Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Обслуживание системы охлаждения двигателя автомобиля

Система охлаждения двигателя автомобиля требует к себе повышенного внимания как в теплое время года, так и в зимний период. Поэтому правильное и своевременное техническое обслуживание охлаждающей системы поможет вам избавится от множества проблем с машиной, возникающих чаще всего из-за несоблюдения элементарных правил.

Автомобильная система охлаждения имеет достаточно сложное устройство, надежная работа которого возможна только при исправности всех её узлов и агрегатов. В идеале, техническое обслуживание системы должно сводиться всего к двум пунктам:

  1. Промывка – инструкция по промывке системы охлаждения двигателя;
  2. Замена охлаждающей жидкости – инструкция по замене антифриза.

Но идеальных условий не бывает, поэтому в процессе эксплуатации автомобиля важно следить за герметичностью охлаждающей системы и за тем, что вы в неё заливаете. В этой статье мы расскажем на что нужно обращать внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для предупреждения возникновения неисправностей.

Подробно о том, как работает система охлаждения двигателя в автомобиле и об особенностях ее обслуживания смотрите видео внизу страницы.

Также, наверняка, вам будет полезно узнать основные причины перегрева двигателя.

Что заливать в систему охлаждения двигателя?

Что заливать в систему охлаждения двигателя

Для начала давайте вспомним, что залито в вашу систему охлаждения? Еще не так давно можно было довольно часто встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, в наши дни применение воды в качестве охлаждающей жидкости стало скорее исключением из правил. Обычно ее используют в аварийных ситуациях, когда что-то в систему залить нужно, а антифриза под рукой нет.

Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет массу преимуществ – это и более высокая температура кипения, и низкая температура замерзания, и наличие в составе смягчающих и антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.

С этим вопросом мы определились – никакой воды в системе охлаждения двигателя! Но стоит иметь в виду, что долговечность работы системы во многом зависит и от качества охлаждающей жидкости. Не стоит покупать первую попавшуюся канистру с надписью «Антифриз» или «Тосол», отдавать предпочтение нужно только продукции надежных производителей, имеющих все необходимые сертификаты.

Большинство поддельных жидкостей содержат в своем составе агрессивные кислоты, которые со временем разъедают не только детали охлаждающей системы, но и приводят к появлению «раковин» даже в головке блока цилиндров двигателя! Поэтому экономить на антифризе мы вам не советуем.

Очень подробно о видах автомобильных охлаждающих жидкостей, об их отличии друг от друга, и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля мы писали в этой статье, настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Также одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в её составе специальных флуоресцентных добавок, которые помогают обнаруживать течи в системе охлаждения двигателя. Так как система должна быть герметичной, то течи в ней недопустимы.

Проверка системы охлаждения на герметичность

Проверка герметичности системы охлаждения

Проверка системы охлаждения двигателя на герметичность – очень важный этап в её обслуживании. Дело в том, что в герметичной системе антифриз кипит при температуре 130 °С, а в обычных условиях он закипает всего при 108 °С. Поэтому малейшая трещина, например, в радиаторе охлаждения, резиновом шланге или в расширительном бачке, нарушает герметичность и двигатель закипает.

Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные флуоресцентные добавки, входящие в состав современных антифризов – благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.

Но, к сожалению, далеко не у каждого автолюбителя есть такая лампа. Поэтому в процессе технического обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуем придерживаться нескольких простых правил:

  1. Для проверки уровня жидкости на расширительном бачке имеются отметки MIN и MAX. При холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
  2. Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, то это свидетельствует об её утечке, то есть о нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
  3. Внимательно осмотрите ваш радиатор и патрубки на отсутствие течей и подтёков, при необходимости подтяните соединительные хомутики и убедитесь в том, что крышка радиатора закрыта до упора.

При обнаружении подтеканий антифриза в радиаторе рекомендуем изучить нашу инструкцию по ремонту радиаторов своими руками.

Наличие воздуха в автомобильной системе охлаждения (так называемые, «воздушные пробки») также способно нарушить её работу. Ниже мы раскроем вам самый простой способ, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Наличие воздуха в системе охлаждения проверяется следующим образом:

  • Откройте крышку расширительного бачка,
  • Включите обогрев салона на полную мощность и дайте мотору поработать на холостых оборотах две-три минуты,
  • Если в системе охлаждения есть воздух, то в расширительном бачке появятся пузырьки.

Для того, чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль нужно поставить под наклоном, таким образом, чтобы «передок» был немного «задран» к верху. Далее последовательность действий будет следующей:

  1. Откройте крышку радиатора и заведите машину.
  2. Включите печку и дайте поработать двигателю несколько минут, чтобы воздух мог выйти из ситемы.
  3. После этого мотор можно заглушить и пробку радиатора закрыть.

А теперь давайте рассмотрим еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для профилактики появление неисправностей или их устранения.

На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя

Предупреждение неисправностей системы охлаждения

Чтобы предупредить неисправности системы охлаждения двигателя, необходимо регулярно выполнять следующие операции по ее техническому обслуживанию:

  • Проверка плотности охлаждающей жидкости. Плотность антифриза проверяется ареометром. При повышенной плотности, разбавьте вашу жидкость дистиллированной водой, а при пониженной – аналогичной охлаждающей жидкостью.
  • Натяжение приводного ремня. Одной из самых распространенных причин перегрева двигателя автомобиля (особенно с механическим приводом вентилятора) является слабое натяжение приводного ремня. Пробуксовка ремня снижает производительность помпы и, соответственно, скорость вращения крыльчатки.
  • Чистка системы охлаждения двигателя. Также не забывайте проверять внешнее состояние мотора и радиатора. И радиатор, и двигатель нуждаются в регулярной чистке, так как грязь и мусор мешают нормальному охлаждению мотора. Зачастую радиатор забивается грязью, пылью, тополиным пухом и прочей гадастью. Весь этот мусор легко устраняется сильной струей воды или мощным пылесосом. Потёки масла на двигателе и прилипшая к ним пыль также должны регулярно смываться.
  • Проверка термостата. Важным элементом системы охлаждения является термостат, благодаря которому поддерживается оптимальная рабочая температура мотора, а также быстрый прогрев двигателя сразу после запуска. Подробно о том как устроен автомобильный термостат и методах его диагностики мы писали в статье об устройстве и принципе работы автомобильного термостата.
  • Вентилятор системы охлаждения двигателя. Еще один элемент, требующий внимания при уходе за системой охлаждения двигателя – это вентилятор. На большинстве современных автомобилей установлены электрические вентиляторы охлаждения, которые управляются термоэлектрическим датчиком, вкрученным в радиатор. При достижении заданной температуры контакты датчика замыкаются, и вентилятор начинает работать, охлаждая поверхность радиатора.

Если при нагревании двигателя вентилятор не включается, то причина этого может крыться в датчике температуры. Работоспособность датчика определяется очень просто, для этого нужно просто замкнуть его контакты:

  • если вентилятор заработал, значит неисправен датчик,
  • если нет – причина или в электродвигателе вентилятора, или в электрической цепи его питания.

Видео об особенностях обслуживания системы охлаждения двигателя

Ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2110

Сливаем охлаждающую жидкость, предварительно отвернув пробку расширительного бачка.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Отворачиваем пробку, расположенную в нижнем правом углу радиатора, и сливаем жидкость в подставленную емкость

Ключом на 13 отворачиваем пробку на передней стороне блока цилиндров

На двигателях ВАЗ-2110, -2112 пробка на блоке цилиндров легкодоступна, а для доступа к ней на двигателе ВАЗ-2111 снимаем модуль зажигания.

По окончании заворачиваем пробки.

Новую охлаждающую жидкость заливаем через расширительный бачок.

Запускаем двигатель, доливаем жидкость.

Прогреваем двигатель с закрытой пробкой расширительного бачка.

После остывания проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости – доливаем.

Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов двигателей ВАЗ-2111, -2110

Сливаем охлаждающую жидкость.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Снимаем с датчика провод (для наглядности верхний шланг радиатора снят)

Ключом «на 21» отворачиваем датчик температуры и снимаем его

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Снятие и проверка термостата

При проверке термостата на автомобиле после пуска холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен оставаться холодным, а затем быстро нагреваться, указывая на начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу.

Для демонтажа термостата сливаем охлаждающую жидкость.

Снятие термостата показываем на примере двигателя ВАЗ-2111.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Ослабляем хомут отводящего шланга радиатора

Ослабляем хомут подводящего шланга трубы насоса и шланга, соединяющего термостат с выпускным патрубком

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Для проверки термостата опускаем его в сосуд с охлаждающей жидкостью, подогреваем сосуд и контролируем по термометру начало открытия основного клапана.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Устанавливаем термостат в обратной последовательности.

Снятие расширительного бачка

Сливаем охлаждающую жидкость.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Отсоединяем разъем датчика уровня охлаждающей жидкости.

Ослабляем хомуты, снимаем пароотводящий шланг радиатора

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Снимаем пароотводящий шланг радиатора отопителя.

Ослабляем хомут заправочного шланга и снимаем шланг

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Отстегнув резиновый ремень крепления, снимаем расширительный бачок

Устанавливаем бачок в обратной последовательности

Снятие электровентилятора

Отсоединяем разъем электровентилятора.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Головкой «на 10» отворачиваем два болта левого крепления электровентилятора две гайки сверху и одну снизу.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Вынимаем электровентилятор в сборе с кожухом.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления электродвигателя к кожуху

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Головкой «на 13» отворачиваем гайку и снимаем крыльчатку

На новый электродвигатель надеваем крыльчатку, обеспечив попадание штифта вала в паз крыльчатки.

Дальнейшую сборку ведем в обратной последовательности

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя

Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения

Электродвигатель – постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, типа МЭ-272.

Технические характеристики электродвигателя

Номинальная частота вращения вала с крыльчаткой, мин –1 2500–2800

Потребляемый при этом ток, А, не более 15,3

На двигателе 2110 электродвигатель включается датчиком, ввернутым в бачок радиатора. Температура замыкания контактов датчика 99±2°С, а размыкания 94±2°С.

Контакты датчика рассчитаны на большой ток, поэтому реле электровентилятора – в отличие от прежних моделей ВАЗа – здесь не применяется.

На двигателях 2111 и 2112 электродвигатель включается контроллером системы впрыска через реле.

В этом случае датчик в радиатор не устанавливается.

Электродвигатель не нуждается в обслуживании, а при выходе из строя должен заменяться новым.

Снятие радиатора

На холодном двигателе сливаем охлаждающую жидкость.

Ослабляем хомуты и снимаем пароотводящий и подводящий шланги радиатора.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Ослабляем хомут и снимаем отводящий шланг радиатора

Наклонив радиатор к двигателю, снимаем его

Внизу радиатор опирается на две резиновые подушки, которые при сборке должны войти в отверстия поперечины.

Сборку проводим в обратном порядке.

Снятие датчика включения электровентилятора двигателя ВАЗ-2110

Работу выполняем на холодном двигателе.

Частично сливаем охлаждающую жидкость.

Отсоединяем минусовой провод аккумулятора.

Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110Снятие и установка узлов системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

Отсоединяем разъем датчика включения электровентилятора

Ключом «на 30» отворачиваем датчик

Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

Доливаем охлаждающую жидкость.

Для проверки датчика подсоединяем к его контактам тестер и опускаем датчик (его резьбовую часть) в сосуд с охлаждающей жидкостью, рекомендованной к применению.

Подогреваем сосуд, контролируя температуру замыкания и размыкания контактов датчика по термометру.

Снятие и установка сборки вентилятора системы охлаждения

Детали установки крыльчатки вентилятора с вязкостной муфтой сцепления на бензиновых моделях
1 — Держатель; 2 — Шкив приводного ремня; 3 — Сборка крыльчатки с вязкостной муфтой; 4 — Динамометрический ключ; 5 — Рожковая насадка

Кожух вентилятора

Детали установки кожуха вентиляторной сборки на бензиновых моделях и дизельных моделях с двигателем М612
1 — Сборка крыльчатки с вязкостной муфтой
2 — Фиксаторы
3 — Кожух вентиляторной сборки

Дизельные модели

Сборка крыльчатки с вязкостной муфтой сцепления

Детали установки крыльчатки вентилятора с вязкостной муфтой сцепления на дизельных моделях с двигателем М612
1, 2 — Панели отделки крышки головки цилиндров; 3 — Переливные линии охладительного тракта; 4 — Воздухозаборник; 5 — Верхняя поперечная балка передка; 6 — Пружинные фиксаторы; 7 — Вязкостная муфта сцепления вентилятора; 8 — Крыльчатка; 9 — Отвертка; 10 — Динамометрический ключ; 11 — Центральный винт; 12 — Кожух вентиляторной сборки

1. Снимите панели (1 и 2) отделки крышки головки цилиндров.

2. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.

3. Снимите защиту картера.

4. Опорожните систему охлаждения (см. Главу Текущий уход и обслуживание).

5. Снимите переливные линии (3).

6. Снимите рукав забора воздуха (4) воздухоочистителя, установленного на брызговике крыла.

7. Снимите декоративную решетку радиатора (см. Главу Кузов).

8. Снимите верхнюю поперечную балку передка (5) и отведите ее в сторону в сборе с замком капота.

9. Отпустите пружинные фиксаторы (6) крепления кожуха вентиляторной сборки.

10. Посадите держатель на болты приводного шкива вентилятора, — проследите за правильностью посадки держателя (см. иллюстрацию Детали установки крыльчатки вентилятора с вязкостной муфтой сцепления на бензиновых моделях).

11. При помощи отвертки (9) и динамометрического ключа (10) ослабьте имеющий правостороннюю нарезку центральный болт (11), затем извлеките вентиляторную сборку (в комплекте с кожухом) из двигательного отсека.

12. Отболтите крыльчатку (8) от муфты (7).

13. Установка производится в обратном порядке. Крыльчатка (8) должна устанавливаться маркировкой «FRONT» вперед по направлению движения, — на посадочном кольце имеется направляющий выступ. Проследите также, чтобы крепежные язычки (стрелки) кожуха попали в опорные узлы сборку и снизу на радиаторе.

14. В заключение проверьте систему охлаждения на наличие признаков развития утечек.

Кожух вентилятора

Детали установки кожуха вентилятора на дизельных моделях с двигателем серии 612 показаны на иллюстрации Детали установки кожуха вентиляторной сборки на бензиновых моделях и дизельных моделях с двигателем М612.

Детали установки вентиляторной сборки на дизельных моделях с двигателем М628
1 — Вентиляционная линия; 2 — Декоративная решетка; 3 — Крепежные болты; 4, 11, 12 — Крепежные элементы; 5 — Болты; 6 — Верхняя поперечная балка передка; 7 — Разъем электропроводки; 8 — Кожух вентиляторной сборки; 9 — Болт; 10 — Фиксаторы

2. Отделите от радиатора и отведите в сторону вентиляционную линию (1), приготовьте сменный бандаж.

3. Снимите декоративную решетку (2) (см. Главу Кузов).

4. Выверните болты (5) и снимите верхнюю поперечную балку передка (6), — не забудьте высвободить из фиксаторов трос привода отпускания защелки капота.

5. Рассоедините разъем электропроводки (7) на кожухе (8) вентиляторной сборки.

6. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.

7. Снимите защиту картера.

8. Выверните крепежный болт (9), отпустите фиксаторы (1) и высвободите кожух (8) вентиляторной сборки из направляющих на радиаторе и опорных кронштейнах последнего.

9. Установка производится в обратном порядке.

10. В заключение проверьте систему охлаждения на наличие признаков развития утечек.

Разборка, проверка и сборка водяного насоса

Центробежный насос системы охлаждения двигателя

Рис. Центробежный насос системы охлаждения двигателя:
1 — стопорное кольцо; 2 — шкив вентилятора; 3 — валик; 4 — ступица шкива водяного насоса и вентилятора; 5 — пресс-масленка; 6 — корпус водяного насоса; 7 — крыльчатка; 8 — специальная шайба; 9 — пружинная шайба с внутренним зубом; 10 — болт крепления крыльчатки к валику; 11 — сливное отверстие; 12 — шариковый подшипник; 13 — распорная втулка; 14 — упорная пружина сальника; 15 — резиновая уплотнительная манжета; 16 — уплотняющая стеклотекстолитовая шайба; 17 — стопорное кольцо; 18 — латунное кольцо манжеты; 19 — обойма сальника; а — уплотняющая поверхность корпуса

Валик насоса вращается в двух шариковых подшипниках 12, имеющих сальники. В корпусе 6 насоса валик 3 уплотнен самоподжимным сальником, состоящим из стеклотекстолитовой шайбы 16, резиновой уплотнительной манжеты 15 и пружины 14.

Для предохранения подшипников вала насоса от попадания в них воды, случайно просочившейся через уплотнение валика, в нижней части корпуса насоса предусмотрено специальное сливное отверстие выполненное в отливке.

Появление течи жидкости из сливного отверстия 11 в процессе эксплуатации двигателя указывает на неисправность уплотнения.

В этом случае необходима разборка водяного насоса.

Устранять течь закрытием сливного отверстия какой-либо заглушкой не допускается во избежание порчи подшипников из-за вымывания их смазки.

Разборку насоса производят также при необходимости замены подшипников.

Последовательность операций:

Цековка торцевой поверхности бобышки корпуса центробежного насоса

  1. Зажать водяной насос в тиски и отвернуть болт 10 крепления крыльчатки 7 на валике 3.
  2. Снять стопорное кольцо 1, удерживающее валик 3 в сборе с подшипниками в корпусе 6.
  3. Установить насос на ручной пресс, с помощью оправки нажать на торец валика 3 (со стороны крыльчатки) и спрессовать крыльчатку в сборе с уплотнением: Дальнейшим нажатием оправки на валик выпрессовать его в сборе с подшипниками из корпуса насоса.
  4. Промыть подшипники, валик и внутреннюю поверхность корпуса насоса в промывочном растворе.
  5. Проверить состояние торцевой поверхности а, по которой работает уплотнительная шайба 16. Поверхность должна быть гладкой, без забоин или других каких-либо повреждений. При необходимости ее нужно зачистить специальной цековкой 1, центрируемой на валике 2 насоса. После этой операции следует тщательно промыть корпус насоса и продуть его сжатым воздухом.

Рис. Цековка торцевой поверхности бобышки корпуса центробежного насоса

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector