Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения

Признаками неисправности системы охлаждения являются: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя. Кроме этого повышенный шум при работе жидкостного насоса, который возникает при выходе из строя его подшипников, также свидетельствует о неисправности системы охлаждения.

Протекание охлаждающей жидкости может быть вызвано следующими причинами:
1) негерметичное соединение шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками;
2) негерметичность спускных пробок и краника отопителя;
3) неплотность соединения фланцев патрубков;
4) повреждение шлангов;
5) трещины в бачках или в середине радиатора;
6) износ самоподжимного сальникового устройства.

Проверка герметичности системы охлаждения осуществляется при помощи специального прибора. Прибор устанавливают вместо пробки на голову радиатора или расширительного бачка, затем устройство создает избыточное давление в системе охлаждения 0,05-0,07 МПа. При таком давлении не допускается протекание жидкости из системы. В случае неисправности системы охлаждения протекание жидкости легко обнаруживается по падению уровня охлаждающей жидкости, а также по мокрым следам. Негерметичность соединений шлангов и фланцев патрубков устраняется подтяжкой их креплений. Поврежденные краники, пробки и шланги подлежат замене на новые.

Протекание жидкости через трещины в баке или в радиаторе устраняют запаиванием или заклеиванием. Незначительное протекание жидкости через радиатор может быть устранено при помощи специального герметика, который добавляется в радиатор вместе с охлаждающей жидкостью. Однако герметик устраняет протекание лишь на время и может оказать вредное воздействие на систему охлаждения в целом. Это вызвано тем, что герметик, попадая в радиатор, откладывается не только на поврежденном участке, но также и на остальных поверхностях, в результате этого увеличивается количество отложений на внутренней поверхности элементов системы охлаждения. Эти отложения могут ухудшить циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения, и в результате этого нужно будет менять не только негерметичный радиатор, но также и проводить промывку всей системы охлаждения.

При вытекании жидкости через дренажное отверстие жидкостного насоса необходимо снять насос с автомобиля и произвести его ремонт или замену. Если вытекание обнаружилось во время обкатки автомобиля, то оно может быть результатом незаконченной приработки деталей уплотнения, в этом случае нет необходимости устранять протечку, она пропадет сама. Не разрешается устранять протечку закрытием дренажного отверстия, так как в дальнейшем это приведет к попаданию охлаждающей жидкости в подшипники насоса, что, в свою очередь, приведет к их разрушению.
Перегрев двигателя автомобиля характеризуется повышением температуры охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, может привести к ее закипанию.

Перегрев может возникнуть в результате следующих причин:
1) недостаточного уровня охлаждающей жидкости;
2) из-за пробуксовки или обрыва ремня привода жидкостного насоса от зубчатого ремня газораспределительного механизма;
3) в результате засорения воздушных проходов в сердцевине радиатора;
4.) из-за отложений загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения;
5) по причине неисправности электровентилятора;
6) в результате поломки крыльчатки жидкостного насоса;
7) из-за неисправности термостата.

При перегреве двигателя охлаждающая жидкость увеличивается в объеме, это может привести к ее вытеканию через пробку распределительного бака. При сильном увеличении температуры (свыше 110 °С) охлаждающая жидкость закипает, значительно увеличивается в объеме, в результате этого происходит сильное увеличение давления внутри системы охлаждения, и герметичность радиатора может нарушиться. Кроме того, в результате перегрева происходит падение мощности двигателя из-за ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью. Помимо этого при перегреве падает давление моторного масла и происходит его частичное выгорание, в результате этого происходит усиленное изнашивание поршневой группы и цилиндров. При длительной работе двигателя с повышенной температурой происходит заклинивание поршней в цилиндрах, что приводит к поломке двигателя. Поэтому при первых признаках перегрева необходимо сразу приступить к их устранению.

Пробуксовка ремня Привода жидкостного насоса может происходить в результате его слабого натяжения или замасливания. Натяжение ремня вентилятора происходит в результате его ослабления. Кроме перегрева двигателя признаками пробуксовки являются подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи. Проверка натяжения ремня осуществляется по прогибу ремня в результате приложения к нему определенного усилия. Для этого лучше всего применять специальное динамометрическое устройство, которое состоит из планки и динамометра со шкалой. При измерении прогиба планку опирают на шкивы ремня, затем, надавливая на ручку до упора, снимают со шкалы значение приложенного к ремню усилия. При регулировке натяжения ремня нужно учитывать, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя из-за пробуксовки он будет нагреваться, и это приведет к его износу и расслоению. Однако при сильном натяжении ремня происходит ускоренный износ подшипников жидкостного насоса и генератора. Кроме того, чрезмерное натяжение приводит к вытягиванию и разрушению ремня.

Для того чтобы удалить замасливание ремня, необходимо протереть ремень и ручьи приводных шкивов тряпкой, смоченной в бензине.
Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора определяют при внешнем осмотре. Засорение проходов удаляют прочисткой щеткой с длинной щетиной, после этого их промывают струей воды и продувают сжатым воздухом. Засорение и образование накипи в рубаке охлаждения и в радиаторе ухудшает теплоотдачу и в результате этого вызывает перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения специальным составом, затем промыть ее чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.
Переохлаждение двигателя, как правило, вызвано неисправностью термостата. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости может привести с усиленному изнашиванию деталей кривошипно-шатунного механизма и к потере мощности по причине ухудшения условий смазки.
При ремонте или замене элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично слить охлаждающую жидкость. Для этого следует отвернуть сливные пробки или краники и открыть крышку радиатора или расширительного бачка. Для того чтобы можно было после ремонта вновь использовать жидкость, сливать ее следует в чистую посуду.

Необходимо ежедневно проверять натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора, а также контролировать уровень охлаждающей жидкости и ее протекание. Во время работы двигателя, а также после его остановки уровень жидкости повышен из-за ее температурного расширения. Поэтому контроль уровня жидкости осуществляется на холодном двигателе. В качестве охлаждающей жидкости чаще всего применяют «Тосол-А40» и «Тосол-А65». Не допускается попадание в охлаждающую жидкость нефтепродуктов, потому что это приводит в резкому вспениванию охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, приводит к перегреву двигателя. Кроме этого из-за вспенивания может произойти выброс жидкости из радиатора или расширительного бака.
Для автомобилей, которые эксплуатируются круглогодично в южных регионах страны или в районах средней полосы и Севера в теплое время года, допускается заливать в качестве охлаждающей жидкости чистую или дистиллированную воду. Для этого сливают низкозамерзающую жидкость, затем заливают до полного уровня воду, запускают двигатель и прогревают его до температуры 80-90 °С. После этого двигатель останавливают, воду сливают и окончательно заполняют системы чистой водой. Однако следует учитывать, что применение даже чистой и мягкой воды приводит к образованию накипи, поэтому рекомендуется при заливке добавлять в воду препарат «Антинакипин». Если в системе охлаждения установлен алюминиевый радиатор, то не рекомендуется применять в качестве охлаждающей жидкости воду, так как это может привести к окислению трубок.

Через каждые 60 000 км пробега или через два года эксплуатации необходимо производить замену тосола на новый. Замена охлаждающей жидкости осуществляется в следующем порядке:
1) снимается пробка заливной горловины расширительного бачка;
2) открывается кран отопителя салона кузова;
3) выворачиваются сливные пробки радиатора и блока цилиндров;
4) сливают охлаждающую жидкость в посуду.

После того как старый тосол слить необходимо залить в систему охлаждения воду и дать двигателю поработать 3-4 минуты, после этого воду сливают и заливают новый тосол. При снижении уровня жидкости за счет её испарения в систему охлаждения необходимо долить воды.

Обслуживание системы охлаждения

Очень часто радиатор засоряется различным мусором, пухом деревьев, листьями, насекомыми. Это негативно сказывается на охлаждении двигателя. В этой статье вы найдете парочку рекомендаций по борьбе с этим. Во первых перед радиатором желательно установить металлическую сетку с ячейками 3х3, натянутую на деревянную раму и желательно легко снимаемую. В такой сетке будет задерживаться крупный мусор. Сетка легко чистится, для этого достаточно лишь несколько раз ударить о поверхность воды или промыть ее из шланга.

Термостат на старые модели автомобилей

Двигатели ВАЗ быстро прогреваются после пуска и зимой не переохлаждаются, а все из-за удачной конструкции термостата. Термостат ВАЗ можно использовать на других автомобилях и это дает хорошие показатели. Увеличивается скорость прогрева и улучшается отопление кузова. На схеме изображена схема установки термостата в достаточно понятном виде.

бачок радиатора

1 – нижний бачок радиатора; 2 – верхний бачок радиатора; 3 – водяной насос; 4 – термостат.

Установка расширительного бачка

Расширительный бачок имеет очень много достоинств. Запас жидкости в расширительном бачке обеспечивает длительную работу без доливаний охлаждающей жидкости. А еще при перегреве двигателя жидкость не вытекает и не теряется, а попадает в бачок, где и охлаждается. Температура двигателя уменьшается, и необходимое количество охлаждающей жидкости поступает в систему из расширительного бачка. Некоторые автомобилисты говорят, что расширительный бачок используется только в тех случаях, когда охлаждающая жидкость тосол, а не вода.

Но это не так, потому что расширительный бачок в любом случае выполняет свои функции. Расширительный бачок ВАЗ устанавливается на любой автомобиль, любой марки. Для этого надо соединить расширительный бачок 3 с пароотводной трубкой 10 горловины радиатора тканерезиновым шлангом или трубкой пластмассовой.

схема система охлаждения

1 – клапан; 2 – пробка бачка; 3 – расширительный бачок; 4 – подводящая трубка; 5 – пластмассовый шланг; 6 – переходник; 7,9 – стяжные хомуты; 8 – удлинительный шланг; 10 – пароотводная трубка; 11 – пробка радиатора; 12 – радиатор.

Если у вас нет в наличии расширительного бачка ВАЗ, может подойти 2х литровая пластмассовая банка. Только она должна быть прозрачной, для контроля уровня жидкости в системе.

радиаторный бачок

1 – радиатор; 2 – пробка радиатора; 3 – шланг; 4 – уплотнительная втулка; 5 – банка пластмассовая; 6, 8 – болты крепления; 7 – кронштейн.

Соединительный шланг 3 плотно надеваем на пароотводную трубку радиатора. В бачок шланг вставляем через уплотнительную резиновую втулку 4. В пробке банки просверливаем отверстие диаметром 3 мм, а под пробку ложим фильтр, из нескольких металлических шайб с отверстиями. Между ними вставляем 2-4 слоя капроновой ткани, можно воспользоваться старыми чулками. При этом будет обеспечен доступ, но пыль в систему попадать не будет. Крепление бачка можно осуществить с помощью хомута.

Доработка пробки радиатора.

Для обеспечения герметичности надо поставить резиновую прокладку 5. Удалить пружину воздушного клапана 6 или клапан. Через возникшие отверстия будет проходить жидкость. Для устранения такого дефекта необходимо запаять это место.

Правильное заполнение системы охлаждения двигателя:

1) Заполнить радиатор до верха и закрыть пробкой;

2) Заполнить расширительный бачок на половину его объема.

пробка радиатора

а – стандартная; б – с изменениями; 1 – горловина радиатора; 2 – корпус пробки; 3 – дисковая пружина; 4 – место пайки; 5 – резиновая прокладка; 6 – воздушный клапан.

Диагностика охлаждающих жидкостей по системе испытаний CoolCheck

Контролируйте состояние систем охлаждения своего механического оборудования, проводя регулярные испытания охлаждающей жидкости, и уменьшайте расходы на обслуживание, обнаруживая неисправности на ранней стадии!

Эффективно работающие системы охлаждения; снижение затрат на обслуживание

С помощью диагностики по системе испытаний CoolCheck можно осуществлять непрерывный мониторинг состояния системы охлаждения, а возникающие неисправности обнаруживать на ранней стадии; таким образом можно произвести необходимое вмешательство, чтобы предотвратить или устранить возможные неисправности и, следовательно, снизить расходы на обслуживание.

Системы охлаждения играют исключительную роль в обеспечении работы двигателя внутреннего сгорания с низким расходом горючего и высоким к.п.д.

Устраните неисправности в системе охлаждения и сохраните расходы низкими!

Неисправности системы охлаждения становятся причиной почти 40% поломок автомобилей. Почти половина неисправностей не возникла бы при функционирующей надлежащим образом системе охлаждения.

Такие неисправности возникают из-за чрезмерно низкой или чрезмерно высокой температуры охлаждающей жидкости или двигателя. В большинстве случаев причинами неисправностей в системе охлаждения являются неверный выбор, низкое качество или устаревший тип охлаждающей жидкости.

Благодаря предоставляемым нами услугам вы сможете обнаружить нежелательные неисправности на ранней стадии. Мы обеспечиваем:

  • определение скрытых процессов повреждения, которые обычно невозможно обнаружить
  • уменьшение или устранение простоев и остановок
  • снижение затрат на техническое обслуживание
  • лучше спланированное и более точное техническое обслуживание
  • оптимизацию циклов замены масла и охлаждающей жидкости
  • повышенную надежность ваших машин и механизмов

Диагностика по системе испытаний CoolCheck

  • Как осуществляется диагностика
    охлаждающей жидкости?
  • A – сложный
    процесс в 4 шага
  • Испытания
  • Лаборатория CoolCheck

Как осуществляется диагностикаохлаждающей жидкости?

Мы получаем ценную информацию о состоянии охлаждающей жидкости и соответствующей системы с помощью результатов физических и химических испытаний охлаждающей жидкости.
На основании этой информации мы делаем выводы о надлежащей или ненадлежащей работе механического оборудования и о верном или неверном выборе охлаждающей жидкости. Физические и химические параметры охлаждающей жидкости подвержены изменениям из-за естественного ухудшения свойств, поэтому со временем эти процессы могут изменяться или ускоряться в результате неверного использования системы и загрязнений, попадающих в охлаждающую жидкость.
В результате этого анализа мы повышаем эффективность технического обслуживания. Лучшее знание текущих параметров охлаждающей жидкости значительно облегчает оценку результата испытаний. Без такой информации можно делать только приблизительные оценки.

A – сложныйпроцесс в 4 шага

Отбор проб

Возьмите пробу из вашего механического оборудования!

Для процесса отбора проб мы предоставим вам контейнеры для отбора проб, ручной насос для отбора проб и руководство с точным описанием процесса отбора проб.

Отправка проб

Запишите данные идентификатора пробы и отправьте их нам по почте!

Отправьте контейнер с пробой и приложите перечень данных. Пересылка по почте бесплатна

Анализ

В нашей лаборатории MOL WearCheck, оснащенной специализированными инструментами быстрой диагностики, выполняются физические и химические испытания проб

Испытываемые параметры различны для каждого типа охлаждающей жидкости. Щелкните здесь для получения дополнительной информации!

Заключение специалиста

Наши квалифицированные инженеры-трибологи проанализируют результаты испытаний.

Итоговая сводка результатов испытаний будет готова в течение 72 часов. Заключение специалиста, изложенное в текстовой форме и отправленное по электронной почте, также — при необходимости — будет содержать рекомендации по техническому обслуживанию

Изменения в состоянии механического оборудования и охлаждающей жидкости могут легко контролироваться, так как отчеты представляют результаты трех предыдущих испытаний в дополнение к текущим данным. Кроме того, анализ достаточного числа проб позволит сделать общие выводы – необходимость в изменении практики технического обслуживания, поиске других поставщиков запчастей и т.д.

Испытания

Общие проверки и определение предполагаемого срока службы

General audits and definition of life expectancy

Внешний вид дает надежную информацию о загрязнении охлаждающей жидкости и выявляет нежелательные химические процессы, произошедшие ранее.

О попадающих в охлаждающую жидкость загрязнениях и возможном предыдущем перегреве системы, прежде всего, можно судить по запаху.

Способность к нейтрализации кислоты или остаточная щелочность пропорциональны потенциально оставшемуся сроку службы смазочного материала.

Коэффициент преломления тесно взаимосвязан с концентрацией гликоля, критически важного параметра для охлаждающих жидкостей.

Точки кристаллизации и точки кипения дают непосредственную информацию о температурных пределах применения охлаждающей жидкости.

Значение омического сопротивления помогает эксперту выработать заключение при оценке надлежащего состояния охлаждающей жидкости и системы охлаждения, которое в иных отношениях может контролироваться другими параметрами.

испытания на коррозию и кавитационное повреждение

Снижение содержания нитритов и нитратов указывает на истощение основных ингибиторов коррозии в охлаждающей жидкости.

Снижение концентрации химических элементов в добавках до недопустимого уровня указывает на возможное химическое и механическое повреждение системы охлаждения и охлаждаемого оборудования.

выявление возможных несоответствий в техническом обслуживании

Слишком высокая концентрация химических элементов – свидетельство наличия солей, которые являются причиной жесткости воды и указывают на использование воды ненадлежащего качества.

Высокая концентрация хлоридов, сульфатов и фосфатов означает, что очистка в системе охлаждения недостаточна и это может стать причиной повреждений.

испытания на коррозию и износ в системах охлаждения и основных охлаждаемых блоках: двигателях и их агрегатах – охладителях рециркуляции выхлопного газа, охладителях подачи воздуха, турбонагнетателях и приводных/передаточных механизмах

Если в охлаждающей жидкости содержатся химические элементы, входящие в состав металлических конструкционных материалов системы охлаждения, а охлаждаемое оборудование имеет более высокую температуру, чем обычно, значит, происходит не отвечающий стандарту процесс коррозии.

Лаборатория CoolCheck

С 1997 года лаборатория MOL WearCheck является членом компании WearCheck International, в которую входят крупные лаборатории на четырех континентах. Ее члены регулярно делятся своими опытом и знаниями, что обеспечивает одновременный непрерывный рост и обновление квалификации наших экспертов.

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность работы и надежность двигателя.

В двигателе внутреннего сгорания до 25…30 % энергии топлива поглощается системой охлаждения, моторным маслом, стенками цилиндров. При исправной системе охлаждения обеспечивается нормальный тепловой режим (85…95 °С).

Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура охлаждающей жидкости в системе поддерживалась в определенных пределах: 80…95°С для автомобилей моделей ЗИЛ; 80…98°С для автомобилей моделей КамАЗ-740; 80…90°С для автомобилей моделей 3M3. При загорании контрольной лампы — сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости двигатель должен быть остановлен для устранения причины перегрева.

Основными неисправностями системы охлаждения являются ее негерметичность и недостаточная эффективность, заключающаяся в повышении или понижении рабочей температуры двигателя.

Герметичность системы охлаждения оценивают визуально по наличию подтеканий из соединений, шлангов, прокладки или сальника жидкостного насоса и т.д. Также ее можно оценить методом опрессовки (рисунок 14), создавая в верхней части радиатора давление 0,06…0,1 МПа, поддерживаемое пневматическим редуктором 1.

Если подтеканий нет, то показания прибора стабильны. При негерметичности прокладки головки блока или наличии трещин в двигателе, куда будет уходить жидкость, наблюдается колебание стрелки манометра и снижение давления.

Схема проверки системы охлаждения опрессовкой

1 – пневморедуктор; 2 – манометр; 3 – герметизирующая насадка; 4 – радиатор

Рисунок 14– Схема проверки системы охлаждения опрессовкой

При изменении теплового режима проверяют натяжение ремня привода жидкостного насоса, его производительность, охлаждающую способность радиатора, исправность термостата и других деталей.

Натяжение ремня влияет на производительность насоса и определяется по величине прогиба при нажатии на середину ведущей ветви ремня с требуемым усилием. Для легковых автомобилей нормальным считается прогиб 8…12 мм при усилии 20…30 Н, для грузовых – 10…20 мм при усилии 30…40 Н. Прогиб ремня определяется с помощью динамометрического устройства (рисунок 11). Его устанавливают с помощью захвата 7 на середину ветви ремня и нажимают на рукоятку 1 до достижения требуемого усилия, фиксируемого по шкале 2. Прогибающийся ремень воздействует на подвижные лепестки 5, закрепленные на одной оси 6, заставляя их складываться. Устройство снимают и по шкале лепестков 5 (выбирается в зависимости от межцентрового расстояния ременной передачи: 150…250 мм, 250…230 мм и т.д.) считывают величину прогиба в миллиметрах.

Схема динамометрического устройства для измерения натяжения ремня

1 – динамометрическая рукоятка; 2 – шкала динамометра; 3 – пружина; 4 – шток; 5 – складывающиеся лепестки; 6 – ось лепестков; 7 – захват; 8 – ремень

Рисунок 15 – Схема динамометрического устройства для измерения натяжения ремня

Техническое состояние термостата проверяют в случае замедленного прогрева двигателя или его быстрого перегрева. При проверке его опускают в ванночку с нагреваемой водой (рисунок 16) и фиксируют температуру. Клапан исправного термостата должен начинать открываться при температуре 75…80 °С. За температуру открытия принимается та, при которой ход клапана составляет 0,1 мм. Полное открытие (ход клапана 6…8 мм) должно осуществляться при температуре 90…95 °С. Допускается потеря хода клапана не более 20 %. Если термостат не соответствует указанным требованиям, его заменяют на новый.

Схема проверки термостататермостат

1 – кронштейн; 2 – термометр; 3 – индикатор; 4 – термостат; 5 – ванна с водой; 6 – электронагреватель

Рисунок 16 – Схема проверки термостата

Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начинаться после показания стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов у двигателя КамАЗ-740 — 80 0 С, у двигателей ЯМЗ, ЗИЛ, 3M3-53 – 66…70°С. Также исправность термостата и системы охлаждения можно проверить по разнице температур верхнего и нижнего резервуаров радиатора, которая должна находиться в пределах 8…12 0 С при полностью прогретом двигателе.

Пробка радиатора (расширительного бачка) должна герметично закрывать систему охлаждения. Паровой клапан, предназначенный для предохранения радиатора от повышенного давления паров охлаждающей жидкости, должен открываться при избыточном давлении 45…70 кПа. Воздушный клапан пробки, предохраняющий радиатор от снижения давления при остывании и конденсации жидкости, должен впускать воздух в систему охлаждения при разрежении 5…10 кПа.

В настоящее время систему охлаждения заполняют специальными незамерзающими жидкостями (антифризами), представляющими собой смесь этиленгликоля с водой (плотность раствора 1067…1085 кг/м 3 ) с добавлением антипенных и антикоррозионных присадок. Однако возможно использование и воды. Но при этом на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются отложения солей Са, Мg и других металлов, содержащихся в воде.

Накипь обладает низкой теплопроводностью и затрудняет теплообмен между водой и элементами системы охлаждения, уменьшает сечение трубок радиатора, затрудняет циркуляцию воды. Например, накипь толщиной более 1 мм способствует увеличению расхода топлива до 20…25 %, масла – до 25…30 %, снижению мощности двигателя до 10…20 %. Для уменьшения этой накипи в систему охлаждения заливают «умягченную» воду с малым содержанием солей. Ее получают электромагнитной обработкой воды, когда она многократно прокачивается через силовое магнитное поле в направлении, перпендикулярном силовым линиям. При этом вода приобретает новые свойства: содержащиеся в ней соли не образуют накипи и выпадают в виде шлама. Кроме того, она способствует растворению ранее образовавшейся накипи, превращая ее в легко смываемый порошок. Смягчать воду можно также кипячением, добавлением соды, извести, нашатырного спирта или очисткой воды от солей пропусканием ее через минеральные, глауконитные или натрий-катионовые фильтры.

Если накипь все же есть, то ее удаляют специальными веществами. Они подразделяются на щелочные и кислотные. Основу щелочных составов составляет каустическая или кальцинированная сода (1 кг соды и 0,15 кг керосина на 10 литров воды). Их заливают в систему на 5…10 часов, затем запускают двигатель на 15…20 минут и раствор сливают. После этого целесообразно провести промывку системы охлаждения водой, так как щелочные растворы вызывают коррозию цветных металлов: алюминиевых сплавов головки цилиндров, латунных элементов радиатора и мест их спайки.

В качестве кислотных используют 5…10 % водный раствор соляной кислоты с добавкой 3…4 грамма на литр утропина для предохранения черных металлов от коррозии. Шлам смывают водой, пропуская ее в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости.

При заливке охлаждающей жидкости в систему необходимо открыть кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны радиатора и блока цилиндров и закрыть их после появления из них жидкости. В радиаторе уровень охлаждающей жидкости должен достигать нижнего торца его горловины.

После пуска двигателя и его работы на режиме холостого хода около 1 минуты, нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.

Если необходимо слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Негерметичность соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотность соединений фланцев патрубков, негерметичность сливных пробок и крана отопителя, повреждения шлангов, трещины в бачках и сердцевине радиатора, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса вызывают подтекание, утечку охлаждающей жидкости. Жидкостные насосы проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие.

Для поддержания жидкостного насоса в исправном состоянии необходимы его своевременный осмотр и обслуживание. Техническое обслуживание жидкостного насоса заключается в своевременной регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса. У некоторых автомобилей, чтобы избежать поломки корпуса жидкостного насоса, при его разборке необходимо пользоваться специальным съемником. Крыльчатку жидкостного насоса нельзя снимать съемником, который применяют для снятия приводных шкивов или ступиц, иначе она будет повреждена или выведена из строя, так как изготовлена из пластмассы или чугуна и легко ломается.

Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса, заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник. Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров.

Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок головок блоков и короблению головок блоков цилиндров.

При СО (сезонном техническим обслуживанием автомобиля) для удаления шлама (если в системе охлаждения использовалась вода) систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15—0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды.

В качестве охлаждающей жидкости применяется водный раствор этиленгликоля (антифриз Тосол-40, Тосол-65 и др.). Важно учитывать, что антифриз – как и любая жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, поэтому не следует заполнять систему так, чтобы в бачке ее уровень был «под завязку». Обычно на бачке имеется метка максимального заполнения бачка, если таковой нет, его не следует заполнять более чем наполовину. Уровень в бачке должен соблюдаться уже после полного заполнения системы. Периодичность замены антифриза во многом зависит от химического состава и присадок. Некоторые жидкости способны отработать 250 тыс. км. В целом же считается, что ресурс жидкости составляет 100-200 тыс. км. В случае если в процессе использования жидкость изменила цвет и приобрела красновато-коричневый, ржавый оттенок — это является сигналом срочной замены антифриза. Жидкость в таком состоянии принимает не только агрессивный вид, но и разрушает изнутри систему охлаждения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector