Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

Датчик включения вентилятора

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.

Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле

Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.

Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.

ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87 град. ПЕКАР

Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82град. АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 DAEWOO Nexia 92-87 град. VERNET

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 99-94 град. ПЕКАР

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 95-86 град. VERNET

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 97-92 град. VERNET

Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82 град. АВТОТРЕЙД

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 99-94град. 16А АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора КАМАЗ АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора FORD (103-98град.) FEBI

Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора

Общая схема цепи управления вентилятором

Общая схема цепи управления вентилятором

В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:

  • Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
  • Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
  • Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).

Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.

Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:

  • Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
  • Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.

Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:

  • От 82 до 87 градусов;
  • От 87 до 92 градусов;
  • От 92 (94) до 99 градусов;
  • От 104 до 110 градусов.

В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.

ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.

Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.

Устройство и принцип действия воскового ДВВ

Восковый датчик включения вентилятора

Восковый датчик включения вентилятора

Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры. В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности. Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы. Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.

Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчиком

Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчиком

Работает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена. При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму. При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.

Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.

Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора

Биметаллические датчики включения вентилятора

Биметаллические датчики включения вентилятора

Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры. Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.

Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.

Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.

Устройство и принцип действия электронных ДВВ

Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.

Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры. Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором. Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.

Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора

Типовая схема установки датчика включения вентилятора

Типовая схема установки датчика включения вентилятора

От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.

Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.

Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.

При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.

Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу 12 Ноября Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж — по плечу

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия 5 Октября Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника 29 Июля Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей 22 Июля Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы 15 Июля Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля 20 Мая Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста 11 Декабря 2020 Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Вентилятор охлаждения работает постоянно на максимальной скорости, VW Sharan (решено)

Обнаружил, что вентилятор охлаждения радиатора:
— включается через несколько секунд после заводки двигателя,
— работает при любой температуре ОЖ,
— работает на максимальной скорости,
— выключается только после выключения двигателя.

Обращаю внимание, что машина 2004г. Блок управления вентилятором (БУВ) я так и не нашёл. Под блоком предохранителей около аккумулятора его нет. Предполагаю, что БУВ спрятан где-то в корпусе/кожухе вентилятора. Диагностика неисправностей не показывает, ДТОЖ выдаёт вполне допустимые значения.

Случайно обнаружил, что у меня отсутствует предохранитель №16.
По-видимому, я сам его вытащил, когда искал неисправность климат-контроля. Поставил предохранитель 20А — вентилятор вроде работает правильно.

Предполагаю, что при отсутствии питания по предохранителю №16, БУВ начинает работать в каком-то аварийном режиме — включает максимальную скорость.

P.S. Неисправность вернулась.
Вентилятор опять молотит на полной скорости. Предохранитель №16 исправен. Ничего не понимаю

AlexH
вагоновод-ударник
  • 30.10.2017
  • #2

Неисправность вернулась.
Вентилятор опять молотит на полной скорости. Предохранитель №16 исправен.

Ничего не понимаю

Gagarin
лёччик-ишпытатиль
  • 30.10.2017
  • #3

что с датчиками температуры?
самим мотором вентиляторов?
проводкой к ним?
про уровень охлаждайки молчу — мы же его проверяли

ну это так, куда бы я полез для начала.

Saulius
Оракул
  • 30.10.2017
  • #4

Стоило бы проверить ВАГ-КОМом показания G83 (датчик температуры ОЖ на выходе из радиатора) в Двигатель 01 группа062 и показания G17 (датчик наружной температуры) в климме 08 группа006.1 или в щитке 17 группа002.4 . При обрыве хоть одного из этих датчиков "карлсон" работает так, как у вас. Группы измерений я взял из похожих лбл файлов, могут отличаться, виднее будет на вашей машине. Еще, покопавшись в схеммах, обноружил, что у вас должен быть контактный датчик наружной температуры F38, место установки не указанно, но он может быть за передним бампером, под петлей для буксировки. Его функции не знаю, возможно, он отключает кондиционер при холодной погоде, но чем черт не шутит. Удачи.

Saulius
Оракул
  • 30.10.2017
  • #5
никсам
Мастер советчик
  • 30.10.2017
  • #6
Saulius
Оракул
  • 30.10.2017
  • #7
никсам
Мастер советчик
  • 30.10.2017
  • #8
Saulius
Оракул
  • 30.10.2017
  • #9
AlexH
вагоновод-ударник
  • 10.11.2017
  • #10

В моем LBL-файле (038-906-019-ASZ.lbl) нет группы 062. Попробую прописать в файл — м.б. удастся прочитать.
На выходе радиатора действительно стоит 2-х контактный ДТОЖ (такой же, как на выходе ГБЦ). Это именно аналоговый датчик, а не выключатель. Я его не проверял, но подозреваю.

У меня стоит CLIMATRONIC MPV GP 005 (7M3 907 040E).
Там температуры в других группах. Показания в пределах нормы.

001,0,Датчики температуры:
001,1,Наружного воздуха,(G17),Показания: 17.0 °C
001,2,Передних дефлекторов,(G152),Показания: 51.0 °C
001,3,Задних дефлекторов,(G174),Показания: 21.0 °C
001,4,хладагент,(G110),Показания: 68.0 °C
;
002,1,Датчик скорости,(G22),Показания: 0.0 km/h
002,2,Фотодатчик света,(G107),Показания: от 0.5 %
002,3,Датчик t°торпеды,(G56),Показания: 22.0 °C
002,4,Напр.эл.питания,клемма 30,Показания: 13.70V

Что такое "17"? Комбинация приборов?

Saulius
Оракул
  • 10.11.2017
  • #11
AlexH
вагоновод-ударник
  • 13.11.2017
  • #12

Был в ремонте, поменял этот датчик на выходе из радиатора. Увы, ничего не изменилось. Возможно, что-то в проводке. Надо искать сканером показания этого датчика. Знать бы только поточнее в каком устройстве и в какой группе искать.

Saulius
Оракул
  • 13.11.2017
  • #13
Андрей 1986
кручу, верчу — починить хочу)))
  • 14.11.2017
  • #14
Saulius
Оракул
  • 14.11.2017
  • #15
AlexH
вагоновод-ударник
  • 15.11.2017
  • #16

Показания G83 (датчик температуры ОЖ на выходе из радиатора) нигде сканером найти так и не удалось. Блок двигателя (038-906-019-BH, двигатель ASZ) показывает сканеру последнюю 35 группу, а дальше отвечает ошибкой группы. Как я понимаю, дальше групп нет (запрашивал до 90 группы).

Просьба: кто-нибудь может подтвердить по "Ельза" (я сам в процессе установки этой программы), что
— датчик на выходе радиатора обозначается именно "G83";
— есть ли в тексте описание причин включения аварийного режима вентилятора радиатора (я полагаю, что это именно аварийный режим).

Saulius
Оракул
  • 15.11.2017
  • #17
Saulius
Оракул
  • 15.11.2017
  • #18
AlexH
вагоновод-ударник
  • 15.11.2017
  • #19

Верю, не обижайтесь. Спасибо за схемы.
Оба датчика G62, G83 при снятии оказались оригинальными (2004 года), одинаковыми, серыми, без буквы "A" в конце.

Я сейчас просмотрел кучу информации и нашёл следующее:

Группа 130
1. Температура на выходе двигателя (основная — которая считается температурой двигателя в других группах). (G62 — наверное)
2. На выходе из радиатора после охлаждения. (G83 — наверное)
3. Нагрузка на термостат. Зависит от всего — если еще не 100% — значит есть запас по открытию и охлаждению.

Группа 131
1. Температура текущая.
2. Температура требуемая.
3. На выходе из радиатора.
4. Нагрузка на термостат. Зависит от всего — если еще не 100% — значит есть запас по открытию и охлаждению.

Группа 132
2. Разница между температурой после охлаждения в радиаторе и перед охлаждением. (Это косвенно дает оценку эффективности работы радиатора и термостата)
4. Биты, определяющие:
10000011,Bin. Bits,
x0xxxxx? = No Malfunction in System — все исправно
x0xxxx?x = Thermostat Actuation active — термостат в работе
x0xxx?xx = Fan Control active — вентиляторы управляются блоком (в аварийных режимах они пашут на постоянной скорости)
x0xx?xxx = Control Deviation (0 = above specified Temp. / 1 = below specified Temp) — отклонения от заданной температуры (0 — выше чем надо, 1 — выше)
x0x?xxxx = Fan Stage 2 active — 2й вентилятор активен
x0?xxxxx = Fan Stage 1 active — 1й вентилятор активен
?0xxxxxx = Hot Climate Country coded — кодирование для стран с жарким климатом (меняет заданные величины по температуре)

Группа 134
1. Температура масла (измеряется тем же датчиком, что и уровень масла) — единственное место где она упоминается в этом контроллере.

