Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На автомобиль предприятия установили систему ГЛОНАСС

На автомобиль предприятия установили систему ГЛОНАСС

Журнал «Учет в производстве» № 12, декабрь 2011 г.

Для отслеживания информации о передвижении своего грузового транспорта предприятие приобрело спутниковую систему навигации. О том, в каком порядке принять данный актив к учету и признать расходы при расчете налога на прибыль, – в статье.

Для чего нужна автонавигация

Наличие на автомобиле предприятия спутниковой системы навигации – это удобный способ отслеживать его маршрут (причем в режиме онлайн), пробег и т. д. Данные о передвижении транспорта, к примеру, можно использовать при списании расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

Более того, наличие навигационной системы в некоторых случаях является обязательным.

Например, с 1 июля 2012 года отсутствие на транспортных средствах спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках пассажирских перевозок будет считаться нарушением лицензионных требований (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 790). Аналогичные требования планируется ввести в отношении транспорта для грузоперевозок.

Устройств, позволяющих принимать данные со спутников, достаточно много. Начиная от простых GPS-навигаторов, заканчивая спутниковыми системами. От того, что именно приобретает предприятие, и будет зависеть порядок бухгалтерского и налогового учета.

Например, система спутниковой навигации ГЛОНАСС, как правило, состоит из нескольких элементов:

– клиентского терминала (мобильное устройство, которое нужно будет установить на автомобиль);

– точки доступа (служит для передачи данных);

– рабочего места диспетчера (там стоит компьютер с выходом в интернет и специальным программным обеспечением, на который передается вся информация об объекте);

– сервера (на нем сохраняется вся информация об отслеживаемых объектах).

Наличие нескольких составных частей и высокая стоимость как раз и вызывают сложности в налоговом и бухгалтерском учете.

Принимаем актив к бухгалтерскому учету

Если предприятие приобрело обычный GPS-навигатор, то его стоимость, как правило, ниже 40 000 руб. Поэтому такой актив следует отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Но на практике нередко возникают более сложные ситуации.

Проблема № 1

Если приобретена система, состоящая из нескольких составных частей, и цена ее превышает 40 000 руб., то возникает загвоздка. Поскольку из пункта 6 ПБУ 6/01 следует, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

А таковым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Получается, что навигационную систему можно отнести к отдельному инвентарному объекту. Однако части этого оборудования будут размещаться непосредственно в других объектах основных средств, а именно в автомобилях.

Поэтому возникает следующая проблема. Следует ли считать установку навигационного оборудования на автомобиль модернизацией основного средства?

Проблема № 2

Напомним, что изменение первоначальной стоимости объекта основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 14 ПБУ 6/01).

Определение модернизации придется взять из налогового законодательства, так как в бухгалтерском такое определение отсутствует.

Итак, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения актива, повышенными нагрузками или другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Приобретает ли новые качества автомобиль, оборудованный системой ГЛОНАСС, – вопрос достаточно спорный.

Навигационная система повышает качество управления транспортом предприятия. При этом резко возрастают возможности контроля над хозяйственными процессами и затратами компании.

А вот в отношении каждого отдельного автомобиля элемент навигационной системы, который на нем установлен, характеристики авто не улучшает (не увеличивает грузоподъемность, мощность, не снижает расход топлива, не изменяет назначения транспортного средства и т. д.). Кроме того, клиентский терминал можно снять с одного транспортного средства и переставить на другое, не причиняя никакого ущерба при демонтаже.

Как поступить

Поскольку разъяснения чиновников и арбитражки по данному вопросу пока отсутствуют, бухгалтеру придется решать вопрос учета навигационной системы самостоятельно.

Самый простой путь – это приобрести навигационную систему комплектами по цене менее 40 000 руб. за единицу и списать эти расходы единовременно.

Другой вариант – учесть навигационную систему в целом как отдельный объект основных средств. Но в этом случае компания столкнется еще с одной проблемой: непонятно, какой срок амортизации можно применять в данном случае.

По общим правилам данный срок определяется предприятием самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01) исходя из:

– ожидаемого срока его использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

При этом используется Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. О навигационной системе там ничего не сказано.

В то же время для объектов, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Так сказано в пункте 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ. Например, информацию можно получить в техническом паспорте завода-изготовителя. Если ничего такого у фирмы нет, то нужно будет сделать письменный запрос в компанию-изготовитель и руководствоваться ответом.

Какова ситуация в налоговом учете

Амортизируемым признается имущество, которое находится у компании на праве собственности, используется для извлечения дохода. И при условии, что стоимость его погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Также стоит учесть, что к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Поэтому организация вполне может учесть все составные части спутниковой системы в совокупности как основное средство и амортизировать его.

Также у компании есть возможность разбить систему на элементы стоимостью менее 40 000 руб. и списать в налоговые расходы единовременно. Но в данном случае возможны претензии налоговиков.

Хотя вряд ли чиновники будут придираться по поводу экономической обоснованности затрат в случаях, когда приобретение ГЛОНАСС и оснащение автомобилей элементами спутниковой навигации является прямым требованием действующего законодательства.

Важно запомнить

Предприятие может учесть все составные части спутниковой системы в качестве единого объекта основного средства и амортизировать его. Попытка признать каждую из частей отдельно вероятнее всего вызовет проблемы с налоговиками.

Налоговый и бухгалтерский учет расходов по монтажу на транспортные средства системы ГЛОНАСС

Автор: Н.Р. Герасимова, руководитель практики корпоративного налогообложения «ФБК Legal»
Источник: Журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)» №11-2019
Опубликовано: 18 ноября 2019

В целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, а также уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов компании оснащают транспортные средства средствами навигации (спутниковой системой ГЛОНАСС). Рассмотрим, как будут квалифицироваться и признаваться расходы по установке системы ГЛОНАСС в бухгалтерском и налоговом учете: как расходы на модернизацию (дооборудование) или расходы на создание самостоятельных объектов.

Квалификация расходов

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость основного средства изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. (п. 2 ст. 257 НК РФ).

В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 [1] изменение первоначальной стоимости основных средств (ОС), в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
________________
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (п. 20 ПБУ 6/01).

Следовательно, главным критерием для признания расходов в качестве модернизации или дооборудования транспортного средства (ТС) является приобретение им новых качеств, изменение его эксплуатационных показателей и характеристик в результате выполненных работ.

Минфин России в письмах от 18 ноября 2016 г. № 03−03−06/1/67 863, от 21 февраля 2012 г. № 03−03−06/1/94 указал, что если в результате установки оборудования на автомобиль (в автомобиль) произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами, то соответствующие работы следует квалифицировать для исчисления налога на прибыль организаций как дооборудование.

Федеральным законом от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» установлено, что в целях повышения эффективности управления движением ТС, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами (ст. 4 данного Закона).

Спутниковая система ГЛОНАСС позволяет контролировать работу водителей, соблюдение ими правил эксплуатации транспортного средства, местоположение ТС, расход топлива, фактический пробег, способствует защите транспортного средства от угона и др.

Иными словами, установка данной навигационной системы не изменяет функций каждого транспортного средства в отдельности, но позволяет компании организовать контроль за работой и сохранностью всей совокупности используемых транспортных средств. Можно сказать, что в результате установки такого дополнительного оборудования не происходит улучшение каких-либо характеристик автомобиля или возникновение у него новых качеств, т. е. отсутствуют признаки, характеризующие осуществление модернизации или дооборудования автомобиля.

Кроме того, система ГЛОНАСС является дополнительно устанавливаемым на автомобиль оборудованием, которое может быть демонтировано без ущерба для транспортного средства и установлено на другой автомобиль, т. е. является отделимым. Соответственно, нет причины рассматривать транспортное средство и спутниковую навигацию ГЛОНАСС как единый объект для целей бухгалтерского и налогового учета.

Пунктом 6 ПБУ 6/01 установлено, что инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

На основании сказанного можно сделать вывод, что оборудование транспортного средства спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС не соответствует определению модернизации или дооборудования. Разъяснения контролирующих органов и судебная практика, касающиеся непосредственно учета системы ГЛОНАСС, нами выявлены не были.

Вместе с тем изложенные выводы подтверждаются правоприменительной практикой, сформированной в отношении установки на автомобиль дополнительных систем оборудования.

К примеру, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 9 июня 2008 г. по делу № А05−12 045/2007 указал, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

К аналогичным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21 июня 2007 г. № А33−15 634/04-С3-Ф02−3458/07, А33−15 634/04-С3-Ф02−3474/07 по делу № А33−15 634/04-С3.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 июля 2005 г. № А56−47 890/04 установлено, что автомобиль пригоден к эксплуатации независимо от наличия у него дополнительного оборудования. Следовательно, основания для увеличения стоимости основного средства (автомобиля) отсутствуют.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26 октября 2010 г. по делу № А32−23 439/2008−26/334, определив, что при оснащении автомобиля оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, сделал следующий вывод: произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Десятый ААС в постановлении от 15 марта 2012 г. по делу № А41−4406/11 указал, что налоговым органом в оспариваемом ненормативном акте не приведено никаких обстоятельств, свидетельствующих о том, что установление оборудования на автомобиль привело к изменению технологического или служебного назначения объекта амортизируемых ОС и (или) другим новым качествам, исходя из их первоначального назначения. Судом установлено, что монтаж оборудования не привел к изменению нормативных показателей функционирования автомобилей по сравнению с характеристиками, которые автомобили имели до проведения данных работ, т. е. отсутствуют признаки модернизации. Установленное оборудование является специальным сменным (съемным) приспособлением, которое в любой момент может быть изъято из конструкции. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для увеличения первоначальной стоимости основных средств.

Таким образом, работы по установке бортового оборудования системы ГЛОНАСС в бухгалтерском и налоговом учете не признаются модернизацией или дооборудованием транспортного средства. Соответственно, данные работы могут быть квалифицированы в бухгалтерском и налоговом учете как расходы, связанные с формированием самостоятельного объекта, и не могут квалифицироваться различным образом, так как бухгалтерское и налоговое законодательство предусматривает одни и те же основания для увеличения первоначальной стоимости ОС и использует одну и ту же терминологию («модернизация», «дооборудование»).

Порядок учета расходов по монтажу бортового оборудования системы ГЛОНАСС на транспортные средства

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если стоимость одного комплекта спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая включает в себя стоимость оборудования и работы по его установке, превышает 100 000 руб., то такая система признается самостоятельным объектом амортизируемого имущества и соответственно по ней начисляется амортизация.

Если стоимость одного комплекта спутниковой навигации ГЛОНАСС не превышает 100 000 руб., такая система не включается в состав амортизируемого имущества.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости указанного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

Таким образом, система ГЛОНАСС признается в составе материальных расходов. При этом порядок ее признания зависит от порядка, установленного учетной политикой организации для целей налогообложения: единовременно на дату ввода в эксплуатацию либо в течение установленного срока.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

На основании п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Как правило, организации предусматривают в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что ОС признаются активы стоимостью более 40 000 руб. А значит, навигационная система ГЛОНАСС стоимостью более 40 000 руб. признается в бухгалтерском учете в составе основных средств (по дебету счета 01 «Основные средства»). В этом случае стоимость системы ГЛОНАСС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Если стоимость навигационной системы составляет 40 000 руб. и менее, то она отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (по дебету счета 10 «Материалы»). В этом случае стоимость системы ГЛОНАСС будет списана единовременно на счета учета затрат в зависимости от вида использования транспортного средства (в частности, счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы»).

Обратите внимание: в целях обеспечения сохранности комплектов спутниковой навигации ГЛОНАСС при эксплуатации в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Такой учет может быть организован с помощью забалансовых счетов, поскольку согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [2] такие счета используются для контроля за отдельными хозяйственными операциями и для обеспечения сохранности используемых ценностей.
_________________
[2] Утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

В ситуации, когда бортовое оборудование (стоимостью более 40 000 руб., но менее 100 000 руб.) признается в бухгалтерском учете в составе основных средств, а в налоговом учете списывается в состав материальных расходов единовременно, возникают временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 [3]. В месяце списания оборудования в материальные расходы единовременно (месяц ввода в эксплуатацию) возникает налогооблагаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налогового обязательства (п. 12, 15 ПБУ 18/02) и отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». Со следующего месяца, когда начинает начисляться амортизация по бортовому оборудованию в бухгалтерском учете, и в течение всего срока начисления амортизации отложенное налоговое обязательство подлежит уменьшению в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02. При этом отложенное налоговое обязательство списывается при выбытии бортового оборудования (п. 18 ПБУ 18/02).
_________________

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Автор: Н.Р. Герасимова, руководитель практики корпоративного налогообложения «ФБК Legal»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector