Судовые энергетические установки топливная система
Топливная система
Схемы топливной системы. Элементы топливной системы обеспечивают прием, хранение, перекачку, подогрев, очистку и подачу в цилиндры определенных доз распыленного топлива. В настоящее время основным видом топлива для судовых энергетических установок остается дизельное. Рост потребностей в топливе обуславливают необходимость его экономии и наиболее эффективного использования. Поэтому Минречфлотом РСФСР принят ряд мер для увеличения объема использования тяжелых топлив, главным образом моторного. Моторные топлива имеют повышенную вязкость, в них больше смолистых веществ, воды и прочих примесей, чем в дизельном топливе. В связи с этим дизели, работающие на моторном топливе, оборудуют специальной системой топливоподготовки. На моторном топливе такие дизели работают только при полной или достаточно большой нагрузке, а пуск их, работа во время маневров и перед остановкой осуществляются на дизельном топливе. Топливные системы дизелей можно условно разделить на два участка: первый — от основной цистерны до расходной и второй — от расходной до дизеля.
Топливо на речных судах хранится в специальных цистернах основного запаса. Вместимость их рассчитана на 10—20 сут работы судна. Цистерны основного запаса дизельного и моторного топлив располагаются в корпусе судна и оборудованы средствами для приема в них топлива с палубы, указателями уровня, вентиляционными трубами и пламепрерываю-щими устройствами. Из цистерны топливо перекачивается дежурным топливным насосом в расходную цистерну дизельного топлива, предварительно пройдя фильтр. Из основной цистерны моторное топливо перекачивается насосом в отстойную цистерну, являющуюся первой ступенью очистки. Оттуда топливо забирается насосом сепаратора, прокачивается через сепаратор, являющийся второй ступенью очистки, и нагнетается в расходную цистерну.
В отстойной цистерне топливо предварительно очищается от воды и механических примесей. Вместимость отстойной цистерны выбирают исходя из времени отстоя топлива (не менее 8 ч). Более глубокая очистка топлива от воды и других примесей осуществляется сепаратором. Вода и механические примеси из сепаратора удаляются в шламовую цистерну, а из отстойной цистерны и через фильтры — в специальный бак.
Перед поступлением в сепаратор топливо подогревается паром, водой или электричеством в подогревателе. Заданная температура моторного топлива перед сеператором поддерживается с помощью терморегулирующих клапанов или вискозиметров, автоматически регулирующих температуру подогрева топлива при отклонении его вязкости от заданной. Для поддержания заданной вязкости моторного топлива обычно во всех цистернах системы предусматривают его общий или местный (в районе приемных патрубков) подогрев. В некоторых системах топливоподготовки на этом участке проводят химическую обработку топлива с помощью присадок и гомогенизации для обеспечения необходимой однородности его состава. Расходные цистерны монтируют в верхней части машинного помещения и снабжают указателем уровня топлива, а также вентиляционными трубами и краном (в нижней части) для удаления отстоя. Общую вместимость расходных цистерн (их может быть и несколько) выбирают с таким расчетом, чтобы запасов топлива в них хватило на 6—8 ч работы дизелей.
Судовые энергетические установки
В учебнике рассмотрены конструкции главных и вспомогательных дизелей энергетических установок, приведены основные сведения по устройству и принципам работы судовых механизмов, по ремонту энергетических установок и испытаниям их после ремонта.
Во втором издании учебника (1-е издание вышло в 1984 г.) отражены последние достижения в области судового машиностроения, указаны перспективы развития энергетических установок, более подробно изложены вопросы технического обслуживания, диагностирования и автоматизированного управления судовыми машинами и механизмами.
Учебник предназначен для учащихся средних ПТУ по специальности «Моторист-рулевой». Может быть использован при профессиональном обучении рабочих на производстве.
Глава 1. Общие сведения о дизелях
1. Принцип действия дизелей
2. Понятие о топливе и процессе сгорания его в дизелях
3. Мощность, экономичность и классификация дизелей
Глава 2. Основные детали дизелей
4. Остов дизелей
5. Детали кривошипно-шатунного механизма
Глава 3. Газораспределение и устройства топливоподачи
6. Система газораспределения
7. Топливная система
8. Автоматические регуляторы частоты вращения коленчатого вала
Глава 4. Смазывание и охлаждение деталей дизеля
9. Смазочная система
10. Система охлаждения
Глава 5. Системы управления и контроля СЭУ
11. Система сжатого воздуха
12. Системы пуска и реверсирования
13. Система дистанционного управления
14. Системы контроля, сигнализации и защиты
Глава 6. Дизели серийных судов
15. Конструкции дизелей серийных теплоходов
16. Перспективы развития дизелей
17. Валопровод винтовых судов
Глава 7. Управление дизелями и контроль за режимом их работы
18. Подготовка к пуску, пуск и остановка дизелей
19. Режимы работы дизелей
Глава 8. Техническое обслуживание дизелей
20. Периодичность и содержание технического обслуживания
21. Теплотехнический контроль за состоянием дизелей
22. Основные правила безопасного обслуживания дизелей
23. Меры защиты окружающей среды
Глава 9. Вспомогательные энергетические установки
24. Электроэнергетические установки
25. Котельные установки
Глава 10. Вспомогательные механизмы, холодильные агрегаты и системы кондиционирования воздуха
26. Механизмы рулевых устройств
27. Якорно-швартовные механизмы
28. Механизмы шлюпочных, буксирных и счальных устройств
29. Судовые насосы
30. Холодильные агрегаты и системы кондиционирования воздуха
Глава 11. Понятие об организации и технологии судоремонта
31. Назначение и виды судоремонта
32. Методы восстановления и упрочнения деталей судовых механизмов
33. Правила безопасности труда при ремонте судовой энергетической установки
Глава 12. Ремонт основных деталей дизелей
34. Подготовка дизелей к ремонту
35. Ремонт основных деталей дизеля
36. Ремонт подшипников
37. Сборка основных деталей дизеля
Глава 13. Ремонт систем и механизмов СЭУ
38. Ремонт и регулирование средств газораспределения и топливоподачи
39. Ремонт и регулирование средств автоматизации СЭУ
40. Ремонт валопроводов и движетелей
41. Ремонт вспомогательных механизмов
42. Испытания энергетических установок после ремонта
Расчет систем энергетических установок
Дизельные энергетические установки на речных транспортных судах. Выбор главных двигателей. Расчет элементов судовой передачи, систем энергетической установки. Система водяного охлаждения и сжатого воздуха. Топливная, масляная и газовыпускная системы.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.10.2015 |
Размер файла | 117,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Исходные данные
2. Выбор главных двигателей
3. Расчет элементов главной судовой передачи
4. Расчет валопровода
5. Расчёт систем энергетической установки
5.1 Топливная система
5.2 Масляная система
5.3 Система водяного охлаждения
5.4 Система сжатого воздуха
5.5 Газовыпускная система
6. Технико-экономические показатели
Введение
Современное развитие транспортного флота характеризуется созданием высокопроизводительных грузовых, буксирных и пассажирских судов; повышением их мощности и скорости хода; оборудованием высокоэффективными и экономичными механизмами, устройствами, системами, средствами автоматизации и механизации; стандартизацией и унификацией отдельных механизмов и судовых энергетических установок в целом.
С ростом грузоподъёмности и скорости хода судов увеличивается их энергооснащённость и мощность главных двигателей. В связи с этим судовые энергетические установки, затраты на которые составляют около 35% общей строительной стоимости судов, оказывают большое влияние на технико-эксплуатационные и экономические показатели флота. Большое значение в повышении эффективности работы речного транспорта имеет техническая эксплуатация флота; на неё приходится около 50% расходов, отнесённых на себестоимость перевозок грузов и пассажиров.
Судовая энергетическая установка состоит из комплекса оборудования (тепловых двигателей, механизмов, аппаратов, магистралей, систем), предназначенного для преобразования энергии топлива в механическую, электрическую и тепловую энергию и транспортировки её к потребителям. Указанные виды энергии обеспечивают: движение судна с заданной скоростью; безопасность и надёжность плавания; работу механизмов машинного помещения, палубных механизмов и устройств; электрическое освещение; действие средств судовождения, управления механизмами, сигнализации и автоматики; общесудовые и бытовые нужды экипажа и пассажиров; выполнение различных производственных операций на транспортных судах, судах технического флота и специального назначения.
Судовая энергетическая установка должна удовлетворять следующим основным технико-экономическим и эксплуатационным требованиям:
быть экономичной, т. е. строительная стоимость и эксплуатационные затраты на неё должны быть оптимальными;
ГСЭУ должна обеспечивать заданную скорость хода судна, обладать достаточными маневренными качествами на всех режимах его движения и иметь высокий моторесурс;
снабжать потребителей различными видами энергии и холодом при высокой экономичности процессов превращения тепловой энергии в механическую и электрическую;
процессы управления и регулирования должны быть автоматизированы;
быть надёжной, т. е. иметь оптимальную вероятность безотказной работы, требовать минимальное время на устранение неисправностей и сохранять работоспособность в аварийных ситуациях;
при работе не оказывать вредного воздействия на обслуживающий персонал, пассажиров и не загрязнять окружающую среду;
иметь малые габариты и массу.
В качестве главных и вспомогательных двигателей в ДЭУ применяются поршневые ДВС — дизели, работающие по отрытому циклу.
Дизельные энергетические установки получили широкое распространение на судах различного назначения вследствие ряда положительных особенностей:
возможности создания большого диапазона агрегатных мощностей на базе стандартных типоразмеров цилиндров;
доступности использования различных типов передач;
сравнительно высокой экономичности;
относительной простоты автоматизации управления.
На речных транспортных судах новой постройки в качестве главных и вспомогательных двигателей устанавливают исключительно дизели.
На речном флоте в большинстве случаев в качестве главных применяют четырёхтактные дизели с наддувом, реверсивные среднеоборотные и нереверсивные повышенной оборотности.
В качестве вспомогательных обычно устанавливаются четырёхтактные дизели без наддува повышенной оборотности.
Широкому распространению дизелей в СЭУ способствует непрерывное улучшение их технико-экономических показателей путём совершенствования наддува и рабочего процесса, применения тяжёлых сортов топлива, использования двухконтурной системы охлаждения, повышения надёжности и моторесурса, автоматизации процессов управления, контроля и диагностирования.
Дальнейшее повышение экономичности судовых дизелей в основном должно происходить за счёт утилизации теплоты выпускных газов и охлаждающей дизель воды. Теплота, получаемая в утилизационном котле, работающем на выпускных газах, и охлаждающей дизель воды может быть использована в системе теплоснабжения судна или для получения искусственного холода. На теплоходах с большими агрегатными мощностями, работающих длительное время на постоянном режиме и потребляющих большое количество электроэнергии, пар, получаемый в утилизационных котлах, можно использовать в паровой турбине турбоэлектрогенератора.
Повышение экономичности СЭУ тесно связано с увеличением уровня их надёжности и ресурса. Поэтому на перспективу предусматривается увеличение ресурса дизелей, приближение сроков службы дизеля к срокам службы судна, резкое увеличение сроков службы до первой переборки, сроков необслуживаемой работы, что позволит значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт.
Эффективное использование СЭУ, надёжная их эксплуатация и высокая производительность труда обслуживающего персонала обеспечиваются комплексной автоматизацией установки. Автоматизированные СЭУ с безвахтенным обслуживаем получили широкое распространение на судах речного флота.
1. Исходные данные
Вариант _6__ Группа_2__ тип судна___грузовое__класс__0___автономность__10_сут__
Кафедра судовой ядерной и водородной энергетики
Основными направлениями деятельности кафедры Энергетики являются подготовка современных кадров различной квалификации (в том числе, высшей) и научно-исследовательская работа.
Кафедра Энергетики дает студентам теоретические знания и практические навыки расчетно-теоретических и проектно-конструкторских работ в области ядерной и водородной энергетики (ядерные реакторы, парогенераторы, системы и оборудование ЯЭУ, дозиметрия и биологическая защита, батареи топливных элементов, системы и оборудование электрохимических энергоустановок).
Кафедра Энергетики вводит в учебные планы перспективные дисциплины (например, уже несколько лет обучает студентов твердотельному проектированию — САПР SolidWorks, который в настоящее время только начинает вводиться на предприятиях судпрома) и активно привлекает обучающихся к научным работам, проводимым кафедрой.
Это определяет большой спрос на специалистов, подготовленных кафедрой Энергетики. Наши выпускники работают, в основном, на предприятиях судостроительной промышленности. Это, прежде всего,
- ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и его филиал «ЦНИИ СЭТ»;
- проектно-конструкторские бюро: СПМБМ «Малахит», ЦКБ МТ «Рубин», «Невское ПКБ», ЦКБ «Айсберг», СКБК;
- судостроительные предприятия: судостроительный завод «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», судостроительное предприятие «Балтийский завод».
Кафедра Энергетики с момента ее создания занималась судовыми ядерными энергоустановками. Последние годы кафедра Энергетики участвует в разработках электрохимических энергоустановок на водородном топливе для объектов морской техники. Так в сфере интересов кафедры Энергетики оказались не только ядерные, но и водородные энергоустановки. Это создает предпосылки для подготовки специалистов, способных развивать концепцию ядерно-водородной энергетики.
Цикл «Ядерные энергетические установки»
В рамках этого цикла кафедра Энергетики преподает, в частности, следующие дисциплины:
- Физика ядерных реакторов,
- Проектирование ядерных реакторов,
- Нестационарные процессы в ядерных реакторах,
- Физико-химические процессы, сопровождающие генерацию пара,
- Проектирование парогенераторов,
- Судовые ядерные энергетические установки,
- Радиационная безопасность и биологическая защита.
Цикл «Электрохимические энергоустановки»
В рамках этого цикла кафедра Энергетики преподает, в частности, следующие дисциплины:
- Системы получения и хранения водорода и кислорода,
- Физико-химические основы преобразования химической энергии в электрическую,
- Электрохимические энергоустановки,
- Проектирование основного оборудования электохимических энергоустановок,
- Термодинамика физико-химических процессов,
- Проектирование электрохимических энергоустановок для объектов морской техники.
Дисциплины, обеспечивающий современный уровень подготовки
- Компьютерное конструирование (САПР SolidWorks),
- Математическое моделирование,
- Основы аддитивных технологий.
Концепция ядерно-водородной энергетики
В настоящее время около 10 % энергии в мире вырабатывается на АЭС, причем доля АЭС в мировом энергетическом балансе постоянно растет. Наиболее крупные и мощные корабли и суда оснащаются ЯЭУ.
Ядерная энергетика оказывает значительно меньшее воздействие на окружающую среду в сравнении с использованием углеводородного сырья. Кроме того, она обладает практически неограниченными ресурсами топлива.
Вместе с тем, АЭС эффективно работают лишь в базовом режиме, когда потребляемая мощность не подвержена суточным и сезонным колебаниям.
С другой стороны, отказ от углеводородного топлива требует выбора другого энергоносителя. Таким энергоносителем может быть водород, но это требует, в свою очередь, решения проблемы получения водорода.
Вода является практически неограниченным источником водорода. Единственный способ получения водорода из воды без больших выбросов углекислого газа — электролиз воды на атомных и гидроэлектростанциях.
Чтобы обеспечить функционирование АЭС в базовом режиме нагрузок, электроэнергию, вырабатываемую в так называемые «провальные» часы, целесообразно направлять на производство водорода. Так зародилась концепция ядерно-водородной энергетики.
Ядерная энергетика, как таковая, позволяет решить проблему промышленного производства электроэнергии и, в перспективе, с повышением безопасности и освоением новых, более эффективных, видов топлива (например, ториевого), решает проблему промышленной выработки водорода. Однако, по понятным причинам, ядерные энергетические установки не подходят для транспорта и «малой энергетики».
Водородная энергетика, как таковая, позволяет решить проблему замены углеводородного топлива на транспорте. Однако необходимость больших затрат энергии на производство водорода и некоторые другие ограничения сводят на нет перспективы ее применения в большой энергетике.
Таким образом, ядерная и водородная энергетика могут дополнить друг друга. Это явилось основанием формирования концепции ядерно-водородной энергетики.
Направления и специальности подготовки
Основными направлениями деятельности кафедры Энергетики являются подготовка кадров различной квалификации (в том числе, высшей квалификации) и научно-исследовательская работа. Научно-исследовательскую работу кафедра Энергетики рассматривает как составляющую подготовки кадров.
Кафедра ведет подготовку:
- бакалавров по профилю «Энергетические установки на ядерном и водородном топливе для объектов морской техники» направления 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»,
- магистров по профилю «Энергетические установки на ядерном и водородном топливе для объектов морской техники» направления 26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры»,
- аспирантов по профилю «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» направления 26.06.01 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта».
Кафедра Энергетики считает крайне необходимым восстановить подготовку специалистов по профилю «Судовые энергетические установки на ядерном и водородном топливе» (5 лет обучения).
Лабораторное и материально-техническое обеспечение/оснащение
Кафедра Энергетики располагает:
- учебной лабораторией дозиметрии и теплофизики;
- компьютерным классом, оснащенным современными компьютерами и лицензионными программными продуктами (в том числе системой программирования Delphi, САПР SolidWorks);
- библиотекой программных продуктов, созданными сотрудниками кафедры;
- программной средой для разработки математических моделей элементов энергетических установок, созданной сотрудниками Научно-исследовательского технологического института им. А.П. Александрова (НИТИ).
В распоряжении кафедры Энергетики имеются:
- полунатурный стенд судового ядерного моноблочного ППА «Бета-К» мощностью 200 кВт на Приморской учебно-научной базе СПбГМТУ;
- стенды для проведения функциональных, доводочных, сдаточных и ресурсных испытаний энергетических установок на топливных элементах с твердополимерным электролитом, а также элементов таких энергетических установок на Приморской учебно-научной базе СПбГМТУ;
- новая стендовая база для испытаний водородно-кислородных и водородно-воздушных батарей топливных элементов, мощностью до 150 кВт в испытательном комплексе «Феррит» на Приморской учебно-научной базе СПбГМТУ;
- автоматизированная система сбора, обработки и отображения информации с применением высокопроизводительных средств обработки получаемой информации (предназначена для управления экспериментальной установкой, а также сбора и обработки показаний датчиков во время экспериментальных исследований) — такими системами оснащены все экспериментальные стенды кафедры Энергетики;
- 3D-принтер.
Стендовая база для испытаний батарей топливных элементов — результат многолетнего сотрудничества СПбГМТУ с ЦНИИ «Судовой электротехники и технологии» (ныне филиал ФГУП «Крыловский государственный научный центр») в области разработки и создания энергоустановок с прямым преобразованием химической энергии в электрическую для различных морских технических средств.
Работы по созданию стендовой базы выполнялись под руководством д.т.н., профессора Н.П. Шаманова силами нескольких подразделений:
- кафедры Энергетики;
- кафедры Электротехники и электрооборудования судов (д.т.н., профессор А.П. Сеньков);
- НИС Перспективных энергоустановок (заведующий НИС ПЭУ Д.Н. Шаманов);
- НИЛ Информационных компьютерных систем (заведующий НИЛ ИКС к.т.н. доцент С.Я. Галушин).
Стендовая база для испытаний батарей топливных элементов включает в себя:
- хранилища водорода и кислорода, выполненные в соответствии с требования к горючим и взрывоопасным газам;
- систему сбора, обработки и отображения информации;
- системы обеспечения испытаний;
- систему отопления;
- систему вентиляции;
- систему контроля атмосферы;
- систему термостатирования.
Благодаря стендовой базе в 2015 году были успешно завершены работы в рамках государственных контрактов по двум ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» и «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».
Масштаб подразделения
Кафедра Энергетики имеет учебную лабораторию дозиметрии и теплофизики (заведующий лабораторией Аленичев Олег Николаевич).
В состав кафедры Энергетики де факто также входят:
- научно-исследовательский сектор Перспективных энергоустановок (начальник сектора Шаманов Дмитрий Николаевич),
- Проблемная научно-исследовательской лаборатория (заведующий лабораторией Ефремова Галина Владимировна),
- научно-исследовательская лаборатория Испытания энергетических установок на Приморской учебно-научной базе СПбГМТУ.
Общее количество сотрудников на кафедре 10 чел. (без научно-исследовательского сектора Перспективных энергоустановок, Проблемной научно-исследовательской лаборатории и Приморской учебно-научной базы). Из них 8 чел. — профессорско-преподавательский состав, в том числе 2 доктора технических наук и 4 кандидата технических наук.
Преподавательский, учебно-вспомогательный и руководящий состав кафедры Энергетики.
Основные научные направления кафедры Энергетики:
- струйные технологии (пароводяные струйные аппараты нового типа, которые могут обеспечивать циркуляции теплоносителя в первом контуре, водо-водяные и газо-газовые инжекторы для обеспечения рециркуляции в системах ядерных и электрохимических энергоустановок);
- ядерные моноблочные паропроизводящие агрегаты типа «Бета» (в которых используются пароводяные струйные аппараты в качестве средств циркуляции теплоносителя первого контура);
- ядерные паропроизводящие установки;
- электрохимические энергоустановки (на основе низкотемпературных топливных элементов с твердополимерным электролитом).
Ежегодно сотрудники кафедры Энергетики получают 4-6 патентов на полезные модели и 3-4 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ.
Актуальность и востребованность этих исследований и разработок подтверждается тем, что кафедра Энергетики неоднократно выигрывала конкурсы на заключение Госконтрактов.
В области создания электрохимических энергоустановок кафедра Энергетики тесно сотрудничает с Филиалом «Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии» («ЦНИИ СЭТ») ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
Бакалавриат
Магистратура
Кафедра Энергетики (первоначально кафедра Спецэнергетики) создана в ЛКИ в 1961 году по инициативе д.т.н., профессора Гайка Аваковича Абагянца, который и был первым заведующим кафедрой (1961-1964).
Первое время преподавателями кафедры были приглашенные специалисты: Герой социалистического труда д.т.н., профессор Гасанов Генрих Алиевич (начальник и главный конструктор СКБК) и д.т.н., профессор Гусев Алексей Борисович ( ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова).
В 1964 году в связи со смертью профессора Абагянца Г. А., кафедру возглавил профессор (тогда к.т.н., доцент) Ракицкий Борис Владимирович.
С 1974 года кафедрой руководил д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ Шаманов Николай Павлович. В настоящее время кафедру возглавляет д.т.н., доцент Кожемякин Вячеслав Вячеславович.
В 1978 году произошло объединение кафедры Спецэнергетики и кафедры Судовых парогенераторов.
В разное время на кафедре Энергетики работали преподаватели: д.т.н., профессор Шваб Григорий Ильич, к.т.н., доцент Лебедев Михаил Алексеевич, к.т.н., доцент Юдовин Борис Соломонович, к.т.н., доцент Турлаков Александр Семенович, к.т.н., доцент Волков Дмитрий Иванович, к.т.н., доцент Дементьев Кирилл Семенович, к.т.н., доцент Дмитриев Герман Ильич, ст. преп. Андреев Владимир Михайлович.
До 1995 года профессором кафедры Энергетики был д.т.н., профессор Дядик Александр Николаевич, который в настоящее время возглавляет кафедру Теплофизических основ судовой энергетики.
В 1981 году при кафедре Энергетики на базе ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова была создана базовая кафедра под руководством д.т.н., профессора Седакова Ливерия Павловича (зам. директора ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова). Преподавателями на базовой кафедре были такие ведущие специалисты как д.т.н., профессор Рубанов Станислав Михайлович, к.т.н., доцент Дидейкин Торий Степанович (нач. отдела), к.т.н., доцент Крайнов Анатолий Александрович (нач. сектора).
В последние годы преподавателями кафедры были д.т.н., профессор Иванов Роман Александрович и д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ Половинкин Валерий Николаевич (референт генерального директора ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова).