Система ГЛОНАСС что это и как работает
Система ГЛОНАСС что это и как работает
Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».
Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.
Что такое ГЛОНАСС и как работает система?
ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.
Принцип работы системы:
- На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
- Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
- Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.
При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.
Сравнение с основным аналогом — системой GPS
Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.
Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:
- Российские спутники двигаются в 3 плоскостях (соответственно, 8 аппаратов на одну орбиту).
- У спутников GPS выделено 4 орбиты по 6 аппаратов в каждой.
- Погрешность позиционирования у GPS несколько ниже, но обе системы достаточно точно определяют координаты.
- Основное преимущество GPS — практически 100% покрытие территории земного шара. ГЛОНАСС полностью покрывает территорию РФ, но за пределами Российской Федерации есть участки, в которых сигнал от спутников очень слабый или полностью отсутствует.
- Также есть нюансы технического характера: сервис из США использует кодировку CDMA, российский — более сложную и потому более энергоемкую кодировку FDMA. Из-за этого срок эксплуатации спутников ГЛОНАСС сокращается, так что возникает потребность в более частом выводе техники на орбиту.
Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.
Сфера применения
Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.
Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.
Кроме этого оборудование может использоваться:
- В системах мониторинга транспорта. Предприятия, вынужденные отслеживать движение множества транспортных средств (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики) по регулярным или нерегулярным маршрутам, получает возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются ГЛОНАСС-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению.
Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.
- В беспилотных автомобилях. Для беспилотников спутниковая система навигации наряду с сенсорами, которые считывают параметры окружения – основные управляющие элементы. Такое оборудование уже производится и проходит испытания — в том числе на трассах РФ. Эксперты прогнозируют рост доли беспилотной техники на дорогах уже в ближайшем будущем.
- В противоугонных системах. ГЛОНАСС-трекер, скрытно установленный в машине, может подать сигнал тревоги, если координаты автомобиля изменяться без ведома хозяина. Кроме того, оборудование может периодически посылать сообщения с указанием местонахождения авто – это облегчит владельцу или представителям правоохранительных органов поиск украденной машины.
ГЛОНАСС для контроля транспорта
Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.
Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.
Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.
Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:
- Повышения уровня дисциплины. Навигационный терминал отслеживает движение машины по маршруту, исключая нецелевое использование техники и простои. Любая незапланированная остановка или отклонение от маршрута должны быть мотивированы водителем, причем связаться с ним диспетчер может сразу при обнаружении нарушения.
- Повышения безопасности движения и снижения аварийности. Система ГЛОНАСС дает возможность контролировать скорость движения, сигнализируя диспетчеру о превышении скорости. Кроме того, мониторинг позволяет отслеживать переработку для соблюдения режима труда и отдыха. Это не только снижает риск аварий из-за переутомления, но и гарантирует отсутствие штрафов при проверке показаний тахографа.
- Контроль уровня горючего. Установка датчиков уровня топлива с подключением их к терминалу практически полностью исключает возможность хищения ГСМ.
Что такое ЭРА ГЛОНАСС?
Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.
Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.
Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.
Особенности работы экстренного информирования
- Сигнал тревоги может быть активирован автоматически (сработал датчик удара/переворота) или в ручном режиме (водитель либо кто-то из пассажиров нажал кнопку).
- После того как сигнал поступит в колл-центр, диспетчер связывается с машиной в голосовом режиме (конструкция терминала включает динамик и микрофон). Это необходимо для исключения ложных вызовов или случайных срабатываний кнопки «SOS».
- Если ответ не был получен, или водитель подтвердил факт ДТП, информация передается спасательным службам.
Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.
Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.
SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.
И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.
Какие данные собирает ?
УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.
Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.
По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:
- Координаты места аварии.
- Скорость на момент аварии.
- Тип срабатывания сигнала тревоги (датчик удара/переворота, принудительный вызов).
- Данные о машине: номер, марку, тип двигателя (бензин/дизель).
- Количество пристегнутых ремней безопасности.
Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.
Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.
Сроки установки системы глонасс
Компания ООО "НТЦ"Мега" стала агентом ГЛОСАВ на территории Челябинской области.
Мы получили специальные USIM-карты от ГЛОНАСС, для передачи данных по ПП №153 на их сервера для автомобилей с системой мониторинга транспорта, полученной до 15.04.2018.
Также мы получили доверенность на заключение договоров от имени ГЛОНАСС с собственниками на получение данной USIM-карты и регистрацию оборудования для передачи данных в Ространснадзор.
Теперь мы поможем во всех Ваших вопрос, по установке оборудования под ПП №153.
Данные с ЭРА-ГЛОНАСС будут передаваться при помощи специальной SIM-карты, которую можно получить у разработчиков системы или их агентов. Отслеживать планируют только местоположение ТС, которое должно обновляться не реже чем каждые 30 секунд. Далее вся информация будут передаваться в Ространснадзор.
Постановление вступает в силу спустя два месяца после опубликования, то есть 15 апреля.
Постановление обязательно для ТС категорий: М2, М3 и ТС категории N, используемые для перевозки опасных грузов.
категория М2 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, максимальная масса которых не превышает 5 тонн;
категория М3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе, максимальная масса которых превышает 5 тонн;
категория N — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов (N1,N2, N3 отличаются максимальной массой груза)
Исключения: военные, полиция и физ. лица, использующие такой транспорт (бензовозы, автобусы и пр.) в личных целях.
КАК БЫТЬ ЕСЛИ НА МАШИНАХ УЖЕ СТОЯТ ТЕРМИНАЛЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА?
Ваше установленное оборудование необходимо подключить к новой системе АО “ГЛОНАСС” по специальным SIM-картам, при условии, что терминалы могут передавать данные по протоколу EGTS (современные российские терминалы мониторинга транспорта его, как правило, поддерживают). Если это не так, то новые терминалы ставить все-таки придется.
КАК БЫТЬ С МОНИТОРИНГОМ ТРАНСПОРТА?
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» имеет техническую возможность передачи навигационной информации в систему мониторинга «АСМ ЭРА» или по другим межсерверным протоколам.
Смотрите Статью 13 часть 2 "Вступление в силу настоящего ФЗ"
Ответственность перевозчика за невыполнение требований Федерального закона:
*Административная ответственность (статья 11.15.1 КоАП РФ) – штраф до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток
*Уголовная ответственность (статья 263.1 Уголовного кодекса РФ) – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет
В октябре 2018г. OMNICOMM получила сертификат на оборудование ЭРА-ГЛОНАСС, а также разработала и выпустила комплексное решение согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА №153 ОТ 13.02.2018.
Наша кампания также работает по ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА №153 ОТ 13.02.2018.
Omnicomm создает не просто оборудование, но и все средства работы с ним, являясь одновременно и разработчиком, и производителем.
Вся система мониторинга транспорта Omnicomm – от бортовых ГЛОНАСС/GPS-терминалов и датчиков уровня топлива до программного обеспечения – проектируется и выпускается силами компании Omnicomm.
Использование комплексного решения обеспечивает безукоризненную совместимость компонентов, удобство, а так же высокую скорость технического обслуживания.
Компания OMNICOMM по итогам 2015 г. стала лидером российского рынка систем спутникового мониторинга транспорта и контроля расхода топлива с погрешностью до 1%.
В начале 2018 г. OMNICOMM презентовал, новый, революционный продукт, датчик уровня топлива LLS 5 с погрешностью 0.5%.
Системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС и GPS
Снижение всех видов столкновений на 60%. Снижение передних столкновений до 95%. Экономьте на аммортизации и страховых выплатах.
Получайте своевременные уведмоления о приближении сроков ТО. Фиксируйте их прохождение и получайте отчетность по стоимости проделанных работ.
Получайте аналитику по расходу топлива.Исключите хищения топлива
Контроль пробега по одометру, форсуночного расхода топлива, уровня топлива, веса, температуры охлаждающей жидкости, оборотов двигателя, уровня AdBlue, и много другого
Исключите управление транспортными средствами нетрезвыми водителям.
Получайте своевременные уведомления о приближении сроков ТО, фиксируйте их прохождение и получайте отчетность по стоимости проделанных работ
Получайте своевременные уведмоления о приближении сроков ТО. Фиксируйте их прохождение и получайте отчетность по стоимости проделанных работ
Получай аналитику по эксплуатации техники. Снижайте аварийность и расходы на амортизацию техники
Повышение внимания водителей. Контроль за усталостью.
Предотвращайте нецелевое использование транспорта.
Повышайте дисциплину водителей. Имейте доказательную базу при расследовании ДТП и спорных ситуаций
Снижение всех видов столкновений на 60%. Снижение передних столкновений до 95%. Экономьте на аммортизации и страховых выплатах
Подсчет перевезенных пассажиров
Исключите управление транспортными средствами нетрезвыми водителям
Освободите руки водителя от телефона
Повышайте дисциплину водителей. Имейте доказательную базу при расследовании ДТП и спорных ситуаций.
Повышайте дисциплину водителей. Имейте доказательную базу при расследовании ДТП и спорных ситуаций
Сервис NimBus позволяет распределять транспорт по рейсам, контролировать следование по расписанию, осуществлять мониторинг в реальном времени.
Получай аналитику по эксплуатации техники. Снижайте аварийность и расходы на амортизацию техники
Получайте информацию о количестве перевезенных пассажиров
Снижение всех видов столкновений на 60%. Снижение передних столкновений до 95%. Экономьте на аммортизации и страховых выплатах
Автоматизируйте процесс назанчения и снятия водиелей на рейс. Получайте аналитику работы техники по закрепленным водителям
Контроль пробега по одометру, форсуночного расхода, уровня топлива, веса, температуры охлаждающей жидкости, оборотов двигателя, уровня AdBlue, и много другого
Получайте аналитику по расходу топлива. Исключите хищения топлива
Получайте аналитику по расходу топлива. Исключите хищения топлива
Контролируйте факты погрузки/выгрузки техники
Распечатка температурного режима — это просто!
Контроль состояния ХОУ и ее ключевых параметров в мобильном телефоне!
Система позволяет следить за выставленной температурой перевозки, за показаниями датчиков температуры, контролировать работу двигателя ХОУ, возникающими ошибками в процессе перевозки
Сколько времени работал манипулятор, когда производилась разгрузка самосвала, работали ли мусороуборочная техника?
Сколько времени работал манипулятор, когда производилась разгрузка самосвала, работали ли мусороуборочная техника?
Получайте аналитику по расходу топлива.Исключите хищения топлива
Контроль работы техники по назначению. Исключение самовольных выездов с объектов строительства.
Контроль моточасов, форсуночного расхода топлива, уровня топлива, оборотов двигателя, и много другого
Повышайте дисциплину водителей. Имейте доказательную базу при расследовании ДТП и спорных ситуаций
Используем датчики с дополнительной степенью защиты от пыли, воды и попадания тяжелых предметов
Автоматизируйте процесс назанчения и снятия водиелей на рейс. Получайте аналитику работы техники по закрепленным водителям
Системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS
Основанная в 2009 году, компания Global Position сегодня является лидером Северо-Западного региона в сфере интеграции систем мониторинга и спутникового транспортного контроля автомобилей ГЛОНАСС/GPS. Профессиональный опыт специалистов компании в данной области подкреплен многочисленными успешно реализованными проектами. Благодаря современным технологиям систем спутникового мониторинга транспортных средств ГЛОНАСС/GPS наши клиенты получают возможность повышать эффективность своего автопарка, оптимизировать расходы и исключать факты мошенничества и сговора сотрудников.
Как работают спутниковые системы слежения ГЛОНАСС/GPS
Основная функция устройств – непрерывное слежение за автомобилем, на который они установлены. Спутниковые системы мониторинга транспорта и контроля водителей ГЛОНАСС GPS в режиме реального времени запрашивают информацию о своем местоположении. Данные навигации и другие сведения передаются диспетчеру. Современные программы отслеживания позволяют оперативно реагировать на нештатные ситуации, поддерживать связь с водителем и получать информацию о работе систем автомобиля.
Наши услуги
Разработка систем контроля и слежения за автомобилями и водителями. Учитывается количество и тип транспортных средств, специфика перевозимых грузов, место стоянки и предполагаемые маршруты движения автомобилей. Специалисты Global Position подберут оборудование для слежения за автомобилем, оптимальное по цене и функциональности, а также выполнят установку программ, необходимых для решения поставленных задач.
Интеграция готовых систем транспортного мониторинга. Помимо слежения за местоположением ТС, наши решения позволяют контролировать расход топлива, осуществлять видеонаблюдение в салоне в режиме реального времени, проверять температуру и сохранность грузов, состояние водителя. Также мы предлагаем передовые системы предотвращения аварий.
Абонентское обслуживание навигационного оборудования ГЛОНАСС. Мы обеспечиваем контроль работоспособности систем мониторинга и контроля автотранспорта ГЛОНАСС/GPS, установленных нашими специалистами. Своевременная диагностика, выявление и устранение неисправностей обеспечат надежную работу установок слежения в любых условиях.
Дополнительные услуги. Мы предлагаем интеграцию систем контроля автомобильного транспорта ГЛОНАСС/GPS с уже существующими решениями ERP, проводим оценку и аудит систем слежения с представлением рекомендаций по улучшению структуры, обеспечиваем работу диспетчерского центра для управления транспортными средствами и контроля персонала, а также предлагаем «Умное страхование».
Почему Global Position
- Большой профессиональный опыт в сфере онлайн мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS. Многолетняя практика позволяет нам быстро решать любые задачи. Мы выполняем установку мониторинга ГЛОНАСС/GPS даже в нестандартных ситуациях, которые могут казаться сложными для других компаний.
- Высокий уровень компетентности сотрудников. Наши специалисты знают все о системах мониторинга ГЛОНАСС/GPS. Вы получите грамотные ответы на все вопросы. В течение всего срока эксплуатации наших систем слежения вам будет обеспечена профессиональная техническая поддержка.
- Оперативное исполнение заявок. Установка оборудования для мониторинга транспорта в Санкт-Петербурге выполняется в короткие сроки. Точные даты обсуждаются с заказчиком на этапе оформления заявки.
Стать дилером
Приглашаем компании к сотрудничеству в реализации систем контроля и слежения Wialon в регионах. Работая с нами, вы получите:
- доступ к системе контроля транспорта Wialon на выгодных условиях;
- сниженные цены, скидки на навигационное оборудование;
- возможность обучения сотрудников работе с Wialon;
- консультации наших специалистов.
Онлайн мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS выведет бизнес на принципиально новый уровень, предоставив широкие возможности для развития автопарка. Мы готовы помочь вам в этом. Чтобы купить готовое решение спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, заказать разработку и установку оборудования, позвоните нам или приезжайте в офис Global Position в СПб.
Сроки установки системы глонасс
Очередной перенос сроков вступления в силу ПП №2216 призван снизить нагрузку на автопарки в условиях пандемии и экономического кризиса. Однако на волнующий многих вопрос, будут ли скорректированы этапы обязательной установки тахографов, власти пока не дают прямого ответа.
Новые сроки оснащения ГЛОНАСС под требования ПП №2216 утверждены постановлением Правительства РФ №597 от 28 апреля 2020 г. Напомним, что это уже не первый мораторий на постановление №153, которое было принято ещё в 2018 году. Сначала сроки откладывались до 1 июля 2019 года, затем до конца мая 2020 года (согласно постановлению №877). В последнем принятом документе перенос сроков сформулирован так:
Пункт 5. «В постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 877 «О приостановлении действия Правил оснащения транспортных средств категорий М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 28, ст. 3798) цифры «2020» заменить цифрами «2021».
Как сказано в официальном сопроводительном письме:
«Отсрочка касается пассажирских автобусов, вмещающих более восьми пассажиров, и транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов. Эта мера поможет снизить административную нагрузку на транспортную отрасль, которая оказалась в числе пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции».
Также, согласно постановлению №597, переносятся сроки выполнения таких требований, как:
— перевозка детей в автобусах не старше 10 лет (до 30 июня 2021 г.);
— введение требований европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к свидетельствам об официальном утверждении типа цистерны (до 2022 г.);
— применение оснований для отказа во внесении изменений в конструкцию ТС в связи с отсутствием заключения и протокола в реестре заключений (до 1 февраля 2021 г.).
Несмотря на то, что автоперевозки оказались в числе сфер, наиболее пострадавших за последнее время, другие обязательные требования по оснащению ТС тахографами не отменяются. Отраслевое сообщество уже не раз выступало с инициативой перенести сроки установки тахографов на пассажирские автобусы и транспорт физлиц, а также пойти для всех видов перевозок на уступки в плане соблюдения режимов труда и отдыха. Но пока что таких поблажек нет.
Напомним, что коммерческие грузовики и автобусы уже давно должны быть оснащены тахографами, за исключением городских автобусов — для них действует мораторий до 1 июля 2020 года.
Обновлено: Как сообщает Минтранс, ведомство все же предлагает «на 1 год перенести срок вступления в силу требования об оснащении тахографами автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении. Эта мера коснется около 96 тысяч городских автобусов и позволит перераспределить денежные средства, ранее запланированные на покупку тахографов, на финансирование выпадающих доходов перевозчиков». Однако окончательное решение на начало мая еще правительством не принято.
Грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3, принадлежащие физлицам, всё также должны оснащаться тахографами в течение 2020-2021 гг. поэтапно в зависимости от экологического класса. С таблицей сроков установки вы можете ознакомиться в этой статье.