайских и тайваньских заводов. В азиатских автозапчастях нет ничего страшного, другое дело – наиболее дешевые автозапчасти из этих стран. Как правило, они имеют высокий процент брака и несоответствие оригинальной геометрии. При их производстве нередко используют некачественное сырье. В случае радиаторов это критично, так что Avto.pro советует покупать намного более качественные изделия от фирм из списка выше.

Вывод

Радиатор охлаждения моторного масла входит в штатную комплектацию далеко не всех автомобилей, однако он настолько эффективно справляется с задачей контроля температуры масла и защиты двигателя, что многие автолюбители к нештатной установке данного устройства на свой транспорт. Радиатор нельзя назвать прочной деталью автомобиля – он имеет небольшую механическую прочностью, а связующие элементы масляной системы имеют тенденцию к постепенному старению и разгерметизации. Утечку моторного масла ни в коем случае нельзя игнорировать, а в системах со специальным охладителем она может наблюдаться еще и в радиаторе. Если автомобиль требует замены маслокулера, мы рекомендуем покупать запчасти от известных европейских производителей. Хоть и они обойдутся недешево, но зато будут гарантировать эффективность и долговечность системы охлаждения моторного масла.

Установка масляного охлаждения на Renegade.

Даже при выполнении пяти первых шагов, при загрязнении радиатора, все равно остается большой шанс закипеть. Поэтому доукомплектуем наш с вами квадроцикл такой вот приблудой (Как это сделал Арктик Кэт):

При такой установке масляный радиатор мешает потоку воздуха основного, поэтому нужно его переносить.

Было переделано на так (радиатор убран вниз):

Но оказалась, что в грязи такого типа радиатор тоже забивался и переставал функционировать. Поиски продолжились и в итоге был взят радиатор, которому не страшна грязь, который любит водные процедуры и от этого охлаждает еще лучше.

Такой уже лучше ставить чем ниже, тем лучше:

Остается открытым вопрос вывода масла из двигателся — нужен некий переходник и внешний фильтр:

Был сделан переходник, на который накручивался фильтр:

Перед началом установки переходника необходимо вынуть штатный масляный и переставить на переходник черный уплотнительный сальник, а с крышки масляного фильтра переставить красное уплотнительное кольцо:

Испытание нового переходника прошло успешно! Никаких анамалий в поведении квадроцикла не было выявлено.

Для тестов входной и выходной фитинги были замкнуты между собой:

Также оказалось, что вполне реально ездить с отключенным вентилятором основного радиатора. При окружающей среде в -3 градуса по цельсию и отключенном вентиляторе с помпой появляется сообщение о высокой температуре «Hi Temp», но сообщения о блокировке двигателя «Limp Home Mode» не выводится.

Вот пример уже полностью подключенного масляного охлаждения:

На зиму лучше заливать моторное масло для четырехтактных снегоходов, у него хорошие температурные показатели, в итоге ваш квадроцикл будет очень легко заводится, даже при малых температурах.

В соединениях ничего сложного нет. Просто нужно соеденить шланги переходника с радиатором. Какой шланг подключать к какому фитингу — не важно. Место расположения радиатора желательно выбирать как можно ниже, чтобы при приодолении водных или грязевых преградд он охлаждался при контакте с жидкостью.

ЗРК «Стрела-10»

Многоцелевой тягач — легкий, бронированный (МТ-ЛБ) (рис.1), представляет собой плавающую гусеничную машину, входящую в состав боевой машины 9А35 (9А34), и предназначен для транспортирования на своей платформе зенитных средств.

Рис.1. Многоцелевой тягач — легкий, бронированный (МТ-ЛБ)

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБ:

— масса в рабочем состоянии – 9,7 т;

— ширина (по гусеницам) – 2,9 м;

— колея (расстояние между серединами гусениц) – 2,5 м;

— дорожный просвет (клиренс) – 4,0–4,2 м;

— максимальная скорость движения — 60 км/час;

— скорость движения на плаву – 5-6 км/час;

на час работы двигателя – 43-44 кг;

на 100 км пути – 90-120 кг;

— расход масла — не более 2% расхода топлива.

— запас хода по топливу — 500 км;

— вместимость топливных баков — 520 л;

— вместимость системы охлаждения — 55 л;

— максимальный угол подъема — 35°;

— максимальный угол крена — 25°.

Машина состоит из следующих основных частей: корпуса, силовой установки, силовой передачи, ходовой части, электрообору­дования и специального оборудования.

Корпус машины — сварной, водонепроницаемый, закрыт броневой крышей. В носовой части корпуса размещены агрегаты силовой передачи и отделение управления. В отделении управления размещены механизм управления и два сиденья. В средней части корпуса в специальном отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами. В кормовой части корпуса установлены четыре топливных бака: два — на днище и два — в боковых полостях корпуса.

Силовая установка является источником механической энергии, приводящей гусеничную машину в движение. Она состоит из двигателя и обслуживающих его систем смазки, охлаждения, подогрева, питания топливом, питания воздухом и запуска.

2. Назначение и устройство двигателя, систем смазки, охлаждения и подогрева

Двигатель ЯМЗ-238В — восьмицилиндровый, с V-образным (под углом 90°) расположением цилиндров, четырехтактный, безкомпрессорный, быстроходный дизель, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива. Двигатель установлен на подмоторной раме, приваренной к днищу корпуса, расположение — продольное. В состав двигателя входят кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения.

Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Состоит из неподвижных и подвижных частей. К неподвижным частям относятся блок цилиндров, головка блока цилиндров и прокладка для уплотнения стыка между ними. К подвижным частям относятся коленчатый вал и восемь шатунных и поршневых групп.

Рис.2. Двигатель ЯМЗ-238

Механизм газораспределения предназначен для впуска возду­ха в цилиндры двигателя и для выпуска отработавших газов в определенные моменты по углу поворота коленчатого вала дви­гателя. Он состоит из распределительного вала, клапанов, толкателей и штанг-коромысел с регулировочными винтами.

Система смазки двигателя — циркуляционная, сме­шанная, с мокрым картером, емкостью 28 л, предназначена для смазки трущихся поверхностей, а также отвода от них тепла и продуктов износа (рис.3).

Система смазки состоит из двухсекционного шестеренного насоса, фильтра грубой очистки, фильтра тонкой очистки (центробежного маслоочистителя), масляного радиатора, контрольно-измерительных приборов и трубопроводов.

Заправка масла осуществляется через заливную горловину левой головки блока цилиндров. Замер уровня масла в картере производится щупом в правой половине картера.

Во время работы двигателя циркуляция масла в системе смазки создается шестеренным масляным насосом.

Рис. 3. Схема системы смазки двигателя:

1 — фильтр тонкой очистки масла; 2 — коромысло клапана; 3 — штанга толкателя; 4 — шатун; 5 — манометр; 6 — центральный масляный канал; 7 — коленчатый вал; 8 — подвод масла к масляному радиатору; 9 — слив масла из радиатора в поддон; 10 — масляный насос;

11 — масляный поддон; 12 — радиатор; 13 — распределительный вал;

14 — фильтр грубой очистки масла

Масло из картера двигателя через маслозаборник засасывается основной нагнетающей секцией маслонасоса и подается к фильтру грубой очистки. Из фильтра грубой очистки масло по­ступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке — к подшипникам коленвала и распределительным валам. Если разность давления масла до и после фильтра при его загрязнении или большой вязкости достигает 190 — 225 кПа, перепускной клапан открывается, и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. Под давлением смазываются подшипники верхних головок шатунов, все пары привода клапанов и подшипник промежуточной шестерни привода маслонасоса. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием. После смазки масло сливается в картер двигателя. Для поддержания давления в центральной масляной магистрали предусмотрен редукционный клапан основной секции маслонасоса.

Система охлаждения двигателя (рис.4) — жидкостная, принудительная, закрытого типа, обеспечивает нормальный температурный режим работы двигателя как при низких, так и при высоких температурах окружающего воздуха (от -45 до +45° С). Вместимость системы 55 л.

Рис. 4. Схема системы охлаждения двигателя:

1 — водяной насос; 2 — двигатель ЯМЗ-238Б; 3 — электротермометр; 4 — тер­мостаты; 5 — расширительный бачок; 6 — паровой клапан; 7 — водяной ра­диатор; 8 – трубопроводы

Система охлаждения состоит из водяного насоса (рис.5), водяного радиатора, расширительного бачка с паровоздушным клапаном (рис.6), двух термостатов (рис.7), центробежного вентилятора, редуктора вентилятора, трубопроводов, жалюзи (рис.8), клиновых ремней и натяжного устройства ремней.

Рис.5. Водяной насос

Рис. 6. Двигатель ЯМЗ-238В

Рис. 7. Термостат

Охлаждающая жидкость в системе охлаждения может циркулировать двумя потоками:

— при температуре охлаждающей жидкости ниже 70° С основной клапан термостата закрыт и при работающем двигателе водяной поток направляется от водяного насоса в водяные рубашки блоков и головок блока цилиндров, минуя радиатор, и снова к водя­ному насосу;

— при температуре охлаждающей жидкости 70° С и выше основной клапан термостата открывается и охлаждающая жидкость будет циркулировать и через радиатор.

В качестве охлаждающей жидкости используется: летом — во­да с трехкомпонентной присадкой (нитрит натрия NaN02, тринатрий фосфат Na3PО4, калиевый хромпик К2Сr2О7, по 50 г каждого на 100 л воды); зимой — антифриз марки 40 или марки 65 в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Система подогрева служит для обеспечения пуска двигателя и поддержания его прогретым без пуска в зимних условиях эксплуатации. Она обеспечивает подогрев жидкости в системе охлаждения, масла в картере двигателя и масляном баке главной передачи.

Система подогрева состоит из котла подогревателя (рис.9), насосного агрегата, трубопроводов и шлангов.

Рис. 9. Котел подогревателя

Управление системой подогрева ручное, дистанционное, обеспечивается электроприборами, установленными на щитке подогревателя (рис.10), расположенном в отделении управления.

Рис. 10. Щиток подогревателя, расположенный в отделении управления

3. Назначение и устройство систем питания топливом и питания воздухом

Система питания топливом служит для хранения топлива, его очистки и подачи под давлением в цилиндры двигателя (рис.11).

Рис. 11. Схема топливной системы:

1 — баки; 2 — топливопроводы; 3 — топливораспределительный кран; 4 — топливомер; 5 — ручной подкачивающий насос; 6 — фильтр грубой очистки; 7 — насос топливоподкачивающий; 8 — фильтр тонкой очистки; 9 — жиклер; 10 — бачок подогревателя; 11 — форсунка; 12 — топлив­ный насос

высокого давления; 13 — клапан перепускной

Общая вместимость системы 520 л. Применяются дизельные топлива марки ДЛ (дизельное летнее — при температуре окружающего воздуха от +5° С и выше), ДЗ (дизельное зимнее — от +5 до -30° С) и ДА (дизельное арктическое — от -30° С и ниже).

Система питания двигателя топливом состоит из четырех топливных баков (рис.14), топливораспределительного крана, фильтров грубой и тонкой очистки (рис.12), ручного подкачивающего насоса, насоса высокого давления с регулятором автоматической муфты опережения впрыска (рис.13), топливоподкачивающего насоса, форсунок (рис.12), топливомера (рис.16), топливопроводов высокого и низкого давления.

При работе двигателя топливо под влиянием разрежения, создаваемого топливоподкачивающим насосом, закачивается из баков и подается через фильтры грубой и тонкой очистки к насосу высокого давления.

Из насоса высокого давления топливо по топливопроводам высокого давления подается к форсункам. Излишки топлива, а вместе с ними и попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан топливного насоса, жиклер фильтра тонкой очистки и сливные топливопроводы в топливный бачок системы подогрева (рис.12) и оттуда в топливный бак.

Рис. 12. Двигатель ЯМЗ-238В

Рис. 13. Топливный насос высокого давления с регулятором автоматической муфты опережения впрыска.

Рис. 14. Топливные баки и заправочная горловина

Рис. 15. Топливомер

Система питания воздухом служит для забора воздуха, очистки его от пыли и подачи в цилиндры двигателя. Она состоит (рис.16) из воздухоочистителя, воздухозаборной трубы, привода переключения забора воздуха и соединительного патрубка впускных коллекторов. Воздухоочиститель имеет две ступени очистки: первая ступень — сухая, инерционная, с автоматическим удалением пыли; вторая ступень — фильтрующие кассеты с проволоч­ной набивкой, смоченные в масле (рис.17).

Рис. 16. Двигатель ЯМЗ-238В

Рис. 17. Фильтрующие кассеты с проволочной набивкой

Под действием центробежной силы находящиеся в воздухе более крупные частицы пыли отбрасываются к стенкам циклонов, оттуда через патрубок и систему отсоса пыли удаляются в атмосферу вместе с отработавшими газами. Очищенный в первой ступени воздух попадает в кассеты. Мелкие частицы пыли, не задержанные в первой ступени, улавливаются поверхностью проволочной набивки кассет, смоченной маслом. Пройдя кассеты, чистый воздух поступает в цилиндры двигателя.

В холодное время года для сокращения времени разогрева двигателя забор воздуха производится из моторного отсека. Переключение осуществляется с помощью троса и фиксатора с места механика-водителя.

При эксплуатации МТ-ЛБ на плаву или в сильно запыленных условиях на воздухозаборник ставится удлинитель.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector