Как установить обратный клапан в топливную систему
Как установить обратный клапан в топливную систему
Давайте выясним, где находится клапан топливной системы различных автомобилей.
На дизельных силовых установках механическая конструкция прячется между ТНВД и насосом низкого давления. Такое расположение продукта позволяет создавать стабильное давление на выходе в НВД (насос высокого давления).
Система хорошо себя зарекомендовала:
В дизельных установках, где предусмотрена система подогрева перед запуском, топливный обратный клапан стоит перед системой подогрева. Характерным примером могут служить те же КамАЗы или Магирусы, работающие в районах Крайнего Севера.
На отечественных легковых автомобилях, таких как ВАЗ 2110 и 2114 с шестнадцатью клапанами, механическая конструкция стоит в бензиновом насосе и на топливной раме. Это аналог монтажа дизеля.
Сегодня на наших дорогах ещё бегают старенькие карбюраторные авто с задним приводом: восьмёрки и девятки (ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109). На них, роль обратного устройства, отведена непосредственно бензиновому насосу.
Он стоит на блоке цилиндров и препятствует прохождению горючего в обратном направлении: в топливный бак.
Система подачи топлива автомобильных бензиновых и дизельных силовых агрегатов – это сложное в техническом плане устройство, которое без знания не стоит приближаться. А тем более, пытаться самостоятельно провести техническое лечение.
Важную роль в регулярной подаче топлива играет обратный клапан. Давайте сфокусируем своё внимание на его устройстве, установке в автомобиле. Рассмотрим неполадки и характерные признаки неисправности. А также определимся со способами его проверки.
Диагностика и устранение неисправностей в работе обратного клапана
Итак, вы имеете подозрение, что работоспособность автомобиля снизилась вследствие неисправности обратного клапана топливной системы, и присутствуют некоторые признаки его неисправности. Для того чтобы выяснить, так ли это, используется несколько методов.
Чаще всего проверяют уровень давления. Адекватный уровень давления должен составлять около 3 кг/см2 (для легковых автомобилей). Вместе с этим уровень давления не должен резко снижаться при остановке двигателя. В противном случае это тоже будет признаком неисправности обратного клапана.
Как упоминалось выше, иногда используют сжатие шлангов. Но этот метод не всегда подходит, поскольку сжать можно только резиновый эластичный шланг.
Обязательно устанавливайте причину, по которой топливная система наполняется воздухом. При правильном ее функционировании жидкость в небольшом количестве должна оставаться в камере в ожидании следующего запуска двигателя. Если клапан отсутствует или изношен, то вместо этой жидкости появляется воздух. Запустить двигатель в таких условиях будет несоизмеримо трудно.
Итак, в результате измерений давления вставленным в рампу манометром, вы сделали вывод, что после остановки двигателя оно начинало сильно падать. В этом случае либо присутствует дефект топливной магистрали, либо неисправен сам клапан. Если на выходе из топливного насоса результат отличается, значит, неисправен клапан.
Чтобы устранить неисправность, выберите в магазине запчастей качественный обратный клапан, который подходит по размерам сечения. Если подобрать клапан с неправильными размерами сечения, то он может начать «проскакивать». Перед покупкой проверьте работоспособность клапана на месте, если есть возможность. Обратный клапан необходимо врезать в линию в любом подходящем месте.
Например, это можно сделать между топливным насосом и фильтром. После этого проверьте работоспособность на своем автомобиле, заехав под углом в горку. Если автомобиль не подает признаки снижения мощности, то клапан подошел.
Иногда в замене клапана нет нужды, а нужно менять сам топливный насос. Однако эта процедура стоит гораздо дороже. Альтернативным вариантом является установка дополнительного клапана. При выборе клапана учитывайте, что модели для российских автомобилей часто отличаются по сечению от иномарок.
Есть также народный способ устранения неисправности, но он подходит только, если клапан был засорен. Необходимо пару раз ударить по клапану молотком. Силу удара нужно рассчитать так, чтобы избежать механических повреждений. При таком воздействии инородные тела, попавшие в клапан, могут быть измельчены или вообще вылететь из клапана. Но чаще всего гораздо проще заменить клапан на новый.
Справка
Многим известно, что клапан топливной системы агрегирует:
В устройстве механической конструкции нет ничего сложного. Это устройство шарикового типа с седлом, которое изготавливают из мягкого металла, с максимально точной балансировкой. Горючее беспрепятственно проходит через топливный клапан в одном направлении. Давление, которое создается, препятствует поступлению бензина или солярки обратно в топливный бак, так как неразборная конструкция запирается.
При всей свей простоте, устройство может причинить немало хлопот новичку и опытному водителю. Поэтому, необходимо знать его возможные капризы и способы ликвидации поломок. Но прежде всего, понимать, где устанавливается механическая конструкция.
«Не следует путать понятие обратного клапана топливной системы с редукционным устройством».
Расположение
Устанавливаться ОК может в разных местах: в корпусе топливного насоса, на рампе или просто между баком и форсунками. Точное местоположение зависит от конкретной модели авто.
К примеру, на большинстве дизельных машин ОК ставится между подкачивающим устройством низкого давления и ТНВД. Здесь он отвечает помимо своих основных функций за стабильность давления на входе ТНВД. Примеры: КАМАЗ, Татра, грузовики Ман и т.д.
Статья в тему: Ниссан Ноут 1.4, 1.6 расход топлива на 100 км
Где находится обратный клапан топливной системы
А вот в КамАЗах, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях, в системах грузовиков Магирус, обратный клапан установлен перед системой подогрева.
На Вазах с инжекторами, оснащёнными 16-клапанными моторами, ОК устанавливается либо в топливном насосе, либо на рампе. А вот в карбюраторных Ваз старого типа, на «классике» — его нет. Зато функция предусмотрена. Роль ОК играет сам топливный насос, установленный на БЦ.
Заботливые владельцы старых машин, в том числе Мазды 323 и Опеля Кадет сами модернизируют топливные системы, устанавливая обратные клапаны ближе к карбюратору или инжектору. Тем самым, облегчается пуск двигателя, ведь горючее больше не сливается обратно в бак, даже при самых низких температурах или разгерметизации каких-либо соединений.
Каким способом можно проверить обратный клапан
Выяснить в каком состоянии находится топливный клапан, можно следующим образом.
Выяснить, как работает устройство, можно пережав «обратные» шланги для топлива. Если неразборная механическая конструкция в порядке давление должно вырасти.
Этот способ только для автомобилей, в которых установлены резиновые шланги.
Самостоятельную диагностику можно провести без использования манометра. Это касается проблемы нестабильной работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания) и плохо набирающего обороты. Пережав резиновый шланг перемещающий топливо в обратном направлении необходимо обратить внимание на работу двигателя. Если обороты повышаются, а цилиндры мотора работают в плановом режиме, значит обратный клапан неисправный.
Неисправность обратного клапана топливной системы
Признаки неисправности
Существует несколько характерных признаков, которые могут свидетельствовать о неисправности обратного клапана:
- Мотор работает неустойчиво и прерывисто при минимальных оборотах.
- Мотор запускается только после длительного вращения стартера с одновременным нажатием педали газа.
- Бензин протекает из топливных шлангов и продолжает протекать после их замены и подтягивания хомутов.
- Обороты резко меняются на холостом ходу.
Из-за того, что конструкция обратного клапана полностью механическая, его диагностика с помощью специальных приборов невозможна. Разобрать обратный клапан и отремонтировать его не получится, так как вся его конструкция довольно дешевая, и отсутствуют отдельные запчасти в продаже.
Вы можете узнать о работоспособности клапана, измерив давление в топливной системе манометром. Манометр для этого подсоединяете к отделу, обеспечивающему питание двигателя. Быстрое снижение давления при остановке двигателя будет свидетельствовать о неисправности клапана.
Другой способ проверки клапана на работоспособность заключается в отслеживании уровня давления при пережатии обратного шланга. Давление должно повышаться, но такой способ подойдет не для всех автомобилей, поскольку в некоторых из них эти шланги сделаны из металла.
Если двигатель работает сбивчиво, то пережмите обратный шланг и вновь понаблюдайте за работой двигателя. Если необходимая мощность в этот момент набирается, а цилиндры функционируют — смело можете менять клапан.
Основные неисправности
Основной неисправностью обратного клапана является выход из строя вследствие долгого использования. Любая деталь автомобиля имеет свой срок годности, после истечения которого даже при должном обращении уже не будет функционировать как прежде.
Другими частыми неисправностями клапана являются механические повреждения или закупорка, которая происходит, например, из-за использования некачественного топлива. Чаще всего изнашивается пружина и мембрана.
Причины неисправностей
Почему клапан выходит из строя? Последнее время рынок автозапчастей наводнили китайские дешевые запчасти. Довольно часто такие запчасти выходят из строя из-за заводского брака. Обратный клапан не является исключением.
Как упоминалось выше, причиной износа часто становится время и некачественное топливо. Если бензин или дизельное топливо смешать с водой, то такая смесь будет губительной для многих агрегатов топливной системы.
Засорение клапана в результате использования некачественного топлива тоже может быть существенной причиной. Засорение вообще приводит к снижению или прекращению работоспособности многих агрегатов автомобиля (например, воздушных фильтров).
После смешивания топлива с водой и попадания такого топлива в систему, влага может попасть в регулятор. Нередко и вместе с грязью, если неисправен фильтр.
Это интересно: Правила получения водительского удостоверения в 2018 году
По какому пути пойти
Существуют два варианта ликвидации проблемы. Отдать автомобиль на СТО и ждать выполнения ремонта. При этом необходимо выложить определенную сумму денег, жалко.
Обладая знаниями и разбираясь в устройстве автомобиля ремонт можно провести самостоятельно. Экономия денег на лицо. Однако есть вероятность наступить на подводный камень. Не справиться с проблемой.
Тогда придётся выложить дополнительные деньги на ремонт в специализированном центре, как вам такая перспектива. В любом случае решение принимать вам.
Специалисты рекомендуют не изобретать велосипед, а отдать авто профессионалам, которые выполнят замену быстро, с гарантией качества.
Определитесь, что для вас важнее: экономия или стабильная работа силового агрегата, удачи всем!
Неполадки обратного клапана
По какой причине клапан топливной системы выходит из строя. Давайте разбираться вместе. Сегодня известны три явные причины отказа в работе.
- Установка некачественного китайского товара, который быстро выходит из строя. В основном, это подделки под определённый бренд.
- Вторая причина – это естественный износ продукта. В этом случае из строя выходит или пружина, или мембрана. Заметим, что сам клапан крайне редко выходит из строя.
- Ещё одна беда для неразборной механической конструкции – это некачественное топливо.
Определившись с возможными неполадками, давайте перейдём к признакам, указывающим на проблему.
Предназначение
Предназначение вакуумного клапана заключается в передаче лишнего бензина в топливный бак через специальный шланг. Также он имеет название регулятора давления топлива и представляет собой конструкцию, состоящую из пружины, мембраны и самого клапана. Корпус имеет три выхода: один — для впускного коллектора, остальные — для выведения бензина.
Открытие клапана происходит за счет перемещения пружины, которое возникает в результате разряжения при увеличении оборотов мотора. В это время излишки топлива выводятся в бензобак. Помимо стандартного расположения на топливной рампе клапан может находиться самом шланге обратной подачи.
Обратный клапан топливной системы дизель установка
Дизель-генератор 18-9ДГ. Топливная система
Топливная система служит для подачи очищенного и подогретого в зимнее время топлива к топливным насосам высокого давления, на различных режимах работы дизеля. Состоит из топливоподкачивающего агрегата, топливоподогревателя, фильтров грубой (устанавливаются на тепловозе) и тонкой очистки, насоса топливоподкачивающего, шестнадцати индивидуальных топливных насосов, шестнадцати форсунок и редукционного клапана, обеспечивающего необходимое давление топлива. Топливо от топливных насосов поступает к форсункам по топливопроводам высокого давления, а слив топлива производится по топливопроводу низкого давления.
Каждый цилиндр дизеля имеет свою, независимую от других, топливную аппаратуру, состоящую из форсунки, топливного насоса и топливопровода высокого давления.
При работе дизеля топливо из расходного бака по топливопроводу через фильтр грубой очистки топлива и обратный клапан топливоподкачивающим насосом подается по топливопроводу через фильтры тонкой очистки топлива к насосам высокого давления, которыми нагнетается по топливопроводам высокого давления в форсунки и впрыскивается ими в цилиндры дизеля (рис. 36).
Для поддержания заданного давления в топливной системе установлен редукционный клапан. Предохранительные клапаны предназначены для ограничения давления в топливной системе дизеля не более 0,6 ÷ 0,8 МПа (6 ÷ 8 кгс/см2) и защиты уплотнений системы от избыточного давления топлива. Вентиль предназначен для выпуска воздуха из топливной системы дизеля перед пуском.
Топливо, просочившееся из полости высокого давления форсунок, отводится в расходный бак по топливопроводу, сюда же отводится топливо с подшипников топливоподкачивающего насоса. Избыточное топливо от насосов через редукционный клапан отводится по топливопроводу в расходный бак.
Топливопровод необходим для отвода возможных протечек топлива и масла с манжетного уплотнения топливоподкачивающего насоса.
Рис. 36. Схема топливной системы.
Для осуществления автоматизированного контроля давления топлива в системе и перепада давления на фильтрах тонкой очистки имеются штуцеры для подключения датчиков перепада давления топлива, электронной системы управления тепловозом. Для контроля степени загрязнения фильтров, тонкой очистки топлива на топливопроводе предусмотрены штуцеры для подключения манометров. Топливоподкачивающий агрегат предназначен для заполнения топливом и опрессовки топливной системы дизеля через фильтр грубой очистки топлива, топливопровод и обратный клапан. Штуцер обеспечивают соединение топливной системы дизеля с топливной системой тепловоза. Штуцер предназначен для установки датчика термосопротивления электронной системы управления тепловозом.
Дизель-генератор 18-9ДГ. Насос топливный
Предназначен для подачи топлива в форсунку и устанавливается на лотке. Плунжер насоса перемещается толкателем от кулака распределительного вала. Топливный насос состоит из корпуса, в котором установлены втулка с плунжером и корпус нагнетательного клапана. Втулка плунжера и корпус клапана закреплены в корпусе насоса штуцером. Втулка плунжера зафиксирована в определенном положении винтом. Пропуск топлива между корпусом клапана и втулкой плунжера, а также между корпусом клапана и штуцером, исключается чистотой и точностью обработки сопряженных поверхностей, а по зазору между корпусом насоса и штуцером установкой резинового кольца (рис. 37, рис. 38).
Положение штуцера фиксируется с помощью фланца путем затяжки шпилек. Во втулке плунжера имеются два отверстия — для подвода и для отсечки топлива. На головке плунжера расположены верхние и нижние отсечные кромки, обеспечивающие регулировку количества подаваемого топлива в цилиндры при повороте плунжера.
Рис. 38. Зубчатая рейка ТНВД.
Спиральные отсечные кромки на плунжере расположены таким образом, что при движении рейки в корпус насоса подача топлива уменьшается, а при выдвижении — увеличивается. На цилиндрической поверхности плунжера имеются две кольцевые канавки. Широкая канавка, при любом рабочем положении плунжера по высоте соединена через наклонное отверстие во втулке с полостью всасывания насоса, что исключает протечку топлива вдоль плунжера в масляную систему. На втулку плунжера установлен зубчатый венец, в пазы которого с незначительным зазором
входит ведущий поводок плунжера. В зацеплении с зубчатым венцом находится рейка, установленная в корпусе насоса, посредством которой механизм управления топливными насосами поворачивает плунжер. Рейка с одной стороны закрыта крышкой, а с другой — фланцем с резиновым гофрированным колпаком.
Зубчатый венец удерживается на втулке плунжера верхней тарелкой, прижатой к корпусу насоса пружиной. Вторым торцом пружина опирается на нижнюю тарелку, установленную на плунжер и опирающуюся в корпус толкателя.
Установка размера L производится при регулировании насоса по подаче на стенде изменением положения рейки и прокладок под болтом. В нижней части корпуса насоса размещен толкатель, состоящий из корпуса, оси, втулки, ролика, фиксатора и пружины.
Фиксатор удерживает ось от углового и осевого перемещения. Толкатель от выпадения при транспортировке и монтаже насоса удерживает стопорный винт. В лотке корпус насоса уплотняется резиновыми кольцами.
Прокладками регулируется равномерность угла опережения подачи топлива по цилиндрам. Для обеспечения одинаковых углов начала подачи топлива до ВМТ по всем цилиндрам дизеля необходимо, чтобы зазор между плунжером и корпусом нагнетательного клапана при верхнем крайнем положении плунжера был одинаковым у всех насосов. Указанный зазор, а следовательно, и угол начала подачи топлива устанавливается набором регулировочных стальных прокладок между опорными поверхностями фланца корпуса насоса и лотком. Определение необходимой толщины регулировочных прокладок производится на стенде предприятия-изготовителя, и этот размер набора прокладок в мм маркируется на поверхности корпуса насоса. Трущиеся поверхности корпуса толкателя, ролика и втулки смазываются маслом, поступающим из канала лотка в отверстие. Из насоса масло сливается в лоток по двум отверстиям.
Дизель-генератор 18-9ДГ. Форсунка
Предназначена для впрыскивания топлива в камеру сгорания цилиндра. Закрытого типа установлена в крышке цилиндра и уплотняется конусной поверхностью на колпаке и резиновым кольцом (рис. 39). К нижнему торцу корпуса крепится колпаком корпус распылителя и сопловой наконечник распылителя, торцовые поверхности которых уплотняются за счет чистоты и точности обработки. Для обеспечения одинаковой затяжки колпаков на каждом колпаке нанесены риски, равномерно расположенные по окружности. На сферической поверхности соплового наконечника распылителя равномерно по окружности расположены распыливающие отверстия. Плоскость расположения распыливающих отверстий наклонена к оси соплового наконечника распылителя. В корпусе распылителя размещена игла, разобщающая внутренние полости форсунки от камеры сгорания. Корпус распылителя и игла представляют собой комплект деталей, точно пригнанных друг к другу. Уплотнение конуса иглы с корпусом осуществляется узким пояском, расположенным у основания запорных конусов иглы и корпуса распылителя.
Игла распылителя прижимается к корпусу распылителя пружиной через штангу. Сжатие пружины осуществляется поворотом регулировочного винта, положение которого фиксируется гайкой. Сверху на регулировочный винт навертывается штуцер, к которому присоединяется трубка, отводящая топливо, которое может просочиться через зазор между иглой и корпусом распылителя.
Рис. 39. Форсунка.
Топливо подводится в форсунку через щелевой фильтр, состоящий из корпуса и стержня. Топливо, проходя через продольные пазы стержня, кольцевой зазор между корпусом и стержнем, поступает в канал корпуса форсунки.
Дизель-генератор 18-9ДГ. Насос топливоподкачивающий
Предназначен для забора топлива из расходного бака и подачи его к топливным насосам, шестеренного типа установлен на приводе насосов, приводится во вращение через промежуточный шлицевой валик. Ведущий вал и цапфы ведомой шестерни вращаются в бронзографитовых втулках, установленных в крышке и кронштейне (рис. 40, рис. 41).
Ведущий вал имеет выносной шариковый подшипник, установленный в кронштейне по скользящей посадке и зафиксированный от проворота фланцем. Ведущая шестерня установлена на валу на шпонке. Вал уплотнен в кронштейне тремя манжетами, развернутыми в разные стороны и обеспечивающими уплотнение от просачивания топлива и масла: двумя — со стороны насосной части и одной — со стороны привода. Между манжетами установлено проставочное кольцо, а стопорные кольца предохраняют манжеты от перемещения.
Кольцо служит опорой при выпрессовке манжет. Полость между манжетами заполняется смазкой солидолом. В кронштейне имеется радиальное отверстие, предназначенное для сообщения пространства между манжетами с атмосферой и контроля их состояния, а также в полости установлен штуцер для отвода утечек топлива и масла с уплотнений. Ведущий вал для повышения износостойкости под кромками манжет имеет керамическое покрытие. Стыки между корпусом, крышкой и кронштейном уплотняются бумажными прокладками, смазанными при сборке герметиком.
Рис. 40. Насос топливоподкачивающий.
Рис. 41. Насос топливоподкачивающий.
Корпус зафиксирован от перемещения двумя цилиндрическими штифтами. Топливо, просочившееся через зазоры между втулками и валами шестерен, отводится в топливную систему через штуцер. Смазка бронзографитовых втулок и манжет со стороны насоса обеспечивается топливом. Манжета со стороны привода
смазывается маслом. Выносной шарикоподшипник, шлицевой валик и шлицы ступицы привода насосов смазываются маслом, подводимым через штуцер из масляной магистрали дизеля.
Дизель-генератор 18-9ДГ. Топливопроводы высокого давления
Предназначены для подвода топлива от топливных насосов к форсункам, установленные на ряду «А» цилиндров, крепятся к крышкам цилиндров планками с крышками, под которыми установлены резиновые уплотнения, установленные на ряду «В» дизеля, изогнуты по кольцу и прикреплены прижимами, между которыми установлены резиновые уплотнения (рис. 42).
Рис. 42. Топливопроводы высокого давления.
Дизель-генератор 18-9ДГ. Клапан редукционный
Поддерживает определенное давление при циркуляции топлива в топливной системе. В направляющей установлен клапан, прижатый к седлу пружиной. Стык направляющей и корпуса уплотняется прокладкой. Клапан открывается при давлении 0,10 ÷ 0,13 МПа (1,0 ÷ 1,3 кгс/см2). Давление открытия клапана регулируется установкой прокладки между пружиной и клапаном, прокладка толщиной 1 мм увеличивает давление открытия на 0,01 МПа (0,1 кгс/ см2) (рис. 43).
Дизель-генератор 18-9ДГ. Клапан предохранительный
Устанавливается в топливопроводе низкого давления, состоит из корпуса, шарика, направляющей, штуцера, пружины, прокладки и регулировочных прокладок. Клапан открывается при давлении в полости 0,6 ÷ 0,8 МПа (6 ÷ 8 кгс/см2), при этом шарик, установленный в направляющей, преодолевает усилие пружины, постепенно открывает проход топлива из полости в полость и далее в трубопровод на всасывание топливоподкачивающего насоса. Давление открытия регулируется набором прокладок. Прокладка толщиной 1мм изменяет давление открытия клапана на 0,05 Мпа (0,5 кгс/см2) (рис. 43).
Рис. 43. Редукционный и предохранительный клапаны.
Дизель-генератор 18-9ДГ. Фильтр грубой очистки топлива
Предназначен для очистки топлива, состоит из корпуса, в котором размещен набор фильтрующих элементов, собранных в пакет на стержне (рис. 44).
Рис. 44. Фильтр грубой очистки топлива.
Стержень ввернут в крышку. Пакет фильтрующих элементов крепится на стержне гайкой с шайбой, которая предохраняет фильтрующие элементы от повреждения во время затяжки гайки. После затяжки гайка стопорится шплинтом. Снизу в корпусе имеется резьбовая пробка для слива отстоя. Топливо поступает в фильтр через отверстие в нижнем фланце и далее через сетки фильтрующих элементов внутрь пакета. Очищенное топливо по стержню перетекает в канал крышки и через отверстие в верхнем фланце выходит из фильтра. Все частицы размером более микрон задерживаются сетками, оседая на их поверхностях, а также осаждаются в нижней части корпуса фильтра и периодически удаляются через отверстие, закрытое пробкой.
Дизель-генератор 18-9ДГ. Фильтр тонкой очистки топлива
Предназначен для тонкой очистки топлива, применяемого на дизеле, от механических примесей размером более пяти микрон, двухсекционный с параллельной работой секций. В фильтре устанавливаются фильтрующие элементы, изготовленные из нетканого материала, по два в корпусах уплотняются кольцами из масло-бензостойкой резины, поджимаемыми пружиной, опирающейся на тарелку. Корпусы с крышкой соединяются стяжными болтами и уплотняются сверху кольцами, а снизу кольцами.
Рис. 45. Фильтр тонкой очистки топлива.
Снизу в крышке имеются резьбовые втулки для ввертывания стяжных болтов. На крышке сверху имеются штуцеры для подвода и отвода топлива и вентили продувочные для выпуска скопившегося воздуха. В нижнюю часть стяжного болта установлены шарик и ниппель с накидной гайкой для уплотнения сливного отверстия болта в рабочем положении фильтра. В рабочем положении фильтра
полости корпусов, проходит через фильтрующие элементы, очищается, а затем по центральным отверстиям стяжных болтов, каналу и далее по штуцеру поступает в топливопровод к дизелю.
Замена фильтрующих элементов производится при достижении перепада давления на фильтре 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) (рис. 45).
Как прокачать топливную систему двигателя на экскаваторах Komatsu
Экскаваторы Komatsu, как и спецтехника других производителей, традиционно комплектуются дизельными двигателями. Они тяжелее, габаритней и дороже бензиновых аналогов, но крутящий момент дизельных двигателей на низких оборотах выше, а ресурс, как правило – больше. Для спецтехники, которая должна работать в сложных условиях, этих двух причин вполне достаточно, чтобы сделать выбор в пользу дизелей.
Особенности топливной системы дизельных двигателей
Оба типа двигателей – бензиновый и дизельный – это двигатели внутреннего сгорания и в глобальном плане их конструкции схожи. Главное отличие – способ формирования и воспламенения воздушно-топливной смеси. В дизельных двигателях в камеру сгорания сначала подается воздух. Он сжимается, как следствие – нагревается до 700-800 °С, а затем в рабочую полость цилиндра под давлением впрыскивается топливо и мгновенно самовоспламеняется. Дизельным двигателям не нужны свечи зажигания. Их комплектуют свечами накаливания для быстрого подогрева воздуха в камерах сгорания до того момента, когда прогреется мотор.
Задача топливной системы – своевременно подавать в цилиндры отмеренный объем топлива под определенным давлением. В ней можно выделить два контура: низкого и высокого давления. Контур низкого давления закольцован: топливный бак – топливный насос низкого давления – фильтр – топливный насос высокого давления (ТНВД) – обратный клапан – топливный бак. По нему солярка циркулирует постоянно. Ее часть подается ТНВД под высоким давлением на форсунки и затем в цилиндры.
Для прокачки топливной системы дизельного двигателя экскаватора особого внимания заслуживают несколько деталей и узлов:
- ТНВД – один из основных узлов топливной системы. Технику Komatsu комплектуют рядными, распределительными и магистральными моделями топливных насосов высокого давления.
- Топливные фильтры с отстойниками обеспечивают очистку топлива от загрязнений и влаги. Они защищают от износа и повреждений ТНВД и форсунки.
- Топливные насосы низкого давления (ТННД) имеют несколько разных названий: подающие, питательные или подкачивающие. Их задача – подача топлива из бака через фильтры в ТНВД. Как правило, эти насосы устанавливают на корпус ТНВД. Они могут быть механическими или электрическими. Механические управляются вручную, а электрические подключены к общей электросистеме машин.
Когда возникает необходимость в прокачке топливной системы дизельного двигателя экскаваторов Komatsu
Такая необходимость чаще всего возникает в двух случаях:
- Была проведена замена топливных фильтров. Эту процедуру выполняют через каждые 250 или 500 моточасов. Возможна ситуация, когда топливные фильтры замерзают. Обычно это случается поздней осенью, когда приходит пора переходить на зимнее топливо. В этом случае ресурс фильтров не имеет значения – их необходимо менять.
- Нарушена герметичность топливной системы. Например, в результате повреждения или ослабления затяжки топливопроводов.
В обоих случаях в топливную систему попадает воздух. Если он есть в контуре низкого давления, то создать необходимое давление для впрыска топлива в цилиндры ТНВД не сможет, а значит, обороты двигателя будут плавать, он заглохнет или не заведется вовсе. Кроме того, современные топливные системы не только питаются, но и смазываются топливом. Воздушные пробки не дают смазывать детали, поэтому возможны подклинивания. Выход один – необходимо провести прокачку топливной системы.
Как удалить воздух из топливной системы экскаватора Komatsu
После замены сменного патрона топливного фильтра порядок действий должен быть такой:
- Ослабить воздуховыпускную пробку, если таковая имеется, на головке топливного фильтра.
- Ослабить и отжать кнопку питательного насоса (в экскаваторах Komatsu он механический) и произвести подкачку топлива. Для этого нужно нажимать на кнопку до тех пор, пока через воздуховыпускную пробку не выйдет весь воздух и через нее не польется топливо без воздушных пузырьков.
- Нажать и затянуть кнопку питательного насоса.
- Затянуть воздуховыпускную пробку топливного фильтра (момент затяжки в соответствии с требованием инструкции по эксплуатации).
При нарушении герметичности топливной системы нужно сначала проверить топливопровод на предмет утечки. Если она обнаружена, неисправность необходимо устранить. После этого можно выполнять прокачку топливной системы по описанной выше схеме.
При попадании воздуха в топливную систему двигателя Komatsu главное – найти ее причину; саму же процедуру удаления воздуха можно провести даже в полевых условиях.
Топливный обратный клапан — где расположен и как ремонтировать
Давайте выясним, где находится клапан топливной системы различных автомобилей.
- В силовых установках с инжектором может стоять в корпусе бензинового насоса.
- Монтируется на топливной раме или устанавливается непосредственно в топливном проводе. Это место между баком для бензина и топливными форсунками.
На дизельных силовых установках механическая конструкция прячется между ТНВД и насосом низкого давления. Такое расположение продукта позволяет создавать стабильное давление на выходе в НВД (насос высокого давления).
Система хорошо себя зарекомендовала:
- на отечественном грузовике: КАМАЗ 740;
- чешской косолапой Татре;
- на Мане;
- и Рено Магнум.
В дизельных установках, где предусмотрена система подогрева перед запуском, топливный обратный клапан стоит перед системой подогрева. Характерным примером могут служить те же КамАЗы или Магирусы, работающие в районах Крайнего Севера.
На отечественных легковых автомобилях, таких как ВАЗ 2110 и 2114 с шестнадцатью клапанами, механическая конструкция стоит в бензиновом насосе и на топливной раме. Это аналог монтажа дизеля.
Сегодня на наших дорогах ещё бегают старенькие карбюраторные авто с задним приводом: восьмёрки и девятки (ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109). На них, роль обратного устройства, отведена непосредственно бензиновому насосу.
Он стоит на блоке цилиндров и препятствует прохождению горючего в обратном направлении: в топливный бак.
Система подачи топлива автомобильных бензиновых и дизельных силовых агрегатов – это сложное в техническом плане устройство, которое без знания не стоит приближаться. А тем более, пытаться самостоятельно провести техническое лечение.
Важную роль в регулярной подаче топлива играет обратный клапан. Давайте сфокусируем своё внимание на его устройстве, установке в автомобиле. Рассмотрим неполадки и характерные признаки неисправности. А также определимся со способами его проверки.
Справка
Многим известно, что клапан топливной системы агрегирует:
- С карбюраторными силовыми агрегатами, работающими на бензине.
- С моторами, обеспеченными инжектором.
- С системами питания силовых установок, где применяется в качестве горючего, дизельное топливо.
В устройстве механической конструкции нет ничего сложного. Это устройство шарикового типа с седлом, которое изготавливают из мягкого металла, с максимально точной балансировкой. Горючее беспрепятственно проходит через топливный клапан в одном направлении. Давление, которое создается, препятствует поступлению бензина или солярки обратно в топливный бак, так как неразборная конструкция запирается.
При всей свей простоте, устройство может причинить немало хлопот новичку и опытному водителю. Поэтому, необходимо знать его возможные капризы и способы ликвидации поломок. Но прежде всего, понимать, где устанавливается механическая конструкция.
«Не следует путать понятие обратного клапана топливной системы с редукционным устройством».
Обращаем ваше внимание.
Если топливный обратный клапан теряет свою герметичность, происходит несанкционированное поступление бензина обратно в бак. В этом случае запуск силового агрегата возможен при ручной подкачке.
Если запуск мотора был затруднён, умельцы ставили (врезали) механическую конструкцию в систему питания, ближе к карбюратору.
Это давало возможность без труда завести мотор даже при отрицательных t 0 . Примером могут служить: повидавшие на своём веку старенькие Опеля (Кадеты) и 323 Мазды.
Неполадки обратного клапана
По какой причине клапан топливной системы выходит из строя. Давайте разбираться вместе. Сегодня известны три явные причины отказа в работе.
- Установка некачественного китайского товара, который быстро выходит из строя. В основном, это подделки под определённый бренд.
- Вторая причина – это естественный износ продукта. В этом случае из строя выходит или пружина, или мембрана. Заметим, что сам клапан крайне редко выходит из строя.
- Ещё одна беда для неразборной механической конструкции – это некачественное топливо.
Определившись с возможными неполадками, давайте перейдём к признакам, указывающим на проблему.
Характерные признаки неисправности обратного клапана
- неожиданная смена оборотов силового агрегата при запуске или во время движения;
- пуск двигателя возможен при нажатии на педаль акселерата. Хотя до этого силовой агрегат приводился в действии с помощью стартера;
- нестабильная работа мотора на низких или холостых оборотах;
- потеря топлива, которая уходит через подающие или обратные трубки. При этом герметизация топливных шлангов не нарушена.
В нашем случае неразборная механическая конструкция поддаётся лёгкой починке. Это с одной стороны. С другой стороны, проблему невозможно определить с помощью сканирования. Далее рассмотрим варианты проверки устройства.
Каким способом можно проверить обратный клапан
Выяснить в каком состоянии находится топливный клапан, можно следующим образом.
Используя манометр, проверить давление. Оно должно быть в пределах 3 кг на см 2 . Это показатели для легковых автомобилей.
Выяснить, как работает устройство, можно пережав «обратные» шланги для топлива. Если неразборная механическая конструкция в порядке давление должно вырасти.
К сведению.
Этот способ только для автомобилей, в которых установлены резиновые шланги.
Самостоятельную диагностику можно провести без использования манометра. Это касается проблемы нестабильной работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания) и плохо набирающего обороты. Пережав резиновый шланг перемещающий топливо в обратном направлении необходимо обратить внимание на работу двигателя. Если обороты повышаются, а цилиндры мотора работают в плановом режиме, значит обратный клапан неисправный.
По какому пути пойти
Существуют два варианта ликвидации проблемы. Отдать автомобиль на СТО и ждать выполнения ремонта. При этом необходимо выложить определенную сумму денег, жалко.
Обладая знаниями и разбираясь в устройстве автомобиля ремонт можно провести самостоятельно. Экономия денег на лицо. Однако есть вероятность наступить на подводный камень. Не справиться с проблемой.
Тогда придётся выложить дополнительные деньги на ремонт в специализированном центре, как вам такая перспектива. В любом случае решение принимать вам.
Специалисты рекомендуют не изобретать велосипед, а отдать авто профессионалам, которые выполнят замену быстро, с гарантией качества.
Определитесь, что для вас важнее: экономия или стабильная работа силового агрегата, удачи всем!