Система охлаждения уаз 31519
Система охлаждения уаз 31519
Система охлаждения УАЗ-31512, 31514, 31519 c двигателями УМЗ-417, 421, ЗМЗ-410.
Система охлаждения автомобилей УАЗ-31512, 31514, 31519 c двигателями УМЗ-4178, 42188, ЗМЗ-4104 закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.
Система состоит из рубашки охлаждения цилиндров, центробежного водяного насоса, термостата, радиатора, вентилятора, расширительного бачка и соединительных шлангов. В системе охлаждения предусмотрены датчики температуры и перегрева охлаждающей жидкости.
Система охлаждения УАЗ-31512, 31514, 31519, циркуляция охлаждающей жидкости.
Охлаждающая жидкость подается центробежным водяным насосом в блок цилиндров, проходит по каналам в рубашку головки блока цилиндров и через термостат направляется по большому или малому кругу циркуляции, в зависимости от положения клапанов термостата.
Если жидкость циркулирует по большому кругу, то она после термостата проходит через радиатор двигателя, охлаждается в нем и через нижний шланг радиатора снова поступает к насосу. Малый круг циркуляции исключает радиатор, что способствует быстрому прогреву двигателя после пуска.
Центробежный насос системы охлаждения.
Установлен на шпильках в передней части блока. Насос приводится в действие клиноременной передачей от шкива на коленчатом валу. Вал вращается в закрытом шарико-роликовом подшипнике не требующем обслуживания. Герметичность насоса обеспечивается торцовым самоподжимным уплотнением, сальником.
Термостат системы охлаждения.
Размещен в отдельном корпусе на головке блока цилиндров. Чувствительный элемент термостата с твердым наполнителем. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости он открывает нижний или верхний клапан, направляя жидкость по большому или малому кругу циркуляции.
Эксплуатация автомобиля со снятым термостатом недопустима, так как при этом жидкость циркулирует в основном по малому кругу, минуя радиатор, что приводит к перегреву двигателя.
Проверка термостата системы охлаждения.
Для проверки термостата непосредственно на автомобиле, надо запустить двигатель и контролировать рукой температуру крышки корпуса термостата.
Пока основной клапан термостата закрыт, крышка должна быть холоднее корпуса термостата. По мере прогрева охлаждающей жидкости, основной клапан будет открываться и крышка корпуса термостата быстро нагреется.
При этом начнется циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу через радиатор, о чем свидетельствует прогрев его верхнего бачка. Если это не так, то термостат неисправен и необходима его замена.
Радиатор системы охлаждения.
Латунный, трубчатопластинчатый, состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных плоскими трубками. Пробка радиатора соединяет систему охлаждения через впускной и выпускной клапаны с расширительным бачком. Это необходимо для компенсации изменения объема жидкости при ее нагревании и охлаждении.
Вентилятор с четырехлопастной крыльчаткой.
Установлен на ступице насоса охлаждающей жидкости непосредственно или через вискомуфту, которая устанавливается только на часть автомобилей, в зависимости от их комплектации. Вращение крыльчатке вентилятора передается через специальную вязкую силиконовую жидкость, залитую в корпус муфты.
Управление вискомуфтой осуществляется спиральным терморегулятором, установленным спереди на ее корпусе. По мере увеличения температуры воздуха за радиатором проскальзывание муфты на ступице уменьшается, и крыльчатка вентилятора начинает вращаться быстрее. На холодном двигателе и при высокой скорости движения вентилятор вращается медленнее, что сокращает время прогрева до рабочей температуры, уменьшает расход топлива и снижает шум.
Расширительный бачок системы охлаждения.
Изготовлен из полиэтилена, установлен в моторном отсеке справа в передней части. В его пробке размещена резиновая мембрана с прорезью, играющая роль впускного и выпускного клапанов для сообщения системы охлаждения с атмосферой. На стенке бачка имеется метка минимального уровня жидкости.
Датчики системы охлаждения.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен на корпусе термостата, а датчик перегрева жидкости в верхнем бачке радиатора. Информация от датчиков выводится на панель приборов, где размещен стрелочный указатель температуры и сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости. Сигнальная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры плюс 91–98 градусов Цельсия.
5.18. Система охлаждения двигателя
Сервисное обслуживание и эксплуатация
Руководства → УАЗ → 31519 (Хантер)
Особенности конструкции Снятие и установка радиатора Снятие и установка вязкостной муфты Снятие и установка термостата Снятие и установка водяного насоса Снятие и установка расширительного бачка .
Рис. 5.11. Система охлаждения двигателя: 1 – сливной кран блока цилиндров; 2 – радиатор отопителя; 3 – двигатель; 4 – дроссельный патрубок; 5 – термостат; 6 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 7 – датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 8 – вязкостная муфта привода вентилятора; 9 – вентилятор; 10 – радиатор; 11 – пробка расширительного бачка; 12 – рас. Вам потребуются: ключи «на 10», «на 14», отвертка с плоским и крестообразным лезвиями. 1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 2. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»). 3. Выверните два винта сверху… 4. …два винта снизу… 5. …и снимите надставку щитка облицовки радиатора. Аналогично снимите . На автомобиль устанавливают вязкостную муфту привода вентилятора. Вязкостную муфту снимают в случае неисправности, когда муфта не включается или включается не полностью. Вам потребуется ключ «на 32». 1. Отверните вал муфты от ступицы привода вентилятора… Примечание Резьбовое соединение вязкостной муфты со ступицей имеет левую резьбу. 2. …и снимите вязкостную муфту . Вам потребуются: шестигранник «на 6», ключ «на 12», отвертка. 1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»). 2. Ослабьте хомуты и отсоедините от корпуса термостата подводящий шланг радиатора. 3. Отсоедините провода от датчиков на корпусе термостата. 4. Ослабьте верхний хомут соединительного шланг. Водяной насос снимайте для доступа к другим деталям, для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный и который появляется при образовании большого радиального люфта вала насоса. Разборка насоса — довольно трудоемкая работа, поэтому при неисправности заменяйте насос в сборе. Вам потребуются: ключ «на 12», шестигранник «на 6», отвертка с плоски. Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с плоским лезвием. 1. Отверните гайку крепления кронштейна расширительного бачка. 2. Извлеките расширительный бачок из кронштейна. 3. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга и снимите шланг. 4. Слейте из бачка охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость. 5. Внимательно осмотрите корпус расширительно.
Хантер :: Система охлаждения двигателя :: УАЗ 31519
14.06.2016 135 Комментарии к записи Хантер :: Система охлаждения двигателя :: УАЗ 31519 отключены
5.18. Система охлаждения двигателяОсобенности конструкцииСнятие и установка радиатораСнятие и установка вязкостной муфтыСнятие и установка термостатаСнятие и установка водяного насосаСнятие и установка расширительного бачка 5.18.1. Особенности конструкцииРис. 5.11. Система охлаждения двигателя: 1 – сливной кран блока цилиндров 2 – радиатор отопителя 3 – двигатель 4 – дроссельный патрубок 5 – термостат 6 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 7 – датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости 8 – вязкостная муфта привода вентилятора 9 – вентилятор 10 – радиатор 11 – пробка расширительного бачка 12 – расширительный бачок 13 – насос охлаждающей жидкостиСистема охлаждения (рис. 5.1 … 5.18.2. Снятие и установка радиатораВам потребуются: ключи «на 10», «на 14», отвертка с плоским и крестообразным лезвиями.1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.2. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).3. Выверните два винта сверху…4. …два винта снизу…5. …и снимите надставку щитка облицовки радиатора. Аналогично снимите правую надставку щитка облицовки радиатора.6. Выверните четыре болта крепления масляног … 5.18.3. Снятие и установка вязкостной муфтыНа автомобиль устанавливают вязкостную муфту привода вентилятора. Вязкостную муфту снимают в случае неисправности, когда муфта не включается или включается не полностью.Вам потребуется ключ «на 32».1. Отверните вал муфты от ступицы привода вентилятора…ПримечаниеРезьбовое соединение вязкостной муфты со ступицей имеет левую резьбу.2. …и снимите вязкостную муфту в сборе с вентилятором.Полезный совет … 5.18.4. Снятие и установка термостатаВам потребуются: шестигранник «на 6», ключ «на 12», отвертка.1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).2. Ослабьте хомуты и отсоедините от корпуса термостата подводящий шланг радиатора.3. Отсоедините провода от датчиков на корпусе термостата. … 5.18.5. Снятие и установка водяного насосаВодяной насос снимайте для доступа к другим деталям, для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный и который появляется при образовании большого радиального люфта вала насоса.Разборка насоса — довольно трудоемкая работа, поэтому при неисправности заменяйте насос в сборе.Вам потребуются: ключ «на 12», шестигранник «на 6», отвертка с плоским лезвием, монтажная лопатка.1. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).2. Снимите радиатор (см. «Снятие и установка радиатора»).3. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя и шкива вентилятора (см. «Замена ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и шкива вентилятора системы охлаждения»).4. Снимите вязкостную муфту привода вентилятора (см. «Снятие и установка вязкостной муфты»).5. Снимите ремень привода генератора и водяного насоса (см. «Замена ремня привода генератора»). …
5.18.6. Снятие и установка расширительного бачкаВам потребуются: ключ «на 10», отвертка с плоским лезвием.1. Отверните гайку крепления кронштейна расширительного бачка.2. Извлеките расширительный бачок из кронштейна.3. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга и снимите шланг.4. Слейте из бачка охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость.5. Внимательно осмотрите корпус расширительного бачка и, если на бачке будут обнаружены механические повреждения, замените его.6. Установ …
Метки: двигатель, охлаждение, система, хантер
Переделываем систему охлаждения — УАЗ 31519, 2.9 л., 2005 года на DRIVE2
Всем привет.В этой статье я расскажу как мы переделали систему охлаждения.
В начале фото как было
пропеллер на вискомуфте и кожух.
Данная конструкция ни хрена не охлаждала. Летом после новосадового мы нифигово так встали в пробку на джубгинской развязке и я думал честно мы со штурманом в ней потаем.
Короче все это берется и выкидывается на хрен.
меняется термостат на 70 С на открывание большого круга
в систему в нижней части внедряется датчик сработки вентилляторов 82-87 С
подальше отошел чтоб понятней было где он стоит
и собственно новые электро пропеллеры от ваз 2107
рамку мне по размерам аккуратно сварил и покрасил один очень хороший человек.
Естественно 2 релюшки по бокам на каждый вентиллятор. Но срабатывают они одновременно. Две это чтоб им по легче было. Через предохранители их подключили. И плюсом тумблер мне в салон на всякий случай чтоб принудительно можно было их включить.Ну и конечно патрубки печки заменили на новые.У меня там вообще непонятный паук был из патрубков. Вероятнее из за того что когда то в уазе газ стоял. Потом его сняли а патрубки никто переделывать как надо не стал. Зимой было честно очень холодно в уазе.
Сейчас такой ташкент что пора уже вентиль наверное перекрывать. на движке (есть там вентиль который печку обрубает на лето чтоб там не упреть).
собственно патрубки печки новые. На фото пока один.За ним следом и второй подоспел.
Короче ребята теперь все работает так как и должно работать. Мне очень нравится.
За все я отдал примерно 1000 расходники и 1500 вентилляторы. Рамка бесценна.Всем Удачи.
5.17. Система охлаждения двигателя
Рис. 5.12. Система охлаждения: 1, 2 – радиаторы отопителя; 3 – электронасос; 4 – двигатель; 5 – дроссельный патрубок; 6 – термостат; 7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 9 – вязкостная муфта привода вентилятора; 10 – вентилятор; 11 – пробка радиатора; 12 – радиатор; 13 – пробка расширительного бачка; 14 – р.
5.17.3 Снятие и установка радиатора
Вам потребуются: ключ «на 10», «на 12», «на 14», отвертка с плоским лезвием. 1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 2. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»). 3. Выверните четыре болта крепления и снимите верхний щиток. 4. Выверните четыре болта крепления левого щитка и снимите его. .
5.17.4 Снятие и установки вязкостной муфты
На автомобиль устанавливают вязкостную муфту привода вентилятора. Муфта позволяет снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, способствует лучшему прогреву холодного двигателя. Вязкостную муфту снимают в случае ее неисправности, если муфта не включается или включается не полностью. Вам потребуется ключ «на 32». 1. Выверните вал муфты, предварительно зафиксировав шкив от проворачива.
5.17.5 Снятие и установка термостата
Вам потребуются: шестигранник «на 6», ключ «на 12», отвертка. 1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»). 2. Выверните болты крепления насоса гидроусилителя к его кронштейну и отведите насос в сторону (см. «Замена насоса гидроусилителя рулевого управления»). 3. Ослабьте затяжку хомута… 4. …и отсоедините от корпуса термостата под.
5.17.6 Снятие и установка водяного насоса
Водяной насос снимают для доступа к другим деталям, а также для его ремонта или замены при возникновении во время работы шума, уровень которого превышает обычный и который появляется при образовании большого радиального люфта вала насоса. Разборка насоса — довольно трудоемкая работа, поэтому при возникновении неисправности рекомендуем заменить насос в сборе. Вам потребуются: ключ «на 12», шестиг.
5.17.7 Снятие и установка расширительного бачка
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с плоским лезвием. 1. Отверните гайку крепления кронштейна расширительного бачка. 2. Извлеките расширительный бачок из кронштейна. 3. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга и снимите шланг. 4. Слейте из бачка охлаждающую жидкость в заранее подготовленную емкость. 5. Внимательно осмотрите корпус расширительного бачка и, если на бачке есть механичес.
Система охлаждения УАЗ, УАЗ, и ее комплектующие
Насос системы охлаждения для УАЗ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ-НАСОС СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ.
Прикуриватель Комбинация приборов Спидометр Замена датчиков и выключателей. Кузов Снятие и установка бамперов система охлаждения уаз 31519 Снятие и установка подкрылков и брызговиков колес Капот Боковые двери Дверь задка Ветровое окно Крышки люков наливных труб топливных баков Сиденья Зеркала Арматура салона Панель приборов Отопитель Уход за кузовом.
Советы начинающему автомеханику Техника система охлаждения уаз 31519 при проведении ремонтных работ Система охлаждения уаз 31519 Восстановление резьбовых соединений Покупка запасных частей Поездка на СТО Зимняя эксплуатация автомобиля Подготовка к техосмотру Приложения Моменты затяжки резьбовых соединений Температурный диапазон применяемости моторных масел Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости Лампы, применяемые на автомобиле Специальные инструменты и приспособления.
Схемы электрооборудования Соединения системы управления двигателем мод. ЗМЗ Евро-2 ЗМЗ Евро-0 Электрооборудование автомобилей мод. Добавить в Избранное. Устройство автомобиля 2. Рекомендации по эксплуатации 3. Неисправности в пути 4. Техническое обслуживание 5. Особенности конструкции дизельного двигателя 6.
5.18. Система охлаждения двигателя Уаз Хантер 31516
Дополнительная информация: Кол-во на "" 1 Модель Группа Система охлаждения Подгруппа Насос водяной Порядковый номер детали Дополнительная информация: Кол-во на "" система охлаждения уаз 31519.
Дополнительная информация: Кол-во на "" 1 Система охлаждения уаз 31519 без покрытия ОКПО класс 45 Изделия автомобильной промышленности ОКПО подкласс 9 Унифицированные узлы, детали и крепежные изделия, применяемые в автомобильной промышленности, и ремонтно-эксплуатационные комплекты Вид изделия — шайбы Вид покрытия 6 — фосфатное с промасливанием П2.
Дополнительная информация: Кол-во на "" 1 Покрытие без покрытия ОКПО класс 45 Изделия автомобильной промышленности ОКПО подкласс 9 Унифицированные узлы, детали и крепежные изделия, применяемые в автомобильной промышленности, и ремонтно-эксплуатационные комплекты Вид изделия — болты Вид покрытия 1 — цинковое с хроматированием цинкование и пассивирование П Дополнительная информация: Кол-во на "" 1 Модель Группа Система охлаждения Подгруппа Насос водяной Порядковый номер детали Дополнительно Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером.
УАЗ насоса водяного Дополнительная информация: Кол-во на "" 5 Покрытие цинкование ОКПО класс 45 Изделия автомобильной промышленности ОКПО подкласс 9 Унифицированные узлы, детали и крепежные изделия, применяемые в автомобильной промышленности, и ремонтно-эксплуатационные комплекты Система охлаждения уаз 31519 изделия — гайки Вид покрытия 9 — цинковое П8. Дополнительная информация: Кол-во на "" 5 Покрытие фосфатирование и промасливание ОКПО класс 45 Система охлаждения уаз 31519 автомобильной промышленности ОКПО подкласс 9 Унифицированные узлы, детали и крепежные изделия, применяемые в автомобильной промышленности, и ремонтно-эксплуатационные комплекты Вид изделия — шайбы Вид покрытия 6 — фосфатное с промасливанием П2.
Дополнительная информация: Кол-во на "" 1 Модель Группа Двигатель Подгруппа Блок цилиндров Порядковый номер детали ОКПО класс 45 Изделия автомобильной промышленности ОКПО подкласс 6 Двигатели автомобильные и мотоциклетные, их узлы и детали Вид изделия — болты Вид покрытия 1 — цинковое с хроматированием цинкование и пассивирование П Поиск по всем разделам. Каталог товаров.
RSS Схема проезда. Корзина пока пусто Личный кабинет.
Термостат с корпусом в сборе Подробнее Дополнительная информация: Кол-во на "". Стоимость детали. Код Название Артикул Цена. Товар в Корзине 1 2 3 4 5 больше удалить. Крышка корпуса термостата Подробнее Дополнительная информация: Кол-во на система охлаждения уаз 31519.
Крышка корпуса термостата УАЗ. Болт М8х30 крепления усилителя к картеру сцепления Подробнее Дополнительная информация: Кол-во на "".
Нет в наличии. Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду система охлаждения уаз 31519 системе охлаждения следует менять как можно реже.
Смягчить жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя блок и головку цилиндров и кронштейн водяного насоса.
УАЗ-3151 устройство, техобслуживание, диагностика, ремонт
Воду из системы охлаждения УАЗ, УАЗ, сливают через два краника: один находится справа на блоке цилиндров двигателя или в котле предпускового подогревателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора. При сливе воды необходимо, спустя некоторое время система охлаждения уаз 31519 открытия краников, открывать пробку радиатора.
Натяжение ремня вентилятора проверять нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора большим пальцем руки с усилием 4,5 кгс. Прогиб его при этом должен быть равен 10 мм.
Автокаталог
Проверять и регулировать в случае необходимости натяжение ремня вентилятора необходимо при проведении ТО-1 и ТО Для регулировки натяжения ремня УАЗ, УАЗ, необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, сместить генератор в нужном направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня. Подшипники водяного насоса смазывать при проведении ТО, через система охлаждения уаз 31519 до выхода смазки из контрольного отверстия 4 см.
Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора. Работу система охлаждения уаз 31519 проверяют в случае перегревания двигателя УАЗ, УАЗ, при исправном зажигании, а также одновременно с промыванием системы охлаждения. Проверить исправность термостата можно по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.
Если таким путем не удается убедиться в исправности термостата, то его снимают и проверяют. Двигатель и радиатор УАЗ промывают раздельно, используя для этого чистую водопроводную воду. Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отсоединяют шланги от радиатора.
Для лучшей очистки рубашки охлаждения следует вывернуть из блока цилиндров спускной краник вместе с переходным штуцером или отсоединить от блока цилиндров подводящий шланг котла пускового подогревателя на система охлаждения уаз 31519.
Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
Компоненты системы охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Система охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) —жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя — 80— 95° С.
Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемыми водителем.
Рис.1. Схема системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151
1 — радиатор; 2 — вентилятор; 3 — выпускной патрубок; 4 — термостат; 5 — водораспределительная труба; 6 — отверстие водораспределительной трубы; 7— головка цилиндров; 8 — прокладка; 9 — блок цилиндров; 10 и 12 — спускные краники; И — крыльчатка водяного насоса; 13 — приемный патрубок; 14 — шкив; 15 — перепускной канал
В системе охлаждения для контроля температуры жидкости в щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса.
Кроме того, в панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 92—98° С.
Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи.
Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. д.).
Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2) — центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.
Полость насоса уплотняется при помощи резинового манжета 8, плотно прижимающегося пружиной 9 к шайбе 7 и валу 2 насоса.
Рис.2. Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514
] — гайка; 2—вал насоса; 3— корпус насоса; 4— контрольное отверстие подшипников; 5 — пресс-масленка; 6 — распорная втулка; 7— текстолитовая шайба; 8 — резиновый манжет; 9 —пружина; 10 — крыльчатка; И — болт; 12 — контрольное отверстие для стока воды; 13 — подшипники
Ремонт помпы (водяного насоса) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Характерными неисправностями водяного насоса являются: течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитовой уплотняющей шайбы или разрушения манжета сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки водяного насоса.
Подтекание воды из помпы устраняют заменой текстолитовой уплотняющей шайбы и манжета.
Для замены указанных деталей необходимо снять насос с двигателя, отъединив его от кронштейна, спять съемником крыльчатку и затем вынуть уплотняющую шайбу и манжет сальника.
Собирают сальник в такой последовательности: в крыльчатку вставляют пружину с обоймами пружины, затем манжет и текстолитовую шайбу. Прижав текстолитовую шайбу к манжету, вставить стопорное кольцо.
При этом часть валика помпы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, сопряженную с манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смазывают мылом, а торец корпуса насоса, соприкасающийся с упорной текстолитовой шайбой, — тонким слоем графитной смазки.
Напрессовывать крыльчатку на валик следует на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски. При этом помпа должна опираться передним торцом
валика на стол, а нагрузку прикладывают к ступице крыльчатки.
Для замены подшипников или валика водяной насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать в следующей последовательности: спрессовать с валика насоса крыльчатку, отвернуть гайку крепления ступицы шкива и сиять ее при помощи съемника, вынуть стопорное кольцо подшипников из корпуса насоса и медным молотком (или на прессе) выбить валик с подшипниками из корпуса насоса, оперев передний торец корпуса на подставку с отверстием для прохода подшипников.
Собирают помпу в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессовывают на валик и в корпус одновременно при помощи ручного пресса и оправки.
Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца. Надев на валик помпы распорную втулку, запрессовать второй подшипник войлочным сальником наружу.
Термостат УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — запирающего типа, помещается в выпускном патрубке 5 (рис.3), расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона 9, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.
Рис.3. Схема работы термостата УАЗ-469, УАЗ-31514, 31512
а — при холодном двигателе; б — при разогретом двигателе; 1 — корпус водяного насоса; 2—кронштейн; 3 — прокладка; 4 — корпус термостата; 5 — выпускной патрубок; 6 — клапан термостата; 7 — прокладка термостата; 8 — стержень термостата; 9 — баллон; 10 — отверстие
Клапан 6 термостата автоматически в зависимости от температуры воды в блоке цилиндров двигателя отключает или включает радиатор.
При температуре воды ниже 68° С клапан термостата закрыт (рис.3, а) и вода циркулирует только по «малому кругу»— внутри двигателя, минуя радиатор.
При температуре воды 80—86° С клапан полностью открывается и вода направляется из головки цилиндров в радиатор по «большому кругу» (рис.3, б).
Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) — трубчато-ленточный. Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда.
Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформированными в виде змейки с шагом 4,5 мм.
Рис.4. Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и детали соединения его с рубашкой охлаждения двигателя
1 — радиатор; 2— пробка радиатора; 3 — стяжной хомут; 4 — соединительный шланг радиатора; 5 — корпус термостата; 6 — термостат; 7 — детали подвески радиатора; 8 — краник слива воды; 9 — тяга управления краником; 10 — кожух вентилятора
Для более эффективного охлаждения воды на радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 со стороны двигателя установлен стальной кожух вентилятора.
Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны 6 и 5.
Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления в системе до 0,45—0,55 кгс/см2. Благодаря такой возможности повышения давления вода в системе начинает закипать только при 109—112° С.
При температурах воды меньше 109—112° С система изолирована от окружающей среды и практически убыли воды не происходит.
Впускной клапан 5 открывается при разрежении в системе 0,01—0,1 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор.
Вентилятор УАЗ-469, УАЗ-3151, 31514 — шестилопастный, сборный. Крепится вентилятор вместе со шкивом его привода к ступице водяного насоса.
Приводится вентилятор вместе с водяным насосом клиновым ремнем от коленчатого вала. Этот же ремень используется для привода генератора. В зимнее время кожух вентилятора рекомендуется снимать.
Жалюзи установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при втягивании — открываются.
Уровень воды в радиаторе УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверять ежедневно перед выездом. Доливать и вновь заливать в радиатор только «мягкую» воду.
Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже.
Смягчить жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров и кронштейн водяного насоса).
Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения этиленгликолевую жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз, ГОСТ 159—52.
При температуре до —40° С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре — марки 65.
Воду из системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 сливают через два краника: один находится справа на блоке цилиндров двигателя или в котле предпускового подогревателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.
При сливе воды необходимо, спустя некоторое время после открытия краников, открывать пробку радиатора.
Натяжение ремня вентилятора проверять нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора большим пальцем руки с усилием 4,5 кгс.
Прогиб его при этом должен быть равен 10 мм. Проверять и регулировать (в случае необходимости) натяжение ремня вентилятора необходимо при проведении ТО-1 и ТО-2.
Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, сместить генератор в нужном направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня.
Подшипники водяного насоса смазывать при проведении ТО, через прес-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия 4 (см. рис.2). Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.
Работу термостата проверяют в случае перегревания двигателя при исправном зажигании, а также одновременно с промыванием системы охлаждения.
Проверить исправность термостата можно по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.
При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того, как температура воды в блоке достигнет 60—70° С (по указателю-температуры воды на щитке приборов).
Если таким путем не удается убедиться в исправности термостата, то его снимают и проверяют.
Систему охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31514, 3151 промывают 1 раз в год перед летним сезоном эксплуатации.
Двигатель и радиатор промывают раздельно, используя для этого чистую водопроводную воду. Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отсоединяют шланги от радиатора.
Для лучшей очистки рубашки охлаждения следует вывернуть из блока цилиндров спускной краник вместе с переходным штуцером или отсоединить от блока цилиндров подводящий шланг котла пускового подогревателя на автомобиле.
Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Промывать рубашку охлаждения рекомендуется до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.
Радиатор промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить, в первую очередь, всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.
Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.