Вариатор Сафари инструкция
Вариатор Сафари инструкция
1. Назначение шкива.
Вариатор снегохода представляет собой автоматическую бесступенчатую клиноременную передачу. Вариатор состоит из двух шкивов – ведущего и ведомого, его разрез изображен на рисунке 1.
Ведомый шкив в комплект поставки не входит.
Вариатор осуществляет регулирование передаточного отношения по двум параметрам: частота вращения (обороты) двигателя и сопротивление движению снегохода. В зависимости от сочетания этих параметров при движении снегохода автоматически устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи. Кроме того, ведущий шкив вариатора выполняет функцию муфты сцепления – при падении оборотов двигателя ниже 2200 об/мин происходит разобщение вала двигателя и коробки реверса.
2. Технические данные.
Габаритные размеры:
3. Устройство и работа регулятора
Центробежный регулятор состоит из неподвижного конуса 1 с валом 12; подвижного конуса 3 с грузиками 2, вращающимися на осях; упора 4 с роликами 9, по которым перемещаются грузики; крышки 5 и пружины 6, установленной между упором и крышкой. Неподвижный конус и упор соединены с валом правой резьбой. На коленчатый вал неподвижный конус наворачивается с помощью воротка (момент затяжки 8. 10 кг/м). Пружина обеспечивает холостой ход вариатора, так как разводит конуса шкива при уменьшении оборотов двигателя или его остановке. На режиме холостого хода между ремнем и конусной поверхностью подвижного конуса должен быть зазор 1. 3 мм, который регулируется кольцами 13, устанавливаемыми между упором и выступом вала.
Центробежный регулятор работает следующим образом: при вращении регулятора центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их таким образом, чтобы отодвинуть подвижный конус от упора и сжать ремень в канавке шкива. Центробежным силам противодействует возвратная пружина, действие которой грузики преодолевают, начиная с 2200 об/мин. Дальнейший рост оборотов двигателя приводит к захвату конусами ремня и увеличению силы его сжатия и натяжения от нуля до рабочей величины, достаточной для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению снегохода.
4. Монтаж и демонтаж шкива.
Для установки шкива наверните его на хвостовик коленчатого вала двигателя, сдвиньте подвижный конус так, чтобы стало доступным отверстие под вороток на валу, и выполните затяжку воротком за вал. Момент затяжки 8…10 кг/м. Установите ремень и кожух вариатора в соответствии с руководством по эксплуатации снегохода.
5. Регулировка вариатора .
Приобретенный Вами шкив вариатора отрегулирован под ремень 33х14х1120La фирм Optibelt, Dayco или Rubena. Допускается применение ремня 34,5х14х1120 без дополнительных регулировок.
После установки шкива на снегоход Вам необходимо произвести следующие регулировки:
Проверьте расстояние Б между кромками конусов 15 и 14 ведомого шкива. Для ремня 33х14х1120 оно должно быть 33±0,5 мм (см. рисунок). Правильность этой регулировки можно проверить, вложив ремень в канавку ведомого шкива, — ремень не должен выступать из канавки более чем на 2 мм. Если ремень выступает из канавки больше, чем на 2 мм, то отверните болт 18 и с помощью съемника демонтируйте неподвижный ведомый конус, снимите с вала шпонку 17, затем установите на вал одно или два кольца 16 из комплекта ЗИП. Произведите сборку в обратной последовательности. Установка одного кольца уменьшает выступ ремня из канавки на 2 мм.
Проверьте расстояние А между торцами неподвижных конусов шкивов, оно должно быть 55±0,5 мм. При необходимости отрегулируйте это расстояние перемещением двигателя в пазах подмоторного основания.
Установите ремень на снегоход, включите нейтраль и поверните ведомый шкив несколько раз, чтобы ремень вышел на внешний диаметр шкива. Проверьте натяжение ремня. Для этого приложите прямую планку к верхней ветви ремня и нажмите примерно в центре ветви с силой 10…11 кгс, при этом прогиб ветви ремня должен быть в пределах 32 ± 5 мм. Отрегулировать натяжение ремня можно можно тремя винтами 20 из комплекта ЗИП, ввернув их в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска 15.
При использовании ремня 35х14х1120 прежде всего проверьте, что ремень не заклинивает между конусами регулятора на холостом ходу. Ремень должен опираться на вал шкива при наличии зазора между ремнем и конусами. Для увеличения этого зазора допускается установка регулировочных колец O40хO33х1 между упором и выступом вала.
6. Техническое обслуживание.
Через каждые 3000 км пробега смажьте вал под разрезной втулкой. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24.
Через каждые 6000 км проверьте состояние втулок на осях грузиков и состояние вкладышей 8. Износ втулок грузиков можно оценить по величине радиального люфта грузиков ( см. рис. 2). Величина допустимого люфта не более 1 мм. Износ вкладышей можно оценить по величине зазора между вкладышами и направляющими ребрами подвижного конуса. Величина допустимого зазора не более 1,5 мм.
Предупреждение !
Для исключения наволакивания резины на вал прогревайте двигатель только на нейтрали.
При появлении налета резины на валу регулятора удалите этот налет ветошью, смоченной в бензине.
Снимите регулятор со снегохода
Закрепите неподвижный конус в шпинделе токарного станка или другим способом.
Вставьте деревянный брусок или дюралевый пруток между бобышками подвижного конуса и отверните конус вместе с упором и крышкой. Для облегчения отворачивания допускается произвести легкие удары в районе ребер конуса, по которым скользят вкладыши 8.
Отвинтите шесть болтов, крепящих крышку к подвижному конусу. При отворачивании двух последних болтов крышку необходимо придерживать, чтобы сжатая пружина не «выстрелила».
При разборке упора снимите только вкладыши, промойте оси и ролики в керосине и соберите упор с новыми вкладышами.
Соберите регулятор в обратной последовательности. Момент затяжки упора на валу 7…8 кг/м.
Предупреждение !
Не допускайте попадания смазки на конусные поверхности дисков.
Вариатор (Страница 1 из 22)
Купил Рекса, был на рыбалке, первый выезд. Были вдвоем (2*80 кг) и с грузом на 80 кг. В течении двух дней рыбалки иногда передвигались втроем. Был голый лед и пробуксовка гусянки, при трогании приходилось запрыгивать на ходу. На второй день износился ремень вариатора, после замены ремня вариатора на новый (широкий, от Бурана), после остановки двигателя, затирает ремень в вариаторе. Причина в новом непритертом ремне или что другое? Погода: гололед и -15-20С.
Отредактировано DimaZ (14 декабря, 2009г. 20:56)
2 Ответ от Lexiy 14-12-2009 21:02
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 145
Re: Вариатор
это ж какой вариатор у тебя на Рексе? А вобще проблемма китайских вариаторов решаема! Ремень лохматят заклепки дисков которыми они соеденены со ступицей,вот их и надо с пилить и закрепить диски либо сваркой либо чем еще! 😎
3 Ответ от Константин 14-12-2009 21:05
- Откуда: Архангельск
- Зарегистрирован: 31-05-2015
- Сообщений: 1,393
Re: Вариатор
это ж какой вариатор у тебя на Рексе?
ну как какой! они же от картингов ставят
4 Ответ от Lexiy 14-12-2009 21:08
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 145
Re: Вариатор
Дак какой вариатор у вас?Если маленький который идет штатно ,то закусывание ремня от Бурана(хотя не представляю как он туда влез) вполне понятна так как ремни которые ставят штатно имеют всего один скос а вторая сторона плоская ,бурановский же с обоих сторон под углами!!
Отредактировано Lexiy (14 декабря, 2009г. 21:11)
5 Ответ от Константин 14-12-2009 21:09
- Откуда: Архангельск
- Зарегистрирован: 31-05-2015
- Сообщений: 1,393
Re: Вариатор
DimaZ
что за Рекс-то у вас? нового образца?
6 Ответ от DimaZ 15-12-2009 09:38
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 10
Re: Вариатор
Рекс нового образца! Покупал в пятницу 11.12.09. В субботу был первый выезд. Вариатор может и не Бурановский (не очень разбираюсь), но заклепок на нем точно нет. Ремень может тоже не от него. Ширина около 3 см. Скосов нет. Может причина в заморозке? Резко похолодало в вс с -10 до -20 и ветер сильный? Такое ощущение, что диск вариатора при остановке не возвращался в исходное положение. Причем через раз. Пробовал снимать ремень, заводился, потом опять ставил ремень, опять заводил и ехал. И так раза три.
7 Ответ от Lexiy 15-12-2009 10:01
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 145
Re: Вариатор
Вариатор может и не Бурановский
А фото можеш кинуть ну или ссылочку ?
8 Ответ от DimaZ 15-12-2009 10:04
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 10
Re: Вариатор
Фото к сожалению пока нет, если и будут только на следующей неделе. Собачка осталась на даче. Могу только марку сказать РЕКС MTR 500RV-6,5
Отредактировано DimaZ (15 декабря, 2009г. 10:10)
9 Ответ от Lexiy 15-12-2009 10:13
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 145
Re: Вариатор
но заклепок на нем точно нет
извиняюсь не правильно написал,за клепки на видомом шкиве(дисках).На днях попробую сделать фото у знакомого ,он эту проблемму решил! Но это если у тебя именно такой вариатор как я думаю!! А ремень от бурана точно лег всей плоскостью? Отредактировано Lexiy (15 декабря, 2009г. 10:15)
10 Ответ от Lexiy 15-12-2009 10:24
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 145
Re: Вариатор
Это по моему из самых последних! Но там вроде другой вариатор установлен. 😎
11 Ответ от DimaZ 15-12-2009 10:40
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 10
Re: Вариатор
Ну вообщем-то да, ремень лег по всей ширине, но туговато. Проблема была еще в том что замерзал тросик газа и обледеневал карб, также слетала пружинка на тяге из-под бачка к карбу. Поэтому иногда плохо тянула и глохла, и именно в после того как глохла, случалось закусывание ремня. Т.е. завести было можно, но сложно — дергалась.
12 Ответ от Lexiy 15-12-2009 12:06
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 145
Re: Вариатор
Может и в этом проблемма! А вобще спроси у Павла К. он вроде по вариаторам спец может что под скажет!Кстати закусывание ремня было и на первых вариаторах которые ставили на рекс!Да и еще один момент ,если все же у тебя вариатор обычный что ставят на 6.5 л.с то помниш я говорил что у ремней клин только с ОДНОЙ стороны !! с другой он прямой и ставить надо такой ремень правильно то есть клиновой стороной к (помоему на ружу) если я не ошибаюсь.Вот примерно так (черное это ремень) Отредактировано Lexiy (15 декабря, 2009г. 16:54)
13 Ответ от DimaZ 15-12-2009 12:33
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 10
Re: Вариатор
Ок, спасибо! В выхи буду смотреть. Может по неопытности неправильно поставил.
14 Ответ от DimaZ 15-12-2009 13:05
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 10
Re: Вариатор
Вариатор и ремень стоит такой же
15 Ответ от Lexiy 15-12-2009 16:52
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 145
Re: Вариатор
Вариатор и ремень стоит такой же
Вот вот у этого ремня клин с одной стороны! А ремень рвет за клепками на ведомом диске которыми он при клепан к ступице,их на фото видно.Рвет когда ремень опускается внутрь дисков ,если конечно они не доработали этот узел. Отредактировано Lexiy (15 декабря, 2009г. 17:10)
16 Ответ от DimaZ 16-12-2009 08:10
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 10
Re: Вариатор
Не бурановский, ошибся! этот 669*18*30
Отредактировано DimaZ (16 декабря, 2009г. 08:10)
17 Ответ от Mazanov Oleg 23-12-2009 05:51
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 17
Re: Вариатор
Если закусывает ведущая тарелка, то возможно вылетел из своего гнезда один из напровляющих штифтов.
Делов на 5 минут. Открути болт, сними тарелку и узел с грузиками. Сними кольцевые пружинки и проверь как двигаются груза по направляющим. Если одно из них вылетело — запрессуй обратно
Отредактировано Mazanov Oleg (23 декабря, 2009г. 05:53)
18 Ответ от Mazanov Oleg 23-12-2009 21:20
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 17
Re: Вариатор
Было, было.
А на гашетку не давил, т.к. еще не поставил Z 10. А на старой больно не разгонишься- пожевывает ремень
19 Ответ от BigLesha 08-01-2010 23:07
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 5
Re: Вариатор
Купил перед Новым Годом Рекса 9 vtr. Расстроен, что связался с вариатором. На месте разработчиков сгорел бы со стыда.
Это полный бред, когда ремня хватает на 1 час покатушек, а по сыпучему снегу он убивается и того быстрее.
У меня есть старая (4 года) Райда с Хондой с масляным сцеплением, там тоже есть проблемы, но Рекс с его вариатором это нечто.
Могу сказать, что экспериментировать за свой счет в доработке вариатора дело неблагодарное. поэтому, тех кто думает о приобретении такого девайса, призываю, не покупайте этот отстой, пока проблема не будет исправлена. Кстати на моем образце уже стоит десятизубая шестерня, но это дела не меняет, ремни летят.
20 Ответ от Константин 08-01-2010 23:13
- Откуда: Архангельск
- Зарегистрирован: 31-05-2015
- Сообщений: 1,393
Re: Вариатор
BigLesha
вы правы. вариатор у Рекса не доработан. сдесь на форуме представлены "другие" рексы. другие производители, которые вовремя отказались от ненадежного вариатора.
Регулировка вариатора Сафари
Принцип работы данного устройства заключается в действии центробежной силы при вращении коленвала двигателя. При достижении оборотов такого вращения в 2200 оборотов/минуту такая сила оказывает давление на грузики и конус, который начинает раскручиваться.
Затем приводной ремень под воздействием данной силы прижимается к конусу и передает крутящий момент. После прижимания снегоход начинает движение или увеличивает скорость. Особенность данной работы заключается не только в особом передаточном числе вариатора сафари, а в отсутствии ступеней благодаря конструктивной особенности коробки.
Регулировка вариатора на мотобуксировщик
Регулировка данного аппарата происходит при помощи специальных ключей и в соответствии с регламентом работы. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- Необходимо при помощи ключей выставить расстояние между ремнем и конусом. Такое расстояние предусмотрено производителем в 33 мм. При увеличении расстояния ремень будет находиться в ослабленном положении, что негативно скажется на тяговых свойствах. При перетягивании и уменьшении расстояния, воздействие на деталь станет чрезмерным.
- Выставление прогиба приводного ремня. Данное расстояние должно составлять 32 мм. Этот параметр позволяет правильно выставить натяжение детали.
Регулировка вариатора Сафари на снегоход Буран и Тайга
После установки шкива на снегоход Вам необходимо произвести следующие регулировки:
Проверьте расстояние Б между кромками конусов 15 и 14 ведомого шкива. Для ремня 33х14х1120 оно должно быть 33±0,5 мм (см. рисунок). Правильность этой регулировки можно проверить, вложив ремень в канавку ведомого шкива, — ремень не должен выступать из канавки более чем на 2 мм. Если ремень выступает из канавки больше, чем на 2 мм, то отверните болт 18 и с помощью съемника демонтируйте неподвижный ведомый конус, снимите с вала шпонку 17, затем установите на вал одно или два кольца 16 из комплекта ЗИП. Произведите сборку в обратной последовательности. Установка одного кольца уменьшает выступ ремня из канавки на 2 мм.
Проверьте расстояние А между торцами неподвижных конусов шкивов, оно должно быть 55±0,5 мм. При необходимости отрегулируйте это расстояние перемещением двигателя в пазах подмоторного основания.
Установите ремень на снегоход, включите нейтраль и поверните ведомый шкив несколько раз, чтобы ремень вышел на внешний диаметр шкива. Проверьте натяжение ремня. Для этого приложите прямую планку к верхней ветви ремня и нажмите примерно в центре ветви с силой 10…11 кгс, при этом прогиб ветви ремня должен быть в пределах 32 ± 5 мм. Отрегулировать натяжение ремня можно можно тремя винтами 20 из комплекта ЗИП, ввернув их в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска 15.
При использовании ремня 35х14х1120 прежде всего проверьте, что ремень не заклинивает между конусами регулятора на холостом ходу. Ремень должен опираться на вал шкива при наличии зазора между ремнем и конусами. Для увеличения этого зазора допускается установка регулировочных колец O40хO33х1 между упором и выступом вала.
Вариатор Сафари на «Буран», «Тайгу» и мотобуксировщики
Снегоходы являются отдельной категорией техники, которой присуща своя специфика работы и оригинальное устройство многих узлов, в том числе и коробки передач. Вариатор Сафари разработан именно для снегоходов Буран Тайга или мотобуксировщиков.
Что такое вариатор Сафари
Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.
Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.
Принцип работы системы остался прежним, как и в автомобильных вариантах, однако габариты изменились в сторону уменьшения. Двигатели снегоходов имеют меньший объем, крутящий момент и габариты, соответственно, не требуют больших трансмиссий для передачи крутящего момента и мощности на свои гусеницы. Аналогичная ситуация и с мотобуксировщиками, где именно «паровозная» тяга без привязки к скорости разгона и мощностным показателям играет решающее значение. Следовательно, вариатор Сафари в сборе для снегохода должен обладать специфическими характеристиками:
- Простота в обслуживании является одним из определяющих факторов при выборе техники. Учитывая небольшие габариты изделия и простоту конструкции данного вариатора, профилактические работы, небольшой ремонт и замену отдельных вышедших из строя частей потребитель может выполнять самостоятельно при наличии минимальных технических знаний и инструмента.
- Дешевизна агрегата и запасных частей. Данная система предназначена для снегоходов и ее конечная стоимость в полном комплекте редко превышает 6 000 рублей. В сравнении с конкурентами данный показатель меньше в среднем на 15-20%.
- Простота в установке также является важным параметром при эксплуатации. Замена производится с использованием специального инструмента и с последующей регулировкой. Также в сравнении с конкурентами данный тип не требует специальных ремонтных навыков (за исключением процесса регулировки, который довольно трудоемок).
- Тяговые свойства данного вариатора по меркам снегохода высоки. Среди аналогичных устройств данный аппарат находится в лидерах, обеспечивая возможность буксировки нескольких взрослых пассажиров или груза массой до 150 кг при применении на буксировщике.
Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.
Устройство в собранном виде на фото.
Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари
В сегменте мотобуксировщиков и снегоходов в части коробок передач идет неусыпная конкуренция между двумя зарекомендовавшими себя агрегатами – Сафари и Альпина. Оба изделия штатно устанавливаются на снегоходы Тайга и Буран. Также оба имеют схожие характеристики – отличия присутствуют лишь в деталях – максимальная работа оборотов и общая масса. Однако при детальном сравнении вполне возможно выявить нюансы, которые позволяют отдать предпочтение Сафари, а именно:
- максимальная тяговая масса буксируемого веса у Сафари пусть и не намного, но все же выше – 150 кг (в отличие от 140 кг);
- максимальное количество оборотов также выше у Сафари, что позволяет развить большую скорость;
- в плане ремонтопригодности оба изделия заслуженно приобрели хорошую репутацию среди владельцев как надежные устройства и довольно доступные для самостоятельного ремонта;
- по стоимости оба конкурента также примерно равны – вариатор Сафари в сборе или Альпину можно приобрести в пределах 4-6 тысяч рублей.
С небольшим преимуществом Сафари по потребительским характеристикам и свойствам обходит своего конкурента Альпину. Остальные модели отечественного и китайского производства по своим характеристикам в сумме уже значительно уступают данным моделям.
Технические характеристики вариатора Сафари
Технические данные агрегата довольно типичны для своего класса, хотя по сравнению со своими ближайшими конкурентами и разнятся:
- Диаметр устройства, учитывая его специфику работы в паре с двигателем снегохода, составляет 210 мм. Для данного класса этот параметр является стандартным в пределах допуска в 10-20 мм. Благодаря таким размерам данная система оптимально устанавливается в штатное посадочное место снегоходов Буран и Тайга, а также в абсолютное большинство мотобуксировщиков.
- Длина составляет 167 мм, что также обусловлено спецификой устройства. Именно на такую длину рассчитано штатное посадочное место снегоходов с небольшими допусками. Это означает, что при установке владельцу не придется вносить какие-либо изменения в конструкцию и прилагать дополнительные усилия.
- Максимальная буксируемая масса составляет 150 кг. Для снегохода это означает перевозку водителя и пассажира, для буксировщика перевозку груза в 1-2 полных тележках. Однако на практике нередки случаи, когда вариатор выдерживает и большие нагрузки без вреда для своего состояния.
- Масса устройства составляет 3,8 кг, что облегчает его установку или демонтаж в случае неисправности. Также благодаря габаритам и штатным размерам установки вариатора Сафари позволяет без труда проводить ремонтные работы по замене вышедших из строя частей, а также регулировке ремней и шкивов.
Устройство и чертеж вариатора Сафари
Устройство данного клиноременного механизма не представляет каких-либо сложных механизмов, именно за счет простоты конструкции достигается высокая надежность.
Данное устройство состоит из нескольких основных частей:
- упор;
- нажимной механизм, который состоит из пружины;
- два основных шкива, которые в процессе работы сочетаются в отношении как ведущий и ведомый шкив вариатора Сафари;
- крышки корпуса самого устройства;
- ремень на вариатор Сафари;
- вал вариатора;
- грузики конуса.
Устройство вариатора представлено на схеме.
Принцип работы вариатора Сафари
Принцип работы данного устройства заключается в действии центробежной силы при вращении коленвала двигателя. При достижении оборотов такого вращения в 2200 оборотов/минуту такая сила оказывает давление на грузики и конус, который начинает раскручиваться.
Затем приводной ремень под воздействием данной силы прижимается к конусу и передает крутящий момент. После прижимания снегоход начинает движение или увеличивает скорость. Особенность данной работы заключается не только в особом передаточном числе вариатора сафари, а в отсутствии ступеней благодаря конструктивной особенности коробки.
Как установить вариатор Сафари
Для правильной и корректной установки вариатора как в снегоходы, так и буксировщики, необходимо пользоваться инструкцией производителя и соблюдать правила техники безопасности. Аппараты должны быть обесточены, все их системы должны быть исправны, в противном случае велика вероятность некорректной работы вариатора.
В случае нахождения в процессе монтажа неисправности ее необходимо устранить до полной установки. Также для монтажа трансмиссии вариатора сафари не потребуется специальных ремонтных навыков, лишь ключи для регулировки зазоров должны иметь различные головки.
Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик
В части установки прибора на мотобуксировщик производителем не предполагается особых отличий. На большинстве буксировщиков предусмотрено штатное место для монтажа вариатора, который по своим габаритам подходит для данных креплений. Последовательность установки аналогична для снегоходов, однако при настройке холостого хода и набора крутящего момента присутствуют свои нюансы. Буксировщику без надобности набор высокой скорости – упор сделан на тяговые характеристики. Поэтому при настройке необходимо выставлять зазоры и прижимную силу шкивов с учетом характеристики повышенной тяги аппарата.
Установка вариатора сафари на «Буран» и «Тайгу»
Для установки данного аппарата в корпус снегохода необходимо соблюдение определенных правил, указанных производителем:
- перед производством установки необходимо демонтировать старый аппарат и проверить работоспособность остальных систем буксировщика или снегохода, а также расчистить пазы для монтажа;
- конус устройства должен быть подсоединен к коленчатому валу двигателя снегохода одной частью, другой при помощи резьбы соединяется с упором;
- шкивы устанавливают при помощи крепежа в штатные посадочные места, между ними должен быть закреплен ремень (в последующем должна быть проведена регулировка холостого хода и установлены);
- после установки корпуса необходимо произвести настройку работы системы с данным двигателем, помимо холостого хода ей подлежат зазоры между шкивами и прижимная сила пружины.
Как настроить вариатор Сафари
Настройка вариатора Сафари должна осуществляться строго по инструкциям завода изготовителя. Данная процедура проходит в несколько этапов:
- После установки нового агрегата в штатное посадочное место регулируют зазоры между шкивами.
- При этом также необходимо отрегулировать силу натяжения при помощи динамометрического ключа. От силы натяжения будет зависеть эффективность передачи крутящего момента.
Данную процедуру необходимо проводить при установке мотора в нейтральной передаче.
Регулировка вариатора Сафари на мотобуксировщиках
Регулировка данного аппарата происходит также при помощи специальных ключей и в соответствии с регламентом работы. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- Необходимо при помощи ключей выставить расстояние между ремнем и конусом. Такое расстояние предусмотрено производителем в 33 мм. При увеличении расстояния ремень будет находиться в ослабленном положении, что негативно скажется на тяговых свойствах. При перетягивании и уменьшении расстояния, воздействие на деталь станет чрезмерным.
- Выставление прогиба приводного ремня. Данное расстояние должно составлять 32 мм. Этот параметр позволяет правильно выставить натяжение детали.
Трансмиссия на снегоходе на фото.
Регулировка вариатора Сафари на «Буране» и «Тайге»
Регулировка аппарата на снегоходах моделей Буран и Тайга аналогична по своей процедуре таковой на буксировщиках. Все процедуры выполняются такой же последовательности. При установке новых элементов необходимо также проводить смазку предусмотренными средствами. Также владельцу помимо обычных ключей понадобится специальный динамометрический ключ для выставления зазоров и установки усилия натяжения ремня.
Чем смазывать вариатор Сафари
Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:
- ЦИАТИМ – смазывающее вязкое вещество, которое не пропускает влагу и позволяет сохранять шкивы в целостности под воздействием агрессивной окружающей среды, реализуется в стандартной таре с распылителем;
- Литол – аналогичное вещество, которые к тому же препятствует распространению коррозии и полностью обволакивает обрабатываемую деталь.
Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.
Как смазать вариатор Сафари
Для того чтобы смазать отдельные узлы системы, необходимо демонтировать корпус, шкивы (при необходимости), отсоединить валы и ослабить пружину. После проведения данных операций владелец получит доступ ко всем необходимым для смазки элементам. Для смазки применяют специальные вещества, рекомендованные производителем (ЦИАТИМ, Литол).
Как разобрать вариатор Сафари
Для того чтобы разобрать вариатор, владельцу потребуется набор ключей с различными головками. Процедура проходит в несколько этапов:
- снятие корпуса заглушки, где располагается само устройство (при этом снегоход должен быть заглушен);
- отсоединить ведомые части вариатора от силового агрегата снегохода;
- ослабить воздействие шкивов и отсоединить ремень;
- отсоединить пружину перед этим ослабив натяжение.
После этого можно снять корпус, открутив его с посадочных мест.
Неисправности вариатора Сафари
К самым частым неисправностям, которые иногда проявляются при неправильной эксплуатации, относятся:
- Некорректный монтаж устройства, что может привести к механическим повреждениям, работе с неверным передаточным числом вариатора Сафари, а также выходу из строя самого двигателя из-за перегрузок.
- Заклинивание шкивов при больших перегрузках или отсутствии постоянной профилактической смазки. Такая неисправность ведет к полной замене всего аппарата.
- Стирание вкладышей от отсутствия смазки, или из-за потери своих свойств в связи с перегрузкой или от старости.
Такие проблемы распространены более всего и требуют своевременной профилактики состояния вкладышей и их замены.
Ремонт вариатора Сафари своими руками
Ремонт данного устройства можно производить в специализированном сервисе или же своими руками. При проявлении первых неисправностей необходимо заглушить работу мотора и при наличии ключей произвести частичную или полную разборку аппарата. При выявлении неисправности произвести замену на новую деталь или попытаться отремонтировать элемент. Однако в силу конструкции редко удается придать поврежденному механизму былые свойства, так как работа вариатора предполагает целостность устройства и отличную подгонку деталей.
Правила эксплуатации и ухода
Правила эксплуатации продиктованы экстремальными условиями работы коробки, а также рекомендациями производителя. Для сохранения работоспособности вариатора на протяжении десятков тысяч километров пробега владельцу необходимо:
- проводить смазку закрепленного вала специальными средствами типа циатим или литол, такую процедуру необходимо осуществлять каждые 3 000 км пробега;
- через 5 тысяч пробега следует профилактически произвести частичный разбор коробки на предмет изношенности втулок и вкладышей.
Важно избегать перегрузок при эксплуатации.
Заключение
Вариатор Сафари выступает надежным и недорогим элементом систем снегоходов Буран и Тайга и заслуженно пользуется популярностью среди потребителей. При правильной эксплуатации данный элемент может без проблем прослужить своему владельцу на протяжении нескольких лет, не требуя больших ремонтов или полной замены.