Система смазки и охлаждения насосных установок
Система смазки и охлаждения насосных установок
Главная Судовые двигатели внутреннего сгорания Система и устройство двигателя Система смазки двигателя и ее элементы
Система смазки предназначена для подачи смазочного масла к трущимся частям двигателя, что уменьшает их трение и преждевременный износ, а также для частичного отвода тепла, выделяемого при трении. В некоторых двигателях систему смазки можно использовать для охлаждения поршней; она обеспечивает работу сервомоторов системы регулирования и автоматизации. Надежная и качественная работа системы смазки во многом определяет моторесурс двигателя.
В современных дизелях применяют принудительную, циркуляционную и смешанную системы смазки.
Смазку под давлением используют в мощных тронковых и во всех крейцкопфных двигателях для подшипников коленчатого и распределительного валов, подшипников приводов навешанных вспомогательных механизмов и поршневой головки шатуна. Смазка цилиндровых втулок и поршней осуществляется специальным насосом высокого давления— лубрикатором. Применение лубрикаторов позволяет использовать специальные сорта масел и обеспечивает регулирование количества подаваемого масла.
Смешанная система смазки состоит из смазки под давлением и смазки цилиндров, осуществляемой разбрызгиванием масла, стекающего с рамовых и мотылевых подшипников. Смазка разбрызгиванием малоэффективна, режим смазки неустойчив, так как зависит от частоты вращения двигателя. Масло быстро стареет, его расход возрастает. Такую смазку применяют только в тропковых двигателях при диаметре цилиндра не более 400 мм.
В состав ситемы смазки входят: масляный насос, фильтры, сточная цистерна (циркуляционная, резервный масляный насос, сепаратор и трубопроводы, связывающие отдельные элементы системы.
Различают две системы циркуляционной смазки: с «мокрым» и «сухим» картером. В системе с мокрым картером отработавшее масло собирается в поддоне фундаментной рамы, а в системе с сухим картером — в отстойнике, обычно находящемся вне двигателя.
На рис. 175 показана схема системы циркуляционной смазки с сухим картером. Откачивающий масляный насос 11 забирает через приемную сетку 12 масло из картера двигателя и направляет его через спаренный масляный фильтр грубой очистки 10 и маслоохладитель 8 в цистерну 4, откуда масло основным масляным насосом 3 по маслопроводу 1 нагнетается к трущимся частям двигателя. Постоянное давление масла в системе поддерживается перепускным клапаном 14. Терморегулятор 7 автоматически поддерживает постоянную температуру масла. Регулирование температуры масла осуществляется перепуском его части помимо холодильника по трубе 6. Для уменьшения пенообразования в картере и в масляной цистерне 4 смонтирована сетка 13. Цистерна 4 оборудована указателем уровня и переливной трубой 5. В системе предусмотрена постановка фильтра тонкой очистки 2 для лучшей очистки масла. Через фильтр тонкой очистки непрерывно проходит 10—15% общего количества прокачиваемого масла. Перед пуском двигателя он прокачивается ручным масляным насосом 9 контроль за работой масляной системы осуществляется по показаниям манометров М и термометров Т. На рис. 176 показана принципиальная схема масляной системы с мокрым картером.
Масляные цистерны свежего масла, отработавшего и расходные оборудуют и располагают аналогично топливным.
Масляные насосы циркуляционной системы смазки обычно выполняют шестеренными или винтовыми. Схема реверсивного шестеренного насоса изображена на рис. 177. Насос имеет золотники, обеспечивающие подачу масла независимо от направления вращения. Роль золотников выполняют оси шестерен, в которых выфрезерованы каналы, связывающие всасывающий патрубок насоса при переднем ходе с полостью А, при заднем — с полостью Б, а нагнетательный — соответственно с полостью Б или полостью А.
Лубрикаторы представляют собой многоплунжерные насосы высокого давления, они служат для подачи смазки к цилиндровым втулкам. На рис. 178 показан лубрикатор мощного судового крейцкопфного двигателя. Кулачковый вал лубрикатора получает вращение от распределительного вала через зубчатую передачу. При вращении вала 14 кулачковая шайба 13 воздействует на плунжер 1 , перемещая его влево — осуществляется ход нагнетания. Открываются шариковые нагнетательные клапаны 4 и капля масла по струне 5 поступает в нагнетательный трубопровод 8. Для наблюдения за подачей масла служит стеклянная трубка 6, заполненная соленой водой. Всасывающий ход плунжера осуществляется под действием пружины 2, при этом всасывающие шариковые клапаны 3 открываются и масло из бачка 11 поступает в насосное пространство А. Ход плунжера, а следовательно, и подача масла регулируется винтом 9 и рычагом 12. Винт 7 служит для стопорения регулировочного винта 9. Масло и бачок заливается через сетку 10.
Маслоохладители выполняют в основном трубчатого типа. Охлаждающая вода протекает по трубкам, а масло омывает трубки снаружи. Для увеличения пути движения масла внутри корпуса маслоохладителя устанавливают перегородки. Трубки закрепляют в трубных досках развальцовкой.
МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ
Установка и обвязка насосных агрегатов (НА) производятся согласно проекту. Наладка и опробование осуществляются в соответствии с требованиями соответствующих инструкций заводов-изготовителей.
Насосы в сборе с двигателями устанавливаются на фундаментах и выверяются относительно привязочных осей, в плане и по высоте, с точностью, определенной проектом.
До начала обвязки рамы и насосы надежно закрепляются на фундаменте. После присоединения всасывающего и нагнетательного трубопроводов проверяется центровка насосного агрегата. Точность центровки устанавливается заводскими инструкциями на монтируемые насосы, а при отсутствии таких указаний точность должна быть в пределах:
- биение — радиальное — не более 0,05 мм;
- биение осевое — не более 0,03 мм.
Проверка центровки осуществляется вручную, путем проворачивания валов насоса и двигателя, соединенных между собой муфтами. Валы должны проворачиваться легко, без заеданий. Соосность валов насосов и двигателей измеряется соответствующими инструментами (индикаторами и т.д.).
Подпорные и магистральные насосы перед монтажом подвергаются индивидуальным гидроиспытаниям в соответствии с данными заводских инструкций. Гидроиспытания приемо-выкидных патрубков подпорных и магистральных насосов и коллектора насосной после монтажа и ремонта выполняются согласно проектной документации. Условия испытаний должны соответствовать требованиям СНиП III-42-80. Испытания приемо- выкидных патрубков и коллектора могут проводиться совместно с насосами.
- не позднее чем за 15 минут до пуска основных агрегатов убедиться в функционировании системы приточно-вытяжной вентиляции во всех помещениях ПС ;
- проверить готовность электросхемы, положение масляного выключателя (пускателей), состояние КИП и средств автоматики;
- убедиться в готовности к пуску вспомогательных систем;
- убедиться в готовности к пуску основных НА , запорной арматуры по технологической схеме;
- проверить поступление масла в подшипниковые узлы, гидромуфту насосов и охлаждающей жидкости к маслоохладителям (если они воздушные, то при необходимости убедиться в том, что они подключены);
- проверить наличие необходимого давления воздуха в воздушной камере вала соединения в разделительной стене (или в корпусе электродвигателя).
При обычной эксплуатации эти операции осуществляются персоналом дежурной смены (оператором, машинистом, электриком и т.д.) в соответствии с их должностными инструкциями и инструкциями по эксплуатации и обслуживанию оборудования.
К началу эксплуатации насосной должны быть подготовлены инструкции, в которых должны быть указаны последовательность операций пуска и остановки вспомогательного и основного оборудования, порядок их обслуживания и действий персонала в аварийных ситуациях.
Запрещается пускать агрегат:
- без включения приточно-вытяжной вентиляции;
- без включенной маслосистемы;
- при не заполненном жидкостью насосе;
- при наличии технологических неисправностей; в других случаях, предусмотренных инструкциями (должностными, по эксплуатации оборудования, инструкциями завода-изготовителя и т.д.).
Запрещается эксплуатировать агрегат при нарушении герметичности соединений; во время работы агрегата запрещается подтягивать резьбовые соединения, находящиеся под давлением, производить какие-либо действия и работы, не предусмотренные инструкциями, положениями и т.д.
- при появлении дыма из уплотнений, сальников в разделительной стене;
- при значительной утечке нефтепродукта на работающем агрегате (разбрызгивании нефтепродуктов);
- при появлении металлического звука или шума в агрегате;
- при сильной вибрации;
- при температуре корпуса подшипников выше пределов, установленных заводом-изготовителем;
- при пожаре или повышенной загазованности;
- во всех случаях, создающих угрозу обслуживающему персоналу и безопасности эксплуатации оборудования.
Перепад давления между воздушной камерой вала и насосным помещением должен быть не менее 200 Па. После остановки НА (в том числе после вывода его в резерв) подача воздуха в воздушную камеру уплотнения не прекращается.
Насосы, гидромуфты и двигатели должны быть оснащены приборами, позволяющими контролировать эксплуатационные параметры или сигнализирующими о превышении их допустимых предельных значений. Условия установки и использования этих приборов приводятся в соответствующих инструкциях заводов-изготовителей.
Приточно-вытяжные системы вентиляции насосных (магистральной и подпорной) и системы контроля загазованности в этих помещениях должны работать в автоматическом режиме. Кроме автоматического включения приточно-вытяжной вентиляции и отключения насосов должно быть предусмотрено ручное управление вентиляторами по месту; кнопка аварийной остановки насосной должна располагаться снаружи здания насосной вблизи входной двери.
Корпуса насосов должны быть заземлены независимо от заземления их электродвигателей.
Продувочные и дренажные краны насосов должны быть снабжены трубками для отвода и сброса продукта в коллектор утечек и далее в емкость сбора утечек, расположенную вне здания насосной. Вывод продуктов продувки и дренажа насосов в атмосферу насосной запрещается.
Ввод резервного магистрального или подпорного агрегата в автоматическом режиме осуществляется при полностью открытой приемной и закрытой выкидной (напорной) задвижке или открытых обеих задвижках. В первом случае открытие задвижки на нагнетании насоса может начинаться одновременно с пуском электродвигателя или опережать запуск двигателя на 15 — 20 с. В соответствии с проектом может быть предусмотрен другой порядок запуска резервного НА в автоматическом режиме.
Автоматический ввод резервного магистрального, подпорного агрегата или агрегата одной из вспомогательных систем (маслосистемы, системы подпора камер беспромвальных соединений и т.д.) осуществляется после отключения основного без выдержки времени или с минимальной (селектирующей) выдержкой времени.
Во время эксплуатации оборудования необходимо следить за его параметрами в соответствии с инструкциями, в частности:
- за герметичностью обвязки оборудования (фланцевых и резьбовых соединений, уплотнений насосов);
- значениями давления в маслосистеме и охлаждающей жидкости (воздуха), а также за работой приточных, вытяжных и общеобменных вентиляционных систем, других механизмов и систем.
При обнаружении утечек и неисправностей необходимо принимать меры к их устранению.
Установку датчиков газоанализаторов в насосной следует предусматривать в соответствии с проектом у каждого насоса в местах наиболее вероятного скопления газа и утечек взрывоопасных паров и газов (сальниковых, механических уплотнений, фланцевых соединений, клапанов и т.д.).
Электродвигатели, применяемые для привода магистральных насосов при их размещении в общем зале, должны иметь взрывозащищенное исполнение, соответствующее категории и группе взрывоопасных смесей. При применении для привода насосов электродвигателей невзрывозащищенного исполнения электрозал должен быть отделен от насосного зала разделительной стеной. В этом случае в разделительной стене в месте соединения электродвигателей и насосов устанавливаются специальные устройства, обеспечивающие герметичность разделительной стенки (диафрагмы с камерами беспромвальных соединений), а в электрозале должно обеспечиваться избыточное давление воздуха 0,4 — 0,67 кПа.
Пуск станции запрещается в случае, когда температура воздуха в электрозале ниже +5°С, в любом режиме пуска (автоматический, дистанционный или местный).
Система смазки
При пусконаладочных работах производится прокачка масла по маслосистеме, регулируется расход масла по подшипникам НА путем подбора дроссельных шайб или запорного устройства. Маслосистема проверяется на плотность фланцевых соединений и арматуры.
Во время пусконаладочных работ проверяется надежность подачи масла из аккумулирующего маслобака (если он предусмотрен) к подшипникам НА при остановленных маслонасосах для обеспечения выбега магистральных НА .
Уровень в маслобаках и давление масла должны быть в пределах, обеспечивающих надежную работу подшипников насоса и электродвигателей. Контроль уровня масла в маслобаках осуществляется персоналом дежурной смены. Давление масла в маслосистеме контролируется автоматически, магистральные насосные агрегаты обеспечиваются автоматической защитой по минимальному давлению масла на входе подшипников насоса и электродвигателя. Точки контроля температуры, уровня и давления в системе смазки определяются проектом.
Масло, находящееся в системе смазки, следует заменять свежим в установленные инструкцией по эксплуатации сроки или через 3000 — 4000 часов наработки оборудования.
Масло от поставщика принимается при наличии сертификата соответствия и паспорта качества на масло. При отсутствии указанных документов приемка масла должна осуществляться после проведения соответствующих физико-химических анализов на соответствие его параметров требуемым и выдачи заключения специализированной лабораторией.
Монтаж элементов системы смазки (трубопроводов, фильтров, холодильников, маслобак(ов) и др.) должен соответствовать проекту и обеспечивать самотечный сток масла в маслобак(и) без образования застойных зон; значения монтажных уклонов должны соответствовать требованиям НТД . В нижних точках системы или ее частей должны располагаться фильтры. Элементы системы смазки (фильтры) должны подвергаться периодической очистке в сроки, оговоренные инструкциями.
Для каждого типа насосов и двигателей устанавливаются на основе заводских и эксплуатационных данных нормы расхода масла.
Система охлаждения
Сроки и способы очистки полостей охлаждения агрегатов и теплообменных аппаратов системы охлаждения от накипи и загрязненной воды должны быть установлены в зависимости от конструкции системы охлаждения, степени загрязнения, жесткости, расхода воды. Трубопроводы системы охлаждения должны быть выполнены с уклоном, обеспечивающим самослив воды через специальные краны или штуцера.
Необходимо не реже одного раза в смену проверять отсутствие в охлаждающей воде нефтепродукта или масла. В случае обнаружения последних принимаются меры к немедленному выявлению и устранению повреждения. Результаты ежесменной проверки наличия в воде масла или нефтепродукта следует фиксировать в вахтенном журнале.
Система охлаждения должна исключать возможность повышения давления воды в охлаждаемых полостях агрегата выше предельного, указанного заводом-изготовителем. Температура охлаждения жидкости перед радиаторами электродвигателя должна быть не более +33°C.
Наружные элементы системы охлаждения (трубопроводы, арматура, градирня, емкости) должны быть своевременно подготовлены к работе в зимних условиях или опорожнены и отключены от основной системы.
Забор воздуха для охлаждения двигателей производится в соответствии с проектом в местах, не содержащих паров нефтепродукта, влаги, химических реагентов и т.д. выше предельных норм. Температура воздуха, подаваемого на охлаждение двигателей, должна соответствовать проекту и инструкции завода-изготовителя.
1.2.2 Вспомогательные системы насосных агрегатов
Каждый насосный агрегат оборудован и оснащен системами:
принудительной смазки подшипников качения и скольжения;
сбора утечек нефти:
разгрузки торцевых уплотнений.
1.2.2.1 Маслосистема. Маслосистема предназначена для принудительной смазки подшипников качения и скольжения насосов и электродвигателей. В качестве смазки подшипников применяется турбинное масло Т-22 или Т-30. Техническая характеристика масла, применяемого в маслосистеме, должна соответствовать требованиям ГОСТ-32-74.
Система смазки магистральных насосных агрегатов состоит из рабочего и резервного масляного насосов, оборудованных фильтрами очистки масла, рабочего и резервного маслобаков, аккумулирующего маслобака и маслоохладителей (рисунок 1.3).
Масло с основного маслобака забирается работающим маслонасосом типа «Ш» проходит через маслофильтр и подается на маслоохладители, откуда поступает в аккумулирующий бак, расположенный на высоте 6-8 м от уровня пола насосной. С аккумулирующего бака масло подается к подшипникам насосного агрегата и далее возвращается в рабочий маслобак. Рабочая температура масла в общем коллекторе перед поступлением на магистральные насосные агрегаты должна находится в пределе от +35 0 С до +55 0 С, при превышении температуры масла на выходе из маслоохладителя более +55 0 С, автоматически включаются дополнительные вентиляторы обдува. При низкой температуре масла допускается работа маслосистемы, минуя маслоохладители.
Давление масла перед подшипниками насоса и электродвигателя устанавливается не более 0,08 МПа и не менее 0,03 МПа. Регулирование подачи масла к каждому подшипнику осуществляется с помощью подбора дроссельных шайб, устанавливаемых на подводящих маслопроводах.
1 — аккумулирующая емкость; 2 — маслобаки; 3 — маслонасос; 4 — агрегат воздушного охлаждения масла; 5 — фильтры; 6 — электродвигатель; 7 — насос
Рисунок 1.3 — Система смазки подшипниковых узлов насосных агрегатов
В маслосистеме предусмотрено:
регулирование, измерение и сигнализация температуры масла;
сигнализация максимального и минимального уровней в баках маслосистемы;
сигнализация максимального и минимального уровней в аккумулирующем баке при работе маслосистемы.
1.2.2.2 Система сбора утечек нефти. Данная система служит для сбора утечек нефти с магистральных насосных агрегатов и состоит из насосов откачки утечек и четырех емкостей сбора утечек объемом 100 м 3 .
Утечки нефти с торцовых уплотнений насосов поступают в емкости сбора утечек.
Система утечек оснащена защитой по максимальным утечкам. Для контроля утечек магистральных насосных агрегатов установлен бачок сигнализации особой конструкции. При превышении рабочего уровня нефти в сосуде срабатывает защита на отключение насосного агрегата.
Откачка нефти из емкостей сбора утечек производится автоматически, включением вертикального насоса Worthington типа 4WUC-9 в подводящий технологический трубопровод НПС.
1.2.2.3 Система охлаждения насосных агрегатов. Система охлаждения насосных агрегатов предназначена для обеспечения требуемого температурного режима электродвигателей и охлаждения масла, подаваемого к подшипникам насосного агрегата.
Взрывозащищенные электродвигатели типа СТДП, установленные в одном зале с насосом, имеют водяное охлаждение. Вода циркулирует по замкнутому контуру при помощи насосов, устанавливаемых в специальном помещении. В жаркое время года вода охлаждается в радиаторах, имеющих воздушное охлаждение.
1.2.2.4 Система приточно-вытяжной вентиляции насосной. Система состоит из двух приточных вентиляторов с калориферами, четырех вытяжных вентиляторов и разводящих воздуховодов. В функции системы приточно-вытяжной вентиляции входит:
ограничение максимальной концентрации паров в воздухе насосного зала;
подача воздуха для отопления машинного зала и поддержания температуры в пределах требований, предъявляемых по техническим уровням установленного там оборудования и аппаратуры автоматики;
Вентиляторы установлены снаружи помещения. Вытягиваемый из насоса воздух по воздуховоду направляется наверх выше крыши здания насосной. Воздуховод заканчивается перекидным клапаном и факельной насадкой. Вентиляторы расположены попарно с каждого торца здания. Один из вентиляторов каждой пары — резервный.
Пристенные воздушные насадки, располагаемые внутри насосной, обеспечивают забор и отсос воздуха из помещения. Воздушные насадки вытяжной вентиляции установлены также в приямке насосного зала, где расположены маслонасосы.
В состав вытяжной вентиляции входят также дефлекторы, установленные на крыше насосной. Дефлекторы имеют шибера, регулирующие расход воздуха. Открытие шибера осуществляется при помощи троса. Дефлекторы обеспечивают естественное удаление из верхней зоны помещения воздуха, в котором могут содержаться взрывоопасные смеси газов [1].
Устройство для регулирования давления в системе жидкой смазки подшипников жидкостного трения
Полезная модель относится к прокатному производству преимущественно к системам жидкой смазки подшипников жидкостного трения валков прокатных станов (ПЖТ).
Для повышения долговечности и сокращения расхода ПЖТ и прокатных валков, сокращения аварийных простоев и повышения производительности прокатных станов устройство для регулирования давления в системе жидкой смазки подшипников жидкостного трения включает масляные баки, насосные установки с электродвигателями, трубопроводную систему, соединяющую насосные установки с подшипниками жидкостного трения, на которой установлены задвижки, обратные клапаны, аварийный предохранительный клапан, фильтры и теплообменники, и систему управления скоростным режимом электродвигателей насосных установок. Система управления скоростным режимом электродвигателей содержит частотный преобразователь, контроллер, датчик давления, установленный на напорном трубопроводе трубопроводной системы перед коллектором подачи смазки к подшипникам жидкостного трения, задатчик давления в гидросистеме смазки и избирательные ключи включения электродвигателей насосных установок.
Полезная модель относится к прокатному производству, преимущественно к системам жидкой смазки подшипников жидкостного трения (ПЖТ) валков прокатных станов.
Известно устройство для регулирования давления в системе жидкой смазки ПЖТ (аналог), включающее масляный бак, насосную установку с электродвигателем, трубопроводную систему, соединяющую масляный бак и насосную установку с подшипником жидкостного трения, на которой установлены фильтры, обратный, предохранительный клапаны и манометр, и систему управления скоростным режимом электродвигателя насосной установки (А.И.Целиков, П.И.Полухин, В.М.Гребеник и др. Машины и агрегаты металлургических заводов. Том 3. М.: Металлургия, 1981 г., с.180, рис.IV.28).
Недостатком аналога являются низкая надежность устройства из-за применения только одной насосной установки и невозможность регулирования давления смазки в гидросистеме устройства. При выходе из строя насосной установки возникает аварийная остановка прокатной клети и прокатного стана, что приводит к снижению его производительности.
Система управления скоростным режимом электродвигателя насосной установки не обеспечивает возможности регулирования давления смазки в гидросистеме устройства при изменении скорости прокатки. Это приводит к разрыву масляного клина между втулкой-вкладышем и втулкой-цапфой подшипников, нарушению жидкостного трения между втулками, снижению долговечности, выходу из строя и разрушению подшипников. Разрушение подшипников вызывает аварийные простои прокатного стана, снижает его производительность и увеличивает расход подшипников. При нарушении жидкостного трения возникают колебания шеек валков в зазорах между втулками-цапфами и втулками-вкладышами, что отрицательно сказывается на работе прокатных валков, снижает их долговечность, увеличивает расход валков и снижает качество прокатываемого металла.
Наиболее близким техническим решением (прототипом) является устройство для регулирования давления в системе жидкой смазки подшипников жидкостного трения, включающее масляные баки, насосные установки с электродвигателями, трубопроводную систему, на которой установлены задвижки, обратные и предохранительный клапаны, фильтры и теплообменники, соединяющую насосные установки с подшипниками жидкостного трения, и систему управления скоростным режимом электродвигателей насосных установок (Механическое оборудование цехов холодной прокатки, под ред. Г.П.Химича. М.: Машиностроение, 1972, стр.505-506, рис.278).
В отличие от аналога прототип снабжен двумя насосными установками, что повышает его надежность в сравнении с аналогом.
Однако, как и в аналоге, система управления скоростным режимом электродвигателей насосных установок прототипа обеспечивает возможность его работы только в нерегулируемом режиме, что предопределяет наличие в прототипе таких же недостатков, как и у аналога.
Техническим результатом полезной модели является повышение долговечности, сокращение расхода подшипников жидкостного трения и прокатных валков, сокращение аварийных простоев, повышение производительности прокатного стана и качества прокатываемого металла.
Технический результат достигается тем, что в устройстве для регулирования давления в системе жидкой смазки подшипников жидкостного трения, включающем масляные баки, насосные установки с электродвигателями, трубопроводную систему, соединяющую насосные установки с подшипниками жидкостного трения, на которой установлены задвижки обратные клапаны, аварийный предохранительный клапан, фильтры и теплообменники, и систему управления скоростным режимом электродвигателей насосных установок, система управления скоростным режимом электродвигателей содержит частотный преобразователь, соединенный с электродвигателями насосных установок, контроллер, сигналы от которого поступают на частотный преобразователь, датчик давления, установленный на напорном трубопроводе трубопроводной системы перед коллектором подачи смазки к подшипникам жидкостного трения и соединенный с контроллером, задатчик давления и избирательные ключи включения электродвигателей насосных установок, соединенные с частотным преобразователем.
Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная схема устройства для регулирования давления в системе жидкой смазки подшипников жидкостного трения.
Устройство включает масляные баки 1, 2, соединенные через задвижки 3 с перекачным насосом и через задвижки 4, 5 с насосными установками 6, 7, 8. Перекачной насос предназначен для периодической замены масла в масляных баках.
Насосные установки через обратные клапаны 9 и задвижки 10 соединены с отводящим трубопроводом 11 трубопроводной системы, на котором установлен предохранительный клапан 12 и обратный клапан 13. От этого клапана через коллектор 14 и задвижки 15 масло поступает к фильтрам 16, 17, 18. От фильтров через задвижки 19, коллекторы 20, 21 и задвижки 26, 22 масло подается к теплообменникам 23, 24 на охлаждение. Охлаждающая техническая вода к теплообменникам поступает через задвижки 29, 25 и отводится от них через задвижки 26.
1 После охлаждения масло через задвижки 31, напорный трубопровод 28 и коллектор 29 подается к подшипникам жидкостного трения 30, от которых по сливному трубопроводу 31 через задвижки 32 поступает в масляные баки.
Предохранительный клапан 12 предназначен для аварийного отключения двигателей насосных установок, например при засорении фильтров 16, 17, 18 или в других случаях внезапного повышения давления в отводящем трубопроводе 11. Сигнал на предохранительный клапан 12 для аварийного отключения насосных установок поступает от электроконтактного манометра 33, установленного на коллекторе 14, на котором также установлен видовой манометр 34. В этом случае масло через клапан 12 и задвижки 32 поступает в масляные баки 1, 2. Заправка баков новым маслом производится через задвижки 35.
На коллекторе 20 установлен электроконтактный манометр 36 и видовой манометр 37. Манометр 36 предназначен для передачи сигнала на включение одного из насосов при падении давления в гидросистеме из-за отказа или неисправности работающего насоса или падения давления после фильтров.
На напорном трубопроводе 28 установлены электроконтактный манометр 38 и перед коллектором 29 датчик давления 39.
Напорный трубопровод 28 через задвижку 40 соединен с коллектором 20, что позволяет с помощью электроконтактного манометра 36 также регулировать давление в напорном трубопроводе и на ПЖТ при падении давления на фильтрах.
Устройство снабжено системой управления скоростным режимом электродвигателей насосных установок, включающей частотный преобразователь (ЧП) 41, соединенный с электродвигателями, контроллер 42, датчик давления (ДЦ) 39, соединенный с контроллером, задатчик давления (ЗД) 43 и избирательные ключи (K1, K2, К3) 44 включения электродвигателей насосных установок, соединенные с частотным преобразователем.
Для промывки трубопроводной системы масляные баки через задвижку 45 непосредственно соединены с отводящим трубопроводом 11.
На принципиальной схеме устройства электрические соединения 46 электродвигателей насосных установок с частотным преобразователем выделены более жирными линиями, чем линии трубопроводной системы, а соединения элементов системы управления скоростным режимом двигателей показаны пунктирными линиями.
Устройство для регулирования давления в системе смазки ПЖТ обеспечивает возможность поддержания требуемого давления для создания масляного клина между втулками-вкладышами и втулками-цапфами в зависимости от скорости вращения валков и усилия прокатки.
Регулирование давления выполняется с помощью системы управления скоростным режимом электродвигателей насосных установок 6, 7, 8. Каждый из двигателей при регулировании может работать от частотного преобразователя, а остальные двигатели находятся в резерве или включаются для работы с постоянной скоростью без регулирования.
При регулировании давления возможны три режима работы насосных установок: ручной, регулируемый и автоматический. Включение электродвигателей насосов на заданный режим выполняется с помощью избирательных ключей K1, K2, К3 (на схеме — поз.44).
В качестве примера работы устройства на различных режимах рассмотрим работу устройства для регулирования давления в системе смазки ПЖТ чистовой клети 12 стана 2000 горячей прокатки ОАО "Северсталь". В устройстве используются три насосные установки 6, 7, 8.
При работе на ручном режиме включается установка 8, которая работает с постоянной скоростью электродвигателя без регулирования давления. Отключение гидросистемы происходит по сигналу задатчика давления 43, который выдает задание на частотный преобразователь 41 при отклонении давления в гидросистеме от заданных пределов изменения давления.
При работе в регулируемом режиме регулирование давления в гидросистеме смазки ПЖТ осуществляется от насосной установки 7, двигатель которой управляется от частотного преобразователя. Остальные двигатели с насосами находятся в резерве. При отклонении давления от заданного сигнал от датчика давления 39 поступает на контроллер 42, обрабатывается, и контроллер выдает команду на частотный преобразователь на увеличение или уменьшение скорости вращения электродвигателя насосной установки 7, благодаря чему поддерживается заданное давление в коллекторе 29 подачи смазки к подшипникам жидкостного трения 30.
При остановке клети на ремонт, перевалку, по другим причинам или при работе клети на низкой скорости двигатель работает с минимальной частотой и давление масла в системе по сигналу от задатчика давления 43 автоматически возрастает до заданного. При увеличении скорости валков давление масла в системе понижается, и электродвигатель увеличивает скорость вращения для поддержания заданного давления.
При работе устройства в автоматическом режиме работает насосная установка 6. Установка включается от электроконтактного манометра 33 при падении давления в системе смазки ниже заданного или при отказе или неисправности насосных установок 7 или 8. Это обеспечивает резервирование, повышение надежности и безаварийную работу системы смазки ПЖТ.
Благодаря применению предлагаемого устройства для регулирования давления, повышается надежность системы смазки ПЖТ, исключаются разрывы масляного клина между втулками ПЖТ, повышается долговечность и сокращается расход подшипников жидкостного трения. Улучшаются условия работы прокатных валков, повышается их долговечность, сокращается расход валков и повышается качество прокатываемого металла. Сокращаются аварийные простои и повышается производительность прокатного стана.
Устройство для регулирования давления в системе жидкой смазки подшипников жидкостного трения, включающее масляные баки, насосные установки с электродвигателями, трубопроводную систему, соединяющую насосные установки с подшипниками жидкостного трения, на которой установлены задвижки, обратные клапаны, аварийный предохранительный клапан, фильтры и теплообменники, и систему управления скоростным режимом электродвигателей насосных установок, отличающееся тем, что система управления скоростным режимом электродвигателей содержит частотный преобразователь, контроллер, датчик давления, установленный на напорном трубопроводе трубопроводной системы перед коллектором подачи смазки к подшипникам жидкостного трения, задатчик давления в гидросистеме смазки и избирательные ключи включения электродвигателей насосных установок.