Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На автомобиль предприятия установили систему ГЛОНАСС

На автомобиль предприятия установили систему ГЛОНАСС

Журнал «Учет в производстве» № 12, декабрь 2011 г.

Для отслеживания информации о передвижении своего грузового транспорта предприятие приобрело спутниковую систему навигации. О том, в каком порядке принять данный актив к учету и признать расходы при расчете налога на прибыль, – в статье.

Для чего нужна автонавигация

Наличие на автомобиле предприятия спутниковой системы навигации – это удобный способ отслеживать его маршрут (причем в режиме онлайн), пробег и т. д. Данные о передвижении транспорта, к примеру, можно использовать при списании расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

Более того, наличие навигационной системы в некоторых случаях является обязательным.

Например, с 1 июля 2012 года отсутствие на транспортных средствах спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках пассажирских перевозок будет считаться нарушением лицензионных требований (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 790). Аналогичные требования планируется ввести в отношении транспорта для грузоперевозок.

Устройств, позволяющих принимать данные со спутников, достаточно много. Начиная от простых GPS-навигаторов, заканчивая спутниковыми системами. От того, что именно приобретает предприятие, и будет зависеть порядок бухгалтерского и налогового учета.

Например, система спутниковой навигации ГЛОНАСС, как правило, состоит из нескольких элементов:

– клиентского терминала (мобильное устройство, которое нужно будет установить на автомобиль);

– точки доступа (служит для передачи данных);

– рабочего места диспетчера (там стоит компьютер с выходом в интернет и специальным программным обеспечением, на который передается вся информация об объекте);

– сервера (на нем сохраняется вся информация об отслеживаемых объектах).

Наличие нескольких составных частей и высокая стоимость как раз и вызывают сложности в налоговом и бухгалтерском учете.

Принимаем актив к бухгалтерскому учету

Если предприятие приобрело обычный GPS-навигатор, то его стоимость, как правило, ниже 40 000 руб. Поэтому такой актив следует отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Но на практике нередко возникают более сложные ситуации.

Проблема № 1

Если приобретена система, состоящая из нескольких составных частей, и цена ее превышает 40 000 руб., то возникает загвоздка. Поскольку из пункта 6 ПБУ 6/01 следует, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

А таковым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Получается, что навигационную систему можно отнести к отдельному инвентарному объекту. Однако части этого оборудования будут размещаться непосредственно в других объектах основных средств, а именно в автомобилях.

Поэтому возникает следующая проблема. Следует ли считать установку навигационного оборудования на автомобиль модернизацией основного средства?

Проблема № 2

Напомним, что изменение первоначальной стоимости объекта основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 14 ПБУ 6/01).

Читайте так же:
Установка системы автоматического регулирования теплоснабжения

Определение модернизации придется взять из налогового законодательства, так как в бухгалтерском такое определение отсутствует.

Итак, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения актива, повышенными нагрузками или другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Приобретает ли новые качества автомобиль, оборудованный системой ГЛОНАСС, – вопрос достаточно спорный.

Навигационная система повышает качество управления транспортом предприятия. При этом резко возрастают возможности контроля над хозяйственными процессами и затратами компании.

А вот в отношении каждого отдельного автомобиля элемент навигационной системы, который на нем установлен, характеристики авто не улучшает (не увеличивает грузоподъемность, мощность, не снижает расход топлива, не изменяет назначения транспортного средства и т. д.). Кроме того, клиентский терминал можно снять с одного транспортного средства и переставить на другое, не причиняя никакого ущерба при демонтаже.

Как поступить

Поскольку разъяснения чиновников и арбитражки по данному вопросу пока отсутствуют, бухгалтеру придется решать вопрос учета навигационной системы самостоятельно.

Самый простой путь – это приобрести навигационную систему комплектами по цене менее 40 000 руб. за единицу и списать эти расходы единовременно.

Другой вариант – учесть навигационную систему в целом как отдельный объект основных средств. Но в этом случае компания столкнется еще с одной проблемой: непонятно, какой срок амортизации можно применять в данном случае.

По общим правилам данный срок определяется предприятием самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01) исходя из:

– ожидаемого срока его использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

При этом используется Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. О навигационной системе там ничего не сказано.

В то же время для объектов, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Так сказано в пункте 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ. Например, информацию можно получить в техническом паспорте завода-изготовителя. Если ничего такого у фирмы нет, то нужно будет сделать письменный запрос в компанию-изготовитель и руководствоваться ответом.

Какова ситуация в налоговом учете

Амортизируемым признается имущество, которое находится у компании на праве собственности, используется для извлечения дохода. И при условии, что стоимость его погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Также стоит учесть, что к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Поэтому организация вполне может учесть все составные части спутниковой системы в совокупности как основное средство и амортизировать его.

Также у компании есть возможность разбить систему на элементы стоимостью менее 40 000 руб. и списать в налоговые расходы единовременно. Но в данном случае возможны претензии налоговиков.

Хотя вряд ли чиновники будут придираться по поводу экономической обоснованности затрат в случаях, когда приобретение ГЛОНАСС и оснащение автомобилей элементами спутниковой навигации является прямым требованием действующего законодательства.

Важно запомнить

Предприятие может учесть все составные части спутниковой системы в качестве единого объекта основного средства и амортизировать его. Попытка признать каждую из частей отдельно вероятнее всего вызовет проблемы с налоговиками.

Налоговый и бухгалтерский учет расходов по монтажу на транспортные средства системы ГЛОНАСС

Автор: Н.Р. Герасимова, руководитель практики корпоративного налогообложения «ФБК Legal»
Источник: Журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)» №11-2019
Опубликовано: 18 ноября 2019

Читайте так же:
Сигнализация с автозапуском установка на связи

В целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, а также уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов компании оснащают транспортные средства средствами навигации (спутниковой системой ГЛОНАСС). Рассмотрим, как будут квалифицироваться и признаваться расходы по установке системы ГЛОНАСС в бухгалтерском и налоговом учете: как расходы на модернизацию (дооборудование) или расходы на создание самостоятельных объектов.

Квалификация расходов

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость основного средства изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. (п. 2 ст. 257 НК РФ).

В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 [1] изменение первоначальной стоимости основных средств (ОС), в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
________________
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (п. 20 ПБУ 6/01).

Следовательно, главным критерием для признания расходов в качестве модернизации или дооборудования транспортного средства (ТС) является приобретение им новых качеств, изменение его эксплуатационных показателей и характеристик в результате выполненных работ.

Минфин России в письмах от 18 ноября 2016 г. № 03−03−06/1/67 863, от 21 февраля 2012 г. № 03−03−06/1/94 указал, что если в результате установки оборудования на автомобиль (в автомобиль) произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами, то соответствующие работы следует квалифицировать для исчисления налога на прибыль организаций как дооборудование.

Федеральным законом от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» установлено, что в целях повышения эффективности управления движением ТС, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами (ст. 4 данного Закона).

Спутниковая система ГЛОНАСС позволяет контролировать работу водителей, соблюдение ими правил эксплуатации транспортного средства, местоположение ТС, расход топлива, фактический пробег, способствует защите транспортного средства от угона и др.

Иными словами, установка данной навигационной системы не изменяет функций каждого транспортного средства в отдельности, но позволяет компании организовать контроль за работой и сохранностью всей совокупности используемых транспортных средств. Можно сказать, что в результате установки такого дополнительного оборудования не происходит улучшение каких-либо характеристик автомобиля или возникновение у него новых качеств, т. е. отсутствуют признаки, характеризующие осуществление модернизации или дооборудования автомобиля.

Читайте так же:
Установка сигнализации на автомашин

Кроме того, система ГЛОНАСС является дополнительно устанавливаемым на автомобиль оборудованием, которое может быть демонтировано без ущерба для транспортного средства и установлено на другой автомобиль, т. е. является отделимым. Соответственно, нет причины рассматривать транспортное средство и спутниковую навигацию ГЛОНАСС как единый объект для целей бухгалтерского и налогового учета.

Пунктом 6 ПБУ 6/01 установлено, что инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

На основании сказанного можно сделать вывод, что оборудование транспортного средства спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС не соответствует определению модернизации или дооборудования. Разъяснения контролирующих органов и судебная практика, касающиеся непосредственно учета системы ГЛОНАСС, нами выявлены не были.

Вместе с тем изложенные выводы подтверждаются правоприменительной практикой, сформированной в отношении установки на автомобиль дополнительных систем оборудования.

К примеру, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 9 июня 2008 г. по делу № А05−12 045/2007 указал, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

К аналогичным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21 июня 2007 г. № А33−15 634/04-С3-Ф02−3458/07, А33−15 634/04-С3-Ф02−3474/07 по делу № А33−15 634/04-С3.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 июля 2005 г. № А56−47 890/04 установлено, что автомобиль пригоден к эксплуатации независимо от наличия у него дополнительного оборудования. Следовательно, основания для увеличения стоимости основного средства (автомобиля) отсутствуют.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26 октября 2010 г. по делу № А32−23 439/2008−26/334, определив, что при оснащении автомобиля оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, сделал следующий вывод: произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Десятый ААС в постановлении от 15 марта 2012 г. по делу № А41−4406/11 указал, что налоговым органом в оспариваемом ненормативном акте не приведено никаких обстоятельств, свидетельствующих о том, что установление оборудования на автомобиль привело к изменению технологического или служебного назначения объекта амортизируемых ОС и (или) другим новым качествам, исходя из их первоначального назначения. Судом установлено, что монтаж оборудования не привел к изменению нормативных показателей функционирования автомобилей по сравнению с характеристиками, которые автомобили имели до проведения данных работ, т. е. отсутствуют признаки модернизации. Установленное оборудование является специальным сменным (съемным) приспособлением, которое в любой момент может быть изъято из конструкции. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для увеличения первоначальной стоимости основных средств.

Читайте так же:
Таблица для регулировки тнвд д 240

Таким образом, работы по установке бортового оборудования системы ГЛОНАСС в бухгалтерском и налоговом учете не признаются модернизацией или дооборудованием транспортного средства. Соответственно, данные работы могут быть квалифицированы в бухгалтерском и налоговом учете как расходы, связанные с формированием самостоятельного объекта, и не могут квалифицироваться различным образом, так как бухгалтерское и налоговое законодательство предусматривает одни и те же основания для увеличения первоначальной стоимости ОС и использует одну и ту же терминологию («модернизация», «дооборудование»).

Порядок учета расходов по монтажу бортового оборудования системы ГЛОНАСС на транспортные средства

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если стоимость одного комплекта спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая включает в себя стоимость оборудования и работы по его установке, превышает 100 000 руб., то такая система признается самостоятельным объектом амортизируемого имущества и соответственно по ней начисляется амортизация.

Если стоимость одного комплекта спутниковой навигации ГЛОНАСС не превышает 100 000 руб., такая система не включается в состав амортизируемого имущества.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости указанного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

Таким образом, система ГЛОНАСС признается в составе материальных расходов. При этом порядок ее признания зависит от порядка, установленного учетной политикой организации для целей налогообложения: единовременно на дату ввода в эксплуатацию либо в течение установленного срока.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

Читайте так же:
Сцепление мтз 82 устройство регулировка

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

На основании п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Как правило, организации предусматривают в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что ОС признаются активы стоимостью более 40 000 руб. А значит, навигационная система ГЛОНАСС стоимостью более 40 000 руб. признается в бухгалтерском учете в составе основных средств (по дебету счета 01 «Основные средства»). В этом случае стоимость системы ГЛОНАСС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Если стоимость навигационной системы составляет 40 000 руб. и менее, то она отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (по дебету счета 10 «Материалы»). В этом случае стоимость системы ГЛОНАСС будет списана единовременно на счета учета затрат в зависимости от вида использования транспортного средства (в частности, счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы»).

Обратите внимание: в целях обеспечения сохранности комплектов спутниковой навигации ГЛОНАСС при эксплуатации в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Такой учет может быть организован с помощью забалансовых счетов, поскольку согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [2] такие счета используются для контроля за отдельными хозяйственными операциями и для обеспечения сохранности используемых ценностей.
_________________
[2] Утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

В ситуации, когда бортовое оборудование (стоимостью более 40 000 руб., но менее 100 000 руб.) признается в бухгалтерском учете в составе основных средств, а в налоговом учете списывается в состав материальных расходов единовременно, возникают временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 [3]. В месяце списания оборудования в материальные расходы единовременно (месяц ввода в эксплуатацию) возникает налогооблагаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налогового обязательства (п. 12, 15 ПБУ 18/02) и отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». Со следующего месяца, когда начинает начисляться амортизация по бортовому оборудованию в бухгалтерском учете, и в течение всего срока начисления амортизации отложенное налоговое обязательство подлежит уменьшению в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02. При этом отложенное налоговое обязательство списывается при выбытии бортового оборудования (п. 18 ПБУ 18/02).
_________________

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Автор: Н.Р. Герасимова, руководитель практики корпоративного налогообложения «ФБК Legal»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector