Двигатель Toyota 4A-FE
Двигатель Toyota 4A-FE
1.6-литровый двигатель Тойота 4A-FE производился японским концерном с 1987 по 2002 годы и устанавливался на ряд известных моделей компании типа Авенсис, Королла, Селика, Карина Е. Кроме обычной модификации этого мотора выпускалась особо экономичная версия Lean Burn.
Технические характеристики двигателя Toyota 4A-FE 1.6 литра
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 16 |
Точный объем | 1587 см³ |
Диаметр цилиндра | 81 мм |
Ход поршня | 77 мм |
Система питания | инжектор |
Мощность | 100 — 115 л.с. |
Крутящий момент | 135 — 150 Нм |
Степень сжатия | 9.5 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологические нормы | ЕВРО 2 |
Описание устройства мотора 4AFE 1.6 литра
Этот двигатель появился в 1987 году вместе с новым поколением модели Королла в кузове E90 и представляет из себя классический инжекторный 4-цилиндровый агрегат с чугунным блоком и 16-клапанной алюминиевой головкой с двумя распредвалами, что приводятся ремнем ГРМ. Гидрокомпенсаторы не предусмотрены, поэтому раз в 100 000 км клапана нужно регулировать.
Всего существует три поколения данного силового агрегата с внушительным списком отличий:
Первое поколение или как его еще называют 4A-FE Gen 1 производилось с 1987 по 1996 год и его очень легко можно отличить по большой надписи Toyota 16 VALVE EFI на клапанной крышке.
Второе поколение либо 4A-FE Gen 2 выпускалось с 1992 года и имело серую крышку клапанов. Основным отличием являлся переезд топливных форсунок из головки во впускной коллектор, также появилась более надежная система зажигания, MAP-сенсор, другие распредвалы и ШПГ.
Третье поколение ставилось только на модели для азиатского авторынка с 1997 по 2002 годы и отличалось более развитым впуском и выпуском, что позволило увеличить мощность на 5 л.с.
MANUAL
Руководство на русском языке для двигателей Тойота серии А вы найдете тут
FORUM
Регулировка зазоров клапанов.
С покупки машины заметил, что двигатель работает как дизель, причем должен он работать очень тихо, видел такие же моторы которые шелестели тише ветра, а сидя внутри не понятно когда двиг заведен, а когда нет.
У меня же было вот так:
Написал в пару СТО, там сказали цену за регулировку, за которую можно половину двига перебрать, не знаю откуда они такие цены берут, тем более на этих моторах все делается без снятия распредвалов даже, ну как говорится без лоха и жизнь плоха и лох не мамонт не вымрет, а я сажусь и два дня смотрю как это все делать, благо видео на ютубе очень много, и даже именно по 4A-FE.
По итогу нужны щупы для измерения зазоров и ключ поворачивать распредвал, две отвертки покрепче и пинцет чтобы вытаскивать шайбы, которыми и регулируется зазор, и микрометр, которого у меня не было, поэтому пользовался штангенциркулем.
Снял крышку клапанную, дальше нужно промерять зазоры, поворачиваем распредвал выпускной к себе, и когда кулачки распредвалов смотрят вверх, измеряем зазоры под этими кулачками, вообщем все есть на ютубе, лучше посмотрите сами.
Все измерил, было печально, в допуске было всего пару клапанов из 16, причем некоторые зажаты конкретно, почти без зазоров, вероятно никто их не регулировал очень давно, может даже никогда после того как машина попала в РБ, по крайней мере все шайбы оригинальные.
при измерении смотрите чтобы совали один щуп ибо щупы тонкие и могут наложится один на другой что у меня и произошло, когда заметил пришлось заново все мерять.
Дальше эпопея с выниманием шайб, не знаючи с первой шайбой провозился всю ночь, потом пошел домой, глянул еще пару видео на ютубе и опять в гараж, через 5 минут вынул первую шайбу.
Собственно как вынимать эти самые шайбы:
Вот видео которое смотрел я(
Далее микрометром или штангенциркулем меряем толщину шайбы и смотрим какую нам нужно поставить вместо имеющейся. У меня получилось впуск полностью сделать поменяв шайбы просто местами, с выпуском сложнее, ибо со временем посадочные клапанов подгорели, тем более что ездили долго с зажатым выпуском, поэтому шайбы все требовались меньше чем есть, а имеющиеся все были одинаковые 2.9 мм, то ли с завода так было то ли что, но собственно не поменяешь ничего, пришлось заказывать 7 шайб новых. Заказал шайбы Metelli, потому что оригинал ехал бы два месяца, коронавирус такой, да и стоит оригинальная шайба 10$.
Ставить шайбы проще чем доставать, нужно просто запихнуть шайбу пальцами таким образом:
Если не лезет, подтолкните отверткой в конце, когда шайба почти залезла. В результате когда приехали шайбы, на замену 7 штук ушло полчаса,
Какой итог мероприятия, двигатель стал работать намного тише, вибрации ушли, какое-то количество сил вернулось, по крайней мере даже на 3 передаче при газу в пол невольно улыбаешься благо машина не весит нихрена и этих сил ей вполне хватает, на первой шлифует только так даже если не в пол жать, на сцеплении вполне себе машина трогается, чего раньше даже представить не мог, короче говоря мотору стало жить попроще.
Видео вот, хотя не факт что тут будет видна разница, во время вышеописанных мероприятий в штанах появилась дырочка, откуда тарахтит, плюс с форсунками беда, но видно по крайней мере что мотор не трясется как бешеный(а раньше так было)
Ну и видео холостых, раньше ходили от 600 до 1100, теперь ровненько
Скорее всего обьяснение конченное по замене шайб, но если вдруг кому нужна помощь, расскажу подробнее. Всем добра)
Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах
Примечание: проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах проводится на холодном двигателе.
1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Отсоедините жгут проводки.
3. Отсоедините шланги системы вентиляции картера.
4. Отсоедините высоковольтные провода.
5. Снимите крышку головки блока цилиндров.
6. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в такте сжатия.
а) Поверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке и совместите канавку на шкиве с меткой «О» на крышке №1 ремня привода распределительного вала.
б) Убедитесь, что отверстие на шкиве привода распределительного вала совпало с меткой на крышке подшипника.
Если это условие не выполняется, то поверните коленчатый вал по часовой стрелке на 1 оборот (360°) и снова совместите канавку на шкиве с соответствующей меткой.
7. Проверьте тепловой зазор в клапанах, отмеченных на рисунке:
а) С помощью щупа измерьте зазор между толкателем клапана и затылком кулачка распределительного вала.
б) Запишите значения величины зазора, выходящего за указанные пределы. Эти значения будут использованы для подбора необходимой величины регулировочной шайбы.
- впускных — 0,15-0,25 мм
- выпускных — 0,25-0,35 мм
9. Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах:
- — В данных двигателях для регулировки теплового зазора в клапанах требуется демонтаж распределительных валов.
- — Поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то при демонтаже вала его следует удерживать в горизонтальном положении. в противном случае возможно повреждение посадочного места упорной шайбы распределительного вала в головке блока цилиндров, что может вызвать заедание или поломку распределительного вала. Аналогичные требования необходимо соблюдать и при установке распределительных валов.
- — Способы регулировки зазора впускных и выпускных клапанов несколько отличаются друг от друга.
9.1. Отрегулируйте тепловые зазоры во впускных клапанах.
9.1.1. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
а) Поверните шкив коленчатого вала таким образом, чтобы отверстие во вспомогательной шестерне (по которому вспомогательная шестерня устанавливается на ведущую шестерню распределительного вала) оказалось наверху, это позволяет кулачкам 1-го и 3-го цилиндров в одинаковой степени надавить на толкатели соответствующих клапанов.
б) Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.
в) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала к ведущей шестерне при помощи установочного болта.
Рекомендуемые размеры установочного болта: диаметр — 6 мм, шаг резьбы — 1,0 мм, длина — 16-20 мм.
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что усилие скручивания, передаваемое на вспомогательную шестерню от пружины, снимается вышеприведенной операцией.
г) Равномерно отпустите и снимите 8 болтов крышек подшипников распределительного вала за несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке. Затем снимите крышки подшипников и распределительный вал.
- — Если распределительный вал не снимается при выполнении указанных операций, вновь установите крышку подшипника №3 и затяните ее двумя болтами.
- — После чего последовательно отпустите и выверните болты, одновременно стараясь вытянуть распределительный вал за шестерню.
- Не пытайтесь снять распределительный вал прилагая большие усилия или с помощью дополнительных рычагов и приспособлений.
9.1.2. Удалите регулировочную шайбу с помощью небольшой отвертки.
9.1.3. Определите размер (толщину) регулировочной шайбы, обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями.
а) Микрометром измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
б) По формуле определите толщину новой регулировочной шайбы, которая обеспечит необходимый тепловой зазор в клапанах:
- N — толщина новой шайбы
- Т — толщина снятой (отработавшей) шайбы
- А — измеренный зазор в клапане
Примечание: регулировочные шайбы имеют 16 размеров (значений толщины) от 2,55 мм до 3,30 мм через 0,05 мм.
9.1.4. Установите новую регулировочную шайбу на толкатель клапана.
9.1.5. Установите распределительный вал впускных клапанов.
а) Проверните шкив коленчатого вала и установите распределительный вал выпускных клапанов в такое положение, чтобы его установочный штифт был выше обреза головки блока цилиндров.
б) Нанесите консистентную смазку на упорные поверхности распределительного вала.
в) Соедините шестерню распределительного вала впускных клапанов с шестерней распределительного вала выпускных клапанов, совместив установочные метки обеих шестерен.
Примечание: необходимо отличать установочные метки от меток ВМТ и не использовать последние в этом случае.
г) После этого заведите распределительный вал.в постели подшипников, сохраняя зацепление шестерен.
Примечание: такое положение распределительного вала позволяет кулачкам первого и третьего цилиндров равномерно нажать на толкатели соответствующих клапанов.
д) Установите на место четыре крышки подшипников распределительного вала.
е) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек подшипников распределительного вала.
- Момент затяжки — 13 Нм
з) Снимите установочный болт.
и) Установите крышку 1-го подшипника меткой («стрелка») вперед.
Примечание: если крышка 1-го подшипника не встает на место, то с помощью отвертки переместите распределительный вал назад.
к) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крышек подшипников распределительного вала.
- Момент затяжки — 13 Нм
9.2. Отрегулируйте тепловые зазоры в выпускных клапанах.
9.2.1. Снимите регулировочные шайбы.
а) Поверните коленчатый вал таким образом, чтобы выступ кулачка регулируемого клапана был ориентирован вверх.
б) Расположите выемку толкателя клапана по направлению к передней части автомобиля.
в) Используя приспособление (А), нажмите на толкатель и установите приспособление (В) между кулачковым валом и толкателем. После этого снимите приспособление (А).
- — Введите приспособление (В) под небольшим углом со стороны, обозначенной цифрой «9», как показано на рисунке. При этом выемка должна находиться в положении, показанном на рисунке.
- — Приспособление (В) не следует вводить слишком глубоко, чтобы не защемить регулировочную шайбу. Для предотвращения заклинивания вводите приспособление плавно со стороны распределительного вала впускных клапанов, как показано на рисунке.
- — Профиль кулачка затрудняет установку приспособления (В) под 3-м кулачком со стороны распределительного вала впускных клапанов. Для замены этой регулировочной шайбы приспособление (В) следует установить со стороны выпускных клапанов.
г) Удалите регулировочную шайбу небольшой отверткой и магнитным стержнем.
9.2.2. Определите размер (толщину) регулировочной шайбы, обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями.
а) Микрометром измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
б) По формуле определите толщину новой регулировочной шайбы, которая обеспечит необходимый тепловой зазор в клапанах:
- N — толщина новой шайбы.
- Т — толщина снятой (отработавшей) шайбы.
- А — измеренный зазор в данном клапане.
Примечание: регулировочные шайбы имеют 16 размеров (значений толщины) от 2,55 мм до 3,30 мм через 0,05 мм.
9.2.3. Установите новую регулировочную шайбу.
а) Установите шайбу на толкатель клапана.
б) Приспособлением (А) нажмите на толкатель и удалите приспособление (В).
Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
Операции по регулировкам клапанов двигателя Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
Двигатели Toyota 4A-FE автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Тойота Корона (АЕ92, АЕ95, АТ171 и AT180)
— Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания, удерживая их только за резиновые наконечники. Неправильное обращение с проводами может привести к внутренним разрывам проводов.
— Снимите защитный кожух электропроводки двигателя и отсоедините электропроводку от крышки головки блока цилиндров.
— Отсоедините шланги системы принудительной вентиляции картера от клапана вентиляции картера.
— Отверните 3 колпачковые гайки, снимите резиновые втулки и крышку головки блока цилиндров вместе с прокладкой.
Двигатели Toyota 4A-FE (AE101, AT190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Тойота Корона, Кариб, Спринтер
— Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания, удерживая их только за резиновые наконечники. Неправильное обращение с проводами может привести к внутренним разрывам проводов.
— Отсоедините разъем генератора, провод генератора, разъем датчика аварийного давления масла, два хомута электропроводки.
— Отвернув два болта, снимите защитный кожух электропроводки двигателя и отсоедините электропроводку от крышки головки блока цилиндров.
— Отсоедините 2 шланга системы принудительной вентиляции картера от крышки головки блока цилиндров.
— Отверните 4 колпачковые гайки и снимите уплотнительные шайбы, крышку и прокладку крышки.
Двигатели Toyota 4A-FE автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Тойота Корона (AE92, AE95, AT171 и AT180)
Убедитесь, что толкатели клапанов 1-го цилиндра свободны, а толкатели клапанов 4-го цилиндра — зажаты.
Если это условие не выполняется, то поверните коленчатый вал по часовой стрелке на 1 оборот (3600) и снова совместите канавку на шкиве с соответствующей меткой.
Двигатели 4А-FE (AE101 и AT190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Карина Е, Тойота Королла, Тойота Корона, Кариб, Спринтер
Убедитесь, что отверстие на шкиве привода распределительного вала совпало с меткой на крышке подшипника.
— С помощью щупа измерьте зазор между толкателем клапана и затылком кулачка распредвала.
— запишите значения величины зазора, выходящего за пределы, указанные в технических условиях; эти значения будут использованы для подбора регулировочной шайбы необходимой величины.
Номинальный тепловой зазор в клапанах (на холодном двигателе).
двс 4А-FE, 5A-FE и 7A-FE — 0,15-0,25 мм
двс 4A-FE (AE101 и AT190) — 0,20-0,30мм
5A-FE и 7A-FE — 0,25- 0,35 мм
двс 4A-FE (АЕ92. АЕ95, АТ171 и АТ180) — 0,20-0,30мм
Поверните коленчатый вал на 1 оборот (3600) и снова совместите канавку на шкиве с соответствующей меткой и проверьте зазоры в клапанах.
двс 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и AT180)
Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах.
Замените регулировочную шайбу:
— Поверните коленчатый вал таким образом, чтобы выступ кулачка клапана, в котором регулируется зазор, был ориентирован вверх и не касался толкателя.
— С помощью подходящего приспособления нажмите на толкатель клапана и разместите приспособление между распределительным валом и толкателем клапана; после чего удалите приспособление.
— Удалите регулировочную шайбу с помощью небольшой отвертки и магнита.
— Определите размер (толщину) регулировочной шайбы, обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями и подберите регулировочную шайбу.
— Установите новую регулировочную шайбу, положите шайбу на толкатель клапана, приспособлением нажмите на толкатель и уберите приспособление
— Заново проверьте зазор.
Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina
Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах
— В данных двигателях для регулировки теплового зазора в клапанах требуется демонтаж распределительных валов.
— Поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то при демонтаже вала его следует удерживать в горизонтальном положении, в противном случае возможно повреждение посадочного места упорной шайбы распределительного вала в головке блока цилиндров, что может вызвать заедание или поломку распределительного вала.
Аналогичные требования необходимо соблюдать и при установке распределительных валов.
— Способы регулировки зазора впускных и выпускных клапанов несколько отличаются друг от друга.
Отрегулируйте тепловые зазоры во впускных клапанах. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
— Поверните шкив коленвала двигателя двс Тойота 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE таким образом, чтобы отверстие во вспомогательной шестерне (по которому вспомогательная шестерня устанавливается на ведущую шестерню распределительного вала) оказалось наверху; это позволяет кулачкам 1-го и 3-го цилиндров в одинаковой степени надавить на толкатели соответствующих клапанов.
— Отверните 2 болта и снимите крышку 1-го подшипника распределительного вала.
— Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала к ведущей шестерне при помощи установочного болта.
— Равномерно отпустите и снимите 8 болтов крышек подшипников распределительного вала за несколько проходов; затем снимите крышки подшипников и распределительный вал. Удалите регулировочную шайбу с помощью небольшой отвёртки. Определите размер (толщину) регулировочной шайбы, обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями.
— Микрометром измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
— Определите толщину новой регулировочной шайбы, которая обеспечит необходимый тепловой зазор в клапанах. Подберите регулировочную шайбу, толщина которой наиболее близко подходит к значению. Регулировочные шайбы имеют 16 размеров (значений толщины) от 2,55 мм до 3,30 мм через 0,05 мм.
Установите новую регулировочную шайбу на толкатель клапана. Установите распредвал впускных клапанов двигателя двс Тойота 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE.
— Проверните шкив коленчатого вала и установите распределительный вал выпускных клапанов в такое положение, чтобы его установочный штифт был выше обреза головки блока цилиндров.
— Нанесите консистентную смазку не упорные поверхности распределительного вала.
— Соедините шестерню распределительного вала впускных клапанов с шестерней распределительного вала выпускных клапанов, совместив
установочные метки обеих шестерен. Необходимо отличать установочные метки от меток ВМТ и не использовать последние в этом случае.
— После этого заведите распределительный вал в постели подшипников, сохраняя зацепление шестерен. Такое положение распределительного вала позволяет кулачкам первого и третьего цилиндров равномерно нажать на толкатели соответствующих клапанов.
— Установите на место четыре крышки подшипников распределительного вала.
— Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышек подшипников распределительного вала.
— Установите и равномерно затяните 8 болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в указанной последовательности.
— Снимите установочный болт.
— Установите крышку 1-го подшипника меткой («стрелка») вперед. Если крышка 1-го подшипника не встает на место, то с помощью отвертки переместите распределительный вал назад.
— Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крышек подшипников распределительного вала.
— Установите и равномерно затяните 2 болта крышки переднего подшипника за несколько проходов. Момент затяжки 13 Нм.
Проверьте зазоры в клапанах двигателя Тойота 4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE. Отрегулируйте тепловые зазоры в выпускных клапанах. Снимите регулировочные шайбы.
— Поверните коленчатый вал таким образом, чтобы выступ кулачка регулируемого клапана был ориентирован вверх.
— Расположите выемку толкателя клапана по направлению к передней части автомобиля.
— Используя приспособление нажмите на толкатель и установите приспособление между кулачковым валом и толкателем. После этого снимите приспособление.
— Удалите регулировочную шайбу небольшой отверткой и магнитным стержнем.
Определите размер (толщину) регулировочной шайбы, обеспечивающий зазор в соответствии с техническими условиями.
— Микрометром измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.
По формуле определите толщину новой регулировочной шайбы, которая обеспечит необходимый тепловой зазор в клапанах:
— Подберите регулировочную шайбу, толщина которой наиболее близко подходит к вычисленному значению.
— Установите новую регулировочную шайбу.
— Установите шайбу на толкатель клапана.
— Приспособлением нажмите на толкатель и удалите приспособление.
Проверьте тепловой зазор в клапанах.
Двигатели Тойота 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и AT180) автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E
— Удалите старый герметик.
— Нанесите слой свежего герметика в местах.
— Установите крышку головки блока цилиндров вместе с прокладкой. Установите резиновые втулки и затяните 3 колпачковые гайки. Момент затяжки гаек 7,8 Нм.
— Подсоедините шланги системы принудительной вентиляции картера к клапану вентиляции картера.
— Установите и подсоедините электропроводку двигателя и ее защитный кожух.
— Подсоедините высоковольтные провода к свечам зажигания.
Двигатели Тойота 4A-FE (AE101, AT190), 5A-FE и 7A-FE автомобилей Toyota Corolla, Corona, Toyota Carina E, Toyota Sprinter, Caldina
— Удалите старый герметик.
— Нанесите слой свежего герметика в местах.
— Установите прокладку под крышку головки блока цилиндров.
— Установите крышку головки блока, закрепив ее 4-мя гайками, установленными на уплотняющие шайбы Момент затяжки гаек 5,9 Нм.
— Подсоедините 2 шланга системы принудительной вентиляции картера к крышке клапанного механизма.
— Установите электропроводку двигателя и ее защитный кожух, закрепив их двумя болтами.
— Подсоедините следующие провода и зажимы: разъем генератора, провод генератора, разъем датчика аварийного давления масла, два хомута.