ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115: Регулировка клапанов двигателя
ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115: Регулировка клапанов двигателя
Регулировка клапанов не всегда производится только из желания следовать рекомендациям производителя автомобиля. Причиной для оптимизации работы клапанного механизма может быть, например, низкий уровень сжатия в камере сгорания мотора.
- Специальный инструмент для выставления зазоров;
- Микрометр;
- Пинцет;
- Щупы;
- Набор шайб с толщиной от 3,10 до 4,15 мм с шагом градации в 0,05 мм.
Также, желательно в магазине приобрести прокладку, которая ставится под клапанную крышку и два верхних резиновых грибочка.
- Демонтируем крышку головки блока цилиндров;
- Удаляем кожух, защищающий ремень газораспределительного механизма;
Формула для впускных клапанов выглядит так Ζ=Y+X-0,2 мм, а для выпускных так Ζ=Y+X-0,35 мм. Можно воспользоваться таблицей значений для регулировки впускного и выпускного зазоров клапанов;
Прокручиваем шкив на 90 градусов и регулируем 5 и 2 клапана, потом ещё на 90 градусов и регулируем 8 и 6 клапана. Затем, прокручиваем ещё на 90 градусов и регулируем 4 и 7 клапана;
После завершения всех работ и запуска двигателя, такт сжатия должен выровняться, а посторонние шумы пропасть. Мотор начинает работать ровно и намного тише, чем это было до регулировки клапанов двигателя.
Как правильно подобрать шайбы для регулировки клапанов на ВАЗ 2108?
Как правильно осуществить подбор регулировочных шайб для регулировки клапанов на ВАЗ 2108? Какие есть нюансы?
Чтобы правильно выбрать необходимую толщину шайб, нужно воспользоваться набором измерительных щупов. Измерения проводятся на двигателе с температурой около +20 С.
При этом 1, 4, 5 и 8 клапаны — выпускные, их тепловой зазор должен быть 0,35 мм.
Соответственно, 2, 3, 6 и 7 клапаны впускные — их зазор 0,2 мм.
Первый этап. Замеряем зазоры 1, 2, 3, 5 клапанов. Для этого ставим распредвал в положение, когда метка на его ременном шкиве совпадет с меткой на корпусе.
Меряем щупами зазоры между соответствующими кулачками распредвала и шайбами. Подбором новых шайб, добиваемся правильных тепловых зазоров.
Второй этап. Замеряем зазоры 1, 4, 5 и 8 клапанов. Прокручиваем колевал на 360 градусов (контролировать это можно по окошку, расположенному справа от четвертого цилиндра) и далее делаем всё по аналогии с первым этапом.
Что бы подобрать нужные регулировочные шайбы, необходимо знать какой зазор имеется изначально (до регулировки) и какие регулировочные шайбы уже установлены.
Для этой цели используется инструмент, а именно щуп и микрометр.
Микрометром измеряем толщину регулировочных шайб (старых).
А щуп нужен для того что бы определиться с имеющимся зазором.
А толщина новой шайбы рассчитывается вот по этой формуле:
"Н" эта та самая толщина которую мы ищем (не известная).
"А", это зазор который мы измерили щупом (размер в миллиметрах).
"В", это толщина старой регулировочной шайбы.
"С", это номинальный зазор тоже в мм.
Вот и всё, суммируя эти значения находим нужную толщину новой регулировочной шайбы.
Так же выажно помнить, что есть допуски, толщина новой шайбы, но в пределах допусков, подбирается ближайшая по размеру (по толщине, а нашем случае).
При покупке регулировочных шайб на ВАЗ-2108, обращайте внимание на их маркировку.
Вообще работа по регулировке клапанов требует специальных знаний, лучше доверить её специалистам.
Для того, чтобы подобрать шайбы необходимо изначально знать сколько там должен быть зазор, для этого есть таблица:
Далее необходимо знать в каком положении этот зазор меряется, тут уж нужны технические знания, замерять надо в ВМТ поршня цилиндра, который собираетесь регулировать. Клапан должен быть полностью свободен.
Итак замеряем зазор специальным инструментом — называется который "набор щупов"
Замерив записываем результат и сравниваем его с данными по таблице. Результат замера должен быть равным или больше, но бывают исключения, когда клапана пережаты, тогда замеренные езультаты будут меньше.
Итак, если толщина не совпадает с данными из таблицы, то высчитываем на сколько толще он должен быть, по формуле:
полученный результат — данные из таблицы.
Вытаскиваем регулировочную шайбу
и замеряем её толщину, к которой прибавляем полученные данные из формулы и ищем другую шайбу необходимой толщины.
Восьмёрка очень простая машина, клапана регулируются методом подбора и установки регулировочных шайб, таким образом, что на впускных клапана зазор будет 0.35 мм (он всегда больше), а на выпускных 0.2 мм.
Далее берём набор регулировочных шайб, штангенциркуль, щупы и приступаем к работе.
Поворачиваем коленвал двигателя (можно за колесо поданкраченного автомобиля), двигатель должен быть холодным, свечи выкрутите.
Находим первый впускной и меряем щупом зазор.
Допустим там 0.5, а должно быть 0.35 соответственно шайбу нужно увеличить на 0.15 мм, вытаскиваем ту которая стоит, измеряем допустим там стояла 3 мм, соответственно заменяем её на 3+0.15=3.15мм и устанавливаем на место старой, выбирая зазор и так с каждым клапаном, ничего сложного!
Шайбы для регулировки клапанов ваз 2115
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном — полностью закрываться.
Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20°С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.
Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного — (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируют подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляют шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.
Считая от ремня привода распределительного вала 1, 4, 5 и 8-й клапаны выпускные, 2, 3, 6 и 7-й — впускные.
Порядок регулировки зазоров не имеет значения.
Вам потребуются: приспособление для регулировки зазоров в приводе клапанов, набор щупов для проверки зазоров, регулировочные шайбы.
1. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока»).
2. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шкиву распределительного вала совпала с меткой (усиком) на задней крышке привода распределительного вала. Затем поверните коленчатый вал еще на 40-50° — кулачки распределительного вала повернутся от толкателей.
Предупреждение! Проворачивайте коленчатый вал только за болт крепления к нему шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала).
Полезные советы: Проворачивать коленчатый вал за болт крепления к нему шкива неудобно, поэтому, чтобы установить кулачки распределительного вала в верхнее положение, включите любую передачу (лучше IV) и медленно прокатите автомобиль до момента, когда кулачки займут нужное положение. Если нет возможности перемещать автомобиль, вывесите любое переднее колесо и, включив любую передачу, выставите кулачки, поворачивая вывешенное колесо.
3. Измерьте набором щупов зазоры в приводе тех клапанов, кулачки которых направлены вверх от толкателей (в данном случае это 4, 6, 7 и 8-й клапаны). Необходимо заменить регулировочные шайбы тех клапанов, зазоры в которых отличаются от номинального. Запишите измеренные зазоры.
4. Чтобы легче было вынуть регулировочную шайбу, в толкателе сделаны два паза. Поверните с помощью отвертки толкатель за паз так, чтобы было удобно поддеть шайбу. Для удобства работы удалите масло из верхней части головки блока (вокруг толкателей).
5. Установите на шпильки крепления крышки головки специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.
6. Наденьте на шпильки шайбы, перевернув их, чтобы не замять на них отбортовку, и заверните колпачковые гайки.
7. Нажав вниз рычаг приспособления, утопите толкатель, на котором заменяется регулировочная шайба, и вставьте фиксатор под распределительный вал таким образом, чтобы…
8. …выступ на фиксаторе 1 зафиксировал толкатель 2 в утопленном положении.
9. Подденьте отверткой регулировочную шайбу и с помощью, например, пинцета выньте шайбу из толкателя.
10. Запишите толщину регулировочной шайбы — она нанесена на одной из ее сторон. Если надпись не видна, измерьте толщину шайбы микрометром.
11. Рассчитайте толщину новой регулировочной шайбы по формуле (все значения в мм) Н = В+А-С, где
А — значение измеренного зазора;
В — толщина старой шайбы;
С — номинальный зазор;
Н — толщина новой шайбы.
Например (для впускного клапана):
А=0,26 мм, В=3,75 мм, С=0,2 мм, тогда Н=3,75+0,26-0,2=3,81 мм.
В пределах допуска зазора (±0,05 мм) подбираем ближайшую по толщине шайбу 3,8 мм.
12. Установите в толкатель новую шайбу рассчитанной по формуле толщиной надписью вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор.
13. Проверьте щупом зазор. Если он отличается от номинального, повторите регулировку.
14. Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте в аналогичном порядке зазоры в приводе 1, 2, 3 и 5-го клапанов. Затем в верхнюю часть головки блока залейте масло, если его удаляли.
15. Проверьте состояние прокладки крышки головки блока, при необходимости замените ее.
16. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.
Покажем как своими руками отрегулировать зазоры клапанов на 8-клапанном двигателе автомобилей ВАЗ 2115 ВАЗ 2114 ВАЗ 2113. Открываем капот, откручиваем всё что нам будет мешать. Поддомкратим правое переднее колесо. Включаем 4 передачу, прокручивая колесо, выставляем метку на шестерне распредвала:
Вот схема регулировки для лучшего понимания:
Прокрутим на 2.5 зуба шестерни от установленной метки:
Проверяем зазор на первом выпускном клапане, он должен быть 0.35 плюс минус 0.05. В нашем случае щуп на 0.30 не проходит, значит клапан зажат, пробуем щуп на 0.25, он также не проходит, на 0.20 проходит. Используем специальное приспособление для регулировки клапанов, его вы можете купить в любом специализированном магазине. Если мешает масло, то его можно откачать при помощи шприца. При помощи нашего спец инструмента (или отвёртки, если у вас его нет) нажимаем на клапан и фиксируем его "топориком". Пинцетом достаём регулировочную шайбу. Смотрим размер шайбы (у нас 2.72). Рассчитаем размер новой шайбы:
Устанавливаем новую шайбу с рассчитанным размером 2.57 надписью вниз (чтобы она не стиралась). После установки шайбы снова замеряем зазор. Теперь замерим зазор на третьем впускном клапане, должен быть 0.20 плюс минус 0.05. Щуп на 0.20 не проходит, щуп на 0.15 проходит свободно, значит там примерно 0.18, что допустимо.
Проворачиваем ещё на 11 зубьев от последнего положения шестерни:
Аналогично проверяем 5 и 2 клапана. Проворачиваем на 10.5 зуба, проверяем зазоры на 8 и 6 клапанах.
Видео регулировка зазоров клапанов в 8-клапанном двигателе ВАЗ 2115 2114 2113:
Резервное видео как отрегулировать зазоры клапанов в 8 клапанном двигателе ВАЗ 2115 2114 2113:
Если вы являетесь владельцев ВАЗ 2110-2115 с обычным 8-клапанным двигателем, то наверняка знаете про такую процедуру, как регулировка тепловых зазоров клапанов. Разумеется, если у вас 16-клапанный мотор, то этого делать не нужно, так как у вас установлены гидрокомпенсаторы и никаких регулировок не проводится.
Итак, для обычных ДВС, которые мало чем отличаются от ВАЗ 2108, эта процедура проводится не так часто. После покупки нового автомобиля можно проехать около 100 000 км и без этого, но не всегда это удается и не каждому владельцу так везет. Этот вид техобслуживания ВАЗ 2110 можно выполнять как на СТО, заплатив определенную цену за работу, так и самостоятельно, разобравшись в этой работе. Если вы будет проводить это впервые, то приведенное ниже руководство вам поможет в этом.
Необходимый инструмент и приспособления для регулировки зазоров клапанов на ВАЗ 2110-2115
- Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и отсоединения тросика педали газа
- Крестовая и плоская отвертка
- Набор щупов от 0,01 до 1 мм
- Специальное приспособление (рейка) для утопления и фиксации толкателей клапанов
- Пинцет или длинные плоскогубцы
- Набор регулировочных шайб или определенное количество необходимых (станет ясно после измерения зазоров)
Видео инструкция и пошаговое руководство
Для тех, кто привык все смотреть в видео отчетах, сделал специальный ролик. Вставлен он с моего канала на YouTube, поэтому при возникновении вопросов обращайтесь с комментариями под видео.
Ну а ниже в случае недоступности обзора будет представлен фото отчет и текстовое изложение всей необходимой информации.
Порядок проведения работы и руководство с фотографиями
Итак, прежде чем приступать к выполнению, нам понадобится установить коленчатый и распределительный вал двигателя по меткам газораспределения. Более подробно об этой процедуре написано здесь.
Затем снимаем полностью клапанную крышку с двигателя, после чего можно устанавливать рейку и зафиксировать ее на шпильках крепления самой крышки, как это наглядно продемонстрировано на фотографии ниже:
Спешить извлекать шайбы не стоит, так как предварительно необходимо проверить тепловые зазоры между кулачками распредвала и регулировочными шайбами. И делается это в следующей последовательности:
- При нахождении коленвала и распредвала по меткам проверяем зазоры в тех клапанах, кулачки которых направлены вверх. Это будут 1, 2, 3 и 5 клапан.
- Остальные 4,6,7 и 8 клапана регулируются после прокрутки коленвала на один оборот
Номинальный зазор для впускного клапана будет равен 0,2 мм, а для выпускных 0,35. Допустимая погрешность 0,05 мм. Вставляем щуп нужной толщины между шайбой и кулачком, как показано на картинке:
Если он отличается от вышеприведенных данных, то необходимо отрегулировать его, купив подходящую по размеру шайбу. То есть, если вместо 0,20 он у вас составляет 0,30, то необходимо поставить шайбу толщиной на 0,10 толще, чем та, которая установлена (размер на ней нанесен). Ну, думаю, смысл ясен.
Извлекать шайбу довольно просто, если использовать приведенное на картинке приспособление, рычагом утапливаем нужный клапан до упора вниз:
И в это время вставляем фиксатор (упор) между стенкой толкателя и распредвалом:
После чего пинцетом или длинногубцами можно без особых проблем вынимать шайбу:
Далее все делается так, как описано выше. Измеряются остальные зазоры и подбираются необходимые по толщине регулировочные шайбы клапанов. Строго — проводите регулировку тепловых зазоров только на холодном моторе, не более 20 градусов, иначе вся работа может быть насмарку!
Диаметр регулировочных шайб клапанов ваз 2108
Как правильно подобрать шайбы для регулировки клапанов на ВАЗ 2108?
Как правильно осуществить подбор регулировочных шайб для регулировки клапанов на ВАЗ 2108? Какие есть нюансы?
Чтобы правильно выбрать необходимую толщину шайб, нужно воспользоваться набором измерительных щупов. Измерения проводятся на двигателе с температурой около +20 С.
При этом 1, 4, 5 и 8 клапаны — выпускные, их тепловой зазор должен быть 0,35 мм.
Соответственно, 2, 3, 6 и 7 клапаны впускные — их зазор 0,2 мм.
Первый этап. Замеряем зазоры 1, 2, 3, 5 клапанов. Для этого ставим распредвал в положение, когда метка на его ременном шкиве совпадет с меткой на корпусе.
Меряем щупами зазоры между соответствующими кулачками распредвала и шайбами. Подбором новых шайб, добиваемся правильных тепловых зазоров.
Второй этап. Замеряем зазоры 1, 4, 5 и 8 клапанов. Прокручиваем колевал на 360 градусов (контролировать это можно по окошку, расположенному справа от четвертого цилиндра) и далее делаем всё по аналогии с первым этапом.
Что бы подобрать нужные регулировочные шайбы, необходимо знать какой зазор имеется изначально (до регулировки) и какие регулировочные шайбы уже установлены.
Для этой цели используется инструмент, а именно щуп и микрометр.
Микрометром измеряем толщину регулировочных шайб (старых).
А щуп нужен для того что бы определиться с имеющимся зазором.
А толщина новой шайбы рассчитывается вот по этой формуле:
«Н» эта та самая толщина которую мы ищем (не известная).
«А», это зазор который мы измерили щупом (размер в миллиметрах).
«В», это толщина старой регулировочной шайбы.
«С», это номинальный зазор тоже в мм.
Вот и всё, суммируя эти значения находим нужную толщину новой регулировочной шайбы.
Так же выажно помнить, что есть допуски, толщина новой шайбы, но в пределах допусков, подбирается ближайшая по размеру (по толщине, а нашем случае).
При покупке регулировочных шайб на ВАЗ-2108, обращайте внимание на их маркировку.
Вообще работа по регулировке клапанов требует специальных знаний, лучше доверить её специалистам.
Для того, чтобы подобрать шайбы необходимо изначально знать сколько там должен быть зазор, для этого есть таблица:
Далее необходимо знать в каком положении этот зазор меряется, тут уж нужны технические знания, замерять надо в ВМТ поршня цилиндра, который собираетесь регулировать. Клапан должен быть полностью свободен.
Итак замеряем зазор специальным инструментом — называется который «набор щупов»
Замерив записываем результат и сравниваем его с данными по таблице. Результат замера должен быть равным или больше, но бывают исключения, когда клапана пережаты, тогда замеренные езультаты будут меньше.
Итак, если толщина не совпадает с данными из таблицы, то высчитываем на сколько толще он должен быть, по формуле:
полученный результат — данные из таблицы.
Вытаскиваем регулировочную шайбу
и замеряем её толщину, к которой прибавляем полученные данные из формулы и ищем другую шайбу необходимой толщины.
Восьмёрка очень простая машина, клапана регулируются методом подбора и установки регулировочных шайб, таким образом, что на впускных клапана зазор будет 0.35 мм (он всегда больше), а на выпускных 0.2 мм.
Далее берём набор регулировочных шайб, штангенциркуль, щупы и приступаем к работе.
Поворачиваем коленвал двигателя (можно за колесо поданкраченного автомобиля), двигатель должен быть холодным, свечи выкрутите.
Находим первый впускной и меряем щупом зазор.
Допустим там 0.5, а должно быть 0.35 соответственно шайбу нужно увеличить на 0.15 мм, вытаскиваем ту которая стоит, измеряем допустим там стояла 3 мм, соответственно заменяем её на 3+0.15=3.15мм и устанавливаем на место старой, выбирая зазор и так с каждым клапаном, ничего сложного!
Какой диаметр регулировочной шайбы клапанов ВАЗ-2108?
Пришло время заняться пусконаладочными работами своего ваз 2108. Сориентируйте, какой диаметр регулировочной шайбы клапанов, данного транспортного средства?
Регулировочные шайбы толкателей клапанов Ваз 2108 имеют диаметр от 34.7 до 35 мм. Так же возможно от модификаций автомобиля могут быть установлены шайбы диаметром 31.5 мм.
Нужно просто промерять стаканы и соответственно им и приобрести или комплектовать шайбы.
А вот толщина уже идёт самая разная.
Но в основной своей массе вазы 2108, 2109, 21099 имеют установленные стаканчики диаметром 35 мм и высотой 26 или 30 мм, под шайбы диаметром 34.7 миллиметра.
Шайбы для регулировки клапанов
Двигатели автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 в своем клапанном механизме имеют шайбы для регулировки теплового зазора между толкателем и кулачком распредвала.
Что представляет из себя шайба для регулировки клапанов
Шайба представляет собой диск из высокопрочной стали с нанесенной на нем маркировкой (номиналом).
Для чего нужны шайбы регулировки клапанов
Шайбы регулировки клапанов необходимы для изменения зазора между толкателем, установленным на клапан и кулачком распределительного вала. Зазор изменяется за счет установки шайб разной толщины в толкатель.
измерение теплового зазора при помощи щупа
Где установлены регулировочные шайбы
Регулировочные шайбы вставляются в толкатель. Толкатель установлен в круглом колодце в головке блока цилиндров двигателя поверх стержня клапана с пружинами. Всего толкателей восемь (по числу клапанов) и регулировочных шайб тоже восемь. В толкателе имеется прорезь для извлечения шайбы.
Как заменить регулировочную шайбу клапанов
Для замены шайб необходимо приспособление для регулировки клапанов и пинцет. Либо пара отверток — одна побольше, другая поменьше. Подробнее на «Регулировка клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Как подбирать регулировочные шайбы
Шайбы подбираются после проверки теплового зазора при помощи щупа, по обозначенному на них номиналу. Для расчета используются формулы: Z=Y+X-0,2 мм (для впускных клапанов). Z=Y+X-0,35 мм. Z — расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y — толщина снятой шайбы, X — зазор, определенный по щупу.
Если маркировка на шайбе стерлась, то ее толщину можно узнать применив микрометр.
Применяемость регулировочных шайб
На двигателях 2108 (1,3 л), 21081(1,1 л), 21083 (1,5 л), 2111 (1,5 л) применяются шайбы для регулировки клапанов с шагом через 0,05 мм имеющие следующие каталожные номера:
3,00 мм 2108-1007056
3,05 мм 2108-1007056-10
3,10 мм 2108-1007056-11
3,15 мм 2108-1007056-12
3,20 мм 2108-1007056-13
3,25 мм 2108-1007056-14
3,30 мм 2108-1007056-15
3,35 мм 2108-1007056-16
3,40 мм 2108-1007056-18
3,45 мм 2108-1007056-20
3,50 мм 2108-1007056-22
3,55 мм 2108-1007056-24
3,60 мм 2108-1007056-26
3,65 мм 2108-1007056-38
3,70 мм 2108-1007056-30
3,75 мм 2108-1007056-32
3,80 мм 2108-1007056-34
3,85 мм 2108-1007056-36
3,90 мм 2108-1007056-38
3,95 мм 2108-1007056-40
4,00 мм 2108-1007056-42
4,05 мм 2108-1007056-44
4,10 мм 2108-1007056-46
4,15 мм 2108-1007056-48
4,20 мм 2108-1007056-50
4,25 мм 2108-1007056-52
4,30 мм 2108-1007056-54
4,35 мм 2108-1007056-56
4,40 мм 2108-1007056-58
4,45 мм 2108-1007056-60
4,50 мм 2108-1007056-62
Помимо приведенных номиналов могут встречаться и другие разных производителей.
Примечания и дополнения
— Что такое тепловой зазор? По мере прогрева двигателя стержень клапана удлиняется так как металл при нагреве расширяется. Между торцом стержня клапана и нажимающем на него кулачком распредвала необходим определенный зазор для компенсации этого теплового расширения.
На двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 он составляет 0,2 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.
Если он меньше нормы, происходит ускоренный износ стержней клапанов, если больше, обгорают кромки не плотно прикрытой тарелки клапана. При больших зазорах со стороны клапанной крышки слышно «стрекотание» — частый металлический стук высокой тональности.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Диаметр регулировочных шайб клапанов ваз 2108
При регулировке теплового зазора клапанов двигателя автомобилей ВАЗ-2108 (ВАЗ-2109) применяют регулировочные шайбы. В автомагазинах их можно приобрести с размером от 3,00 мм до 4,2 5мм. После очередного ремонта головки блока цилиндров да ещё «гаражными супермастерами» шайбы даже 3,00 мм не обеспечили требуемый зазор.Решил попробовать подточить шайбу. Сначала стала проблема: как зажать шайбу? Ведь уже через пару секунд в руках её от нагрева просто неудержать.
Методом проб и ошибок родилась такая идея. Взял старый толкатель, сверху на наждаке снял высоту центрующего бортика до 1.2 мм (заводская высота 3 мм).
Рис. 2. Толкатель. h — высота центрующего бортика толкателя (заводской размер — 3 мм); Х — выступ шайбы за пределы толкателя (должен быть не менее 0 мм)
Теперь ложим шайбу в толкатель и на наждаке, вращая толкатель вокруг своей оси, уменьшаем толщину шайбы до требуемого размера. Шайбу ложим в толкатель регулируемого двигателя обработанной поверхностью вниз. Таким способом расточил шайбы до размера 2,25 мм (меньше не понадобилось) и работали они, как и родные, без проблем (единственно, нужно подточить бортик толкателя до высоты в 2 мм, и следить, чтобы поверхность шайбы была не ниже высоты этого бортика ).
Рис. 3. Размер обработанной шайбы
На одной головке даже шайбы размером в 2.00 мм не обеспечили требуемый зазор. А машина нужна была срочно для недальних поездок (на расстояние не более 60-90 км от дома). Решил пойти на эксперимент и расточить шайбу до размера 1.4 мм (нужен был именно такой размер. К тому же данную головку всё равно хотели менять на новую. Замена уже была, нужно было её укомплектовать новыми клапанами и притереть). После расточки шайбы и толкателя двигатель прошел 5000 км. При этом обнаружил прогиб шайбы 0,15 мм. Так что это минимальный допустимый предел толщины. На фото показана данная шайба после пробега.
Рис. 4. Шайба размером 1,4 мм
Если головка снята то можно просто укоротить стержень клапана, предварительно сняв его с двигателя.Укорачивать можно не более 1 мм. Данная статья не рекомендация, а скорее описание вынужденного эксперимента, который на удивление завершился без поломки двигателя. Кстати, после замены данной старой головки на новую (все работы выполнялись на СТО) решили проверить зазоры и толщину установленных шайб. Так вот, минимальная толщина одной шайбы была уже 3,35 мм. И это на новой головке!