ТО и ТР системы питания двигателей, работающих на газовом топливе. Проверка на герметичность
ТО и ТР системы питания двигателей, работающих на газовом топливе. Проверка на герметичность
Цель: Изучить технологический процесс регулировки газовых редукторов и технического обслуживания системы питания газобаллонных установок.
3. Задачи: Получить навыки по ТО и ТР системы питания двигателей, работающих на газовом топливе.
4. Студент должен знать:
отказы и неисправности системы питания двигателя от газобаллонной установки, их причины, признаки, методы и технологию определения неисправностей.
регулировать газовый редуктор и производить работы по ТО системы питания двигателей от газобаллонной установки.
5. Методические указания для студентов при подготовке к занятию.
5.1 Литература: "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов."Автомобили" Богатырев "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.
5.2 Вопросы для повторения:
— устройство системы питания газобаллонных двигателей;
— неисправности и способы их устранения;
— объем работ по ТО системы питания газобаллонных двигателей.
баллон неисправности, способы их устранения и объем работ по ТО системы питания дизельных двигателей;
— приемы выполнения работ по ТО приборов системы питания дизельных двигателей.
6. Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.
6.1. Провести инструктаж по технике безопасности при выполнении лабора-торной работы.
6.2. Методические указания по выполнению работы.
6.2.1. Инструменты, оборудование и приборы:
— набор гаечных ключей.
6.2.2. Проверка на герметичность.
Особое внимание следует уделять герметичности главного редуктора. Внутренняя герметичность редуктора может быть нарушена вследствие попадания на рабочую поверхность клапана и седла механических частиц (окалины из баллона и трубопровода, песчинок, стружек и т.п.), осмоления седла клапана и рычагов, повреждения клапана и других причин, следствием которых может быть утечка газа в систему питания. В этом случае в аппаратуре газовой установки будет наблюдаться избыточное давление газа. Внешняя не герметичность обуславливается не плотностью газового оборудования, что приводит к утечке газа в окружающее пространство. Утечку обнаруживают на слух и по обмыливанию газопроводов.
6.2.3. Диагностирование и регулировка газового редуктора.
Диагностирование и регулировка газового редуктора заключается в периодической проверке (при ТО-2) и установлении требуемых величин давления газа в первой и второй ступенях редуктора и хода клапана 17 второй ступени. Регулировку производят после присоединения к редуктору линии сжатого воздуха или газовой магистрали автомобиля.
Давление газа в первой ступени редуктора регулируют гайкой 15 (отпустив предварительную контргайку), при вращении которой изменяется натяжение пружины 14 диафрагмы 13.
Давление газа при регулировке контролируют по манометру низкого давления, установленному на щитке кабины автомобиля. Давление в первой ступени должно составлять (для сжиженного газа) от 0,1 до 0,2 МПа. Давление во второй ступени редуктора изменяют вращением регулировочного ниппеля 4: при ввертывании ниппеля давление увеличивается, при вывертывании — уменьшается. Проверяют давление газа во второй ступени по пьезометру, который присоединяют к штуцеру разгрузочного устройства редуктора или к штуцеру специальной крышки, которую устанавливают вместо крышки люка второй ступени. При работе двигателя на холостом ходу давление во второй ступени редуктора должно быть несколько избыточным — 0,05-0,1 кПа . С увеличением нагрузки и в зависимости от давления газа в баллонах давление во второй ступени снижается до атмосферного или величины 0,01-0,02 кПа, а при полной нагрузке — до 0,16 — 0,25 кПа.
Правильность установки клапана второй ступени поверяют по величине хода штока 6 диафрагмы 2, который должен составлять 5-6 мм. Для регулировки хода клапана открывают магистральный вентиль. снимают крышку люка напротив клапана 17, вывертывают его до тех пор, пока клапан не начнет пропускать газ. После этого регулировочный винт завертывают на 1/8 — 1/4 оборота до прекращения определяемой на слух утечки газа через клапан и затягивают контргайку. Закрыв магистральный вентиль, проверяют величину хода клапана
Система питания от газобаллоной установки
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ПРОВЕРКЕ ГЕРМЕТИЧНОСТИ И ОПРЕССОВКЕ ГАЗОВОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Срок действия с 01.07.94
до 01.01.99
РАЗРАБОТАН государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)
Морев А.И. (руководитель работы), Бекетов Б.А., Ефанов В.И., Федорова Л.В.
УТВЕРЖДЕН Первым Заместителем директора Департамента AT Г.П.Николаевым
Начальник отдела сертификации и развития сервисных услуг Департамента автомобильного транспорта В.В.Цейтлин
Заместитель директора НИИАТ Л.Я.Рошаль
В документе разработана организационно-правовая и нормативная база проведения сертификации услуг по проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания газобаллонных автомобилей, регламентирующая ряд организационно-правовых вопросов проведения сертификации услуг, номенклатуру показателей (параметров), проверяемых при проведении сертификации услуг, их нормативы и методы испытаний.
Документ предназначен для органов по сертификации услуг (ОСУ) по ТО и ремонту автомототранспортных средств, осуществляющих сертификацию услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) по разделу "Техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств". Может быть использован Центральным органом по сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств при аккредитации ОСУ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий документ устанавливает нормативную базу сертификации услуг по проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания газобаллонных автомобилей.
1.2. Орган по сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств в своей деятельности при проведении сертификации услуги, указанной в п.1.1, должен руководствоваться требованиями настоящего документа.
1.3. Настоящие положения могут быть использованы Центральным органом по сертификации (ЦОС) услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств при аккредитации органов по сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС.
1.4. Нормативная база сертификации услуг по проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания газобаллонных автомобилей включает в себя:
организационно-правовую документацию по проведению сертификации услуг;
нормативную документацию, регламентирующую номенклатуру показателей (параметров), проверяемых при сертификации услуги, их нормативы и методы испытаний.
1.5. Используемые в документе понятия, термины и их определения соответствуют действующим законам, государственным и международным стандартам.
1.6. Проверка герметичности и опрессовка газовой системы питания производится:
автомобилям, переоборудованным в газобаллонные, т.е. сразу после установки газобаллонной аппаратуры на АТС;
автомобилям, у которых произошла смена баллонов вследствие истечения срока их освидетельствования;
автомобилям, попавшим в дорожно-транспортные происшествия и имеющим повреждения, устранение которых связано с необходимостью демонтажа и последующего монтажа газовых баллонов, соединительных газопроводов, запорной арматуры и т.п.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ПРОВЕРКЕ ГЕРМЕТИЧНОСТИ И ОПРЕССОВКЕ ГАЗОВОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Проведение сертификации услуги по проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания газобаллонных автомобилей должно осуществляться органом по сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС в соответствии с действующей организационно-правовой документацией, устанавливающей правила и порядок сертификации услуг.
Организационно-правовая документация включает в себя:
законодательные акты Российской Федерации;
стандарты Системы сертификации ГОСТ Р;
стандарты и нормативные документы Системы сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС;
нормативные документы органа по сертификации.
Перечень организационно-правовой документации приведен в приложении 1.
3. НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГИ
При проведении сертификации услуги по проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания газобаллонных автомобилей согласно нормативному документу "Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств. Порядок сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств" и в зависимости от выбранной схемы сертификации осуществляют:
проверку производственного процесса исполнения услуги (2-я схема сертификации);
проверку исполнителя услуги (1-я схема сертификации).
Проверка производственного процесса включает в себя проверку технологического процесса, состояния оборудования и контрольно-измерительных приборов, квалификации исполнителя.
Оценка мастерства исполнителя услуги предусматривает проверку его квалификации, знаний технологической и нормативной документации.
3.1. Требования к производственному процессу оказания услуги
Производственный процесс проведения работ по проверке герметичности и опрессовке газовой системы питания газобаллонных автомобилей включает в себя следующие основные этапы:
подготовку автомобиля к проверке герметичности и опрессовке;
проверку герметичности (для автомобилей на ГСН и КПГ*);
* — ГСН — сжиженный нефтяной газ.
КПГ — компримированный (сжатый) природный газ.
опрессовку газобаллонной аппаратуры (для автомобилей на КПГ);
вакуумирование газовых баллонов;
проверку работоспособности двигателя на нефтяном и газовом топливе;
проверку содержания вредных веществ в отработавших газах ГБА при работе на нефтяном и газовом топливе;
приемку автомобиля техническим контролем, оформление документации и выдачу автомобиля заказчику.
Основные требования к производственному процессу, показатели (параметры), проверяемые при сертификации услуги 017604, нормативная документация на соответствие проверяемых показателей (параметров) и на методы испытаний (проверки) приведены в таблице 3.1.
ПОКАЗАТЕЛИ (ПАРАМЕТРЫ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА, ПРОВЕРЯЕМЫЕ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГИ ПО ПРОВЕРКЕ ГЕРМЕТИЧНОСТИ И ОПРЕССОВКЕ ГАЗОВОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