Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает пожарная сигнализация

Как работает пожарная сигнализация

Чтобы разобраться с тем, как работает система пожарной сигнализации, необходимо определиться с ее задачами. Главные функции такой системы заключаются в следующем:

  • выявить признаки возгорания на обслуживаемом объекта на как можно ранней стадии;
  • срочно передать тревожный сигнал на диспетчерский пульт службы реагирования;
  • обеспечить оповещение людей, находящихся на объекте, о возникновении экстренной ситуации.

Срабатывание сигнализации дает возможность обеспечить своевременную эвакуацию с объекта и оперативно начать тушение пожара. Благодаря этому удается устранить угрозу жизни и здоровью людей, быстро локализовать и потушить возгорание, за счет чего предотвращается большой материальный ущерб.

Помимо этого, принцип действия пожарной сигнализации позволяет предусматривать выполнение целого ряда дополнительных функций при обнаружении возгорания:

  • задействование средств автоматического пожаротушения, установленных на объекте;
  • включение аварийного освещения;
  • разблокировки средств системы контроля и управления доступом для обеспечения беспрепятственной эвакуации людей;
  • другие функции.

Из чего состоит пожарная сигнализация

Схема устройства пожарной сигнализации состоит из следующих основных компонентов:

  • извещатели — датчики, которые выявляют признаки возгорания на объекте;
  • пульты контроля и приема информации (ПКП), которые получают и обрабатывают сигналы о срабатывании датчиков;
  • каналы передачи данных;
  • оповещатели — устройства, обеспечивающие оповещение людей на объекте о пожаре.

Автоматическая пожарная сигнализация устроена таким образом, что когда срабатывает любой из датчиков, по каналам передачи данных сразу подается сигнал на ПКП, который обрабатывает информацию и передает ее на диспетчерский компьютер. Одновременно с этим включаются оповещатели, которые предупреждают людей о необходимости эвакуации.

Устройство и принцип действия извещателей

Извещатели — это датчики, которые определяют появление различных признаков возгорания. К таким признакам относится задымление воздуха, быстрое повышение температуры, интенсивное свечение. На основе анализа этих факторов и работают пожарные извещатели.

Различают 5 основных видов пожарных датчиков:

  • датчики дыма;
  • тепловые датчики;
  • датчики пламени;
  • комбинированные датчики;
  • ручные извещатели.

Датчики дыма

Стандартный датчик дыма состоит из разъемного корпуса, внутри которого располагается электронная плата и оптическая система. Схема установки дымовых извещателей предусматривает их размещение на потолке, поскольку дым при возгорании поднимается вверх и концентрируется именно под потолком.

При появлении дыма и его накоплении в пространстве под потолком он проникает в корпус прибора. Это вызывает срабатывание оптической системы датчика. Оптическая система состоит из светодиода, который генерирует луч света, и фотоэлемента, который при этом вырабатывает электрический импульс при попадании на него света.

Особенностью конструкции оптической системы является то, что в нормальном состоянии луч света от светодиода не попадает на фотоэлемент. Если же в корпусе оказывается дым, то на его частицах происходит преломление света, в результате чего фотоэлемент освещается и вырабатывает электрический импульс. При этом формируется сигнал, который передается на приемное устройство системы сигнализации.

Датчики дыма также чувствительны к попаданию в корпус водяного пара или газов, которые вызывают преломление световых лучей. Это приводит к ложному срабатыванию пожарной сигнализации. В связи с этим такие извещатели не устанавливаются в душевых, ванных комнатах, кухнях и других помещениях. Также их не монтируют в местах для курения.

Монтаж датчиков дыма целесообразен в местах, где при возгорании может выделяться достаточное количество дыма от тления изоляции электрических проводов, тканей и других материалов. В том числе их устанавливают на складах, в лабораториях, местах размещения электрооборудования, на промышленных предприятиях и т.д.

Тепловые датчики

Тепловые извещатели также устанавливаются на потолке, поскольку тепло, выделяемое при горении поднимается вверх. В зависимости от принципа срабатывания различают:

  • пороговые датчики;
  • интегральные датчики.

Пороговые извещатели реагируют на повышение температуры среды выше установленного предела. Современные приборы этого типа строятся на базе заменяемых плавких вставок. Принцип их действия заключается в том, что при повышении температуры окружающей среды до 60-70 °C происходит замыкание электрической цепи и сигнал подается на приемное устройство.

Интегральные датчики реагируют на скорость изменения температуры. Их работа основана на измерении электрического сопротивления металлов, которое зависит от температуры их нагрева. На клеммы металлического контрольного элемента интегрального датчика постоянно подается напряжение стабильного значения. Измерительное устройство измеряет силу протекающего по цепи тока, величина которой зависит от сопротивления металла.

При возгорании в зоне контроля датчика он начинает нагреваться. При этом увеличивается сопротивление элемента, и уменьшается величина тока. Скорость его изменения измеряется электронной платой. Она настраивается на срабатывание при достижении скорости изменения температуры выше определенного значения. Обычно эта величина устанавливается на рост скорости 5 °C в секунду. Такая скорость повышения температуры характерна для воздействия открытого огня. При срабатывании датчика формируется сигнал, который по каналам связи передается на приемный модуль. Интегральные датчики демонстрируют высокую эффективность обнаружения возгорания нефтепродуктов, горючих жидкостей, топлива, горючих твердых материалов.

Датчики пламени

Датчики пламени представляют собой сложный тип пожарных извещателей. Они срабатывают при появлении открытого огня или тления материалов без выделения дыма. Основой такого прибора является фотоэлемент, срабатывающий при воздействии на него полного диапазона оптического спектра или только определенной его части. Это достаточно дорогостоящие датчики, которые применяются, главным образом, в промышленных условиях (обычно в нефтегазовой отрасли).

Читайте так же:
Система энергоснабжения автомобиля генераторная установка

Для дешевых устройств этого класса характерны ложные срабатывания от света люминесцентных ламп, яркого солнца, сварочной дуги, а также при воздействии электромагнитных помех оптического спектра. Предотвращение ложных срабатываний обеспечивается при помощи специальных фильтров.

Комбинированные датчики

Комбинированные извещатели — современный тип пожарных датчиков, которые реагируют сразу на два или три признака возгорания. Чаще всего они сочетают в себе функции датчиков дыма и тепловых датчиков (двухканальные датчики). Также в некоторых моделях применяется функция датчиков пламени (трехканальные датчики). На ответственных промышленных объектах могут устанавливаться также четырехканальные датчики, которые дополнительно оснащены сенсором контроля концентрации угарного газа в воздухе.

В зависимости от устройства и работы пожарной сигнализации по проекту комбинированные датчики могут настраиваться на срабатывание при появлении какого-либо одного из признаков возгорания или только при их совместном одновременном воздействии.

Ручные извещатели

В нормативных документах установлен принцип, как должна работать пожарная сигнализация. В соответствии с этим принципом, помимо автоматического срабатывания, обязательно должна предусматриваться возможность приведения сигнализации в действие вручную. Для этой цели на объекте устанавливаются ручные извещатели.

Ручной извещатель представляет собой тревожную кнопку в корпусе с защитной крышкой. При ее нажатии происходит срабатывание системы и подача сигнала на пульт охраны. При этом извещатель устроен таким образом, что он блокируется и после отпускания кнопки сигнал не прекращается. Разблокировать извещатель можно только при помощи специального ключа, который хранится у работника, ответственного за пожарную безопасность.

Оснащение системы пожарной сигнализации ручными извещателями позволяет любому человеку, находящемуся в здании, подать сигнал тревоги при обнаружении признаков возгорания. Тем самым, обеспечивается возможность срабатывания системы даже при отказе автоматической части. Тревожные кнопки должны устанавливаться во всех производственных и общественных зданиях, где пребывает большое количество людей. Он монтируются на стенах на высоте 1,5 м с интервалом не более 50 м.

Каналы передачи данных

Каналы передачи данных соединяют между собой пожарные датчики и приемно-контрольный прибор. Они служат для передачи сигналов между ними. Сигнал от сработавшего датчика поступает на ПКП, который формирует сигнал тревоги на пульт диспетчера. Также между ПКП и всеми датчиками регулярно производится обмен сигналами с целью контроля исправности извещателей.

Каналы передачи данных представляют собой шлейфы, которые формируются из проводов с медными жилами. Они прокладываются отдельно от других кабельных линий. При прокладке обязательно предусматривается возможность доступа к шлейфу для контроля его состояния. Также предусматриваются технические решения, позволяющие предотвратить механические повреждения линии.

Пульты приема и контроля

ПКП представляет собой «мозг» системы пожарной сигнализации, построенный на базе мощного процессора. Этот прибор обеспечивает постоянный контроль состояния каждого подключенного датчика. При срабатывании любого из установленных в системе извещателей он автоматически передает тревожный сигнал на пульт охраны, а также дает команду на включение оповещателей, которые предупреждают людей в здании о необходимости эвакуации. Также ПКП обеспечивает постоянный контроль исправности пожарных датчиков. При выходе из строя любого из них формируется особый сигнал на пульт диспетчера, что позволяет своевременно заменить или отремонтировать неисправный извещатель. Таким образом, обеспечивается контроль того, как работает автоматическая пожарная сигнализация на объекте.

Пульты контроля и приема могут иметь разную степень сложности и функциональности. Наиболее сложные приборы обладают расширенными возможностями. Они могут использоваться для подключения не только пожарных, но и охранных датчиков, формируя систему охранно-пожарной сигнализации.

ПКП подключаются к централизованной электрической сети. Кроме того, обычно предусматривается источник резервного питания в виде аккумулятора большой емкости. Он способен поддерживать работоспособность системы в автономном режиме при отключении электроэнергии до нескольких суток.

Оповещатели

К обязательным элементам пожарной сигнализации относятся устройства оповещения о пожаре. Они приводятся в действие автоматически после того, как срабатывает пожарная сигнализация. Предусматривается использование звуковых и пожарных оповещателей.

В качестве звуковых устройств чаще всего используются сирены. Также могут применяться речевые оповещатели, зачитывающие тревожное сообщение.

Световые оповещатели — это сигнальные таблички, на которых размещены сигналы тревоги, а также указатели путей эвакуации и выходов. При срабатывании сигнализации автоматически включается их подсветка. Благодаря этому они могут не только предупреждать людей о пожаре, но и способствовать быстрой эвакуации.

Также предусматривается установка комбинированных средств оповещения, сочетающих функции звуковых и световых приборов.

Пожарная сигнализация «под ключ»

Пожарная сигнализация – это слаботочная инженерная система, которая обнаруживает возгорание на охраняемом объекте, определяет, где именно оно произошло, оповещает о пожаре. В качестве опции она может дистанционно запускать автоматические средства водяного, газового, порошкового пожаротушения, систему противодымной защиты. Если средства пожарной сигнализации объединены в единый функциональный комплекс с охранной сигнализацией, применяется термин «охранно-пожарная сигнализация».

Читайте так же:
Установка автомобильной сигнализации в гараже

Эта система включает в себя следующие компоненты:

Датчики-извещатели, отслеживающие зону возгорания

Каналы передачи информации

Принцип действия системы пожарной сигнализации

Срабатывание датчика

Воспламенение сопровождается выделением дыма, повышением температуры. На эти факторы срабатывают извещатели. Они делятся на дымовые, температурные, комбинированные, ручные. Дымовые датчики срабатывают при превышении определённой концентрации дыма. Температурные – на резкое изменение температуры воздуха в обслуживаемых помещениях. Комбинированные реагируют на оба этих показателя, передавая сигнал при изменении одного из них.

В ручных имеется кнопка. Если человек зафиксировал возгорание, он нажимает на неё и происходит оповещение в пределах всего объекта. Как правило, рядом с ней напечатан соответствующий побудительный текст. При нажатии электрическая цепь замыкается, на пульт поступает сигнал о пожаре. Но это наименее надёжно, так как работа пожарной сигнализации зависит от человеческого фактора.

Оповещение

Сразу после обнаружения очага возгорания подаётся сигнал на контрольный пункт. Он обрабатывает эту информацию. Если произошло отключение электроснабжения, включается резервное питание. Пульт подаёт обработанный сигнал на устройства оповещения. Они бывают световыми, звуковыми и светозвуковыми. Соответственно, подаётся тревожный сигнал о возгорании в соответствующем виде. Движение лифтов прекращается, они все принудительно подаются на первый этаж.

Эвакуационные действия

При его получении производятся действия по локализации и тушению пожара. Начинается эвакуация людей в безопасные зоны. Кроме того, загорается освещение табличек с надписью «Выход». Это облегчает эвакуацию при оповещении о пожарной сигнализации.

Если технические средства ПС работают во взаимодействии со СКУД, при аварийной ситуации отключаются все механизмы, препятствующие входу и выходу людей на объект и из него.

Онлайн калькулятор огнезащиты

Выполняемые работы

Установка пожарной сигнализации

Оборудование пожарной сигнализации позволяет ограничить распространение дыма и огня, активирует действия людей по возвращению к нормальному рабочему режиму, помогает сохранить здоровье, жизнь людей, имущество. Выполняется на основе предварительно разработанного и утверждённого проекта. Включает в себя монтаж извещателей, кабелей, подключение шлейфов, установку приёмно-контрольного прибора, оповещателей, программирование, проверку работы всей системы и отдельных компонентов, запуск в дальнейшую эксплуатацию.

Компания «АВС Строй Защита» выполняет весь комплекс необходимых работ по установке пожарной сигнализации под ключ. Имеется действующая лицензия, выданная Министерством по Чрезвычайным ситуациям. На используемые приборы предоставляем Сертификаты соответствия. Все требования технических регламентов России и Таможенного союза соблюдаются.

Техническое обслуживание пожарной сигнализации

Включает в себя проведение нескольких операций — проверку основных и резервных источников питания, тестирование автоматических устройств в режимах текущего состояния и диагностики, проверку извещателей на предмет их корректного срабатывания. Если обнаружены неполадки, они устраняются. Цель проведения обслуживания— поддержание технических средств в рабочем виде с надлежащими эксплуатационными характеристиками.

На объекте должен находится журнал, в который записываются результаты каждого проведённого обслуживания с указанием даты проведения. Если есть утверждённый график проведения ТО, даты должны ему соответствовать. Ставятся подписи сотрудников нашей обслуживающей организации и представителя заказчика. Для проверяющих этот журнал — один из основных документов.

Сервисное обслуживание может быть плановым, либо внеплановым. Плановое ТО осуществляется в соответствии с Регламентом, утверждённым графиком, технологическим картам. Внеплановые работы выполняются при наступлении нештатной ситуации — ложного срабатывания системы, сбоев в работе технических средств АПС и т.д.

Ремонт пожарной сигнализации

Он необходим при выходе из строя всей системы или отдельных компонентов. Причинами поломок могут стать неправильная эксплуатация, высокие влажность и температура, загрязнение контактов, длительное отсутствие ТО, износ после многолетней непрерывной эксплуатации.

Наиболее распространённые виды ремонта, проводимого сотрудниками компании «АВС Строй Защита»:

  1. Прозвон шлейфов. Позволяет выявить факт возможного окисления контактов, затем восстановить работоспособность;
  2. Проверка работоспособности и, при необходимости, ремонт пульта, приёмно-контрольного пульта, других входящих в систему устройств;
  3. Проверка и замена оповещателей, если не подаётся сигнал при срабатывании датчиков;
  4. Проверка кабеля на обрыв. При его нахождении — устранение неисправности.

После выполнения ремонтных работ составляются несколько документов. Это акт приёма с указанием заменённых или отремонтированных элементов, ведомость смонтированных приборов, в которой указывается их наименование и вид, марка, количество. Кроме того, оформляются протоколы измерения сопротивления шлейфов.

Проверка пожарной сигнализации

Эта процедура обязательно проводится перед запуском смонтированной системы в эксплуатацию и при плановых технических осмотрах. Один раз в два месяца рекомендуется осуществлять визуальную проверку противопожарного оборудования и приборов.

Основная цель осуществлении проверки — оценка текущего состояния и работоспособности технических средств пожарной безопасности. Она позволяет своевременно выявить неисправности, чтобы затем устранить их.

Плановая проверка во время техосмотра состоит из двух этапов. Вначале производится визуальная проверка ПКП, извещателей, кабелей и шлейфов, оповещателей. Затем производятся испытание системы пожарной безопасности. На случайным образом выбранные датчики оказывается воздействие, которое имитирует дым или резкое повышение температуры (основные признаки возгорания). При нормальном функционировании системы должно произойти оповещение о пожаре. Если этого оповещения нет, отдельно проверяются элементы системы, чтобы понять причину неисправности и далее её устранить.

Читайте так же:
Системы автоматизированного управления вентиляционными установками

Проектирование пожарной сигнализации

Эта работа выполняется в несколько этапов. Первой является предпроектная стадия, на которой производится сбор необходимой информации, посещение объекта. Принимаются принципиальные решения по способу управления (наружная диспетчеризация, выведение на внутренний пожарный пост, автоматический пульт управления и т. д.).

Второй этап — совместное составление проектировщиками «АВС Строй Защиты» и представителем заказчика ТЗ на основе полученных данных. Затем осуществляется непосредственно разработка проекта пожарной сигнализации. В текстовую часть входят расчёт количества и рабочих параметров элементов, спецификация материалов и оборудования, смета работ. Графический раздел состоит из поэтажных планов расположения компонентов системы, чертежи приборов со схемами подключения, схемы нахождения датчиков по помещениям.

Наличие грамотно разработанного проекта упрощает проведение монтажных работ. В нём чётко указаны размеры и расположение устройств на монтируемом объекте, даётся пояснение.

Пожарная сигнализация в квартире

Причины пожаров в жилом секторе – неисправные бытовые устройства, не полностью погашенные сигареты, устаревшая электропроводка с алюминиевыми жилами и повреждённой изоляция, чрезмерная нагрузка на одну розетку.

При монтаже противопожарной системы в квартирах важно не испортить внешний вид комнат. Устанавливаем компактные или скрытые модели, которые сохраняют органичность интерьера.

Самый привлекательный вариант – установка пожарной сигнализации сразу в нескольких соседних квартирах. Затраты каждой семьи на монтаж и техническое обслуживание могут быть снижены в 2-3 раза. Особенно эффективно это решение работает при установке адресных или адресно-аналоговых извещателей.

Не существует нормативно-правовых документов, которые обязывают монтировать пожарную сигнализацию в квартирах многоэтажных домов. Выбор остаётся за их владельцами и нанимателями. Но в последние 10-12 лет пожары чаще происходят в жилом секторе из-за устаревания и ветшания электропроводки. В новых домах системы пожарной безопасности закладываются в проектах, но строители обычно устанавливают самые дешёвые и малоэффективные датчики, оповещатели. В старых квартирах этот вопрос вообще не решался.

Система сигнализации пожара в авиации

Система сигнализации пожара в авиации — бортовая система предназначенная для сигнализации о пожаре. Между собой системы отличаются принципом действия, условиями применения, конструктивным исполнением и т.д. При этом, все эти системы состоят из датчика (датчиков), усилительно-исполнительного блока, цепей сигнализации. Реле и контакторы, баллоны с пламегасящим составом и нейтральным газом , краны, трубопроводы и т.п. в комплект ССП не входят, но вместе с комплектом ССП образуют систему автоматического пожаротушения ЛА.

Принцип действия [ править | править код ]

Наиболее распространённые системы сигнализации о пожаре типа ССП представляют собой тепловые системы с точечными термоэлектрическими датчиками. Чувствительным элементом датчика является термобатарея из последовательно соединённых термопар. Такая батарея имеет чередующиеся инерционные и малоинерционные спаи. Датчики размещаются в наиболее пожароопасных местах — отсеках двигателей, ВСУ, редукторном отсеке несущего винта на вертолёте, иногда — в отсеках топливных баков, различных техотсеках с оборудованием; в других местах, обусловленных конструкцией ЛА.

В исполнительных блоках системы применяются высокочувствительные низкоомные поляризованные реле, которые срабатывают при появлении термоЭДС с датчиков. В дальнейшем сигнал с исполнительного блока поступает на коммутационные реле и далее на пиропатроны пожарных баллонов и электрокраны в системе конфигурации трубопроводов огнегасящего состава. Пиропатроны открывают выход фреона из баллонов в систему, электрокраны направляют фреон в нужный отсек. Баллоны с фреоном (хладоном 114В2) объединены в несколько очередей (как правило, три), каждую из которых можно разрядить в любой из отсеков. Например, на самолётах Ту-154 и Ан-124 «Руслан» имеются по три очереди, но на Ту-154 системой защищены 4 отсека (гондолы трёх двигателей и отсек ВСУ), а на Ан-124 — гораздо больше: гондолы всех четырёх двигателей и обеих ВСУ, носки и задние отсеки крыла, отсеки гидроагрегатов и зализы крыла [1] .

На старых типах ЛА имелась также система тушения пожара в двигателях, но она оказалась неэффективной, так как горение топлива внутри двигателя неопасно для самолёта и быстро прекращается при перекрытии топлива, а высокотемпературное горение титановых лопаток компрессора, возникающее в атмосфере избытка воздуха при разрушении и трении деталей компрессора, прекратить подачей фреона невозможно. Поэтому в новые двигатели система пожаротушения, неоправданно усложняющая двигатель, не закладывается, со многих старых (например, с двигателей НК-8-2У самолётов Ту-154Б) демонтируется при доработке. Кроме того, в двигателях НК-8 при капитальном ремонте титановый компрессор высокого давления заменяется на стальной.

Системы пожарной сигнализации с термоэлектрическими датчиками получили самое широкое распространение в военной и гражданской авиации. Наиболее применяемые модификации на ВС производства СССР и постсоветских стран: ССП-ФК, ССП-2А, ССП-2АМ, ССП-2И, ССП-2Им, ССП-6, ССП-7, ССП-11, ССП-12. Системы 1С7К и 2С7К также относятся к вышеобозначенным модификациям, хотя и предназначены только для контроля внутридвигательных отсеков.

В багажно-грузовых отсеках, как правило, устанавливается не термоэлектрическая пожарная сигнализация, а сигнализация задымления. Так, дымосигнализатор ДС-3М, установленный на многих ВС советского производства, работает на эффекте рассеяния света частицами дыма: в сигнализаторе установлены лампа накаливания (СМ-28-4,8, на 4,8 Вт, установка лампы другого типа категорически запрещена во избежание неправильной работы датчика) и фотоэлемент, разделённые перегородкой. Дым, попадая внутрь датчика, рассеивает свет лампы, вызывая засветку фотоэлемента и выдачу сигнала о задымлении [2] . Ликвидируется пожар в багажниках не системой пожаротушения, а вручную бортинженером при помощи ручных огнетушителей.

Читайте так же:
Сигнализация установка на авторынке

Работа системы пожаротушения максимально автоматизируется, чтобы разгрузить экипаж от принятия решений в быстро развивающейся аварийной ситуации. Так, на большинстве типов ЛА автоматически открывается кран подачи хладона в тот отсек, из которого пришёл сигнал о пожаре, на некоторых типах сразу срабатывают пиропатроны первой очереди, что, однако, бывает малоэффективно из-за продолжения поступления к двигателю топлива. При пожаре ВСУ она может автоматически выключаться, на некоторых сериях ВС — только при обжатом шасси, то есть при нахождении самолёта на земле, чтобы исключить останов ВСУ и обесточивание самолёта при полёте с отказавшими основными двигателями или генераторами и ложном появлении сигнала о пожаре ВСУ.

На Ту-154М из-за неэффективности немедленного срабатывания I-й очереди в гондолу горящего двигателя система пожаротушения была доработана. При поступлении сигнала о пожаре в мотогондоле (срабатывании обоих каналов системы) на щитке противопожарной системы и в головке стоп-крана горящего двигателя загорается сигнал пожара. После закрытия стоп-крана (что останавливает двигатель) автоматически закрывается топливный пожарный кран, чем прекращается подача топлива из расходного бака к горящему двигателю. После закрытия стоп-крана на щитке ППС загорается табло «Топливо закрыто» и на горящий двигатель автоматически срабатывает первая очередь пожаротушения.

Технические данные [ править | править код ]

ОТД ССП-2А, как одной из самых распространённых на отечественных типах ЛА:

В один комплект системы входит блок исполнительный БИ-2АЮ с 18-ю датчиками ДПС-1АГ, соединёнными в группы по три штуки последовательно.

  • от -60°С до +700°С для блока
  • от -60°С до +3500°С для датчика
  • влажность до 98 %
  • давление до 15 мм ртутного столба
  • 20÷80 Гц при 0,8÷2,3 g для блока
  • 20÷200 Гц при 2,5÷5 g для датчика
  • инерционность системы менее 1 сек

Условия срабатывания датчиков:

  • нагрев датчиков до t более 150 °С
  • нарастание температуры более 2 °С/сек

Вес одного комплекта — 4 кг

Электропитание — от бортсети 27±10 В.

ССП с иными принципами действия

Также на борту ЛА применяются ССП ионизационного типа, принцип действия которых основан на электропроводимости пламени (ИС-5М); линейная ССП типа ЛС-1 с трубчатым полупроводниковым датчиком с отрицательным ТКС (при нагреве сопротивление датчика резко уменьшается); некоторые другие.

Автоматическая пожарная сигнализация – преимущества перед обычными пожарными сигнализациями

Каждый человек, чьи должностные обязанности, так или иначе, связаны с безопасностью граждан, должен разбираться в основных понятиях и терминах, касающихся пожарной безопасности.

В частности, такое понятие, как АПС. Расшифровка аббревиатуры имеет конкретное значение – автоматическая пожарная сигнализация.

Основной задачей АПС является оповещение о начинающемся пожаре с одновременным включением установок пожаротушения. Датчики, кабель, контрольная панель – это технические средства, с помощью которых осуществляется задача.

АПС устанавливают в помещениях разного типа. Ее установка строго обязательна во всех официальных организациях и помещениях с высокой пожарной опасностью. Главные требования к системе автоматической пожарной безопасности – вовремя обнаружить и оперативно оповестить о возгорании.

Преимущества и недостатки АПС

Автоматическая система пожарной сигнализации на ранней стадии возгорания срабатывает максимально быстро. Это дает возможность быстро вывести граждан из опасного помещения, а также спасти предметы, представляющие материальную ценность.

Систему АПС, как правило, устанавливают в комплекте с устройством видеонаблюдения – охранно-пожарной сигнализацией (ОПС), что создает дополнительную надежность охраны помещения от серьезного пожара.

  1. Благодаря автоматике, процент ложных срабатываний крайне низок.
  2. Быстрый запуск автоматического пожаротушения после получения сигнала о возгорании.
  3. Контрольные приборы, встроенные в АПС, незаменимы в экстренных ситуациях.
  4. Почти мгновенное определение точки очага возгорания благодаря продуманному расположению извещателей.
  5. Микроконтроллеры, которыми оснащено оборудование, имеют высокую степень надежности.
  6. Встроенная система блкировки, срабатывающая при коротком замыкании.
  7. Простота эксплуатации АПС.

К недостаткам автоматической пожарной сигнализации (АПС) можно причислить сложность монтажа, а также высокую стоимость необходимого оборудования.

Типы АПС

Существует несколько типов автоматической пожарной сигнализации, основанных на методе образования сигнала.

Каждый из них имеет свою задачу и отличительные характеристики.

Пороговая (безадресная) АПС

Довольно сложный электронный прибор, представляющий собой некоторое количество датчиков, объединенных в одни шлейф. При срабатывании одного датчика активируется весь шлейф.

Пороговая АПС

Пороговая АПС хорошо подходит для установки на небольших по площади объектах с невысоким пожарным риском.

Она имеет свои плюсы:

  • несложный монтаж;
  • простота обслуживания;
  • недорогое оборудование;
  • можно совмещать с устройствами других производителей.

Существенные недостатки порогового типа пожарной сигнализации:

  1. недостаточная информативность;
  2. позднее обнаружение точного места возгорания;
  3. частые ложные срабатывания;
  4. необходимость в большом количестве кабелей и иных материалов для монтажа;
  5. отсутствие контроля работоспособности датчиков.
Адресно-опросная АПС

Состоит из отдельных модулей, соединенных двумя кабелями. Система имеет кольцевую конструкцию. Установка адресно-опросной пожарной системы производится возле защищаемых зон.

  • определение места возгорания по одному датчику;
  • возможность контроля рабочего состояния извещателя;
  • максимальная осведомленность об опасности возгорания;
  • соответствие цены и качества системы.
Читайте так же:
Регулировка тнвд фирмы bosch
Адресно-аналоговая АПС

Контрольная панель непрерывно производит опрос специальных датчиков, подключенных к кабельным трассам. Информация передается от сенсоров к панели управления.

Полученные значения оцениваются одновременно по нескольким основным показателям. Место очага возгорания определяется крайне точно. Эта пожарная система оптимальна для крупных объектов и нескольких объединенных зданий.

  1. минимальное число ложных включений;
  2. высокая точность нахождения места возгорания;
  3. максимальный контроль исправности датчиков.

К недостаткам следует отнести дорогое оборудование, а также сложность установки и пуско-наладки.

Адресная радиоканальная АПС

Тип системы схожий по своим параметрам и функциям с адресно-аналоговой. Главное отличие заключается в системе связи пожарных извещателей с контрольным пунктом – радиоканальные линии.

Эта система оповещения необходима на объектах без возможности осуществления кабельной проводки.

Виды АПС

К автоматическим пожарным системам относится автоматическая установка пожаротушения АУТП. Устройство срабатывает в ситуациях, когда превышаются нормативные значения в защищаемой зоне. Активация установок может быть ручной или автоматической.

Газовая АПС

АУТП можно оснащать различные объекты, особенно там, где невозможно потушить пожар первичными средствами. Виды автоматической системы тушения зависят от типа вещества, применяемого в устранении возгорания:

  • Газовая – система с использованием газа, который вытесняет кислород из зоны горения, погашая пожар, или создает реакцию с продуктами горения, замедляя процесс.
  • Пенная (водопенная) – система должна быть обеспечена необходимым запасом воды под давлением. Такой установкой оснащают нефтеперерабатывающие предприятия, склады для хранения нефтепродуктов.
  • Порошковая – система с применением на пожаре специального порошка. Подходит для помещений с оборудованием, находящимся под электрическим напряжением.
  • Аэрозольная – автономная система, не требующая дополнительного оборудования или технических средств. Она легко монтируется, безвредна для человека.

Автоматические установки системы пожарной безопасности оснащены специальными датчиками (пожарными извещателями).

Используются следующие типы датчиков:

  1. Дымовые (точечные и линейные) – самые распространенные, оповещают о наличии задымления помещения. Они высокоэффективны при большой степени задымленности.
  2. Тепловые – основаны на фиксации изменения температурного значения окружающей среды.
  3. Пламени – специальный датчик улавливает изменения инфракрасного излучения. Эти приборы устанавливают в помещениях с высоким риском образования пламени с малым количеством дыма.
  4. Комбинированные – одновременно реагируют на появление дыма и изменение температуры в помещении.

Тип АПС подбирают для конкретной охраняемой территории или здания с учетом детального анализа объекта.

Комбинированный датчик АПС

В чем отличие АПС от обычных ПС

Определение обычной пожарной сигнализации носит название «ручной извещатель». Это простой датчик в виде кнопки, защищенной специальным экраном от не запланированного нажатия. Принцип действия прост: обнаружив возгорание, ответственный за пожарную охрану человек сигнализирует о нем, нажав на кнопку. Ручные датчики в обязательном порядке устанавливают на объекте с АПС.

АПС устроена так, что нет необходимости участия человека на стадии слежения за возможным возгоранием – это делает сама система. Присутствие пожарников становится необходимым после получения сигнала о начавшемся пожаре.

Автоматизация процесса защиты от возгорания делает его надежным, не зависящим от человеческого фактора. Большинство современных автоматических установок пожарной сигнализации – АУПС сами включают специальные устройства для тушения пожара при возникшей опасности.

Рекомендации по установке АПС

Установку автоматической пожарной системы любого типа и вида следует начинать с проектирования. На этом этапе учитывается описание и параметры охраняемого помещения, технические параметры оборудования, а также прописываются правила и нормы пожарной безопасности.

После осмотра и разметки сооружения выявляются зоны с максимальной пожарной опасностью. Проектирование чертежей осуществляется квалифицированным инженером.

Проект монтажа АПС

Перед началом установки автоматической ПС:

  • выбирают тип датчиков;
  • создают проект монтажа АПС;
  • рассчитывается время работы системы в автономном режиме;
  • протягивают кабельные трассы;
  • определяют самые опасные зоны в плане возгорания.

Монтаж производят с учетом свойств материалов пожарной системы и установки оборудования для электроснабжения АПС.

Установку АПС выполняют различные компании, которые составляют проект, закупают материалы, занимаются техническим обслуживанием пожарной системы, получают лицензию в организациях пожарной безопасности. Обычно на монтаж уходит не более одного месяца.

Кабельные трассы для АПС

Выполняется монтаж поэтапно:

  1. прокладывают кабель;
  2. устанавливают слаботочные сети;
  3. монтируют и подключают сенсорные датчики;
  4. устанавливают контрольную панель;
  5. подключают бесперебойное питание электроэнергии;
  6. тестируют АПС во включенном состоянии.

Заключение

Автоматизированные системы оповещения используют для защиты от пожаров в помещениях, зданиях и на открытых объектах. В каждом конкретном случае устанавливается тот или иной тип пожарной системы в зависимости от площади и объема защищаемого объекта.

В помещении, где достаточно нескольких извещателей, как правило, устанавливают пороговую систему. На большие объекты – адресную или адресно-аналоговую ПС. Бывают автоматические системы, совмещающие два типа пожарной сигнализации.

Существуют специально-установленные нормативные требования пожарной безопасности по установке систем пожарной сигнализации, которым необходимо следовать во избежание негативных последствий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector