1 Основные элементы газобаллонной установки (сжатый газ) 2 Принцип работы системы на сжатом газе 3 Газобаллонная установка для работы на сжиженном газе
1 Основные элементы газобаллонной установки (сжатый газ) 2 Принцип работы системы на сжатом газе 3 Газобаллонная установка для работы на сжиженном газе
Газобаллонный двигатель — это двигатель внутреннего сгорания источником энергии которого является сжатый или сжиженный газ ( метан, этан, пропан, бутан). Метан сжимают до давления в среднем 20МПа и хранят в толстостенных баллонах. Этан, пропан, бутан, переходят в жидкое состояние при сжатии 1,6 МПа. Их также содержатся в баллонах. Двигатели, работающие на сжатых или сжиженных газах, создают на базе карбюраторных или инжекторных.
1. Основные элементы газобаллонной установки (сжатый газ)
- газовые трубопроводы
- вентили
- редуктор высокого давления
- подогреватель газа
- электромагнитный клапан
- газовый редуктор низкого давления
- дозировочно-економайзерний устройство
- карбюратор-смеситель
2. Принцип работы системы на сжатом газе
Восемь баллонов, сгруппированных по четыре, размещают под платформой кузов (рамы) а каждую группу облагаются вентилем, что позволяет расходовать газ в любой группе или сразу в обоих. Газом баллоны наполняются через вентиль (10). С баллонов газ через расходные вентили (9) и (14) поступает в подогреватель (18), предназначенной для защиты системы от замерзания вследствие большого снижения температуры газа при его расширении в редукторе высокого давления (20). Между подогревателем газа, обогреваемый теплотой сгорания, и баллонами установлены основной расходный вентиль. На редукторе высокого давления (20) установлено датчик контрольной лампы, загорается в случае занижения давления газа в редукторе до значения менее 0,45 МПа. Это сигнализирует водителю о том, что газа в баллонах осталось на 10 . 12 км. С редуктора (20) газ поступает в электромагнитный клапан (6) с фильтром. Этот клапан открывается при пуске двигателя, и газ трубкой (7) поступает в редуктор низкого давления (3). Редуктор (3) имеет две ступени и снижает давление газа, поступающего в карбюратор — смеситель, почти до атмосферного, дозирует газ для приготовления смеси нужного состава и выключает газовую линию в случае остановки двигателя. Во время работы двигателя газ поступает в карбюратор — смеситель (21), а в режиме холостого хода — шлангом непосредственно в за дроссельный простир.Робота двигателя на бензине обеспечивается стандартной системой питания бензином, которую подключен к карбюратора — смесителя (21).
3. Газобаллонная установка для работы на сжиженном газе
Из баллона (5) через затратный вентиль (19), магистральный вентиль (6) и газопровод (17) сжатый газ поступает в испаритель (16), обогреваемый жидкостью из системы охлаждения двигателя. Затем через фильтр (11) газ поступает в редуктор (12), где его давление уменьшается почти до атмосферного. Контролируют рабочую систему с помощью манометров. Пуск и прогрев двигателя осуществляется на паровой фазе газа. Для этого открывают паровой (18) и магистральный (6) вентили. На короткое время двигатель останавливают выключением зажигания, а в случае остановки на 1 .2 год. перекрывают магистральный вентиль.
На днище (5) баллона является предохранительный клапан (2), наполнительный вентиль с обратным клапаном, вентиль максимального заполнения бальная и датчик уровня сжиженного газа.
Для заполнения баллона используют вентиль (4). Заполняют только 90%, что в случае расширенного газа при нагревании баллон не разрушился. Уровень резкого газа в процессе заполнения контролируется с помощью трубки-уровня вентиля-указателя (1). Водитель контролирует наличие газа с помощью указателя (3).
Лекция 17. Система питания двигателя от газобаллонной установки.
Конструкции систем питания газовых двигателей и их работа.
1. Характеристика системы питания газовых двигателей
Газовыми называются карбюраторные двигатели, работающие на газообразном топливе — сжатых и сжиженных газах. Особенностью газовых двигателей является их способность работать также и на бензине.
Система питания газовых двигателей имеет специальное газовое оборудование. Имеется также дополнительная резервная система, обеспечивающая при необходимости работу газового двигателя на бензине.
По сравнению с карбюраторными двигателями газовые более экономичны, менее токсичны, работают без детонаций, имеют более полное сгорание топлива и меньший износ деталей, срок их службы больше в 1,5. 2 раза. Однако их мощность меньше на 10. 20 %, так как в смеси с воздухом газ занимает больший объем, чем бензин. У них сложнее система питания, а при обслуживании в эксплуатации необходима более сложная техника безопасности.
2. Топливо для газовых двигателей.
Топливом для газовых двигателей являются сжатые и сжиженные газы.
Сжатые газы — газы, которые при обычной температуре окружающего воздуха и высоком давлении (до 20 МПа) сохраняют газообразное состояние.
Сжатые газы являются природными. В качестве топлива для газовых двигателей обычно используется природный газ метан.
Сжиженные газы — газы, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре воздуха и небольшом давлении (до 1,6 МПа). Это нефтяные газы.
Для газовых двигателей используются сжиженные газы следующих марок: СПБТЗ — смесь пропана и бутана техническая зимняя; СПБТЛ — смесь пропана и бутана техническая летняя; БТ — бутан технический.
Газообразное топливо менее токсично, имеет более высокое октановое число (100 ед.), дает меньшее нагарообразование и не разжижает масло в картере двигателя.
3. Конструкции систем питания газовых двигателей и их работа.
В систему питания двигателя, работающего на сжатом газе (рис. 2.61), входят баллоны 1 для сжатого газа, наполнительный 5, расходный 6 и магистральный 18 вентили, подогреватель 17 газа, манометры высокого 8 м низкого 9 давления, редуктор 11 с фильтром 10 и дозирующим устройством 12, газопроводы высокого 3 и низкого Л? давления, карбюратор-смеситель 14 и трубка 19, соединяющая разгрузочное устройство с впускным трубопроводом двигателя.
При работе двигателя вентили б и 18 открыты. Сжатый газ из баллонов поступает в подогреватель 17, обогреваемый отработавшими газами, нагревается и через фильтр 10 проходит в двухступенчатый газовый редуктор 11.В редукторе давление газа снижается до 0,9. 1,15 М Па. Из редуктора через дозирующее устройство 12 газ проходит в карбюратор-смеситель 14, где и образуется горючая смесь (газовоздушная). Смесь под действием вакуума поступает в цилиндры двигателя. Процесс сгорания смеси и отвода отработавших газов происходит так же, как в карбюраторных двигателях.
Редуктор 11 кроме уменьшения давления газа изменяет его количество в зависимости от режима работы двигателя. Он быстро выключает подачу газа при остановке двигателя.
Кроме основной имеется резервная система питания, обеспечивающая работу двигателя на бензине в необходимых случаях (неисправности системы, израсходован весь газ в баллонах и др.). При этом длительная работа двигателя на бензине не рекомендуется, так как в резервной системе питания отсутствует воздушный фильтр, что может привести к повышенному износу двигателя.
В резервную систему питания входят топливный бак 7, топливный фильтр, топливный насос 16 и топливопроводы 15.
Схема системы питания двигателя, работающего на сжиженном газе, показана на рис. 2.62. Сжиженный газ под давлением из баллона 12 поступает через расходный 13 и магистральный 11 вентили в испаритель 5. В испарителе газ подогревается горячей жидкостью системы охлаждения двигателя и переходит в газообразное состояние. Затем газ очищается в фильтре 6, поступает в двухступенчатый редуктор 8, где давление газа снижается до атмосферного. Из редуктора газ через дозирующее устройство 7 проходит в смеситель 4, который готовит горючую смесь в соответствии с режимом работы двигателя.
Газовый баллон имеет предохранительный клапан, открывающийся при давлении 1,68 МПа, наполнительный вентиль и датчик уровня сжиженного газа. Баллон заполняется сжиженным газом только на 90 % объема. Это необходимо для возможности расширения газа при нагреве.
Кроме основной системы питания двигатель, работающий на сжиженном газе, имеет резервную систему питания для кратковременной работы на бензине. В резервную систему входят топливный бак 15, топливный фильтр 1, топливный насос 2 и карбюратор 3.
Контрольные вопросы
Каково назначение системы питания двигателя?
Что служит топливом для бензиновых, дизельных и газовых двигателей?
Назовите показатели, оценивающие качество бензина и дизельного топлива.
Каковы режимы работы двигателя и необходимая им горючая смесь?
Расскажите об устройстве и работе системы питания бензинового двигателя.
Как работает система питания дизеля?
Что такое наддув двигателя и для чего он делается?
Как устроена и работает система питания газового двигателя?
Какие меры безопасности необходимо соблюдать при уходе за системой питания двигателя?
Рис. 2.61. Схема системы питания двигателя, работающего на сжатом газе:
I — баллон; 2 — тройник; 3, 13 — газопроводы; 4 — крестовина; 5, 6, 18 — вентили; 7 — топливный бак; 8,9— манометры; 10— газовый фильтр; II— газовый редуктор; 12 — дозирующее устройство; 14 — карбюратор-смеситель; 11—топливопровод; 16 —топливный насос; 17— подогреватель; 19 — трубка; 20 — двигатель
Рис. 2.62. Схема системы питания двигателя, работающего на сжиженном газе:
1 — топливный фильтр; 2 — топливный насос; 3 — карбюратор; 4 — смеситель; 5 — испаритель; 6 — газовый фильтр; 7 — дозирующее устройство; S— газовый редуктор; 9, 10 — манометры; 11, 13 — вентили; 12 — баллон; 14 — двигатель; 75 — топливный бак
Тема 1.6. Система смазки
— определять характерные неисправности системы смазки.
Назначение системы смазки. Применяемые масла. Способы подачи масла к трущимся поверхностям. Общее устройство и работа системы смазки. Фильтрация масла. Сравнение различных видов фильтров по качеству фильтрации и постоянству фильтрующей способности.
Вентиляция картера двигателя. Назначение и типы вентиляции, устройство и работа. Влияние вентиляции двигателя на загрязнение окружающей среды.
Тема 1.7. Система питания карбюраторного двигателя
Студент должен:
назначение, устройство и работу системы питания карбюраторного двигателя;
регулировать систему питания карбюраторного двигателя,
определять характерные неисправности.
Назначение системы питания. Общее устройство и работа системы питания. Топливо для карбюраторных двигателей. Понятие о детонации. Определение понятий: горючая смесь, рабочая смесь, составы горючих смесей, коэффициент избытка воздуха. Пределы воспламенения горючей смеси. Требования к горючей смеси. Влияние смеси на экономичность и мощность двигателя, на загрязнение окружающей среды.
Простейший карбюратор. Назначение, устройство и работа простейшего карбюратора. Требования к карбюратору. Режимы работы двигателя и составы смесей на этих режимах.
Главная дозирующая система, назначение, типы систем изучаемых карбюраторов, их устройство и работа. Вспомогательные устройства карбюраторов, устройство карбюраторов, ограничители максимальной частоты вращения коленчатого вала. Управление карбюратором.
Устройство и работа узлов системы подачи топлива и воздуха, горючей смеси и отвода отработавших газов. Влияние состава отработавших газов на загрязнение окружающей среды. Способы снижения токсичности отработавших газов. Электронная система впрыскивания топлива.
Устройство и работа каталитических нейтрализаторов.
Тема 1.8. Система питания двигателя от газобаллонной установки
Студент должен:
— назначение, устройство и работу системы питания двигателя от газобаллонной установки;
— регулировать систему, определять характерные неисправности.
Преимущества использования газообразного топлива для автомобилей. Общее устройство и работа газобаллонных установок для сжатых и сжиженных газов. Топливо для газобаллонных автомобилей.
Устройство узлов и приборов системы питания двигателей от газобаллонных установок. Пуск и работа двигателя на газе.
Основные требования техники безопасности и пожарной безопасности.
Тема 1.9. Система питания дизельного двигателя
Студент должен:
назначение, устройство и работу системы питания дизельного
регулировать систему питания дизельного двигателя, определять
Экономическая целесообразность применения дизелей. Общее устройство и работа системы питания дизельного двигателя. Дизельные топлива. Смесеобразование в дизельных двигателях.
Понятие о периоде задержки самовоспламенения топлива. Устройство и работа приборов системы питания дизельных двигателей.
Влияние работы дизельного двигателя на загрязнение окружающей среды.
Б. Трансмиссия
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Перечислите составные элементы газобаллонной системы для сжиженных газов
Для допуска к лабораторно-практическому занятию студент должен изучить назначение, устройство и принцип работы узлов, приборов и арматуры системы питания двигателя от газобаллонной установки.
3.1Изучите устройство и работу системы питания двигателя от газобаллонной установки.
3.2 Изучите назначение основных узлов и деталей системы.
3.3 Изучите работу газовых редукторов.
3.4 Изучите детали магистрального вентиля, газового фильтра, испарителя.
3.5 Изучите устройство, принцип действия и крепления смесителя на двигателе.
Работа в лаборатории
4.1 Произведите разборку газового редуктора по инструктивной карте 8.
4.2 Наружным осмотром изучите работу газового редуктора.
4.3 Покажите места и объясните причины возможного выхода газа в газовом редукторе.
4.4 Произведите сборку газового редуктора.
4.5 Произведите частичную разборку испарителя газа по инструктивной карте 10.
4.6 Наружным осмотром изучите работу испарителя газа.
4.7 Покажите места и объясните причины возможного подтекания газа и жидкости в испарителе газа.
4.8 Произведите сборку испарителя газа.
4.9 Дайте полную характеристику системы питания двигателя от газобаллонной установки.
5 Контрольные вопросы
Вопросы для подготовки к выполнению работы:
5.1 Назначение системы питания двигателя от газобаллонной установки и общее устройство системы.
5.2 Для чего служат основные приборы системы питания двигателя от газобаллонной установки и как они устроены?
5.3 В чем преимущества и недостатки двигателей, работающих на газе?
5.4 Устройство и работа газобаллонных установок для сжатых и сжиженных газов.
5.5 Какие виды топлива применяются для газобаллонных двигателей?
5.6 Устройство газовых и карбюраторных смесителей.
5.7 В чем заключаются особенности пуска и работы двигателя на газе?
5.8 Объясните причины возможного подтекания охлаждающей жидкости и выхода газа из системы питания двигателя от газобаллонной установки.
5.9 Какие конструктивные отличия систем для сжатых и сжиженных газов?
5.10 Назначение, устройство и работа газового редуктора.
5.11 Назначение, устройство и работа испарителя газа.
5.12 Как устроены баллоны для газа и их арматура?
5.13 Какая арматура необходима для системы питания на газе?
5.14 Какие механизмы служат для подогрева системы жидкостного охлаждения перед пуском двигателя?
5.15 Назначение, устройство и принцип работы подогревателя газа.
Содержание отчета
Назначение газобаллонных установок для сжатых и сжиженных газов
_________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Перечислите составные элементы газобаллонной системы для сжиженных газов
Переводим автомобиль на газ: сколько потратим и сколько сэкономим
Рост цен на бензин подталкивает многих к установке газобаллонного оборудования. Но прежде чем принимать такое решение, надо разложить по полкам экономические, технические и правовые аспекты, связанные с переводом автомобиля на газовое топливо.
Почему переводят машины на газ? Хотят сэкономить. Ставить газобаллонное оборудование выгодно в первую очередь тем, у кого большие пробеги или расход топлива. В такой список попадают развозные автомобили, такси, а также тяжелые крупные внедорожники. Сюда же отнесем любителей частых и дальних путешествий в Европу: за границей разница в ценах на бензин и газ просто шокирует — порой установленное ГБО окупается за одну поездку.
Впрочем, для массового перехода на голубое топливо предпосылок в нашей стране недостаточно. Взять, например, количество газозаправочных станций: даже в столице их не более полусотни, а на периферии порой проедешь несколько сотен километров и не встретишь ни одной. И это ситуация со сжиженным нефтяным газом (СНГ), а со сжатым природным дела еще хуже: такие станции встречаются настолько редко, что проще зарядить батарею электромобиля, чем заправиться сжатым метаном. Поэтому дальнейшие выкладки будут касаться только систем, разработанных под сжиженный пропан-бутан.
Компоненты системы питания сжиженным газом четвертого поколения: 1 — фильтр паровой фазы; 2 — датчик абсолютного давления; 3 — блок управления; 4 — жгут проводов системы управления; 5 — переключатель режимов; 6 — мультиклапан; 7 — тороидальный баллон; 8 — заправочный клапан; 9 — редуктор; 10 — блок газовых
О расходе
Автомобилисты разбились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что газ и бензин расходуются одинаково, другие — что газа улетает чуть ли не в два раза больше. Истина лежит посередине. Теплотворная способность килограмма бензина сравнима с теплотворной способностью килограмма пропан-бутановой смеси и составляет 47 300–50 000 кДж/кг. Но топливо и на колонках, и на газовых заправках отпускают в литрах, то есть в объемных единицах. Плотность бензина — 750 кг/м³, а газа — 529 кг/м³. Поэтому расход пропан-бутана и бензина в литрах на производство одного и того же количества теплоты разнится на 30–35%. Но это — в теории.
В эксплуатации удается добиться оптимальных показателей, когда газа расходуется процентов на пятнадцать больше, чем бензина. И если учесть, что бензин более чем вдвое дороже газа, то переход на новый вид топлива окупится уже через несколько месяцев интенсивной эксплуатации после установки оборудования.
Газовый редуктор служит для снижения давления газа и перевода его из жидкого состояния в газообразное. Для этого необходим обогрев редуктора жидкостью из системы охлаждения. Здесь же установлен фильтр жидкой фазы. Правильная маркировка редуктора системы — 67R‑01. Это обозначение должно присутствовать и в маркировке баллона. На всех редукторах фирма-установщик производит регулировку давления газа специальным винтом. Потребителю не следует пытаться настроить что-то самостоятельно.
Что ставить?
Согласно Правилам ЕЭК ООН № 115 на автомобили с двигателями, имеющими распределенный впрыск топлива, сегодня можно на законных основаниях устанавливать газобаллонное оборудование поколения не ниже четвертого. Такая система отличается невысокой стоимостью и сравнительно быстрой установкой, она самая востребованная на рынке. Может взаимодействовать со штатным блоком управления двигателем через диагностический разъем OBD‑2, и тогда точность регулирования становится выше. Помимо газового баллона и редуктора, понижающего давление, система четвертого поколения включает в себя электронный блок управления и модуль газовых электромагнитных форсунок, которые по принципу работы схожи с бензиновыми.
Система поколения «4+» в значительно большей степени завязана на работу с блоком управления двигателем. Только такую систему можно устанавливать на двигатели с непосредственным впрыском топлива. Ведь бензиновые форсунки, распылители которых выходят прямо в раскаленную камеру сгорания, нуждаются в подаче бензина для охлаждения.
ГБО пятого поколения принципиально отличается тем, что умеет впрыскивать газ в жидкой фазе. Это позволяет точнее дозировать подачу топлива, что повышает экономичность. Такая система малочувствительна к резким изменениям температуры и обеспечивает возможность пуска на газе в холодное время года. Газ к двигателю подают насосы постоянного и высокого давления, расположенные внутри баллона и под капотом. Обходится такая установка примерно в четыре раза дороже системы четвертого поколения. Кроме того, при невысоком качестве российского газа надежную работу системы гарантировать сложно.
В ГБО пятого поколения применен газовый насос, устанавливаемый в баллон примерно так же, как электробензонасос — в бак. За такими системами будущее, но очень дорогое.
ГБО шестого поколения также впрыскивает топливо в жидком состоянии, но через штатные бензиновые форсунки. Возможен пуск двигателя на газе даже в морозы. Почти полная интеграция двух топливных систем положительно сказывается на времени переключения и прочих показателях. Всё бы хорошо, но такая система на порядок дороже представительниц четвертого поколения. А ведь ГБО ставят ради экономии, поэтому столь навороченное оборудование пока слабо востребовано.
Баллоны могут быть тороидальные или цилиндрические. На них устанавливают мультиклапан, отвечающий за заправку емкости не более чем на 80%, датчик уровня и расходный вентиль. Тороидальные баллоны размещают в нише запасного колеса, а запаска переезжает в багажник или на кузов, что не всегда удобно. Цилиндрические баллоны в легковых автомобилях располагают чаще всего за спинкой заднего сиденья, при этом возможности трансформации салона ухудшаются, сводя на нет преимущества кузовов типа хэтчбек или универсал. Для систем пятого и шестого поколений нужны баллоны особого типа, приспособленные для установки газового насоса.
За и против установки газа на автомобиль
Плюсы:
- Главное преимущество газа — существенная экономия на заправках.
- Двигатель работает мягче и тише благодаря высокому октановому числу газа: выше 100 единиц. Смесь газа с воздухом более гомогенна, что улучшает сгорание и снижает риск детонации.
- Двигатели, работающие на газе, имеют больший ресурс из-за отсутствия эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндра.
- Газ при сгорании почти не дает отложений, что продлевает срок службы масла и снижает износ мотора.
- Срок службы свечей увеличивается.
- Использование газа снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Серная кислота, образующаяся при сгорании бензина, не только наносит вред окружающей среде, но и губит детали двигателя.
Минусы
- ГБО нецелесообразно ставить на автомобили с небольшими годовыми пробегами.
- Газовые баллоны съедают полезный объем и снижают грузоподъемность автомобиля.
- Переоборудованный для езды на газе автомобиль слетит с гарантии по многим узлам и агрегатам. Именно поэтому на газ переводят преимущественно неновые машины.
- Помимо расходов на аппаратуру и ее установку каждые 10 000 км придется заменять газовый фильтр (в среднем 1000 рублей), а с интервалом 60 000–100 000 км — резиновые диафрагмы в редукторе.
- Переделку под газ необходимо узаконить: легализация обойдется в 6000–8000 рублей и отнимет несколько дней.
- Количество газовых заправок до сих пор недостаточно. Чтобы ездить только на газе, приходится корректировать маршруты.
- Пропан-бутан ничем не пахнет, но этилмеркаптан, который добавляют в газ для обнаружения утечек, обладает неприятным запахом. Это часто отпугивает тех, кто возит детей.
- Автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями с турбонаддувом сложно переоборудовать под газ.
- Газовые машины могут не пустить на подземные паркинги. Официально прописать газобаллонный автомобиль в гараже под своим домом не получится.
Сколько стоит и где покупать?
Сумма, в которую обойдется переделка, складывается из цены комплекта аппаратуры, баллона, оплаты труда установщиков и затрат на узаконивание этой масштабной переделки автомобиля. Установка простой системы «под ключ» обходится в 30–50 тысяч рублей. Цена зависит от количества цилиндров в двигателе и размеров баллона. В интернете можно найти массу онлайн-калькуляторов: вводите цену переоборудования, расход топлива и данные о пробеге своего автомобиля — на выходе получаете срок окупаемости такой переделки.
Если позволяют финансы, лучше приобрести газовую установку итальянского или голландского производства. Отечественные и польские фирмы комплектуют наборы менее дорогими компонентами, их установки на 5–10 тысяч рублей дешевле, но сиюминутная экономия может обернуться расходами на ремонт в скором будущем. Баллон обычно приобретают отдельно. В этом случае можно довериться отечественному производителю: российские баллоны дешевле импортных, но качество ничуть не хуже.
В нише запаски багажника уютно разместился тороидальный баллон. Недостаток у такой схемы один: запаска займет место в багажнике. Заправочный клапан выведен под крышку лючка горловины бензобака. Некоторые прячут его в недрах багажника или выводят под бампер.
Самое удобное и надежное решение — приобретать компоненты газовой системы непосредственно у установщика. Возможно, на стороне вы сможете найти комплект ГБО дешевле, но тогда при возникновении проблем в эксплуатации установщик может свалить вину на производителя оборудования, а так все претензии — в одно окно. Кроме того, часто и гарантия в таких случаях более продолжительная — у крупных компаний она доходит до пяти лет.
Установили ГБО на машину? Не забудьте, что это — внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое требует легализации. Как это сделать, рассказывает директор Центра технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев:
— Сначала нужно зарегистрировать устанавливаемое газобаллонное оборудование — обратиться в испытательную лабораторию (например, в ФГУП «НАМИ») для получения заключения предварительной технической экспертизы. Все компоненты должны иметь сертификаты, действующие на момент установки оборудования. Их заверенные копии следует запросить у продавца и проверить подлинность в реестре Федеральной службы по аккредитации — на сайте http://fsa.gov.ru. В настоящее время действуют поправки серии 01 к Правилам ЕЭК ООН № 67, и компоненты, прошедшие сертификацию, должны иметь маркировку 67R‑01. Если на компоненты нанесена маркировка 67R‑00, такие автомобили получат «неуд» при оценке безопасности конструкции.
При положительном заключении экспертизы можете выбирать установщика. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у СТО сертификат на проведение таких операций. В нем должно быть указано, что услуга выполняется по коду ОКУН (017603) или ОКПД2 (45.20.11.511…45.20.11.513 или 45.20.21.511…45.20.21.513). Казалось бы, тарабарщина, но без соблюдения этого условия узаконить установку не получится. После проведения работ установщик заполняет заявление-декларацию об объеме и качестве работ, в которой перечисляются проведенные работы и приводятся характеристики автомобиля с внесенными изменениями. В заявлении-декларации обязательно должна быть указана увеличенная снаряженная масса автомобиля (масса без нагрузки).
От СТО необходимо получить свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования по единой форме Евразийского экономического союза. В свидетельстве должны содержаться все данные оборудования и газового баллона. Номер баллона должен совпадать с номером в паспорте и номером на табличке, прикрепленной к баллону в ГАИ.
Затем следует вернуться в испытательную лабораторию, чтобы получить протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства с внесенными в нее изменениями. Следующий шаг — представить в ГАИ автомобиль и все полученные ранее документы. Там внесут изменения в свидетельство о регистрации и ПТС.
Счастливого пути на голубом топливе!
Благодарим компанию «Гарант-Газ» за помощь в подготовке материала.