Установка системы зажигания автомобиля
Установка системы зажигания автомобиля
1 — запальные свечи
3 — аккумуляторная батарея
4 — катушка зажигания
5 — включатель стартера
11 — замок зажигания
1 — клемма (ВК) низкого
напряжения для провода
от включения стартера
2 — клемма (ВК-Б) низкого
напряжения для провода
от замка зажигания
и включателя стартера
3 — добавочное сопротивление
4 — клемма низкого
напряжения для провода
5 — клемма высокого
6 — вторичная обмотка
7 — первичная обмотка
Система зажигания
Рис. 1. Схема системы зажигания
Система зажигания — батарейная, с номинальным напряжением в первичной цепи — 12 В.
В систему зажигания двигателя входят: источники электрического тока, распределитель зажигания, катушка зажигания, запальные свечи, провода зажигания и замок (выключатель) зажигания.
Питание электрическим током системы зажигания двигателя осуществляется генератором, работающим совместно с аккумуляторной батареей, которые являются общими источниками тока для всей системы электрооборудования автомобиля.
Зажигание двигателя, как и все электрооборудование автомобиля, выполнено по однопроводной системе, при котором вторым проводом служат металлические части автомобиля («масса»). С «массой» соединены положительные клеммы источников тока и потребителей.
Для обеспечения правильной работы системы зажигания необходимо следить в первую очередь за нормальным зазором между контактами прерывателя и чистотой их поверхности, исправностью свечей и нормальным зазором между их электродами, хорошим контактом проводников тока с их клеммами и правильностью установки момента зажигания.
Распределитель зажигания
Распределитель зажигания типа Р-23, установленный наклонно с левой стороны блока цилиндров приводится во вращение от валика масляного насоса. Направление вращения ротора правое (по часовой стрелке), если смотреть со стороны его крышки.
Прерыватель имеет центробежный и вакуумный регуляторы, изменяющие автоматически угол опережения зажигания: первый в зависимости от числа оборотов вала двигателя, а второй в зависимости от нагрузки двигателя. Для изменения установки момента зажигания в зависимости от октанового числа топлива имеется октан-корректор; изменение осуществляется вручную при помощи двух гаек.
Правильность работы автоматов опережения проверяется только на специальной установке.
Зависимость угла опережения зажигания от числа оборотов валика распределителя
(действие центробежного регулятора)
Число оборотов валика распределителя в минуту | Угол опережения (по валику распределителя) в градусах |
300 | 0 — 2 |
400 | 2 — 4 |
1000 | 5 — 6 |
1600 — 1900 | 7 — 9 |
Дальнейшее увеличение числа оборотов на работу центробежного регулятора не влияет.
Зависимость угла опережения от разряжения
(действие вакуумного регулятора)
Разряжение (мм рт.ст.) |
Угол опережения (по валику распределителя) в градусах |
100 | 0 — 2 |
230 | 3 — 5 |
320 | 5 — 7 |
Дальнейшее увеличение разрежения на работу вакуумного регулятора не влияет.
Катушка зажигания
Катушка зажигания типа Б-21 установлена над двигателем и крепится к щитку кузова хомутом. Катушка типа Б-21 имеет добавочное сопротивление, помещенное внутри ее корпуса (в верхней части) и соединенное последовательно с первичной обмоткой. Это сопротивление автоматически выключается специальным устройством во включателе стартера при нажиме на педаль стартера. При выключении добавочного сопротивления сила тока, проходящего через первичную обмотку катушки, увеличивается и, следовательно, увеличивается напряжение во вторичной цепи.
Это устройство обеспечивает хорошее воспламенение рабочей смеси при пуске двигателя стартером, когда напряжение батареи сильно падает вследствие большого расхода тока.
При замене неисправной катушки зажигания или повреждении проводки следует внимательно проверить соединения проводов с клеммами катушки, так как перепутывание проводов может вызвать порчу катушки и сильное обгорание контактов прерывателя распределителя или короткое замыкание в цепи.
Провода низкого напряжения к катушке присоединяются следующим образом:
- к клемме 2 ВК-Б (включатель стартера — батарея) два провода — первый от одной из дополнительных клемм включателя стартера, второй — от клеммы КЗ замка зажигания
- к клемме 1 ВК (включатель стартера) присоединяется провод от второй дополнительной клеммы включателя стартера
- к клемме 4, расположенной снизу рядом с клеммой высокого напряжения, присоединяется провод от прерывателя распределителя
- провод высокого напряжения от распределителя присоединяется к клемме 5
Температура работающей катушки Б-21 (на ощупь) несколько выше температуры обычных катушек, не имеющих дополнительного сопротивления. При неработающем двигателе не следует длительно оставлять зажигание включенным, во избежание порчи катушки.
Запальные свечи
Запальные свечи служат для воспламенения рабочей смеси в камере сгорания двигателя. Поэтому неисправности в свечах неизбежно вызывают перебои или отказ в работе двигателя.
На двигателе М-20 удовлетворительно работают свечи М12/10 и М12/12. При применении свечей более холодного типа М12/8 двигатель в холодную погоду трудно пустить, так как эти свечи легко покрываются нагаром и замасливаются. У более горячих свечей типа М12/15 при работе на автомобиле М-20 может лопаться изолятор, в особенности в летнее время. При отсутствии свечей М12/10 или М12/12 можно в зимнее время применять свечи М12/15; в летнее время для работы в тяжелых условиях, можно пользоваться свечами М12/8.
Свечи М15/15 и М20/20 (устанавливаемые на автомобилях ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ) к установке на М-20 совершенно не пригодны, так как выводят двигатель из строя (за них задевают клапаны). Запредается установка каких-либо свечей, имеющих длину ввертываемой части более 12 мм.
Нормальный зазор между электродами свечей должен быть 0,6-0,7 мм.
Установка зажигания
Установка момента зажигания (сокращенно — установка зажигания) в цилиндрах двигателя автомобиля М-20 должна производиться с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в установке, существенно возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается. Кроме того, могут быть пробои прокладок головок блока, пригорание поршней и клапанов и тому подобные явления, вызываемые детонацией.
При установке зажигания необходимо выполнить следующие операции:
- Снять крышку распределителя, проверить величину зазора между контактами прерывателя и в случае необходимости отрегулировать зазор.
- Снять крышку люка над маховиком, расположенную на картере сцепления около стартера.
- Вывернув своему первого цилиндра и закрыв пальцем отверстие для свечи, повернуть коленчатый вал двигателя до начала выхода воздуха из-под пальца; это произойдет в начале хода сжатия в цилиндре.
- Убедившись, что сжатие в первом цилиндре началось, медленно вращая коленчатый вал двигателя поставить его в положение, при котором он не доходит на 4° до верхней мертвой точки. При вращении коленчатого вала на маховике вначале покажется предупредительная метка, сделанная белой краской, затем уже покажутся риски, определяющие угловое положение маховика, а следовательно, и коленчатого вала. При совпадении риски на маховике со стрелкой, установленной на картере сцепления, нужно прекратить вращение коленчатого вала.
- Убедиться в том, что ротор распределителя стоит против электрода в крышке, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра. Если это не получается, то или неверно выполнена операция 4 и коленчатый вал поставлен в неправильное положение, или масляный насос установлен неверно и его необходимо переставить.
- Отсоединить трубку вакуумного регулятора от распределителя.
- Убедившись предварительно в исправности подкапотной лампы (включив и выключив ее), вынуть конец провода подкапотной лампы из соединительной муфты и присоединить его с помощью дополнительного куса провода к клемме 5 низкого напряжения катушки зажигания, к которой присоединен провод от прерывателя распределителя.
- Установить стрелку шкалы октан-корректора против деления «0», вращая в нужном направлении гайки, которые после установки стрелки на «0» следует тщательно закоротить, туго завернув от руки.
- Ослабить винт установочной скобы корпуса распределителя. Включить зажигание и осторожно повернуть корпус распределителя по часовой стрелке (примерно на 10-15°) таким образом, чтобы контакты прерывателя замкнулись. Затем медленно поворачивать корпус против часовой стрелки до момента начала размыкания контактов прерывателя. Этот момент будет легко замечен, так как при размыкании контактов контрольная (подкапотная) лампа загорится.
При установке момента начала размыкания контактов следует слегка нажимать пальцем на ротор распределителя, стараясь повернуть его против часовой стрелки (т.е. против направления вращения) для того, чтобы выбрать боковой зазор в приводе распределителя. - Затянуть винт установочной скобы корпуса распределителя, удерживая корпус от поворачивания.
- Проверить правильность установки зажигания. Для этого, медленно поворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, вновь следует подойти к положению, соответствующему концу хода сжатия в первом цилиндре и проследить, совпадает ли момент вспыхивания контрольной лампочки, а следовательно, и начало размыкания контактов прерывателя с моментом совпадения риски на маховике со стрелкой в картере сцепления. Во время проверки следует держать палец на роторе распределителя, надавливая на него против направления его вращения.
Если при проверке указанного совпадения не получается, допускается для исправления небольших неточностей в установке зажигания использовать октан-корректор.
Для этого надлежит повернуть корпус распределителя при помощи гаек октан-корректора в ту или иную сторону, до момента начала размыкания контактов (проследив его по контрольной лампе) и закрепить корпус в этом положении.
Если стрелка октан-корректора при этом займет положение, более чем на два деления отстоящее от риски «0», то зажигание следует установить вновь, повторив операцию 9. - Присоединив трубку вакуумного регулятора, затем поставить крышку распределителя и проверить правильность присоединения проводов от свечей к распределителю, начиная с первого цилиндра. присоединение проводов должно производиться в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя (1 — 2 — 4 — 3) по направлению часовой стрелки.
- Поставить крышку люка картера сцепления на ее место и присоединить провод подкапотной лампы к соединительной муфте (на прежнее место).
При определении неисправностей системы зажигания следует учитывать, что цвет искры, проскакивающий между любым из проводов свечей и «массой», или между проводом высокого напряжения катушки зажигания и «массой», наблюдаемый в темном месте или при слабом освещении (при вращении вала двигателя стартером), а также способность икры преодолевать искровой промежуток, являются надежными показателями исправности системы зажигания.
Если система зажигания исправна — искра имеет белый цвет с голубым оттенком и способна без перебоев преодолевать искровой промежуток между проводом и «массой», равный 6-7 мм.
Если искра фиолетовая, почти бесцветная, то это свидетельствует о повреждении вторичной цепи (катушки зажигания, крышки распределителя или провода высокого напряжения). Такая искра не в состоянии преодолевать промежуток 6-7 мм или преодолевать его с перебоями.
При повреждении конденсатора обычно получается желтовато-красная искра, не способная преодолевать указанный искровой промежуток.
- Проверить цепь тока низкого напряжения между аккумуляторной батареей и катушкой зажигания. Убедиться в работоспособности аккумуляторной батареи.
Снять наконечник проводов с клеммы ВК-Б катушки зажигания и провод подкапотной лампы (для использования ее в качестве контрольной лампы); соединить наконечники проводов между собой и изолировать изоляционной лентой. Установить во включенное положение рычажок подкапотной лампы и включить зажигание. Если контрольная лампа загорится, то это указывает на исправность цепи низкого напряжения (аккумуляторная батарея — катушка зажигания); если контрольная лампа не загорится, то следует соединить клеммы АМ и КЗ (рис. 1) замка зажигания коротким отрезком провода.
Загорание в этом случае контрольной лампы свидетельствует о неисправности замка зажигания, и он подлежит ремонту или замене. Если контрольная лампа не загорится, следует проверить, пользуясь схемой (рис. 1), состояние цепи аккумуляторная батарея — замок зажигания. Проверять необходимо: целостность проводов, чистоту и плотность соединений у клемм центрального переключателя света, у клемм амперметра, включателя стартера и аккумуляторной батареи.
Если проверка покажет исправность цепи низкого напряжения, следует проверить цепь высокого напряжения и катушку зажигания, как указано в п. 2. - Проверить катушку зажигания и цепь тока высокого напряжения.
Снять крышку распределителя, проверить состояние контактов прерывателя и, если требуется, зачистить их и сменить прерыватель. После зачистки контактов или замены прерывателя отрегулировать зазор.
Осмотреть крышку и ротор распределителя и если обнаружатся следы нагара, то тщательно очистить его. Сменить крышку или ротор при обнаружении у них трещин или следов пробоя. Убедиться в отсутствии повреждения изоляции в проводе высокого напряжения от катушки к распределителю. Включить зажигание и вращать двигатель стартером. Если между электродами запальных свечей не будет искры, то это означает, что неисправен конденсатор распределителя или катушки зажигания.
Если смена конденсатора при этом не поможет, то следует сменить катушку зажигания.
В некоторых запальных свечах искра проскакивает слабая, с перебоями или вовсе не проскакивает. Тщательно обтереть чистой сухой тряпкой крышку распределителя, провода запальных свечей, катушку зажигания и изоляторы запальных свечей для того чтобы удалить скопившиеся на них масло и влагу. Если после этого система зажигания не будет нормально работать, следует снять и осмотреть крышку и ротор распределителя. Если обнаружатся следы нагара, тщательно очистить их. Сменить крышку или ротор при выявлении в них трещин или следов пробоя. Осмотреть все провода запальных свечей и сменить провода с поврежденной изоляцией.
Проверить плотность посадки проводов свечей и провода высокого напряжения о катушки зажигания к распределителю в их гнездах.
Искра во всех запальных свечах проскакивает с перебоями. Проверить, зачистить или сменить, если требуется, и отрегулировать контакты прерывателя. Если контакты прерывателя находятся в надлежащем состоянии, то следует проверить исправность цепи первичного тока.
Можно ли самому выставить зажигание на машине
Часто то, как выставить зажигание, становится для многих автомобилистов настоящей проблемой. Они совершенно не знают, как это сделать. И информация о способах его выставления, думаем, для многих станет актуальной и нужной.
Причины
Начнём с того, что является причиной исчезновения так называемых заводских настроек. Другими словами, из-за чего настроенная работа зажигания выходит из строя. Оказывается, виноватым часто оказывается сам водитель, который по какой-то причине демонтирует трамблёр, как называют в народе распределитель зажигания. После проведения необходимых работ, из-за которых был извлечён распределитель, водитель с удивлением обнаруживает, что двигатель работает уже не так эффективно. В некоторых случаях завести автомобиль вообще не удаётся.
Система зажигания автомобиля
Почему же это происходит? Оказывается, всё дело в метках, установленных заранее. И владелец автомобиля, снимая трамблёр, не задумывается о том, что он эти самые настройки заводские уничтожает.
Ладно, не будем корить себя и винить, ведь всё равно поделать уже ничего нельзя. Остаётся только единственное — самому выставить зажигание. Многие, естественно, бегут к мастеру в сервис, но это делать каждый раз, согласитесь, не всегда удобно.
Первое, что должен сделать установщик зажигания, — это найти и выставить правильные метки. Другими словами, нужно метки на шкиве коленвала и штыре выставить одинаково. А для этого нужно взять ручку и прокрутить шкив коленвала или же поставить высокую передачу и толкнуть авто вперёд. При этом нужно смотреть, чтобы метки на шкиве вала и штыре совпадали.
Идём дальше. После этого нам нужно будет снять крышку трамблёра и запомнить положение бегунка. Другими словами, надо посмотреть, на какой цилиндр направлена его разносная пластина. Запомнив, можно спокойно снимать трамблёр.
Очень важно знать следующее: ни в коем случае прокручивать шкив коленчатого вала при демонтированном распределителе зажигания нельзя! Это приведёт к полному сбиванию меток, а работу придётся начинать заново.
Метки на шкиве коленвала и штыре
Установка трамблёра
Не на каждом автомобиле установка распределителя проходит одинаково. Например, в семействе ВАЗ бегунок выставляют перед установкой по первому цилиндру. А вот на марках зарубежных автомобилей трамблёр на корпусе имеет специальную метку, на которую и выставляется бегунок.
Что касается культовых «Москвичей», ЗАЗ и ГАЗ 24, 31, то здесь в хвостике распределителя зажигания можно заметить два полумесяца разного размера. Один из них короткий, а другой длинный. И такой сектор находится в приводе трамблёра, который размещён в блоке двигателя. Держим направление такое же, как на приводе, и всё.
После этого можно установить трамблёр и проверить опять же совмещение меток. Прокручиваем двигатель на два оборота и если метки совпадут, значит, всё в порядке. Всё уже можно твёрдо закрепить, проследить за проводами, идущими на свечи, и запустить двигатель. Важно: следить за тем, чтобы свечные провода были установлены правильно. Они должны идти на свечи в соответствии с порядком работы цилиндров мотора. Главный же провод — центральный, который обязан идти на катушку зажигания.
Регулировка зажигания автомобиля ВАЗ
Как правильно выставить зажигание, если не знаете порядок работы цилиндров? Узнать это легко. Нередко номера проводов бывают отмечены прямо на них или крышке распределителя. Что касается порядка отсчёта, то он идёт от радиатора и имеет вид следующий: сначала первый, потом третий, затем четвёртый и, наконец, второй.
Если двигатель после таких манипуляций опять не заводится, проверьте подачу бензина. Может быть так, что нужно подкачать бензин вручную. И всё, не забываем снять ручку из шкива коленвала. Заводим двигатель, и всё должно получиться.
На видео — установка зажигания:
Распределитель зажигания и принцип его работы
Именно к этой детали новички-автомобилисты чаще всего прикасаются. Наверное, слышали звон, но не знают, где он. Всякий раз трогают трамблёр, если работа двигателя кажется им сомнительной, и в итоге начинаются проблемы. То они проверяют установку зажигания, то состояние контактов прерывателя, то ширину зазора, то наличие пробоя изоляции и многое другое.
С одной стороны, быть таким любознательным неплохо. Все великие конструкторы с детства ломали машинки, чтобы увидеть, что скрыто внутри. Но, с другой стороны, то ребёнок, а здесь вполне солидный человек в возрасте, а и тот лезет руками в самое, если можно так выразиться, сверхчувствительное устройство.
Полезно, перед тем как научиться выставлять зажигание, узнать принцип работы этого устройства. Двумя словами принцип работы трамблёра можно охарактеризовать так: создаётся высокое напряжение и оно идёт по цилиндрам с помощью контактов.
Любая система зажигания подразумевает наличие распределителя, генератора, выключателя зажигания, прерывателя, свечи, катушки и аккумуляторной батареи. Это основные «действующие лица», благодаря которым и производится завод.
Механический прерыватель, задействованный в такой сети, осуществляет размыкание цели низкого напряжения. Это и является главной целью первичной обмотки в катушке. При возникновении размыкания контактов наводится и высокое напряжение. А какие детали защитят контакты от такого высокого напряжения, спросите вы? Конечно же, конденсаторы.
Что делает катушка зажигания? Она преобразовывает низкий ток в высокое напряжение.
А механический распределитель этот ток высокого напряжения посылает на свечи каждого из цилиндров.
Электронное зажигание
На многих автомобилях сейчас стоит бесконтактная или электронная система распределения зажигания. Попробуем узнать, как выставить электронное зажигание?
И обязательно проверяем нагар на свечах, который, если слишком уж заметен, вынудит эту деталь заменить. Не забываем также проверить контакты. Подгоревшие образцы нужно будет заменить.
Схема бесконтактного зажигания
Точная регулировка электронного зажигания должна проводиться на специальном стробоскопе. Если его нет, то можно отрегулировать и по искре, как делают опытные мастера. Теперь подробнее:
- двигатель автомобиля нужно прогреть до рабочей температуры (90 градусов);
- трамблёр снимать не нужно, достаточно его расслабить;
- вынуть центральный провод из распределителя зажигания;
- устанавливаем поршень в первом цилиндре таким образом, чтобы он оказался в верхней мёртвой точке такта сжатия (отверстия на шкиве и штифте должны полностью совпадать, и у штифта такое отверстие находится на специальной крышке);
- теперь можно включить зажигание, держа в левой руке провод от катушки;
- регулируем правой рукой распределитель зажигания по часовой, держа бронепровод катушки над металлом;
- делаем то же самое, прокручивая теперь распределитель против часовой стрелки до тех пор, пока не заискрит;
- на этом этапе выставление завершено — крепим распределитель на место.
В процессе этой работы нужно убедиться в том, что электроды бегунка установились правильно. Другими словами, они должны стоять напротив вывода от крышки датчика-распределителя, помеченный цифрой 1. Важно также найти пластинку октан-корректора и затянуть её болтом таким образом, чтобы указатель совпал со средним делением в шкале регулировки октан-корректора. Сам болт должен иметь вставленный на него указатель.
Дизель
Теперь о том, как выставить зажигание на дизеле. Как известно, эффективная работа дизельного двигателя возможна только при полном сгорании топлива. А неправильная регулировка зажигания этому препятствует.
Отличие дизеля от обычного двигателя в том, что здесь вы не найдёте свечей, принудительно поджигающих топливо. Такты дизеля должны чётко соответствовать моментам подачи топлива в цилиндры.
Правильная регулировка подразумевает установку поршня на первом цилиндре, как это описано выше. Просто здесь нужно будет открутить декомпрессионный механизм.
Кроме того, нужно будет снять корпус горловины, куда заливают масло, и мотосчётчик. Устанавливаем рычаг, который регулирует подачу топлива, в положение самое крайнее. Устанавливаем моментоскоп и проверяем, идёт ли по трубке чистая струя, когда проворачиваем коленвал. Другими словами, подача топлива должна соответствовать метке впрыска на маховике.
Инжектор
Выставить зажигание на инжекторе также несложно. Здесь нужно осмотреть тщательно дроссельное устройство и степень его открытия, положение заслонки и проводов. Не помешает проверить и напряжение датчика тестером, а также бортовую сеть.
Полученные результаты нужно сравнить с показаниями, представленными в эталонных показателях. Норма напряжение датчика — 0,45 или 0,55 вольта.
Выставление угла опережения
И, наконец, рассмотрим, как выставить опережение зажигания. Понятно, что размеренный рокот двигателя возможен только при нормально выставленном угле опережения.
Видео о том, как выставить зажигание:
Работы проводим так же, как и было указано выше. Ставим бегунок в нужное положение и поворачиваем коленвал мотора, пока метки не совпадут.
Далее, берём контрольную лампу и присоединяем один провод к катушке. Другой у нас должен пойти на «массу» мотора или кузова.
Включаем зажигание, а бегунок распределителя прижимаем против хода и смотрим на контрольную лампу. Если она горит, то бегунок поворачивается в противоположном направлении, пока не погаснет лампочка.
Поворачиваем корпус прерывателя в обратном направлении, и если лампа загорится, фиксируем болты крепления в этом положении.
Регулировка зажигания ВАЗ-2107
Правильная регулировка зажигания — это одна из самых важных процедур, выполнение которой является обязательной для всех автомобилей. Исключением являются современные дорогостоящие модели. Эта процедура дает возможность значительно снизить расход, улучшить динамические характеристики и повысить эффективность силового агрегата в целом. Пренебрежение настройкой зажигания может привести к полному выходу из строя силового агрегата. В итоге владелец будет вынужден оплачивать дорогостоящий ремонт.
Помните, что перед тем, как регулировать зажигание ВАЗ 2107, карбюратор уже должен быть предварительно настроен. Соблюдение данной рекомендации позволит сэкономить время в процессе работ. Далее, мы детально рассмотрим процедуру регулировки зажигания.
Установка зажигания ВАЗ 2107
Для того чтобы своими руками быстро выставить зажигание на ВАЗ-2107, нужно подготовить специальный 38-миллиметровый ключ и мультиметр. Оптимальным прибором для выполнения регулировки считается стробоскоп, а для моделей с контактной системой зажигания рекомендуется использовать омметр. Нижеприведенная инструкция является универсальной для всех базовых модификаций 2107, так как несущественные конструктивные отличия не затрагивают расположения и способа демонтажа, ремонта или регулировки основных сегментов и агрегатов.
- Подготовка. Подготовительные операции являются важной часть любых ремонтных работ. От их выполнения зависит безопасность, временные затраты и эффективность манипуляций. Включите нейтральную передачу, затем отсоедините от аккумулятора отрицательную клемму. Это позволит избежать коротких замыканий в процессе регулировки, которые могут спровоцировать выход из строя недешевых электронных блоков, повреждению проводки, а также нанесению увечий самому мастеру.
- Демонтаж крышки распределителя. Для этого необходимо отжать пружинные фиксаторы с помощью отвертки, что позволит снять защитный кожух.
- Установка коленвала в необходимое положение. На этом этапе, чтобы настроить правильно зажигание ВАЗ-2107 придется воспользоваться ключом 38 мм. С его помощью необходимо провернуть коленвал по часовой стрелке. Изменяйте положение механизма до тех пор, пока верхний торец бокового контакта бегунка трамблера не выровняется с первым контактом крышки распределителя. Для следующего этапа нам понадобится измерительный прибор.
- Измерение сопротивления. Эта процедура будет расписана на примере использования омметра. Один щуп прибора присоедините к массе, а второй прикрепите к контактному болту распределителя. Шкала измерителя должно показывать нулевое значение, не отключайте его от деталей.
- Проверка зажигания. Медленно проворачивайте коленвал до момента, когда его метка выровняется с одной из черточек, размещенных на крышке трамблера. Длинная полоска на трамблере соответствует 0° установки угла опережения, метка посередине — 5°, а короткая насечка — 10°. Если вы используете бензин АИ-92 или 95, рекомендуется выбрать среднее значение. Стоит понимать, что данные параметры используются по отношению к моделям ВАЗ-2107. Если настройка выполнена правильно, в момент соединения рисок в одну линию сопротивление, индицируемое на приборе, поднимется до бесконечности, что будет свидетельствовать о правильной настройке зажигания. В противном случае необходимо откалибровать систему.
- Регулировка угла опережения. С помощью ключа ослабьте гайку крепления, которая фиксирует распределитель на блоке цилиндров. Вслед за этим нужно повернуть корпус трамблера. Вращайте деталь по часовой стрелке, пока сопротивление не будет равно нулю. Достигнув необходимого значения, остановитесь. Из «нулевого» положения начните медленно проворачивать трамблер в обратную сторону, пока не начнет возрастать сопротивление. Чтобы устранить зазор в приводе валика, аккуратно надавите на бегунок в направлении обратном ходу часовой стрелки. Получив нужный результат, закрутите гайку крепления трамблера и установите крышку. Для выполнения этой процедуры можно воспользоваться контрольной лампой напряжением 12 Вольт. Данный метод является очень опасным, так как процедура выполняется при включенном зажигании. Если не соблюдать должный уровень осторожности можно получить электрический удар или повредить проводку автомобиля. При размыкании контактов прерывателем в цепи образуется импульс с силой до 300 В.
Видео — установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2101-2107
Диагностика момента зажигания без специального оборудования и вмешательства в конструкцию
Для проверки необходимо выбрать свободный от участников движения дорожный отрезок. Прогрейте мотор, выехав на ровный участок, разгоните 50 км/ч. Вслед за этим включите четвертую передачу и достаточно энергично нажмите на газ. Если в этот момент в цилиндрах двигателя появилась детонация не более 3 секунд, значит, зажиганием выставлено правильно.Это определяется эффект по нехарактерному звенящему звуку. Продолжительность детонации свыше указанного времени говорит о том, что необходимо немного уменьшить величину угла опережения. В случае отсутствия аномалии, наоборот, угол нужно увеличить. Эта процедура позволяет идеально подстроить силовой агрегат к качеству используемого топлива, чтобы обеспечить максимальную эффективность мотора.
Как видно, регулировка зажигания ВАЗ 2107 на практике оказывается довольно простой задачей. Выше мы рассмотрели основные аспекты и главные нюансы, которые возникают в процессе выполнения этой операции. Наши рекомендации могут помочь практически любому неопытному автомобилисту выполнить настройку своими силами, сэкономив хорошие деньги. Если вы не обладаете отличными знаниями конструкции своего автомобиля, мы рекомендуется выполнять регулировку с использование технической документации или под наблюдением опытного специалиста. Строгое соблюдение правил безопасности и подготовительных процедур максимально снизит вероятность возникновения различных нежелательных ситуаций.
Определение раннего или позднего зажигания
От правильной настройки и бесперебойной работы системы зажигания напрямую зависит стабильность работы двигателя, его мощность, топливная экономичность и т.д. В норме на четырёхтактных двигателях топливно-воздушная смесь должна воспламеняться в конце такта сжатия, то есть перед самым подъемом поршня в верхнюю мертвую точку. Такой момент зажигания обусловлен тем, что смеси требуется определенное время для сгорания, после чего энергия расширяющихся газов толкает поршень вниз и начинается рабочий ход.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выставить зажигание на дизельном двигателе. Из этой статьи вы узнаете о способах настройки угла опережения впрыска на дизельных моторах.
Под поздним или ранним зажиганием следует понимать задержку или опережение срабатывания системы зажигания по отношению к тому, в каком положении находится поршень в цилиндре. Другими словами, искра свечи зажигания образуется и поджигает топливно-воздушную смесь не в оптимальный момент приближения поршня к ВМТ, а раньше или позже этого момента. Такое явление получило название раннего или позднего зажигания. По этой причине владельцы транспортных средств, в которых реализована возможность самостоятельной регулировки УОЗ (угол опережения зажигания), часто сталкиваются с необходимостью настройки зажигания.
Как понять, что зажигание позднее или раннее
Воспламенение рабочей смеси топлива и воздуха в цилиндрах с опережением или запаздыванием приводит к определенным сбоям в работе мотора. В списке основных признаков, по которым можно определить неправильно установленное зажигание, следует выделить:
- затрудненный запуск двигателя;
- ощутимое увеличение расхода топлива;
- двигатель теряет приемистость, падает мощность;
- отмечается неустойчивая работа в режиме холостого хода;
- пропадает отзывчивость на нажатие педали газа;
- возникает перегрев двигателя и детонация;
Неправильный угол зажигания может проявляться в виде характерных хлопков, которые отдают в систему выпуска, в карбюратор и т.д. Вполне очевидно, что дальнейшая эксплуатация ДВС со сбитым углом опережения зажигания может привести к более серьезным поломкам двигателя, особенно в случае появления устойчивой детонации.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое детонация двигателя. Из этой статьи вы узнаете о причинах, по которым возникает детонация, а также об основных признаках и способах устранения аномального детонационного сгорания топлива в цилиндрах двигателя.
Последствия неправильно выставленного угла зажигания
Как позднее, так и ранее зажигание негативно влияет на работу и ресурс двигателя. Следует добавить, что от правильного момента зажигания зависит не только мощность и расход горючего. Если искра на свече зажигания образуется раньше положенного времени, тогда давление расширяющихся газов начинает противодействовать поднимающемуся в ВМТ поршню (раннее зажигание). Воспламенение рабочей смеси после того, как поршень начал двигаться из ВМТ вниз, приводит к тому, что высвобождающаяся энергия топлива «догоняет» поршень и попадает в выпуск, а не совершает полезную работу (позднее зажигание).
Признаки раннего зажигания проявляются в виде следующих симптомов:
- появление металлического звонкого призвука во время работы двигателя, который локализуется в области блока цилиндров;
- плавают обороты холостого хода, двигатель работает нестабильно;
- после нажатия на «газ» возникает пауза, двигатель не «тянет» и перерасходует топливо;
Позднее зажигание также наносит ощутимый вред двигателю. Сгорание смеси в данном случае происходит в условиях понижения давления и увеличения объема в цилиндре ДВС. Нарушается сам процесс горения топливно-воздушной смеси, которая догорает во время рабочего хода поршня. В результате признаками позднего зажигания являются:
- двигатель теряет мощность, для разгона нужно сильно давить на газ;
- отмечается значительное повышение расхода топлива;
- мотор сильно коксуется отложениями и нагаром;
- неправильное сгорание смеси ведет к перегреву двигателя;
Выставление угла опережения зажигания своими руками
Правильно выставленный момент зажигания предполагает регулировку УОЗ. Корректировать угол зажигания необходимо на холостом ходу. При этом следует учитывать, что оптимальными оборотами холостого хода считаются обороты в пределах 850-900 об/мин. Угол наклона момента зажигания также находится в определенных рамках от -1 (отрицательный) до +1 (положительный) градус. Указанный градус является градусом по отношению к ВМТ.
Указанную лампу подключают к плюсовой клемме на распределителе зажигания, а также соединяют с массой. Далее мы рассмотрим основные доступные способы настройки зажигания на следующем примере отечественной «классики»:
Настройка зажигания по стробоскопу
- двигатель нужно прогреть до выхода на рабочую температуру;
- стробоскоп подключается к бортовой сети;
- откручивается фиксирующая гайка крышки распределителя-прерывателя зажигания;
- сигнальный датчик срабатывания надевается на высоковольтный провод первого цилиндра;
- при наличии шланга вакуум-корректора потребуется снять и заглушить указанный шланг;
- свечение стробоскопа направляется на шкив коленвала;
- двигатель запускается и работает на холостых;
- осуществляется проворот корпуса трамблера;
- положение корпуса прерывателя-распределителя фиксируется таким образом, чтобы метка шкива совпала с соответствующей меткой на ГРМ;
- после совмещения меток производится затяжка фиксирующей гайки;
Выставление УОЗ по контрольной лампочке
Если используется способ установки зажигания по лампочке, тогда необходимо провернуть коленчатый вал двигателя так, чтобы метка на шкиве коленвала совпала с меткой на крышке ГРМ. При этом бегунок на распределителе зажигания должен указывать на свечной провод первого цилиндра.
Далее гайка-фиксатор трамблера ослабляется, после чего один провод от лампочки коммутируется с проводом, который идет к катушке зажигания от трамблера. Второй провод от лампы устанавливается на массу. Затем нужно включить зажигание и вращать корпус трамблера по часовой стрелке до момента, пока контрольная лампа не перестанет гореть. После этого следует аккуратно повернуть корпус трамблера обратно, то есть против часовой стрелки. Определив положение, при котором происходит загорание лампочки, необходимо зафиксировать корпус трамблера в этом положении. Фиксация производится при помощи затяжки гайки распределителя.
Другие способы настройки и проверка зажигания на автомобиле
Также можно выставить зажигание по искре или самостоятельно подобрать такой угол, когда двигатель будет работать наиболее стабильно и ровно. Самым простым и наименее точным способом является установка на основании работы мотора. Для настройки двигатель заводят, после чего ослабляется гайка фиксации корпуса трамблера. Далее понадобится провернуть корпус распределителя по часовой стрелке и против, найдя положение, при котором двигатель работает ровно и обороты ХХ самые высокие. После этого следует провернуть корпус прерывателя на пару градусов по часовой стрелке и затянуть гайку трамблера.
Затем контакт провода следует расположить вблизи «массы» (расстояние около 5 мм.) и включить зажигание. После этого корпус прерывателя следует повернуть на 20 градусов по часовой стрелке. Теперь корпус нужно вращать обратно до момента, когда между «массой» и контактом провода появится искра. В этом положении корпус трамблера нужно зафиксировать крепежной гайкой прерывателя.
По окончании необходимо проверить правильность УОЗ в движении. На прогретом моторе машину следует разогнать до 40-45 км/ч, после чего включается четвертая передача и полностью нажимается педаль газа. Далее необходимо оценить степень детонации. Нормой считается, когда сразу после включения 4-й передачи детонация кратковременно присутствует (2-3 сек.), но исчезает с разгоном автомобиля. Если детонация после разгона продолжается, тогда высока вероятность раннего зажигания. Если детонации нет в момент включения 4-й передачи, тогда зажигание позднее. В таких случаях регулировку УОЗ следует повторять для получения оптимального результата.