Особенности и схемы световых указателей поворотов ГАЗ-66 и ГАЗ-53
Особенности и схемы световых указателей поворотов ГАЗ-66 и ГАЗ-53
Схемы включения указателей поворота показаны на рис. 1 и 2. Подфарники и задний фонарь включают переключателем типа П105 на автомобиле ГАЗ-53А и П118 на автомобиле ГАЗ-66. Работу переключателей проверяют при помощи контрольных ламп по схемам, показанным на рис. 151 и 152.
В выключенном положении должны гореть лампы 4 и 5. при включении правого поворота лампы 4 и 6, а при левом повороте лампы 3 и 5.
Если на автомобиле ГАЗ-53А переключатель не выключается после выхода автомобиля из поворота, подрегулировать положение переключателя. Для этого отпустить два винта крепления переключателя к кронштейну и перемещением переключателя добиться, чтобы резиновый ролик не касался ступицы рулевого колеса при выключенном положении (должен быть зазор 2 – 2,5 мм).
При включении переключателя ролик должен надежно прижиматься к ступице колеса.
Через каждые 25000 км пробега автомобиля в переключателе П105 смазывать ось ролика, ось рычага и пластину рычага, прижимающую ролик. Указатели поворота горят мигающим светом (70 — 100 миганий в минуту). Это достигается включением в электрическую цепь указателей поворота прерывателя типа РС57.
Рассмотрим более подробно конструкцию и работу световой сигнализации поворотов:
Наибольшее применение нашли сигнализаторы поворота с электромагнитотепловым прерывателем тока — РС57, РС57-В, рассчитанные на 12 В, и РС401 — на 21 В.
Устройство сигнализатора поворота. На стальном сердечнике 9 (рис. 3) помещена обмотка, состоящая из 50 витков провода ПЭЛ диаметром 0,75 мм. Сердечник жестко соединен с кронштейном 11. Обмотка прерывателя включена последовательно с сигнальными лампами 16 или 17, расположенными и заднем фонаре и подфарнике, а при применении РС57 В и с контрольной лампой 12, размещенной па щитке приборов в кабине водителя. Стальные якорьки 4 и 10 приварены к сердечнику
В нерабочем состоянии контакты 5 разомкнуты усилием натянутой нихромовой струны 3, а контакты 6 разомкнуты натяжением бронзовой пластины 8. Все контакты прерывателя серебряные.
Нижний конец струны 3 проходит через стеклянную бусинку 2 и утолщен наплавлением припоя. Бусинка изолирует струну от кронштейна.
Резистор величиной сопротивления 18 Ом, выполнен из нихромового проводника.
Нормальная работа прерывателя РС57 обеспечивается при одновременном включении двух сигнальных ламп по 21 св, а РС57-В двух сигнальных ламп по 32 св и одной контрольной лампы в 1 св. В случае перегорания одной и.ч сигнальных ламп уменьшается сила тока, в результате чего значительно увеличивается частота мигания ламп, а в схеме с реле РС57 — контрольная лампа не включается.
Работа сигнализатора поворота. При включении сигнальных ламп ток от аккумуляторной батареи будет проходить через включатель зажигания 13, якорек 4, струну 3, резистор, обмотку, переключатель 15 и на лампы (см. рис. 3). Путь тока па схеме указан стрелками. Накал нитей будет небольшой.
Проходящий по струне 3 ток вызовет ее нагрев, вследствие чего струна удлинится и ее натяжение уменьшится.
В это время стальной якорек 4 притянется к сердечнику электромагнита и контакты 5 прерывателя замкнутся. Замкнутые контакты 5 шунтируют резистор и струну 3. Сила тока в пени ламп увеличится и нити их будут светиться полным накалом.
Прерывание тока в струне сопровождается ее остыванием и уменьшением длины. Струна снова натягивается и размыкает контакты, после чего процесс повторяется. Частота вибрации контактов равна 60 ÷ 120 размыканий в минуту. Периодическое замыкание и размыкание цепи контрольной лампы 12 в РС57 обеспечивается работой контактов 6.
В момент замыкания контактов 5 увеличивается сила тока в обмотке электромагнита, поэтому сердечник намагничивается сильнее и, притягивая стальной якорек 10, обеспечивает замыкание контактов 6. При этом контрольная лампа включается на полное напряжение источника тока и горит полным накалом. После размыкания контактов 5 вследствие уменьшения силы тока в обмотке электромагнита уменьшается намагничивание его сердечника, и тогда под действием упругой бронзовой пластины 8 контакты 6 разомкнутся и выключат цепь контрольной лампы.
Электрическая цепь контрольной лампы в РС57-В замыкается через две не горящие лампы. Так как контрольная лампа имеет большое сопротивление, то сила тока в цепи сигнальных ламп, включенных последовательно с контрольной, будет мала и накал нитей сигнальных ламп практически не будет заметен. Контрольная лампа имеет малую мощность, и поэтому ее работа будет нормальной. Электрическая цепь ламп включается только при включенном включателе 13 зажигания.
Устройство переключателя сигнализатора поворота. Цепь ламп сигнализатора поворота включают переключателем П118 (ГАЗ-66), П105 (ЗИЛ-130 и др.)- На рис. 3, а и в изображена схема положения двух контактных пластин ротора переключателя П118 при левом и правом поворотах автомобиля.
В нейтральном положении рукоятки переключателя правая контактная пластина ротора замыкает зажимы 5 и 4, что позволяет включать лампы стоп-сигнала при включении включателя 14 стоп-сигнала.
Выключение сигнализатора поворота осуществляется чаще всего механически при помощи обычных выключателей. Нз большинстве автомобилей обеспечивается автоматическое выключение сигнализатора поворота специальными устройствами при установке рулевого колеса в Исходное положение после поворота автомобиля.
На автомобилях Минского и Кременчугского заводов, где применено 24-вольтовое оборудование, установлен электромагнитный прерыватель тока РС-401, выполненный на базе РС57. В этих прерывателях изменено сечение и количество витков обмотки, резистор имеет величину сопротивления 38 Ом, а для уменьшения окисления основных контактов параллельно им подключен конденсатор емкостью 105 пФ.
Основные неисправности сигнализатора поворота. Чаще всего возникают следующие неисправности: нарушение регулировки прерывателя тока, что вызывает изменение частоты «миганий» света и даже сваривание контактов; перегорание струны 3 (см. рис. 3), которое происходит при сильном ее натяжении и повышении напряжения генератора выше установленной величины: перегорание одной из сигнальных ламп, что вызывает в зависимости от степени натяжения струны или очень частое «мигание» включенной лампы, или прекращение вибрации контактов прерывателя.
Регулировка электромагнитных прерывателей тока. Регулировку прерывателей тока выполняют по потребности винтом 1 (см.рис. 3). Ввертывание винта увеличивает натяжение струны 3, а также зазор между контактами 5, зазор между якорьком 4 и сердечником 9, после чего ускоряется размыкание контактов 5. а вместе с этим повышается частота миганий ламп. Для уменьшения частоты миганий ламп винт 1 вывертывают. Подгибанием латунной планки 7 регулируют натяжение пружинящей пластины 3, а вместе с этим изменяется работа контрольной лампы.
Выключатель аварийной сигнализации: основа коммутации «аварийки»
Выключатель аварийной сигнализации: основа коммутации «аварийки»
В соответствии с действующими стандартами, на каждом автомобиле должна присутствовать световая аварийная сигнализация, управляемая специальным выключателем. Все о выключателях аварийной сигнализации, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и замене этих устройств — узнайте из статьи.
Назначение и роль выключателя аварийной сигнализации в транспортном средстве
Выключатель аварийной сигнализации (выключатель «аварийки») — орган управления системой световой сигнализации автомобилей и иных ТС; выключатель специальной конструкции (устройство коммутации), обеспечивающее ручное включение и выключение световой аварийной сигнализации, а также визуальный контроль функционирования данной системы.
В соответствии с действующими российскими и международными стандартами, каждое колесное транспортное средство должно оснащаться световой аварийной сигнализацией («аварийкой»). Данная система служит для оповещения других участников дорожного движения о различных потенциально опасных или аварийных ситуациях — ДТП, остановках в запрещенном месте, необходимости оказания медицинской помощи водителю или пассажиру, во время буксировки другого автомобиля, в случае ослепления водителя в темное время суток (фарами встречного транспорта), а также при выполнении посадки/высадки детей из автобусов и иных специальных транспортных средств, и т.д.
Конструкция выключателя аварийной сигнализации
«Аварийка» строится на основе указателей поворота (основных и повторителей, если они предусмотрены), которые при включении системы сразу все переводятся в прерывистый режим работы. Коммутация указателей поворота для их перевода в прерывистый режим (моргание) осуществляется специальным выключателем, расположенном на приборной панели. Выключатель является важной деталью системы, его неисправность приводит к некорректной работе «аварийки» или полному ее выходу из строя — это снижает безопасность транспортного средства и делает невозможным прохождение техосмотра. Поэтому неисправный выключатель должен как можно скорее меняться на новый, а, чтобы сделать правильный ремонт, необходимо разобраться в существующих типах этих устройств, их конструкции, работе и особенностях.
Типы, устройство и принцип работы выключателя аварийной сигнализации
Существующие сегодня выключатели имеют принципиально одинаковую конструкцию, отличаясь лишь внешним исполнением и некоторыми деталями. В основе устройства лежит контактная группа из подвижных и неподвижных контактов, часть которых является нормально замкнутыми (в выключенном положении замыкают цепь), а часть — нормально разомкнутыми (в выключенном положении размыкают цепь). Количество контактов может достигать 6-8 и более, с их помощью осуществляется коммутация сразу большого числа цепей — всех указателей поворота с соответствующими реле, а также встроенной в выключатель сигнальной лампы/светодиода.
Контактная группа помещена в пластиковый (реже — в металлический) корпус, на лицевой поверхности которого располагается кнопка/клавиша управления, а на задней части — клеммы для подключения к электрической системе транспортного средства. Наиболее часто применяются стандартные ножевые клеммы, совместимые с соответствующими клеммными колодками или индивидуальными клеммами. В отечественных автомобилях широкое распространение получили выключатели со стандартизированным расположением клемм по кругу, под такие устройства выпускаются соответствующие клеммные колодки.
На корпусе выключателя располагаются монтажные элементы, посредством которых устройство фиксируется в предназначенном для него месте — в приборной панели или в рулевой колонке. В автомобилях ранних годов выпуска, а также во многих современных отечественных грузовиках монтаж выключателей осуществляется винтами или гайками (одна гайка наворачивается на предусмотренную на корпусе резьбу). В новых транспортных средствах выключатели чаще устанавливаются без применения какого-либо резьбового крепежа — для этого на корпусе устройства выполняются пластиковые защелки, пружины и упоры.
Клавишный выключатель
Кнопочный выключатель
По способу управления выключатели аварийной сигнализации бывают двух типов:
- С фиксируемой кнопкой;
- С клавишным переключателем.
Устройства первого типа оснащаются кнопкой с механизмом фиксации, включение и выключение сигнализации осуществляется нажатием на кнопку — она переводится в то или иное положение, удерживаясь в нем и обеспечивая коммутацию цепей указателей поворота. Благодаря механизму фиксации держать кнопку пальцем нет необходимости. Обычно кнопка выполняется круглой и имеет большие размеры, хотя в современных автомобилях можно встретить кнопки различных форм (квадратные, овальные, треугольники, сложной формы), которые вписываются в общий дизайн салона и приборной панели.
Устройства второго типа оснащаются клавишным переключателем с двумя фиксированными положениями, включение и отключение «аварийки» осуществляется нажатием на соответствующую сторону клавиши. Как и кнопки, клавиши могут иметь более или менее стандартизированный дизайн, или выполняться для применения в конкретном модельном ряду автомобилей.
Все выключатели «аварийки» стандартно обозначаются пиктограммой в виде треугольника, который может иметь одно из трех исполнений:
- В современных ТС — очерченный двойной белой полосой треугольник, расположенный на красном фоне;
- В старых ТС — очерченный широкой белой полосой треугольник, расположенный на красном фоне;
- Реже в современных ТС — очерченный двойной красной полосой треугольник, расположенный на черном фоне (вписывается в общий темный дизайн приборной панели).
Под кнопкой/клавишей выключателя (или непосредственно в ней) располагается индикаторная лампа/светодиод, которая работает в прерывистом режиме синхронно с указателями поворота — так обеспечивается контроль работы аварийной сигнализации. Лампа/светодиод располагается либо непосредственно под прозрачной кнопкой, либо под прозрачным окошком в кнопке/клавише.
Выключатель — красный треугольник на черном фоне
Выключатели выпускаются на напряжение питания 12 и 24 вольта и обычно имеют рабочий ток не более 5 ампер. Их подключение к электросети ТС выполняется таким образом, чтобы при включении сигнализации сразу все указатели поворота и сигнальная лампа подключались к реле указателей поворота и аварийной сигнализации, а при выключении сигнализации эти цепи были разомкнуты (и замыкались только соответствующими выключателями поворотников). При этом выключатель обеспечивает такую коммутацию цепей, при которой аварийная сигнализация работает даже при неисправности одного или нескольких указателей поворота.
Вопросы выбора и замены выключателя аварийной сигнализации
Если выключатель аварийной сигнализации вышел из строя, то его необходимо как можно скорее заменить — это одно из условий безопасной эксплуатации транспортного средства. При подборе нового выключателя необходимо учитывать тип, конструктивные особенности характеристики старого. Если речь идет о новом автомобиле на гарантии, то следует покупать выключатель только указанного производителем каталожного номера, в противном случае есть риск потери гарантии. Для автомобилей в постгарантийный период можно применять и иные выключатели, главное — чтобы они подходили по электрическим характеристикам (напряжению питания и току) и установочным размерам. При выборе выключателя под другое напряжение очень высок риск некорректной работы или возникновения аварийной ситуации (в том числе и пожара).
Замену выключателя аварийной световой сигнализации необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту данного конкретного транспортного средства. В общем случае данная работа сводится к демонтажу и отключению старого выключателя, и установке на его место нового. В современных автомобилях для демонтажа выключатель необходимо поддеть с помощью отвертки или специального инструмента (лопатки), в старых ТС может потребоваться выкрутить два-три винта или одну гайку. Естественно, что все работы необходимо проводить только после снятия клеммы с аккумулятора.
Если выключатель правильно подобран и установлен, то «аварийка» начинает сразу работать, обеспечивая выполнение требований Правил дорожного движения и международных стандартов.
Требования к установке датчиков стационарных газосигнализаторов в производственных помещениях и на наружных площадках предприятий нефтяной и газовой промышленности – РТС-тендер
Область и условия применения: Требования распространяются на проектирование новых предприятий, а также расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий нефтяной и газовой промышленности. Требования определяют места установки датчиков стационарных газосигнализаторов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и довзрывоопасных концентраций (ДВК) горючих газов и паров в производственных помещениях и на наружных площадках.
Утверждён в: Госгортехнадзор СССР (23.12.1987)Министерство газовой промышленности (23.12.1987)
МИНИСТЕРСТВО НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
МИНИСТЕРСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
ТРЕБОВАНИЯ
К УСТАНОВКЕ ДАТЧИКОВ СТАЦИОНАРНЫХ ГАЗОСИГНАЛИЗАТОРОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НА НАРУЖНЫХ ПЛОЩАДКАХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РД БТ 39-0147171-003-88
СОГЛАСОВАНЫ с Министерством нефтяной промышленности СССР — первым заместителем Министра В.И. Игревским 23 декабря 1987 г., с Министерством газовой промышленности СССР — заместителем Министра В.В.Шереметом 23 декабря 1987 г.
УТВЕРЖДЕНЫ заместителем председателя Госгортехнадзора СССР В.А. Рябовым (письмо Госгортехнадзора СССР N 07-1-40/27 от 15.01.88)
РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным нефтяным научно-исследовательским институтом по технике безопасности (ВНИИТБ) и Волго-Уральским научно-исследовательским институтом по добыче и переработке сероводородсодержащих газов (ВолгоУралНИПИгаз)
Директор ВНИИТБ Б.А. Гаджиев
Директор ВолгоУралНИПИгаз В.А. Швец
Ответственные исполнители ВНИИТБ:
Зав. лабораторией взрывопожаробезопасности
Зав. лабораторией безопасности процессов подготовки нефти и газа и переработки газа
Зав. комплексным отделом безопасности труда и охраны окружающей среды
Начальник Главного научно-технического Управления
Начальник Управления техники безопасности
Начальник Технического управления
Начальник Управления охраны труда
Вводится взамен "Требований к установке стационарных газоанализаторов и сигнализаторов в производственных помещениях предприятий нефтяной промышленности" (РД 39-2-434-80) и "Временных рекомендаций для ориентировочного определения количества сигнализаторов на открытых площадках предприятий "Союзнефтегазпереработка", утвержденных ВПО "Союзнефтегазпереработка" 02.03. 83.
Настоящие Требования распространяются на проектирование новых предприятий, а также расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий нефтяной и газовой промышленности.
Требования определяют места установки датчиков стационарных газосигнализаторов (далее по тексту — датчиков) предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и довзрывоопасных концентраций (ДВК) горючих газов и паров в производственных помещениях и на наружных (далее по тексту — открытых) площадках.
В соответствии с настоящими Требованиями проектные организации определяют тип газосигнализаторов, необходимое количество и места установки датчиков с учетом состава технологических сред и используемых реагентов, технологических особенностей производства и климатических условий.
1. ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ДАТЧИКОВ ПДК
1.1. Датчики ПДК вредных веществ следует устанавливать в производственных помещениях, включая и помещения (укрытия) блочно-комплектных установок (БКУ) с постоянным пребыванием обслуживающего персонала, где есть источники возможного выделения газов и паров, относящихся по степени воздействия на организм человека к 1 и 2 классам опасности согласно ГОСТ 12.1.005-76 и ГОСТ 12.1.007-76, и сероводорода с молярной долей в технологической среде более 0,5 %.
Примечание. В помещениях с периодическим пребыванием обслуживающего персонала допускается не устанавливать датчики ПДК, если эти помещения оборудованы вентиляционной установкой в исполнении, соответствующем категориям и группам образующихся взрывоопасных смесей согласно ГОСТ 12.2.020-76 и ПУЭ (глава 7) с наружным включением и сблокированной с механизмом открывания входной двери.
1.2. Датчики ПДК вредных веществ следует устанавливать в рабочей зоне на открытых площадках объектов бурения, добычи, технологических установок промысловой подготовки и транспорта нефти и газа, переработки газа и открытых БКУ, где есть источники возможного выделения газов и паров, относящихся по степени воздействия на организм человека к 1 и 2 классам опасности согласно ГОСТ 12.1.005-76 и ГОСТ 12.1.007-76, и сероводорода с молярной долей в технологической среде более 5%.
1.3. В производственных помещениях датчики ПДК следует устанавливать в местах преимущественного пребывания персонала в количестве не менее одного датчика на 200 м 2 площади, но не менее 1 датчика на помещение.
Датчики ПДК следует устанавливать на расстоянии не менее 3 м от воздухоподающих устройств приточной вентиляции, не менее 1 м от возможных источников утечки вредных веществ. Высота установки датчиков определяется согласно п. 2.6.
1.4. В заглубленных помещениях, где отсутствуют источники выделения вредных веществ, но возможно их проникновение извне, датчики ПДК следует устанавливать в случае постоянного пребывания обслуживающего персонала. В указанных помещениях с периодическим пребыванием персонала контроль ПДК должен осуществляться переносными приборами.
1.5. Датчики ПДК на открытых площадках объектов промысловой подготовки нефти и газа и переработки газа следует устанавливать по периметру площадки технологического оборудования, содержащего вредные вещества (см. п. 1.2.), на расстоянии до 3 м от оборудования, не более 20 м друг от друга и на высоте 0,5 м от поверхности земли (пола).
Датчики ПДК допускается устанавливать в один ряд по линии территориального примыкания площадок технологического оборудования.
При выполнении работ на территории промплощадки (у узлов запорно-регулирующей арматуры и приборов визуального контроля технологических параметров) должен осуществляться дополнительный контроль воздушной среды с помощью переносных приборов.
1.6. Датчики ПДК на объектах бурения, добычи, промыслового транспорта нефти и газа следует устанавливать с учетом требований п.п. 1.2.-1.4. на высоте 0,5 м от уровня земли (пола):
у основного входа на промплощадку;
в помещениях у рабочего места персонала.
Дополнительно датчики ПДК следует устанавливать на буровой:
у вибросита на высоте 0,5-0,7 м от его поверхности;
на рабочей площадке на расстоянии 0,5 м от стола ротора (по горизонтали);
в подвышечном пространстве на уровне универсального превентора на расстоянии 1 м от оси скважины в направлении преобладающего ветра;
в насосном помещении между насосами;
на добывающей скважине:
у устья скважины на расстоянии 1 м от устья со стороны подхода обслуживающего персонала;
на объектах промыслового транспорта нефти и газа:
у камер приема и запуска очистительных устройств на расстоянии 1 м от основного разъема на уровне разъема;
у дренажной емкости и сепаратора на расстоянии 1 м со стороны подхода обслуживающего персонала;
на входных манифольдах на расстоянии 1 м от арматуры (один датчик на каждые 10 м зоны обслуживания);
у надземных кранов-отсекателей промысловых трубопроводов на расстоянии 1 м со стороны подхода обслуживающего персонала.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ДАТЧИКОВ ДВК
2.1. Датчики ДВК горючих газов и паров следует устанавливать в производственных помещениях, включая помещения БКУ и укрытия классов В-1 и В-1а.
Примечание. В помещениях БКУ и укрытиях класса В-1а объектов обустройства месторождений (кроме установок переработки газа) с периодическим пребыванием обслуживающего персонала, оборудованных вентиляционной установкой в исполнении, соответствующем категориям и группам образующихся взрывоопасных смесей, сблокированной с механизмом открывания входной двери, допускается датчики ДВК не устанавливать.
2.2. В заглубленных помещениях и приямках с технологическим оборудованием в пределах территории взрывопожароопасной установки, куда возможно проникновение взрывоопасных газов и паров извне, а также в заглубленных складских помещениях при хранении в них легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих газов следует устанавливать по одному датчику ДВК на каждые 100 м 2 площади, но не менее одного датчика на помещение.
2.3. В помещениях компрессорных и насосных станций датчики ДВК следует устанавливать у каждого перекачивающего агрегата в местах наиболее вероятных источников выделения взрывоопасных газов и паров, но не далее 3 м от источника (по горизонтали).
При групповом размещении агрегатов следует устанавливать не менее одного датчика ДВК на каждые 100 м 2 площади.
2.4. При расположении технологического оборудования с источниками возможного выделения газов и паров в многоэтажных производственных помещениях с несплошными и решетчатыми междуэтажными перекрытиями каждый этаж следует рассматривать как самостоятельное помещение.
2.5. В нефтяной шахте датчики ДВК следует устанавливать в зоне исходящей струи воздуха действующих уклонов (находящихся в бурении и эксплуатации), насосных камер и полевых штреков.
Дополнительно следует осуществлять автоматический централизованный контроль за содержанием газа в атмосфере шахты.
2.6. Датчики ДВК в помещениях следует устанавливать в соответствии с плотностями газов и паров с учетом поправки на температуру воздуха:
над источником (при выделении легких газов с плотностью по воздуху менее 0,8);
на высоте источника или ниже него (при выделении газов с плотностью по воздуху от 0,8 до 1,5);
не более 0,5 м над полом (при выделении газов и паров с плотностью по воздуху более 1,5).
2.7. Датчики ДВК следует устанавливать во взрывоопасных зонах класса В-1г (в соответствии с ПУЭ, глава 7) следующих установок:
технологических установок промысловой подготовки нефти и газа, переработки газа и газохимических комплексов, содержащих горючие газы или ЛВЖ;
резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ);
эстакад для налива ЛВЖ и СУГ и слива СУГ;
газонаполнительных станций СУГ;
насосно-компрессорных установок ЛВЖ, СУГ и горючих газов, находящихся на открытых площадках.
Допускается не устанавливать датчики ДВК на открытой площадке технологической установки (или ее части) в тех случаях, когда утечки технологической среды из возможных источников содержат более 5% молярной доли сероводорода и указанная площадка оснащена датчиками ПДК сероводорода в соответствии с требованиями раздела 1.
2.8. Допускается не устанавливать датчики ДВК во взрывоопасных зонах класса В-1г у помещений со взрывоопасными зонами классов В-1 и В-1а, а также устройств для выброса воздуха из системы вытяжной вентиляции помещений со взрывоопасными зонами любого класса, если указанные помещения оборудованы датчиками ДВК в соответствии с требованиями п.п. 2.1.-2.6.
2.9. На открытых площадках насосно-компрессорных установок, резервуарных парков СУГ, установок промысловой подготовки нефти и газа, переработки газа и газохимических комплексов датчики ДВК следует устанавливать по периметру зоны класса В-1г на расстоянии не более 20 м друг от друга, но не менее трех датчиков, в том числе при индивидуальном размещении технологических аппаратов, оборудования и резервуаров.
2.10. На эстакадах слива и налива СУГ следует устанавливать один датчик ДВК на два наливных стояка на расстоянии не более 20 м друг от друга вдоль эстакады. При двусторонней наливной эстакаде с полом, имеющим отверстия, — по одному датчику на четыре стояка.
2.11. На газонаполнительных станциях СУГ следует устанавливать по одному датчику ДВК у каждого газонаполнительного узла на расстоянии не более 5 м от узла наполнения со стороны подхода обслуживающего персонала.
2.12. Датчики ДВК следует устанавливать на открытых площадках технологических печей газоперерабатывающих заводов (ГПЗ), исходя из возможной загазованности их от расположенных вблизи взрывопожароопасных установок. Расстояние установки датчиков от печей — 15 м и не более 20 м друг от друга.
2.13. Датчики ДВК на открытых площадках следует устанавливать на высоте 0,5-1,0 м от поверхности земли (пола).
3. ТРЕБОВАНИЯ К СИГНАЛИЗАЦИИ
3.1. Газосигнализаторы должны обеспечивать подачу предупреждающего светового и звукового сигналов при ПДК вредных веществ.
3.2. Газосигнализаторы ДВК должны обеспечивать подачу предупреждающего светового и звукового сигналов при концентрации горючих газов 20% и аварийного — при 50% от нижнего концентрационного предела воспламенения (НКПВ).
3.3. В производственных помещениях аварийные вентиляционные установки должны быть сблокированы с газосигнализаторами для автоматического включения при ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
В производственных помещениях, в которых отсутствуют датчики ПДК, автоматическое включение аварийной вентиляции должно осуществляться при подаче предупреждающего сигнала газосигнализатора ДВК.
3.4. В помещениях с постоянным пребыванием обслуживающего персонала предупреждающий и аварийный сигналы должны подаваться по месту установки датчика и у выхода внутри помещения. Допускается подавать общий звуковой сигнал на все помещение. В помещениях с периодическим пребыванием персонала — у входа вне помещения. Кроме того, сигналы должны подаваться на пульт оператора (местный диспетчерский пункт).
При наличии на объекте газоспасательной службы аварийный сигнал, кроме подачи на пульт оператора (или местный диспетчерский пункт), должен подаваться на пульт дежурного газоспасательной службы.
3.5. На открытых площадках должна быть предусмотрена предупреждающая и аварийная световая и звуковая сигнализации от каждого или от группы датчиков по месту установки датчиков, в помещения управления, и аварийная сигнализация на пульт дежурного газоспасательной службы.
3.6. На открытых площадках технологических печей ГПЗ и химкомплексов датчики ДВК дополнительно должны выдавать управляющий сигнал для автоматического отсекания подачи топливного газа при концентрации горючих веществ 50% от НКПВ, включения паровой завесы и подачи пара в печь. Объем автоматической защиты для других объектов определяется проектной организацией.
3.7. На бурящейся скважине должны быть предусмотрены:
световые сигналы от датчиков ПДК сероводорода — на рабочей площадке у индикатора веса;
в насосном помещении у пульта управления;
звуковые сигналы от группы датчиков ПДК.
3.8. Датчики газосигнализаторов и сигнальная аппаратура, устанавливаемые во взрывоопасных помещениях, помещениях БКУ и во взрывоопасных зонах открытых установок, должны быть во взрывозащищенном исполнении, соответствующем категориям и группам взрывоопасных смесей.
3.9. Технические характеристики и условия монтажа датчиков и сигнальной аппаратуры должны обеспечивать их работоспособность в возможном диапазоне температур воздушной среды при нормальной эксплуатации.
3.10. Основная погрешность газосигнализаторов ДВК не должна превышать ±5% НКПВ, а газосигнализаторов ПДК — по ГОСТ 12.1.005-76.
Перечень стационарных газоаналитических приборов представлен в приложении.
Взрывозащищенные посты сигнализации, светофоры, табло
Безопасность персонала – ключевой фактор стабильного и непрерывного функционирования предприятия. Компания ВЭЛАН основывается в своей работе на таких принципах, как надежность и безопасность, поэтому в ассортименте выпускаемых изделий присутствуют взрывозащищенные сигнализационные посты, информационные светящиеся табло, светофоры. Эти устройства предназначены для своевременного аудиовизуального оповещения при пожарах, воспламенениях, задымлениях, выбросах газов и других чрезвычайных ситуациях. Область применения такого оборудования производства компании ВЭЛАН – горно-рудное производство, наземный и морской транспорт, а также их устанавливают на предприятиях нефтеперерабатывающей и химической промышленности.
Преимущества применения
Отличительные особенности взрывозащищенных сигнализационных постов, светофоров, информационных светящихся табло:
- максимальная защита объектов от внешних негативных воздействий;
- стальной корпус взрывозащищенного светозвукового оборудования не теряет работоспособность при максимально агрессивной среде;
- в комплектацию оборудования включены аккумуляторы, которые обеспечивают бесперебойную работу при отключении электросети.
Информационное табло «пожар» взрывозащищенное ВЭЛАН-НТ изготавливают из высокопрочной нержавейки, устойчивой к воздействию химических веществ. Это оборудование для визуального оповещения устанавливается на предприятиях, ещё оно используется в качестве информационных указателей.
Функционал оборудования
Табло взрывозащищенное может подавать свето-звуковой сигнал во взрывоопасной зоне. Корпус табло изготовлен из высокопрочной стали, устойчив к агрессивной среде, а также к химическим воздействиям. Возможно исполнение с аккумулятором, он обеспечит до 1,5 часов автономной работы. Светодиодная бегущая строка видна при любых условиях, даже под прямыми солнечными лучами. При необходимости надпись бегущей строки можно изменить. Табло прикрепляется на стену.
Информационное световое табло «выход» взрывозащищенное монтируется на стену на взрывоопасных объектах. Его основные функции – информационный указатель и аудиовизуальное оповещение персонала. Данное оборудование многофункциональное. По желанию заказчика можно настроить несколько режимов его работы: статичная надпись, «бегущая строка», сопровождение звуковым сигналом.
При программировании устройства надпись может мигать, плавно возвращаться после ухода, останавливаться на заданное количество секунд. Светозвуковое табло взрывозащищенное работает на светодиодных источниках, что позволяет экономить расходы на электроэнергию. Взрывозащищенное светодиодное табло изготовлено из прочного металла, а оболочка, защищающая от коррозий, продлит срок эксплуатации оборудования. Светящуюся надпись можно запрограммировать на любом языке, а также выбрать нужный цвет – красный или зеленый, при этом она будет хорошо видна даже при попадании солнечных лучей на устройство. При помощи крепления табло не сложно установить на стену.
Табло взрывозащищенное «газ уходи» монтируется на стены в помещениях с высоким уровнем взрывоопасности, возможна также установка на потолок. Его используют в качестве указателя, а также он идеально подходит как средство аудиовизуального оповещения. Информационное взрывозащищенное табло имеет схожие функции с предыдущим устройством, только добавлен желтый цвет. Корпусная часть исполнена из прочного сплава алюминия, а непосредственно само табло изготовлено из поликарбоната.
Также в широком ассортименте на сайте есть другие важные устройства: светофоры ВЭЛАН, сигнальные устройства, табло «загазованность» взрывозащищенное, посты звуковой сигнализации, посты аварийной сигнализации, ручные пожарные извещатели, взрывозащищенные громкоговорители, сигнальные светильники, взрывозащищенные сигнальные устройства.
Индивидуальное исполнение оборудования зависит от пожеланий заказчика. Подробнее вы можете узнать, заполнив опросный лист в карточке интересующего товара или позвонив по номеру.