Группа 135
2. Нагрузка на вентилятор. Если меньше 100% — значит есть запас по охлаждению.

Группа 137
1. Кондиционер включен.
2. Компрессор кндиционера включен.
3. Давление в системе кондиционирования.
4. Запрос на мощность, требуемую от системы кондиционирования.

Т Е Р М О С Т А Т

Электронный блок управления электровентилятором системы охлаждения двигателя.

Возможность регулировки температуры включения позволит вам самостоятельно установить максимальную температуру двигателя — не зависимо от параметров штатного датчика включения вентилятора или параметров запрограммированных в компьютере вашего автомобиля.

Дополнительные возможности

Это устройство может управлять стандартным авто-реле и коммутировать нагрузку до 30А включая и выключая ее при определенной температуре датчика. Вы можете использовать его для управления дополнительными сигнализаторами — например о температуре масла турбодвигателей либо температуры в АКПП. Если вам надо поддерживать температуру до 40 градусов — установите резистор R11 (принципиальная схема устройства) на 100кОм.

Вам надо собрать вот такую схему:

Как это работает?

На большинстве автомобилей (отечественных и зарубежных) в качестве датчика указателя температуры двигателя применяют терморезистор с уменьшающимся при возрастании температуры сопротивлением — чем горячее двигатель тем меньшее сопротивление имеет датчик. Соответственно (при неизменном напряжении в сети автомобиля) напряжение на датчике более высокое при холодном моторе — понижается при нагреве мотора. Аналогично ведет себя и напряжение на датчике.

Указатель температуры в комбинации приборов показывает отношение напряжения на датчике температуры к напряжению в бортовой сети автомобиля. Если мы хотим включить электровентилятор при определенной температуре двигателя — то нам нужно устройство переключающее контакты реле при определенном соотношении напряжения на датчике температуры к напряжению в сети автомобиля. Именно это и делает предлагаемое устройство.

Напряжение с датчика поступает в блок через фильтр низких частот R2 C1 (см. принципиальную схему) на инвертирующий вход "-" первого операционного усилителя (ОУ1). Если температура двигателя не достигла установленной точки включения реле (устанавливается изменением положения движка резистора R2. положение "ниже" соответствует более высокой температуре включения реле) то потенциал на входе "-" выше чем потенциал на не инвертирующем входе "+" ОУ1 и на выходе ОУ1 имеется низкий уровень — такой же уровень и на входе ОУ2 и на его выходе — поэтому транзистор закрыт и реле обесточено.

Принцип работы ОУ в том, что он сравнивает потенциал на входах "+" и "-" и если (V+) > (V-) на выходе будет высокий уровень а если неравенство направлено в другую сторону то на выходе потенциал близок к уровню "земли".

При повышении температуры датчика выше точки установленной вами для включения вентиляции, потенциалы на входах ОУ1 сравниваются и на выходе генерируется типа ШИМ сигнал — т.е. сигнал с определенным соотношением времени низкого уровня и высокого уровня — этот сигнал интегрируется цепочкой R5 C2 и когда напряжение на C2 достигнет примерно 2/3 напряжения питания (такой потенциал на входе "-" ОУ2 благодаря резисторам R6-R8) ОУ2 переключится и на его выходе возникнет высокий уровень транзистор откроется и реле включится. При открытии транзистора на входе "-" ОУ2 потенциал скачком уменьшиться примерно до 1/3 напряжения питания — это задает минимально возможное время переключений реле — равно оно времени изменения напряжения С2 на 1/3 напряжения питания и определяется примерно так С2*R5 секунд. Благодаря этому не происходит бесконечного переключения реле (опасного выгоранием его контактов) несмотря на довольно медленно меняющуюся температуру двигателя.

По мере снижения температуры мотора скважность ШИМ сигнала будет уменьшаться и С2 будет разряжаться — когда потенциал на нем опуститься ниже 1/3 напряжения питания ОУ 2 переключиться в свое исходное состояние и реле выключиться.

Этот процесс периодически повторяется — каждый раз когда температура двигателя достигает установленного вами предельного уровня и затем благополучно опускается благодаря вовремя включенному вентилятору.

При показанных на схеме номиналах элементов и учитывая инертность системы охлаждения мотора — время работы вентилятора составляет примерно 40 секунд на автомобиле ГАЗ-3110 с 406 двигателем.

Устройство достаточно надежно благодаря следующим конструктивным особенностям — R10, С3 и С4 — образуют фильтр от помех по питанию, а диод D1 делает безопасным ошибочное подключение устройства обратной полярностью. Короткого замыкания вывода Х3 на "землю" устройство не боится, а если вы опасаетесь замыкания на "+" (это очень мало вероятно) то можете в разрыв провода идущего от точки Х3 вмонтировать резистор на 10 — 15 ом 0,5 вт — он защитит транзистор от короткого замыкания в цепи включения реле ограничивая максимальный ток через него.

Принципиальная схема устройства

Печатная плата устройства (крупный план)

Блок смонтирован в металлическом корпусе автомобильного реле РС508. Имеет два вывода длиной около 20 см и провод (от Х1) для подключения к датчику длиной 0,7 м. Корпус имеет ушко для крепления.

Регулировочный винт подстроечного резистора установки температуры срабатывания — доступен снаружи.

Размещение компонентов на плате:

Электронные компоненты

Микросхема: LF442CN или ACN — сдвоенный операционный усилитель с полевым входом и напряжением питания от 6 до 40 вольт.

Транзистор я использую КТ815Г, подойдут с буквами Б и В, можно применить КТ817Б2 или Г2 у них коэффициент усиления не менее 100. Ниже есть рисунок с расположением выводов транзистора.

Диоды — обычно применяют КД105 и КД522Б но в принципе любой подойдет средней мощности на ток 0.2 и более ампер и напряжение 60 и более вольт.

Постоянные резисторы — для уменьшения размеров, я применил "чип-резисторы" на 0.125 вт.

Резисторы R6 R7 R8 — могут иметь номинал от 5 ком до 2 мОм — главное чтобы они были одинакового номинала.

R2 — 10 кОм — я использовал многооборотный подстроечник с гибкими выводами типа СП5-3. Многооборотным удобней настраивать температуру включения (можно использовать номинал от 2.2 ком до 22 ком).

Конденсаторы малогабаритные либо "чипы".

Внимание! Устройство собирается и испытано с компонентами указанными на схеме. Я не проверял работу устройства с другими номиналами элементов — хотя это вполне возможно.

Подключение и Настройка

Когда все спаяно и припаяны выводы (лучше по цвету штатной проводки автомобиля) — обязательно промойте плату кистью с ацетоном или растворителем от остатков флюса. Покройте нитро-лаком или силиконом.

Поставьте движок подстроечника R1 в среднее положение. Поместите устройство в корпус. Подключите провода согласно схеме.

Обратите внимание, что авто-стандартом является: черные провода подключаются к "массе" автомобиля. Обычно реле вентилятора включено так как указано на схеме устройства. "85" это вывод обмотки реле подключенный к плюсу питания при включенном зажигании, "86" это второй конец обмотки реле и если его замкнуть на "массу" по обмотке потечет ток и контакт "30" реле переключится с "87" на "88". При этом включается нагрузка последовательно которой включены контакты "30" и "88". На четырех контактных реле контакт "87" отсутствует. Вам нужно отыскать реле включения вентилятора своего автомобиля и посмотреть на нумерацию его выводов. Если ни к "85" ни к "86" контактам не подходят черные провода — значит ваше реле включено "как надо" т.е. по схеме устройства.

Для автомобиля ГАЗ-3110 и для большинства других машин с которыми я имел дело — температуре двигателя в 90 градусов соответствует напряжение на датчике равное примерно половине напряжения сети автомобиля — однако есть небольшие отличия. Подключив устройство (снимите временно провод со штатного датчика включения вентилятора — если он имеется) заведите мотор и подождите пока он прогреется. Если устройство сработает раньше желаемой вами температуры то поверните винт регулировки по часовой стрелке на один оборот (переместите движок подстроечника вниз по схеме) и подождите следующего включения вентилятора. Если температура достаточно высока, а вентилятор не включился — поверните винт регулировки на два оборота против часовой стрелки и подождите не менее 30 секунд, повторите эти операции до достижения желаемой температуры срабатывания реле.

Замечание: Устройство позволяет установить практически любую температуру срабатывания — но при размещении датчика на двигателе температура должна быть выше температуры открытия клапана термостата! В противном случае вентилятор включиться но не сможет выключиться так как термостат не даст мотору охладится ниже определенной температуры.

Если ваш автомобиль имеет реле включения электровентилятора — то Вы можете просто подключить контакты Х2 и Х3 к штатному реле в соответствии со схемой. Если Вы затрудняетесь в определении как правильно подключить устройство — то вы можете использовать дополнительно любое авто-реле а его нормально-разомкнутые контакты подключить к контактам штатного датчика включения вентилятора либо параллельно силовым контактам штатного реле включения электровентилятора.

Кипит машина, не включается вентилятор радиатора

4 года

вентилятор радиатора, вентилятор, предохранители, кипит двигатель, антифриз, расширительный бачок

3 июня 2013

Ну вот в первые столкнулся с этой проблемой! Как лечить так и не понятно пока!
Что было сделано:

проверены предохранители под капотом и в салоне — рабочие

разомкнул фишку которая идет к блоку вентилятора, голубой провод на месте, не отходит/не отвалился

подключили от акб на прямую, вентилятор заработал

все собрал — не работает!

кондей отключается, вентилятор не крутит

какие еще могут быть варианты ?

был сегодня в сервисе, электрик померив в фишке напряжение, сказал, что блок управления вентиляторм надо менять!

и залез снизу, посмотрел провода у самого блока, особенно синий! все на вид нормально, подергал, сидит крепко, как и на верху!

6 авг уста 2017

posted image posted image

posted image

posted image

posted image

4 июня 2013

AL-DL
Крышка легко снялась с блока ? А то тоже лежит такое чудо всё руки не доходят реанимировать У того экземпляра что лежит в гараже хорошо заметен синий окисл в тех местах где провода выходят из корпуса, так что предположу что это типовой дефект

И как долго протянет рэлюха ? У оригинала так понимаю за это MOSFET-ы отвечают, а они явно поживучей контактных групп рэле.

P.S. Фотки бы лучше под каты уложить. За проденнай труд жирный "+"

Решил свою проблему! 825 руб.

Диагностика — 500
Пайка в телеателье — 150
Герметик — 175

В моем случае, как и во многих виновником оказался "синий кабель" который окислился и перестал пропускать ток. Выяснилось это не сразу, начитавшись в сети, решил снимать и ремонтировать блок управления вентилятором. Снимал диффузор не сливая антифриз, процесс не быстрый, но он того стоит, устанавливал так же.
Разобрав блок управления, там все выглядело новым и работоспособным, синий кабель сидел плотно, и только оторвав его, увидел вместо меди порошок сине-зеленого цвета. Чуть нарастив кабель (этот мне показался короткий) припаяли его обратно.

posted image posted image

проверив работоспособность, с особым фанатизмом все залил герметиком и дал подсохнуть несколько часов

posted image

все собрал и установил, полет нормальный!

30 июня 2013

Всем привет! Помогите советом, пробил радиатор, струя тосола текла на вентилятор и соответственно видимо на блок, радиатор пережали, поставили все обратно — не включается вентилятор, включал кондиционер — вентилятор тоже молчит, на трассе все нормально, как только встаешь на светофоре — машина ловит перегрев двигателя. Что делать куда лезть? Спасибо

Разомкнул фишку на вентилятор.
Померил напряжение на силовых контактах со стороны АКБ — 12,8 В
Кинул провода напрямую от АКБ на силовые контакты в сторону вентилятора — он закрутился.
Соединяю фишку, вентилятор не крутит на горячем движке.

Выходит, сигнальный (синий) провод размыкает цепь?

Сегодня проверю "+" на его разъёме со стороны АКБ. Если там будет 8В, то проблема в контакте или в самом ЭБУ
А если не будет — то где искать?

Насколько я понимаю, датчик температуры исправен, т.к. БК стабильно показывает температуру двигателя, по которой я и ориентируюсь.

Померил напряжение на синем проводе. Стабильно "0". Двигатель-зажигание не включал, т. к. понимаю, что и при простое вентилятор управляется вкл-выкл.

Есть варианты, кроме неисправной проводки?
Синий проводок в жгуте, идущем от колодки в блоке предохранителей — это тот же синий проводок, что и в разъёме вентилятора? Если он, то прозвоню его от разъёма до колодки. А если там цело — то дальше откуда идёт цепь?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector