Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка колеи трактора

Регулировка колеи трактора

Колея трактора может изменяться в пределах от 1200 до 1800 мм. (1500-1900 мм. для МТЗ-82, МТЗ-82Л) по направляющим колесам и от 1400 до 2100 мм. по ведущим колесам, что позволяет работать во всех стандартных междурядьях пропашных культур.

Колея передних колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л регулируется с интервалами 100 мм. при симметричном и 50 мм. при несимметричном расположении колес. Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции:

  1. поднимите домкратом переднюю часть трактора до отрыва колес от грунта.
  2. ослабьте болты, выньте пальцы 24 крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси (см. рис. «Передняя ось трактора»).
  3. передвиньте вначале один, а затем другой выдвижной кулак (одновременно изменяйте длину рулевых тяг, вращая трубы 25 в наконечниках) на величину, соответствующую устанавливаемой колее, после чего закрепите кулаки в трубе передней оси.
  4. при установке колеи 1400 мм. и более трубы 25 рулевых тяг обязательно замените удлиненными (прикладываются в ЗИП трактора).
  5. опустите трактор. Проверьте и при необходимости отрегулируйте сходимость колес.

Колея передних колес трактора МТЗ-82, МТЗ-82Л регулируется бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 113) в трех интервалах (рис. 112): 1200-1500 мм., 1500-1600 мм., 1600-1800 мм. Для изменения колеи поднимите переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом, задние колеса затормозите.

Регулировка колеи тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л

Регулировка колеи тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л (рис. 113)

  1. винт
  2. прокладка
  3. клинья
  4. крышка механизма регулирования колеи (снята)

Для установки колес на ширину колеи 1500-1600 вместо 1200-1500 (или наоборот) отверните гайки крепления обода колеса к диску и поверните колесо так, чтобы кронштейны обода прошли через прорези в диски. В зависимости от требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное расположение обода колеса относительно диска так, как показано на рис. 112.

Для получения колеи в пределах 1600-1800 мм. снимите колеса с дисков и поменяйте их местами, то есть левое колесо поставьте на правую сторону, правое — на левую (см. рис. 112). При этом обратите внимание на то, чтобы направление вращения шины оставалось прежним (по стрелке, указанной на боковине).

Схема установки передних колес тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л на различную колею

Схема установки передних колес тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л на различную колею (рис. 112)

При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с одного борта на другом соответственно измените положение крыльев посредством смены креплений крыльев. Для этого в кронштейнах и опорах крыльев имеются дополнительные отверстия.

Для изменения ширины колеи винтовым механизмом (рис. 113) проделайте следующее:

  1. ослабьте болты, передвиньте и снимите крышку 4.
  2. освободите клинья 3 рукавов, отвернув гайки настолько, чтобы обеспечить свободное перемещение корпусов конических пар.

Вращением регулировочного винта с помощью ключа обеспечивается перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение требуемой колеи в указанных интервалах. Вращение регулировочного винта должно сопровождаться изменением длины рулевых тяг. На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым обозначением наиболее употребительных размеров колеи: 1350, 1400, 1500, 1600, 1800 мм.

После изменения колеи сходимость передних колес обязательно отрегулируйте заново.

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Навешивание машин на трактор МТЗ-80, МТЗ-82 осуществляется посредством автоматической сцепки СА-1, присоединяемой к навесному устройству в трех точках (два задних шарнира продольных тяг и задний шарнир центральной тяги). При подъеме оборудования в транспортное положение обеспечивается зазор не менее 70 мм между карданным валом и поперечиной.

Присоединение полунавесных машин осуществляется при помощи специальной поперечины, прилагаемой к машине и соединяемой с шарнирами продольных тяг. Ограничение
высоты подъема производится подвижным упором 1 (рис.1), который воздействует на шток гидромеханического клапана 2 при подъеме навески, который, в свою очередь, запирает
штоковую полость цилиндра. После навешивания перевести установку машины в горизонтальное положение с помощью изменения длины правого раскоса и центральной тяги. Длина
левого раскоса должна быть постоянной и равной 475 мм.

Рис.1

При соединении трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с широкозахватными машинами, вилки 5 и 23 (рис. 2) раскосов навесного устройства нужно соединить с продольными тягами по прорезям, что обеспечит лучшую приспособляемость рабочих органов к рельефу почвы по ширине захвата. При работе, когда не используется силовое регулирование, центральную тягу установить в нижнее отверстие серьги 30.

Контргайки раскоса, ограничительных цепей и центральной тяги должны быть надежно затянуты: ослабление затяжки контргаек может привести к нарушению регулировки навесного устройства и обрыву резьбы. В кронштейны 6 ввернуты регулировочные болты 8, которые обеспечивают натяжение цепей при подъеме орудия в транспортное положение для уменьшения раскачивания его в поперечной плоскости.

Рис. 2. Заднее навесное устройство МТЗ-80, МТЗ-82

1, 26 — продольные тяги; 2 — проушина; 3 — стяжка; 4, 28 — передние концы продольных тяг, 5 — вилка левого раскоса; 6 — кронштейн; 7 — ось продольных тяг; 8 — регулировочный болт; 9 — стяжка раскоса; 10 — верхний винт раскоса; 11, 16 — наружные рычаги; 12 — кронштейн поворотного вала; 13 — поворотный вал; 14 — поворотный рычаг; 15 — пружина кронштейна центральной тяги; 17— правый раскос в сборе; 18 — валик; 19 — шестерня ведомая раскоса; 20— шестерня ведущая раскоса; 21 — рукоятка раскоса; 22 — труба; 23 — вилка правого раскоса; 24 — центральная тяга; 25 — рукоятка; 27 — ограничительная цепь: 29 — гайка: 30 — серьга: 31 — палец: 32 — поперечина: 33 — шкворень: 34 — прицепная вилка; 35 — пальцы.

Регулировку болтов 8 проводите, соблюдая следующий порядок:

— присоедините орудие к шарнирам продольных и центральной тяг. Ввинтите регулировочные болты 8 в кронштейны до отказа;
— приподнимите орудие так, чтобы его рабочие органы не касались земли;
— отрегулируйте длину ограничительных цепей вращением стяжек так, чтобы обеспечить свободу качания шарниров продольных тяг в соответствии с руководством по эксплуатации орудия. Для навесных плугов свобода качания в горизонтальной плоскости должна быть 125 мм в каждую сторону от среднего положения;
— отрегулируйте длину правого раскоса на заданную глубину обработки (при работе с плугами);
— поднимите машину в транспортное положение; вывинчивая болты 8 из кронштейнов, натяните цепи так, чтобы они незначительно провисали, обеспечивая раскачивание орудия не более 20 мм в обе стороны;
— надежно закрепите болты 8 контргайками.

Каждое изменение длины правого раскоса МТЗ-80, МТЗ-82 сопровождайте регулировкой болта правого кронштейна для обеспечения самоблокировки ограничительных цепей. При междурядной обработке, севе, а также при работе с использованием тягово-сцепного устройства ТСУ-1Ж продольные тяги навесного устройства полностью блокируйте от поперечных перемещений во избежание повреждения растений или раскачивания орудия.

Блокировку осуществляйте путем возможного укорочения длины цепей в пределах существующей регулировки; в этом случае регулировочные болты ввинтите в кронштейн до отказа.

Управление гидросистемой и навесным устройством трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с использованием распределителя

На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 без силового регулятора управление навесным устройством осуществляется правым крайним рычагом распределителя. Работая с навесными машинами, имеющими опорные колеса, используйте только положение рукояток «подъем» и «плавающее».
Использовать позицию «опускание» только при управлении выносными цилиндрами, установленными на машине и предназначенными для регулирования положений рабочих аппаратов (мотовило, хедер, сошники и т.д.) уборочных, посевных и других машин.

Если после окончания хода цилиндра рукоятка распределителя автоматически не возвращается в «нейтраль», вывести ее вручную. И, наоборот, при преждевременном возврате рукоятки придерживайть ее до полного выполнения операции.

Управление навесным устройством трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с использованием силового (позиционного) регулятора

Применение силового способа регулирования обеспечивает наибольшее повышение производительности на энергоемких сельскохозяйственных операциях: пахоте, глубоком рыхлении, культивации при агрегатировании с навесными сельскохозяйственными машинами. На пахоте с плугами ПНЗ-35Б, ПЛН-3-35 опорное колесо плуга поднимайте в крайнее верхнее положение.

При выполнении пахоты на небольшую глубину (менее 20-23 см) в условиях, когда плотность почвы по длине гона меняется в значительных пределах (песок-глина), опускайте опорное колесо плуга, чтобы ограничить максимальную глубину на участках с малой плотностью почвы.

Рис. 3. Переключение способов регулирования силового (позиционного) регулятора трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — рукоятка переключения способов регулирования; 2 — маховичок регулирующего крана; 3 — рычаг силового регулирования; 4 — рычаг позиционного регулирования.
Положение рукоятки: N — нейтральное; I — позиционное регулирование; II — силовое регулирование.

На сплошной культивации и при глубоком рыхлении при агрегатировании трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с сельхозмашинами, имеющими два опорных колеса в плоскости измерения ширины захвата, опорные колеса устанавливайте в требуемое по высоте положение с тем, чтобы исключить поперечные перекосы сельскохозяйственной машины, неравномерные нагрузки на крайние (слева и справа) рабочие органы.

При подготовке агрегата к работе с использованием силового способа регулирования сделать следующее:

— Установите центральную тягу навесного устройства на верхнее отверстие серьги 30 (рис. 2).
— Соедините навесную машину с навесным устройством трактора.

Включить силовой способ регулирования, для чего приподнять навесную машину над поверхностью почвы и переключатель 1 (рис. 3) ввести в паз силового рычага 3 поворотом переключателя влево (по ходу трактора).

Для более легкого включения перед вводом в паз переключатель отвести вперед (по ходу трактора) до совмещения с пазом на рычаге 3. На широкозахватных машинах производить регулировку по высоте опорных колес и рабочих органов. При агрегатировании с плугами поднять опорное колесо в верхнее положение.

При использовании позиционного способа регулирования регулятор гидросистемы трактора МТЗ-80, МТЗ-82 обеспечивает установку рукояткой управления 1 (рис. 4) желаемого
положения сельскохозяйственной машины относительно остова трактора и автоматическое поддержание этого положения в работе.

Рис. 4. Управление силовым (позиционным) регулятором (тракторов с унифицированной кабиной)

1 — рукоятка; 2 — упор-ограничитель; 3 — сектор; 4 — ролик; 5 — пружина; 6 — тяга.

Использование позиционного регулирования на почвообработке с навесными плугами, культиваторами для сплошной и междурядной обработки почвы, а также на глубоком рыхлении
рекомендуется в условиях ровного рельефа полей.

На широкозахватных машинах, агрегатируемых с трактором, при работе на позиционном режиме регулирования необходимо использовать опорные колеса в целях исключения поперечных перекосов сельскохозяйственной машины, улучшения прямолинейности движения агрегата и создания лучших условий для копирования рельефа в поперечном (относительно движения трактора) направлении.

При подготовке агрегата к работе с использованием позиционного способа регулирования сделать следующее:

— Соединить навесную машину с навесным устройством трактора.
— Поднять навесную машину в верхнее (транспортное) положение.
— Включить позиционный способ регулирования, для чего переключатель 1 (рис. 3) ввести в паз позиционного рычага 4 поворотом его вправо (по ходу трактора).
— Маховичок скорости коррекций 2 повернуть против часовой стрелки до упора, установив максимальную скорость подъема при автоматических коррекциях положения.

Высотное регулирование может быть применено при агрегатировании трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с навесными орудиями, имеющими опорные колеса. Оно заключается в том, что заданная глубина обработки обеспечивается установкой определенной высоты опорного колеса агрегатируемой с трактором сельхозмашины.

При высотном регулировании переключатель 1 (рис. 5) установите в среднее положение (N). Для подъема орудия рукоятку 1 (рис. 4) поверните на себя до упора и удерживайте до окончания подъема, после чего рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в положение «транспортная нейтраль» (до упора ролика 4 в сектор 3).

Опускание производите перемещением рукоятки 1 вперед в зону регулирования (ролик 4 накатывается на сектор 3) до начала опускания орудия. Устанавливать рукоятку 1 в положение
«принудительное опускание» (вперед до упора) при работе с навесными орудиями запрещается.

Пользуйтесь положением «принудительное опускание» только при присоединении орудия к навесному устройству трактора. Для принудительного опускания рукоятку 1 поверните в крайнее переднее положение. После отпускания рукоятки она должна под действием пружины 5 вернуться в зону регулирования, а опускание навесного устройства должно прекратиться.

Регулировка управления силовым (позиционным) регулятором трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Регулировку управления регулятором производить следующим образом:

— Снимите крышку бокового пульта.
— Отрегулируйте длину тяги 16 (рис. 5) так, чтобы при переводе рукоятки назад (по ходу трактора) между резиновым роликом на этой рукоятке и краем сектора образовался зазор, равный
18-24 мм (см. рис. 3).

Регулировку позиционной тяги трактора МТЗ-80, МТЗ-82 производите следующим образом:

— установите переключатель 1 в среднее положение;
— поднимите навесное устройство в крайнее верхнее положение;
— отрегулируйте длину тяги 4 так, чтобы переключатель 1 своим выступом свободно входил в паз позиционного рычага 2, после чего укоротите тягу 4 на 1 оборот регулировочных гаек 7;

Рис.5

Регулировку силового датчика трактора МТЗ-80, МТЗ-82 производите следующим образом:

— установите переключатель 1 (рис. 5) в среднее положение;
— снимите центральную тягу 10 навесного устройства,установите палец 11 центральной тяги на верхнее отверстие серьги 9;
— с помощью дополнительного рычага 8 поверните серьгу вокруг пальца 13 по направлению стрелки «А» до полного сжатия пружин 15. После снятия нагрузки с рычага серьга должна возвратиться в исходное положение, при этом ход датчика, замеренный по перемещению силовой тяги 5, должен составлять не менее 11 мм;
— убедившись в исправности датчика, расшплинтуйте корончатую гайку 12, заверните ее до начала поджатия пружин датчика, затем дополнительно подтяните на 1/2 — 1/3 оборота до совпадения прорези в гайке с отверстием под шплинт и зашплинтуйте.

Регулировку силовой тяги производите после регулировки силового датчика:

— установите переключатель 1 в среднее положение (см. рис. 5);
— с помощью дополнительного рычага создайте усилие, обеспечивающее поворот серьги в крайнее положение (по направлению стрелки «А»);
— удерживая рычаг в отжатом положении (по стрелке «А»), проверьте возможность ввода выступа переключателя 1 в паз силового рычага 3. Если это не удается, отрегулируйте длину тяги 5 так, чтобы переключатель 1 своим выступом свободно входил в паз силового рычага 3;
— укоротите тягу 5 на 1 оборот регулировочных гаек 6.

При навешенном на трактор МТЗ-80, МТЗ-82 сельскохозяйственном орудии применение специального дополнительного рычага для регулировки силовой тяги не требуется. В этом случае достаточно приподнять орудие над поверхностью площадки, на которой стоит трактор, при этом масса орудия создаст необходимое растягивающее усилие на силовой датчик через центральную тягу. Следует помнить, что при этом центральная тяга должна быть установлена на верхнее отверстие серьги навесного устройства. Орудие приподнимайте только до отрыва от земли.

Навешивание машин на тракторы регулировка колеи трактора

Рис. 17. Установка дополнительных грузов на тракторы:
а, б, в и г — варианты; 1 — дополнительный груз; 2 — кронштейн.

Рис. 18. Карданный вал, передающий вращение от трактора к машине, соединенной с трактором: 1 — вилки; 2 — промежуточный вал.

Если на навешиваемой машине-орудии установлен замок автосцепки, то укрепите на механизме навески рамку.

Кроме того, в случае навешивания на колесные тракторы (МТЗ-80) тяжелых машин-орудий переставьте вилки раскосов в дополнительные отверстия, расположенные ближе к задним концам нижних продольных тяг, и разместите на переднем брусе или кронштейне дополнительные грузы. На гусеничном тракторе Т-70С устанавливайте дополнительные грузы только при посеве свеклы на продольных склонах крутизной более 12°.

Подготовка гидронавесной системы для трактора с использованием вала отбора мощности. Выполните все операции по настройке механизма навески, предусмотренные для подготовки трактора к работе без ВОМ, кроме того, дополнительно: включите нужный привод ВОМ (синхронный или независимый); если для привода машины требуется частота вращения ВОМ 1000 мин-1, то установите сменный хвостовик с 21 шлицем, а если 545 мин-1 — с 8 шлицами (МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102).

Для создания свободной зоны вокруг карданного вала машины установите ограничительные цепи параллельно, т. е. от левого кронштейна к левой тяге и от правого кронштейна к правой (для тракторов с перекрестным расположением натяжных цепей).

Перед соединением карданной передачи с хвостовиком ВОМ смажьте солидолом телескопическое соединение карданных шарниров. После расцепки трактора с машиной не оставляйте на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи.

Карданный вал соединяйте с трактором и машиной так, чтобы ушки вилок шарниров промежуточного (телескопического) вала 2 лежали в одной плоскости. Несоблюдение такого требования вызывает перегрузку карданной передачи и ВОМ, что приводит к преждевременному износу деталей.

После того как будет установлена карданная передача, убедитесь в том, что детали телескопического соединения не упираются одна в другую и перекрытие при крайних положениях машины относительно трактора составляет не менее 110…120 мм. В противном случае возможно разъединение передачи.

Расстановка передних неведущих колес трактора. Передние неведущие колеса универсально-пропашных тракторов регулируют ступенчато (в большинстве случаев с интервалом 50 мм для каждой стороны) выдвижением кулаков, а также перестановкой колес с одной стороны на другую или взаимным расположением диска и ступицы колеса.

Колея передних колес для различных тракторов изменяется в таких пределах: для Т-25 — 1200…1400 мм; Т-16М — 1280, 1410, 1540, 1800; Т-40М при высоте агротехнического просвета 500 мм — 1285, 1370, 1515 и 1815 мм, а при 650 мм — 1260, 1350, 1490 и 1790; Т-40АМ и Т-40АНМ— 1350, 1146, 1475, 1570, 1585, 1680, 1695 и 1805; МТЗ-80— 1200… 1800 (срез 100 мм); МТЗ-82 — 1300… 1800 (бесступенчато); МТЗ-100 — 1350…1850 (через 100 мм); МТЗ-102 — 1350…1800 (бесступенчато), ЮМЗ-6 — 1260… 1860 мм (через 100 мм).

Операцию проводите в такой последовательности. Поднимите домкратом переднюю часть трактора или поочередно передние колеса так, чтобы они не касались почвы. Ослабьте затяжку болтов (рис. 21, а), расшплинтуйте и выньте палец.

Рис. 20. Схема ступенчатой расстановки задних колес тракторов: а Т-25А, Т-40М, Т-40АМ и Т-16М; б — Т-40М и Т-40АМ; в — Т-40АНМ; г —Т-150К; I VIII различная ширина колеи задних колес трактора.

Передвиньте поочередно каждый выдвижной кулак на расстояние, соответствующее половине установленной колеи, так, чтобы отверстия под палец в выдвинутом кулаке и балке передней оси совпали. Одновременно с этим измените длину рулевой тяги.

При установке колеи размером более 1400 мм укороченные тяги замените удлиненными (тяги входят в комплект запасных частей трактора). Поставьте на место и зашплинтуйте пальцы и затяните ослабленные гайки болтов. При установке колес на колею 1850 мм установите диски колес относительно ступиц так, как это показано на рисунке 21, б.

Удалите из-под трактора домкрат и проверьте сходимость передних колес, проследите, чтобы длины обеих рулевых тяг были одинаковыми. Если при перестановке колеи сходимость колес нарушена, восстановите ее.

Расстановка передних ведущих колес трактора. Затормозите задние колеса трактора и поднимите его переднюю часть так, чтобы передние колеса не касались почвы. Выберите из схем, показанных на рисунке 22, нужную колею, на которую должен быть установлен передний мост. При этом замените трубы рулевых тяг (рис. 23, а) удлиненными в случае колеи 1400 мм и больше.

При колее 1800 мм (положение Б) колеса нужно поменять мес-и (переставить с правой стороны на левую или наоборот).

Рис. 21. Передняя ось универсально-пропашного трактора:
а — вид сверху; б — положение передних колес трактора МТЗ-100 при различной ширине колеи; 1 и 3 — контргайки; 2 — тяга; 4 — палец; 5 — болты.

Снимите крышки регулировочных винтов (рис. 23, б), освободите клинья рукавов, отвернув гайки настолько, чтобы корпуса конических пар редуктора свободно перемещались.

Вращая гаечным ключом винт, переместите редукторы до совмещения меток, обозначающих требуемый размер колеи, с торцами рукавов или до нужного размера, не предусмотренного метками. Одновременно на тот же размер измените длину А (рис. 23, а) рулевых тяг.

Оба редуктора должны быть перемещены на одинаковое расстояние Б (при условии, что колеса расставляют симметрично).

После завершения работ удалите из-под трактора домкраты и проверьте сходимость передних колес; если она нарушена, то восстановите ее регулировкой.

Расстановка задних колес трактора с бесступенчатой регулировкой. Ведущие колеса на полу-осях крепят с помощью конусных вкладышей (рис. 24, а) с внутренними шлицами или ступицей (рис. 24, б) со шпонкой и вкладышем, соединенным со ступицей винтами (тракторы типа МТЗ).

Рис. 22. Схемы расстановки передних ведущих колес тракторов:
а — МТЗ-82; б — МТЗ-102; 1 — штифт; 2 — стакан; 3 — болт; 4 — заглушки; 1 и 11 — различные положения штифта 1; А, Б и В — положения диска и обода.

Рис 23. Передний мост трактора МТЗ-82

Рис. 24. Бесступенчатая расстановка задних колес:
а — крепление колеса трактора ЮМЗ-6; б — крепление задних колес тракторов MT3; в — схемы расстановки колес; 1 — вкладыш; 2 — резьбовое отверстие; 3 — винт; 4 — крышка; 5 — червяк; 6 — полуось; 7 — ступица; 8 — винты.

У тракторов ЮМЗ-6 отверните винты (рис. 24, а) и поверните колеса так, чтобы вкладыш с резьбовыми отверстиями был обращен вниз. Вверните в резьбовое отверстие 2 нижнего вкладыша винт 3 и выньте вкладыш из ступицы.

Передвиньте колесо по шлицам полуоси до получения нужной колеи, поставьте на место снятый вкладыш и закрепите его винтами.

У тракторов типа МТЗ снимите крышку (рис. 24, б), закрывающую червяк, отверните на 2…3 оборота винты и очистите полуось от грязи.

Вращая гаечным ключом червяк, установите колеса в нужное положение, после чего затяните винты до отказа и поставьте на место крышку.

Расстановка колес трактора со ступенчатой регулировкой колеи. Поднимите домкратом заднюю часть трактора так, чтобы колеса не касались почвы. Выберите по таблице 7 и рисунку 20 схему взаимного расположения диска и обода или положение диска колеса относительно полуоси.

Снимите колеса и соедините диски с ободами так, как показано на выбранной схеме, или поставьте правильно диск с колесом относительно задних полуосей. Установите на место снятые колеса. При этом проследите за тем, чтобы стрелки на шинах, обозначающие направление движения, указывали направление вращения при движении трактора вперед.

Проверка и регулировка сходимости передних колес универ-сально-пропашного трактора. Сходимость передних колес трактора контролируйте после проверки давления воздуха в шинах, регулировки подшипников колес и рулевого механизма на сухой горизонтальной площадке с твердым покрытием.

Сходимость передних колес тракторов Т-16М — 0…3 мм; Т-25А— 1…3; Т-40М и Т-40АМ — 0…4; МТЗ-52, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 —4…8 мм.

Для проверки и регулировки сходимости колес установите трактор на горизонтальную площадку с твердым покрытием. Поставьте рулевую сошку посредине, для чего поверните рулевое колесо в одно из крайних положений, а затем, считая обороты, поверните его до конца в другую сторону. Разделите полученное число оборотов на два и, столько раз повернув рулевое колесо, выведите его из крайнего положения, а затем жестко закрепите.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 среднее положение сошки находят с помощью щупа, расположенного на корпусе гидроусилителя руля. Для нахождения среднего положения нажмите на щуп и, плавно поворачивая рулевое колесо, установите его в такое положение, чтобы щуп был максимально утоплен. Проверьте размеры А (см. рис. 21, а) —длину рулевых тяг 2, которые должны быть одинаковыми.

Установите линейку (рис. 25) между внутренними краями шин спереди передней оси трактора на уровне осей колес и расположите шкалу так, чтобы ее ноль встал против стрелки, зафиксируйте шкалу стопором.

Передвиньте трактор так, чтобы линейка разместилась на том же уровне, но сзади передней оси, и определите по шкале линейки сходимость колес в миллиметрах. Если полученное значение не будет соответствовать норме, то ослабьте крепление контргаек и, поворачивая поочередно тяги на 1/2 оборота, вновь проверьте сходимость и доведите ее до нормы. После регулировки затяните ослабленные контргайки. Не забудьте о том, что после регулировки длина тяг должна быть одинакова.

Изменение агротехнического просвета универсально-пропашного трактора. При обработке высокостебельных культур просвет должен быть установлен большим, для общих сельскохозяйственных работ — средним и во время работы в садах — наименьшим. Его можно регулировать изменением положения фланцев осевых цапф передних колес и поворотом корпусов конечных передач трактора.

Рис. 25. Проверка сходимости передних колес трактора:
1 — стопор; 2 — стрелка; 3 — линейка.

Рис. 26. Ходовая часть универсально-пропашного трактора:
а — общий вид; б — возможные положения переднего колеса; в — возможные положения конечных передач; г — крепление цапфы переднего колеса трактора Т-40 М; д — то же; Т-25А; 1 —ось; 2 — болт; 3 — замковая шайба; 4 — установочный штифт; 5 — шпилька; А, Б и В — положения цапфы.

Переналадка переднего моста. Затяните тормоза и заприте их в этом положении защелкой горного тормоза. Отверните гайки и болты и снимите крылья передних колес.

Отогните замковые шайбы, ослабьте затяжку болтов и шпилек крепления фланца оси переднего колеса к фланцу оси поворотного кулака.

Поднимите домкратом одно из колес, выверните болты и шпильки, снимите фланец переднего колеса с штифтов и установите фланец в новое, выбранное по схеме, положение.

Подложите под головки болтов замковые шайбы, вверните и затяните болты, после чего отогните замковые шайбы на грани головок болтов.

В такой же последовательности выполните операции и со вторым колесом переднего моста.

Если переналадку выполняют для подготовки трактора к транспортным работам, то установите на место снятые крылья передних

Переналадка конечных передач. Поднимите трак-Т°Р Домкратом для опускания колеса на 100 мм.

Рис. 27. Переналадка трактора Т-25А для работы задним ходом:
а — сиденье; б — снятие рулевого колеса; в — рулевой механизм; г—педаль сцепления; 1 — амортизатор; 2, 3 и 13 — болты; 4 — каркас; 5 — съемник; 6 — винт М8; 7 — винт М10; 8 — крышка; 9 — колпак; 10 — хвостовик; II —заглушка; 12 — гайка; 14 — ось; 15 — подушка.

Проверьте, отпущены ли тормоза трактора. Снимите с фланца оси одно из колес с диском, а также все гайки и пружинные шайбы со шпилек крепления корпуса конечной передачи.

Ввинчивая болты в отверстие фланца, сместите ими как съемниками корпус конечной передачи с установочных штифтов, запрессованных во фланец, и со шпилек.

Снимите кабину с трактора, для чего предваритель-, отверните восемь болтов, стягивающих каркас кабины с платформой, и разъедините соединительные места электропроводки.

Переставьте сиденье на новое место, для чего закрепите на тракторе болтами кронштейны (рис. 27, а) и присоедините к кронштейну резиновый амортизатор.

Выверните болты крепления каркаса сиденья из верхнего кронштейна подвески и снимите сиденье. Установите его на амортизатор и шарнирно прикрепите каркас болтом к кронштейну.

Для того чтобы при необходимости открыть капот трактора при такой установке сиденья, откиньте его на рулевую колонку и поверните каркас относительно шарнира кронштейна.

Переставьте рулевое колесо. Снимите со ступицы рулевого колеса заглушки (рис. 27, в) и отверните гайку крепления.

Установите в цилиндрическую полость ступицы рулевого колеса съемник (рис. 27, б) и приверните его к ступице двумя винтами, после чего, ввертывая гаечным ключом в центральное отверстие съемника винт, спрессуйте рулевое колесо с вала и снимите съемник.

Отверните винты и снимите штампованную крышку картера рулевого управления и вместо него установите крышку (рис. 27,в) с конической шестерней реверса.

Поставьте рулевое колесо на хвостовик и затяните гайку на его конце. В отверстие ступицы рулевого колеса вставьте снятую заглушку, а на хвостовик вала рулевого управления наденьте колпак.

Поменяйте местами задние колеса, для того чтобы сохранить нормальное взаимодействие почвозацепов с почвой.

Переналадьте педаль сцепления. Переставьте подушку так, как показано на рисунке. Выверните два болта. Вверните ось в опору, расположенную на листе картера главной передачи в переднем левом углу. Под ось поставьте штампованную и пружинную шайбы.

Трактор МТЗ-80

МТЗ-80 «Беларус» (МТЗ-82 «Беларус») — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время.

Трактор МТЗ-80

Проект, г 1972
Выпускался, гг. 1974 — н.в.
Производитель МТЗ
Экземпляры 1 496 200 (1995 г.)[1]
Назначение Универсально-пропашной
Тип движителя колёсный
Тяговый класс, тс 1,4
Полная масса, т 3,6
Расположение
Кабина сзади (закрытая, вентилируемая)
Двигатель переднее

Основные размеры
Длина, мм 3810
Ширина, мм 1970
Высота, мм 2470
Дорожный (агротехнический) просвет, мм 465

Двигатель
Обозначение по ГОСТ 4Ч11/12,5
Марка двигателя Д-240
Мощность, л.с. (кВт) 80 (58,8)

Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая
Число передач вперед/назад 18/4

Подвеска и управление
Тип подвески спереди-балансирная
сзади-жёсткая
Способ управления поворотом передними колесами
Тормоза раздельно управляемые дисковые тормоза задних колёс

Оборудование
Гидрооборудование раздельно-агрегатная система: гидронасос, золотниково-клапанный трехсекционный распределитель, силовой и позиционный регулятор, задний гидроцилиндр, гидроувеличитель сцепного веса
Пневмооборудование компрессор и клапан-распределитель для обеспечения работы тормозов прицепа (на части тракторов)

Электрооборудование Для пуска двигателя, освещения, сигнализации, вентиляции кабины

Модельный ряд
Базовая модель МТЗ-50
Последующая модель МТЗ-90

Краткое описание модели

Колёсный универсальный трактор с задним ведущим мостом тягового класса 14 кН (1,4 тс) МТЗ-80 — базовая модель семейства тракторов «Беларусь» Минского тракторного завода. Одновременно с началом выпуска МТЗ-80, запущено производство и его модификации с двумя ведущими мостами — трактора МТЗ-82.

Конструкция тракторов МТЗ-80 (82) является продуктом глубокой модернизации выпускавшихся ранее семейства тракторов МТЗ-50.
Первый прототип МТЗ-80 датирован 1970 годом. Степень унификации деталей и сборочных, оборотных единиц у МТЗ-50 и МТЗ-80 достигает 70 %[7].

Трактор построен по традиционной для МТЗ компоновке: полурамная конструкция — остов с узлами силовой передачи, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние управляемые колёса меньшего диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.

Тракторы выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, «привязочными местами» для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета и мощностью двигателя.

Сфера применения тракторов МТЗ-80 (82) достаточно обширна. Они могут использоваться на различных работах и агрегатируются с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами. Большое количество машин и механизмов предназначенных для работы с трактором имеются у фермерских хозяйств и различных предприятий. Широкий ассортимент навесного оборудования и агрегатов представлен на рынке огромным количеством производителей.

Основное назначение тракторов МТЗ-80 (82) — комплексная механизация возделывания и уборки так называемых пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свёкла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.).

Другая область применения — работы общего назначения. Тракторы МТЗ-80 (82), обладая довольно высокими для тракторов скоростными данными, оснащенные пневмосистемой и светосигнальной аппаратурой, могут выполнять значительные по объёму транспортные работы, успешно конкурируя в тяжелых дорожных условиях с грузовыми автомобилями.

В 1970-х — 1990-х годах на тракторы устанавливались дизельные двигатели Д-240 с запуском от электростартера или Д-240Л с запуском от бензинового двухтактного карбюраторного пускового двигателя (пускача). Тракторы с двигателями Д-240Л обозначались как МТЗ-80Л и МТЗ-82Л.

Наряду с ДТ-75 и Т-40 является одним из самых распространённых тракторов на территории бывшего СССР.

Минским тракторным заводом успешно продаются во всём мире, разработанные на базе МТЗ-80 тракторы, приспособленные для работы в различных климатических зонах и сконструированные под решение различных задач в сельском и коммунальном хозяйствах, строительстве и транспортном кластере.

Технические характеристики

Двигатель

На тракторах МТЗ-80 (82) и их модификациях устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели Минского моторного завода семейства Д-240, Д-243, Д-245 жидкостного охлаждения.

Рабочий объём (не менее) — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л. с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л. с.).

Запуск двигателя осуществляется электростартером, либо пусковым карбюраторным бензиновым устройством ПД-10 номинальной мощностью 10 л. с. На части моделей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б.

Силовая передача

Силовая передача служит для передачи вращения от вала двигателя к ведущим колёсам трактора, к валу отбора мощности, а также для изменения величины и направления передаваемого крутящего момента.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 использована ступенчатая (механическая) передача, состоящая из различных типов зубчатых колёс. Регулирование крутящего момента осуществляется за счёт изменения передаточных чисел шестерней.

Силовая передача тракторов МТЗ-80 (82) состоит из следующих узлов и механизмов:

  • муфта сцепления,
  • коробка передач и раздаточная коробка,
  • задний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами.

У трактора МТЗ-82 крутящий момент подводится также и к передним ведущим колесам, для чего в силовой передаче дополнительно используется раздаточная коробка, карданная передача и передний ведущий мост. Агрегаты и механизмы силовой передачи размещены в трех корпусах (муфты сцепления, коробки передач и заднего моста), скрепленных между собой в единый блок, образующий часть остова трактора[8][9][10].

Муфта сцепления

На тракторе установлена фрикционная, сухая, однодисковая, постоянно замкнутая муфта сцепления, управляемая педалью из кабины. Передача крутящего момента в такой муфте осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.

Муфта снабжена тормозком, обеспечивающим при выключении сцепления остановку как вала муфты, так и связанного с ним первичного вала коробки передач. Наличие тормозка способствует также облегчению переключения передач, повышению срока службы шестерён.

Коробка передач и раздаточная коробка

Коробка передач на тракторе механическая, с девятью передачами переднего хода и двумя заднего. Переключение передачи осуществляется одним рычагом, установленным на шаровой опоре в верхней крышке коробки передач и уплотнен резиновым чехлом. Нижний конец рычага заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун. Ходоуменьшителем пользуются для понижения первой и второй передач переднего и заднего ходов. При использовании понижающего редуктора число передач удваивается.

Предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий при движении трактора передним и задним ходом. Кроме того, коробка передач обеспечивает привод заднего и бокового валов отбора мощности, ходоуменьшителя, раздаточной коробки переднего ведущего моста для тракторов МТЗ-82. Отбор мощности на передний ведущий мост осуществляется от ведомой шестерни первой ступени через промежуточную шестерню, которая устанавливается с правой стороны в стакане корпуса коробки передач.

В корпусе коробки установлены первичный и вторичный валы, параллельно расположенные промежуточный вал, вал пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.

Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами трактора. С её помощью осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста (МТЗ-82).

Раздаточная коробка на тракторах семейства МТЗ-80 выполнена как одноступенчатый шестерёнчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который отключает, включает и блокирует муфту свободного хода. Раздаточная коробка устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.

Задний мост

Задний мост служит для передачи крутящего момента от продольно расположенного вторичного вала коробки передач через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси, на которых закреплены ступицы ведущих колес.

Все узлы и механизмы моста размещены в чугунном корпусе, к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощ ности и кронштейн механизма навески. На боковых стенках корпуса закреплены стаканы шестерён конечных передач, кожухи тормозов и рукава задних полуосей. Сверху корпус закрыт стальной крышкой.

Задние мосты в сборе тракторов МТЗ-80 (82) и МТЗ-50 (52) взаимозаменяемы.

Задний мост оборудован дифференциалом с функцией автоматической блокировки (АБД). Механизм блокировки состоит из фрикционной муфты с гидравлическим приводом, расположенной на валу левой ведущей шестерни конечной передачи. Гидропривод муфты реализован от гидроусилителя рулевого управления где установлен датчик блокировки дифференциала. При работе трактора диски муфты под давлением гидравлической жидкости сжимаются и блокировочный вал, жёстко соединённый с нажимными дисками муфты, замыкает левую полуосевую шестерню дифференциала и крестовину,- в результате чего задние колёса и дифференциал блокируются. На приборной панели установлен переключатель режимов работы.

На тракторах, оборудованных ГОРУ (гидрообъемное рулевое управление) с краном блокировки дифференциала и насосом-дозатором, блокировка дифференциала заднего моста осуществляется при помощи педали с гидравлическим приводом которая установлена на полу кабины.

Конечные передачи — последний элемент трансмиссии, передающей вращение и крутящий момент от главной передачи и дифференциала к ведущим колесам трактора. Каждая конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор с парой цилиндрических прямозубых шестерён. Конечные передачи, полуоси и рукава полуосей тракторов МТЗ-80 (82) и МТЗ-50 (52) унифицированы, за исключением левой ведущей шестерни.

Передний ведущий мост (МТЗ-82)

Передний ведущий мост передает крутящий момент от привода силовой передачи к передним управляемым ведущим колёсам, служит передней опорой остова трактора. Конструкция моста портально-универсальная. При таком решении на тракторе с 4 ведущими колесами полностью сохраняются все параметры универсальности базовой модели: дорожный просвет, пределы регулировки колеи, радиуса поворота и др. Передний мост состоит из главной передачи, дифференциала и колёсных редукторов

Ведущий мост устанавливается в проем переднего бруса полурамы. Корпус переднего моста соединён с брусом шарнирно, что позволяет мосту качаться относительно полурамы в поперечной плоскости трактора на угол 8—9°, ограниченный упором выступов на корпусе и крышке моста. Передние ведущие мосты тракторов МТЗ-82 и МТЗ-52 взаимозаменяемы.

Передний мост тракторов МТЗ-82 оснащён самоблокирующиймся дифференциалом повышенного трения, состоит из двух корпусов, в которых размещено четыре сателлита на двух осях, две полуосевые шестерни и две нажимные чашки с пакетами фрикционных дисков. Когда дифференциал заблокирован, крутящий момент передается на полуосевые шестерни не только за счет сил трения фрикционных дисков, но и через зубья сателлитов.

Следует отметить, что при этом, моменты, передаваемые зубьям сателлитов на левую и правую стороны одинаковы по величине, но при этом, моменты, передаваемые за счёт сил трения на полуосевые шестерни, могут отличаться в зависимости от значений сцепления колес с покрытием по которому следует трактор.

Ходовая часть и рулевое управление

Ходовая часть служит опорой трактора и образует тележку, при помощи которой осуществляется передвижение трактора. Ходовая часть состоит из полурамного остова, переднего моста, задних и передних колес.

Рулевое управление предназначено для поддержания направленного движения трактора и включает в себя рулевой привод, рулевой механизм и рулевую трапецию. Рулевое управление тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 снабжено гидравлическим усилителем (ГУР), либо гидрообъемным рулевым управление (ГОРУ), позволяющим значительно снизить усилие, прикладываемое к рулевому колесу при повороте передних колёс трактора.

Подвеска задних колёс — жёсткая. Передние колёса имеют полужёсткую подвеску с балансирным мостом. Задние колёса закрепляются на ведущих осях с помощью клеммовых соединений, что позволяет бесступенчато изменять ширину колеи в пределах 1400—2100 мм. Колея передних колёс также регулируется в пределах 1200—1800, но ступенчато, с шагом 100 мм. Дорожный просвет 465 мм для основных модификаций, 650 мм, для модификаций, оборудованных колёсными редукторами, и 400 мм, для модификации МТЗ-82Н. Тормозные механизмы дисковые.

Гидравлическая навесная система

Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой с позиционно-силовым регулятором и гидроувеличителем сцепного веса. Состоит из шестерёнчатого насоса НШ-32, главного и двух выносных гидроцилиндров, гидроувеличителя сцепной силы тяжести, пружинного гидроаккумулятора, позиционно-силового регулятора, бака для рабочей жидкости (гидравлические масла ГОСТ 17479.3-85), трубоппроводов, запорных муфт и механизма для навешивания машин.

Гидравлическая навесная система предназначена для агрегатирования и работы трактора с сельхозмашинами, орудиями обработки почвы и служит для управления навесными, полунавесными и гидрофицированными прицепными механизмами. Также система используется для создания и регулирования при помощью гидромеханизма дополнительной нагрузки на задние ведущие колёса за счёт силы тяжести навесной машины, с целью увеличения силы тяги трактора и уменьшения его боксования. Возможно использовать гидросистему для решения ряда вспомогательных операций (подъем трактора и пр.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector