9. Система питания ДВС, работающих на газе
9. Система питания ДВС, работающих на газе
1. Схема инжекционной системы питания выбранного бензинового двигателя, переоборудованной для работы с газом сжиженным нефтяным, ГСН.
Простое переоборудование автомобиля на газ: это в багажник, грузовой отсек, устанавливается газовый баллон, в моторный отсек редуктор-испаритель и устройства подачи газа в двигатель и регулирования смеси.
Бензиновые и дизельные двигатели могут работать как на обычном топливе и на газе, после установки необходимого оборудования.
Принципиальная схема основных элементов газобаллонного оборудования ГСН.
1. — Баллон с ГНС; 2. — Насос; 3. — Фильтр с клапаном; 4. — Воздушный фильтр; 5. — Цилиндр; 6. — Электронный блок управления; 7. — Блок управления подачей газа;
Газ пропан-бутан ГНС, при нормальном давлении и температуре находится в газообразном состоянии, но при незначительном повышении давления и обычной температуре переходит в легкоиспаряющуюся жидкость. Именно поэтому газ хранится в герметичных баллонах под давлением 2 … 16 кгс/см2, в сжиженном состоянии.
За счёт давления собственных паров сжиженный газ поступает из баллона в газовую магистраль высокого давления.
Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана, через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства, ВЗУ.
По магистрали газ в жидкой фазе попадает в фильтр, который очищает газ от взвесей и смолистых отложений, а газовый клапан в нём перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин.
2. Электрическая схема подключения элементов газобаллонного оборудования
Включение подачи газового или жидкого вида топлива осуществляется при помощи электрических приборов, объединённых в электрическую схему.
Принципиальная схема электрическая.
1. Блок управления. 2. Кузов автомобиля. 3. Редуктор. 4. Электромагнитный газовый клапан. 5. Соединитель. 6. Электромагнитный клапан пускового редуктора. 7. Катушка зажигания. 8. Предохранитель. 9. Датчик вращения двигателя. 10. Замок зажигания. 11. Клемма «+» аккумулятора. 12. Бензоклапан. 13. Переключатель «бензин» — «газ». 14. Провод.
Поступлением газа или бензина управляют электромагнитные газовый 4 и бензиновый 12 клапаны.
Напряжение на катушки этих клапанов поступает от переключателя «Бензин» — «Газ». На переключатель напряжение поступает от замка зажигания 10. Обычно для удобства «плюсовой» провод переключателя соединяется с замком зажигания, а с плюсовой клеммой катушки зажигания 7 через предохранитель.
Принцип построения электрической схемы для систем питания ГСН и КПГ легковых и грузовых автомобилей практически одинаков.
3. Основные принципы конструирования элементов системы выпуска отработавших газов.
Отработавшие газы выходят из цилиндров двигателя под большим давлением и с большой скоростью. Они обладают значительной энергией и, расширяясь в атмосфере, создают сильный шум. Для уменьшения шума при выпуске отработавших газов в атмосферу, гашения пламени и искр необходимы специальные устройства, например глушитель.
Так же, температура отработавших газов используется для подогрева свежей горючей смеси. Излишний перегрев горючей смеси тоже вреден, так как при сильном расширении смеси весовой заряд цилиндров уменьшается, что приводит к потере мощности.
Выпускные трубопроводы отливаются из чугуна, у V-образных двигателей для каждого ряда цилиндров отдельно.
У рядных двигателей в выпускном трубопроводе установлена заслонка для регулировки степени подогрева горючей смеси.
Для уменьшения шума необходимо снизить скорость и давление газов. Достигается это многократным изменением направления движения отработавших газов, разделением потока газов на мелкие струйки, пропуском потока из малого объёма в большой и охлаждением газа.
В результате увеличения сопротивления при выходе газа теряется около 15. 20 % мощности двигателя, и чем интенсивнее гасится шум, тем потери мощности больше.
Глушитель шума отработавших газов чаще всего прямоточного типа состоит из системы резонаторных и расширительных камер, после прохода которых, пульсация газов сглаживается, и они вырываются из выпускной трубы почти бесшумно. Принципы устройства и работы глушителей различных моделей автомобилей почти одинаковы.
Поколения ГБО
При появлении на свет двигателей внутреннего сгорания (ДВС), автомобильные конструкторы сразу начали искать замену бензину. Первые автомобили, работающие на газе, появились более 100 лет назад. Примитивная газогенераторная установка (котел) находилась на борту. Путем нагрева угля или дров получался горючий газ и машина ехала. В германском рейхе было полмиллиона автомобилей с такими установками.
С появлением современного очищенного газового топлива, состоящего из сжиженных углеводородных газов (СУГ), появились современные конструкции газобаллонных установок (ГБО) для различных автомобилей с любым типом ДВС. В России газовое автомобильное топливо обозначается ПА (пропан автомобильный) и ПБА (пропан-бутан автомобильный). Его состав и качество регламентируются нормативными документами.
Развитие ГБО
Перевод автомобильного транспорта с бензина на газ сулит немалые выгоды его владельцам. Прежде всего – это прямые экономические выгоды, связанные с низкой отпускной ценой сжиженного природного газа. Есть и другие, не менее важные преимущества.
Если конструкция двс, в целом, особо не изменилась за 100 лет, то система подачи горючей смеси в камеру сгорания, организация самого процесса горения и отвода газов, постоянно совершенствуются. Конструкторы двс прошли большой путь от простого карбюратора до фазированного распределенного впрыска.
Вслед за изменением системы подачи топлива в камеру сгорания двс, изменялись и конструкции газобаллонного оборудования. Насчитывается до 5-6 поколений ГБО, НИОКР в этой области не останавливаются ни на минуту.
Смена поколений ГБО
Деление конструкций ГБО на поколения носит условный характер. Многие установки одного поколения имеют ряд конструктивных особенностей, присущих другому поколению. Наблюдается смешение и гибридизация, при этом, некоторые характерные черты поколений выделить можно:
- 1 поколение гбо предназначено для работы с карбюраторными двс, либо с моторами, имеющими впрыск (без катализатора) выхлопных газов. Управление подачей газа осуществляется вакуумным или электромагнитным клапаном.
- 2 поколение предназначено для двс с впрыском и каталитической установкой. Кроме элементов управления (клапанов) имеется система контроля состава газовоздушной смеси от датчика «Лямбда».
- 3 поколение гбо имеет параллельный впрыск газа в коллектор. Эти системы устанавливались на инжекторные двс, с использованием штатных датчиков качества смеси, но собственных медленных электронно-механических блоков управления. Когда появились экологические требования «Евро-3», спрос на подобные установки прекратился.
- 4 поколение газового оборудования – это самое востребованные модели на сегодняшний день. Это система фазированного распределенного впрыска позволяет автоматически переходить с бензина на газ и обратно при различных режимах работы мотора. Все штатные системы электронного контроля, датчики и бортовая ЭВМ обслуживают одновременно обе системы питания. Каждый цилиндр имеет две форсунки: бензиновую и газовую.
Только газовое оборудование 4 поколения и выше имеет совместимость с европейскими системами автомобильной самодиагностики OBD II и EOBD. Вложения в установку оборудования 4 поколения на автомобиль окупят себя не только за счет стоимости топлива. Сама работа двигателя станет другой. Это обеспечит долговечную и исправную работу мотора вашего авто на многие годы. Работа двигателя с гбо 4 поколения полностью соответствует экологическим нормам «Евро-3».
Предлагаем качественное, эффективное и надежное автомобильное газобаллонное оборудование от известных производителей, таких как ВRC, LOVATO, DIGITRONIC. Мы давно на рынке газобаллонного автомобильного оборудования и знаем точно, что подойдет именно вашему автомобилю.
Система питания двс с газобаллонной установкой
В связи с проведением международной выставки EXPO-2017 в Республике Казахстан уделяется особое внимание к альтернативному виду моторного топлива – сжиженному газу. В 2013 году в г. Астана и г. Алматы заработали таксопарки, в которых автомобили работают с ГБО, что будет способствовать не только улучшению экологической обстановки в городах, но и снижению цен на услуги таксопарков. К 2017 году количество автомобилей с ГБО в таксопарке г. Астаны планируют увеличить до 500, а в г. Алматы до 800 автомобилей. За последние три года в Республике Казахстан переоборудовано на работу с ГБО огромное количество легковых и грузовых автомобилей. Это связано со следующими достоинствами автомобилей с ГБО:
1. Срок окупаемости переоборудованных автомобилей под использование газового вида топлива (при годовом пробеге около 100 тыс. км) не превышает 1,5 года.
2. Удельные затраты на топливо по сравнению с бензиновыми модификациями меньше на 40 % из-за более низкой стоимости по сравнению с бензином.
3. Больший запас хода за счет того, что после израсходования газа можно быстро перейти на полноценную работу двигателя на бензине.
4. Межремонтный пробег газового двигателя в 1,5 раза выше по сравнению с бензиновым, так как он работает в более благоприятных условиях.
5. Номинальная мощность дизельного двигателя при переходе в газодизельный режим не изменяется.
6. Периодичность замены моторного масла двигателей реже, чем при эксплуатации на двигателе на бензине.
7. Срок службы свечей зажигания у газовых двигателей на 40 % больше, чем у бензиновых двигателей.
8. Ресурс элементов цилиндропоршневой группы при использовании газового топлива увеличивается на 50…100 %.
9. Снижается токсичность отработанных газов по основным контрольным параметрам: окиси углерода в 3–4 раза; окислам азота в 1,2–2,0 раза; углеводородам в 1,2–1,4 раза, практически не содержится вредных соединений свинца. Дымность газодизельного двигателя в режиме свободного ускорения в 2–4 раза ниже, чем при работе на дизельном топливе.
10. Снижение шума бензинового двигателя – на 8–9 дБ, дизельного двигателя – на 3–8 дБ [1, 2].
Опыт эксплуатации в зимних условиях ГБО в Республике Казахстан выявил несовершенство известных конструкций, что привело к снижению эффективности работы ГБО. Росту количества вредных выбросов, снижение показателей работы ДВС и увеличение затрат на топливо в результате использования бензина в качестве моторного топлива. При отрицательных температурах окружающего воздуха происходит снижение давления насыщенных паров СУГ в газовом баллоне. В данных условиях использование СУГ в качестве моторного топлива становится проблематичным, в результате чего происходит снижение работоспособности ГБА, затрудненный запуск газового оборудования в зимних условиях; большой расход энергии для подогрева газа обеспечение работоспособности газобаллонных автомобилей при отрицательных температурах окружающего воздуха путем поддержания давления сжиженного углеводородного газа в автомобильном газовом баллоне в заданных пределах [3, 4].
Топливная система двигателя внутреннего сгорания для газобаллонных автомобилей: 1 – газовый баллон; 2 – паровая фаза сжиженного нефтяного газа; 3 – жидкая фаза сжиженного нефтяного газа; 4 – выносное заправочное устройство; 5 – заправочную магистраль; 6 – блок арматуры; 7 – входной газовый фильтр; 8 – расходную магистраль; 9 – манометр; 10 – датчик контроля давления; 11 – датчик уровня газа; 12 – ленточный электронагреватель; 13 – термо-кожух; 14 – блок управления; 15 – источник питания
В 2014 году объединенным коллективом кафедр технических вузов была разработана конструкция для эффективной эксплуатации топливной системы двигателей внутреннего сгорания газобаллонных автомобилей в зимних условиях. Разработка относится к двигателестроению, в частности к области энергообеспечения газовых двигателей внутреннего сгорания эксплуатируемых в зимних условиях. На рисунке изображена разработанная топливная система ДВС для ГБА. Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является совершенствование топливной системы ДВС для ГБА, путем установки ленточного электронагревателя и термо-кожуха на внешние стенки корпуса газового баллона, с целью облегчения эксплуатации в зимних условиях.
Работа системы осуществляется следующим образом (рисунок): при снижении температуры окружающей среды выше – 20 °С, давление в газовом баллоне 1 находящемся на открытом воздухе снижается до нерабочего состояния ниже 1,6 МПа. Вследствие чего сжиженный нефтяной газ не поступает по расходной магистрали 8 в двигатель автомобиля. Для обеспечения безотказной работы двигателей внутреннего сгорания газобаллонных автомобилей в зимних условиях, в газовое оборудование установлена система подогрева газового баллона 1. При снижении давления датчик контроля давления 10 подает сигнал в блок управления 14, который включает ленточный электронагреватель 12 для подогрева газового баллона 1. При достижении рабочего давления, датчик контроля давления 10 передает сигнал в блок управления 14 для отключения ленточного электронагревателя 12. В целях безопасности в газовый баллон 1 установлен датчик уровня газа 11, который при снижении уровня газа подает сигнал в блок управления 14 для отключения ленточного электронагревателя 12. Блок управления 14 осуществляет полный контроль измерительных и нагревающих приборов и подключен к источнику питания 15. Для избежания заледенения и энергосбережения газовый баллон 1 утеплен термо-кожухом 13. Термо-кожух 13 выполнен из термостойкого термоизоляционного материала, который обеспечивает противопожарную безопасность и защищает наружную поверхность ленточного электронагревателя 12 и газового баллона 1.
В результате совершенствования топливной системы ДВС для ГБА путем улучшения ее конструкции, подана заявка на инновационный патент Республики Казахстан [5]. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в эффективной эксплуатации топливной системы ДВС для ГБА в зимних условиях. Этот технический результат достигается тем, что в рассмотренной топливной системе двигателей ДВС для ГБА конструкция которой содержит газовый баллон, выносное заправочное устройство, заправочную магистраль, блок арматуры, входной газовый фильтр, расходную магистраль, манометр, датчик контроля давления, датчик уровня газа, блок управления, источник питания внесены следующие изменения: на внешние стенки корпуса газового баллона установлен ленточный электронагреватель, который снаружи утеплен термо-кожухом. Для более высокой точности определения рациональных конструктивных параметров усовершенствованной конструкции, необходимы детальные исследования с разработкой цифровой модели в программной среде ANSYS [6, 7], которая позволит проанализировать эффективность работы устройства.
Предлагаемая топливная система двигателя внутреннего сгорания для газобаллонных автомобилей, имеет следующие преимущества:
– благодаря автоматизированной системы блока управления осуществляется контроль давления в газовом баллоне;
– благодаря использованию ленточного нагревателя и термо-кожуха обеспечивается противопожарная безопасность;
– благодаря применению термо-кожуха снижаются потери тепла и возможность заледенения наружных стенок корпуса баллона.
Система питания двигателя от газобаллонной установки
Многие заводы вновь вернулись к производству и испытанию газобаллонных автомобилей, при использовании которых снижается потребность автомобильного транспорта в жидком топливе. Двигатели этих автомобилей оснащены как газовой, так и бензиновой аппаратурой.
Подобные документы
Повышение надежности автомобилей и снижение затрат на их содержание. Общие сведения об автомобилях, работающих на сжиженном газе. Общее устройство газобаллонной установки. Резервная система питания двигателя бензином. Техническое обслуживание и ремонт.
реферат, добавлен 16.12.2017
Общие сведения о двигателе, работающем на газобаллонном топливе. Устройство газобаллонной установки и освидетельствование баллонов для сжиженного газа. Конструктивные особенности автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном и сжатом природном газе.
контрольная работа, добавлен 19.05.2013
Периодичность технического обслуживания газобаллонных автомобилей. Проверка герметичности газовой системы питания. Проверка и испытание системы питания после разборки, промывки, сборки и регулировки. Неисправности в коробке передач и их устранение.
реферат, добавлен 17.02.2015
Анализ принципиальной схемы газобаллонной установки для работы на сжатом газе. Классификация автомобильных механических коробок передач по количеству ступеней. Характеристика основных отличий в принципе работы двухвальной и трехвальной трансмиссии.
контрольная работа, добавлен 19.09.2020
Обозначение отечественных автомобилей и прицепного состава. Разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей. Принцип действия двухтактного двигателя внутреннего сгорания.
контрольная работа, добавлен 02.12.2012
История создания первого автомобиля. Классификация и назначение автомобильного подвижного состава. Основные типы автомобилей и прицепов, категории грузовых автомобилей. Современные автобусы и их характеристики. Классификация легковых автомобилей.
доклад, добавлен 03.10.2017
Место автомобильного транспорта в транспортной системе Российской Федерации. Анализ достоинств и недостатков автомобилей, работающих на сжиженном газе. Особенности и этапы проектирования участка отделения по ремонту газобаллонной топливной аппаратуры.
дипломная работа, добавлен 26.06.2012
Изучение достоинств автомобилей, которые переведены на газовое топливо: снижения общей токсичности выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, уменьшения нагарообразования на свечах и уменьшения смолистых отложений, снижения цены на топливо.
статья, добавлен 06.03.2018
История производства автомобилей КамАЗ. Технологический процесс сборки двигателя. Установка оборудования, приборов в транспорте. Холодная и горячая обкатка двигателя, их параметры и режимы. Электробезопасность на предприятиях автомобильного транспорта.
курсовая работа, добавлен 08.06.2015
Условия функционирования производственно-технической базы предприятия автомобильного транспорта. Расчет производственной программы по техническому обслуживанию автомобилей. Годовой объем вспомогательных работ. Расчет площади зоны хранения автомобилей.
Система питания двс с газобаллонной установкой
Автомобильные транспортные средства
ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРЫ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ УСТАНОВКИ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Motor vehicles. Methods and procedures procedure for control systems gas equipment
Дата введения 2014-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 7 июня 2013 г. N 43)
За принятие стандарта голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 2166) 004-97*
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: МК (ИСО 3166) 004-97. — Примечание изготовителя базы данных.
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1400-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31972-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2014 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ИЗДАНИЕ (август 2019 г.) с Поправкой (ИУС 7-2017)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — АТС) пассажирские и грузовые, имеющие двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием как с карбюраторной системой питания, так и с системой впрыска топлива и двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и двухтопливной системой питания (газодизели), и устанавливает порядок и процедуры методов контроля установки на них газобаллонного оборудования. Установку газобаллонного оборудования производят в целях использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве моторного топлива автомобильных марок сжиженных углеводородных газов: марки ПА и ПБА — или компримированного природного газа по ГОСТ 27577.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 27577 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
3.1 газобаллонные автомобильные транспортные средства; ГБТС: Автомобильные транспортные средства, использующие в качестве моторного топлива газ.
3.2 базовая модель автомобильного транспортного средства: Тип автомобильного транспортного средства, работающего на нефтяном моторном топливе (бензине).
3.3 баллон газотопливный (баллон газовый, баллон): Сосуд с сжиженным нефтяным газом или компримированным природным газом, предназначенный для обеспечения топливом двигателя автомобильного транспортного средства, на котором он установлен.
3.4 оборудование для питания двигателя газообразным топливом (газобаллонное оборудование); ГБО: Совокупность агрегатов, элементов и узлов, включая баллоны, комплекты монтажных изделий баллонов, соединительные трубопроводы, электрооборудование и электронные устройства, обеспечивающие работу ГБТС на газовом топливе.
3.5 сжиженный нефтяной газ; СНГ (сжиженный углеводородный газ; СУГ): Смесь пропан-бутановых фракций, поставляемых в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств.
3.6 компримированный природный газ; КПГ: Природный газ (метан), поставляемый в качестве топлива для газобаллонных автомобильных транспортных средств.
3.7 комплект газобаллонного оборудования: Газобаллонное оборудование, установка которого на автомобильные транспортные средства обеспечивает его функциональную работоспособность на газовом топливе соответствующего вида.
3.8 отработавшие газы; ОГ: Смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива.
3.9 вредные (загрязняющие) вещества; ВВ: содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное действие на здоровье человека, — оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды алифатические предельные.
4 Технические требования
4.1 Общие требования к организации порядка и процедур методов контроля установки газобаллонного оборудования на базовые автомобильные транспортные средства
4.1.1 Установка ГБО на АТС и испытания газотопливных систем питания ГБТС проводят на предприятиях, имеющих соответствующую производственную базу, технологическое оборудование, в том числе компрессорное оборудование, и аттестованный для выполнения этой работы рабочий и инженерно-технический персонал.
4.1.2 Работы по установке ГБО на базовые АТС и испытания газотопливных систем питания ГБТС могут проводить как на едином технологическом комплексе, так и на различных производственных базах.
4.1.3 Испытания газотопливных систем питания ГБТС включают два вида работ:
— испытания на герметичность и опрессовку соединений агрегатов и узлов ГБО;
— испытания на функционирование газотопливных систем питания при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе, включая испытания по определению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в отработавших газах двигателей при работе на КПГ или СНГ и жидком топливе.
4.1.4 Испытания газотопливных систем питания на герметичность, опрессовку соединений и функционирование при работе на газе проводят по единой технологии согласно 5.2, 5.3 и приложения А-В.
4.2 Технические требования к автомобильным транспортным средствам для установки на них газобаллонного оборудования
4.2.1 Установка ГБО производится на базовые АТС пассажирские и грузовые, отечественного и зарубежного производства, находящиеся в эксплуатации и отвечающие требованиям 4.2.2-4.2.12.
4.2.2 АТС, предназначенные для установки ГБО, должны быть технически исправны и укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией предприятия — изготовителя АТС.
4.2.3 АТС, принимаемые для установки ГБО, должны быть чистыми. Особенно тщательно должны быть вымыты места крепления ГБО (моторный отсек, багажник, рама автомобиля, днище кузова).
4.2.4 Места крепления ГБО не должны иметь трещин, ослабленных соединений и механических повреждений.
4.2.5 В зонах крепления ГБО не допускается наличие следов ремонта (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок).
4.2.6 Для АТС: багажные отделения легковых автомобилей и автобусов, грузовые отделения фургонов, грузовые платформы грузовых автомобилей должны быть освобождены от предметов, не относящихся к комплектности автомобиля.
4.2.7 В местах установки и крепления ГБО не должно быть загрязнений.
4.2.8 Система питания двигателей АТС, направляемых для установки ГБО, должна быть отрегулирована на показатели базовых значений содержания ВВ в ОГ для данного типа транспортного средства.
4.2.9 Искровая система зажигания АТС должна быть в технически исправном состоянии.
4.2.10 Сдаваемое АТС для установки ГБО должно иметь запас топлива в топливном баке в количестве от 5 до 15 литров.
4.2.11 Для установки ГБО принимают легковые автомобили независимо от типа кузова при условии, что предприятие — изготовитель ГБО рекомендует в своей технической документации установку его на эти АТС с гарантией обеспечения отвода возможной утечки газа из зоны размещения газового баллона за пределы ГБТС.
4.2.12 При сдаче (приемке) АТС, принадлежащих заказчику, физическому или юридическому лицу, независимо от его организационно-правовых форм и форм собственности для установки ГБО оформляют приемо-сдаточный акт (см. приложение Г).
Акт подписывают и заверяют печатью представитель заказчика или владелец АТС и представитель Исполнителя, осуществляющего установку ГБО на АТС, и скрепляют печатью предприятия — исполнителя работ.
Приемо-сдаточный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых остается у Исполнителя работ, второй экземпляр выдается владельцу (собственнику) АТС или его представителю. Оба акта имеют одинаковую юридическую силу.
В случае отказа Исполнителя в приемке АТС на установку ГБО в акте делается соответствующая запись, а АТС возвращается владельцу.
4.3 Технические требования к газобаллонному оборудованию, устанавливаемому на автомобильные транспортные средства
4.3.1 ГБО, устанавливаемое на АТС, должно соответствовать требованиям [1]-[3].
4.3.2 Устанавливаемое на АТС ГБО или его составные элементы должны иметь сертификаты соответствия требованиям [1]-[3].
4.3.3 Выполнение требований по 4.3.1 подтверждают наличием сертификата соответствия на комплект ГБО для конкретного типа АТС.
4.3.4 Допускается применение в составе ГБО функциональных элементов, изготовленных различными предприятиями и отвечающих требованиям 4.3.1 и имеющих сертификат соответствия.
4.3.5 Газовые баллоны для КПГ и СНГ, входящие в состав ГБО, должны соответствовать требованиям [1] и [2].
4.3.6 Маркировка паспортных данных газовых баллонов для КПГ и ГСН*, наносимая на наружной поверхности, должна соответствовать требованиям [1] и [2].
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
4.3.7 Неотъемлемой частью ГБО, подлежащего установке на АТС, является следующая документация, которую должен представить изготовитель комплекта исполнителю по установке ГБО:
а) сертификат соответствия на ГБО на конкретный тип АТС согласно требованиям 4.3.3;
б) в отношении установки на конкретный тип АТС руководство по эксплуатации ГБО в соответствии с требованиями [3];
в) инструкция по установке ГБО на конкретный тип АТС в соответствии с требованиями [3] (или монтажные чертежи).
4.3.8 В состав ГБО должны входить элементы, предназначенные для работы на СНГ и КПГ, в соответствии [1] и [2]: