Проверка и регулировка углов установки передних колес автомобиля Газель
Проверка и регулировка углов установки передних колес автомобиля Газель
Проверку и регулировку углов установки колес выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации.
Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным ниже, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.
Угол наклона шкворней назад предусмотрен конструкцией передней оси и не регулируется.
При возрастании нагрузки на автомобиль угол наклона шкворней назад увеличивается за счет прогиба рессор.
Для нагруженного автомобиля этот угол равен 3°30’±30′.
Разница углов наклона шкворней левого и правого не должна превышать 30′.
Во время эксплуатации автомобиля угол наклона шкворней назад может измениться из-за прогиба или скручивания балки, поломки или значительной осадки передних рессор, износа шкворней, втулок и тд.
Для восстановления нормального угла наклона шкворней назад замените деформированные или изношенные детали.
В редких случаях, когда замена деталей полностью не устраняет отклонения значения угла, используйте стальной клин, вкладываемый между подкладкой рессоры и площадкой балки передней оси.
В случае использования прокладок необходимо надежно прикрепить их к балке.
Развал колес не регулируют, он обеспечивается наклоном цапфы поворотного кулака в пределах 1°±15′ к плоскости дороги.
Во время эксплуатации автомобиля угол развала может измениться вследствие прогиба балки передней оси или цапфы поворотного кулака. Значение угла развала проверьте приборами.
Если нужных приборов нет, то, пользуясь угольником, измерьте расстояние от верхней III и нижней IV точек обода до вертикальной плоскости.
Разность этих размеров при правильном угле развала должна быть в пределах 4 -7 мм. Для восстановления требуемого значения угла развала выясните причину вызвавшую изменение развала.
Часто такими причинами являются износ шкворней и их втулок, недостаточная затяжка подшипников ступиц передних колес, деформация балки передней оси.
Боковой наклон шкворней от вертикали равен 8°. В процессе эксплуатации не регулируется.
Отклонения от нормального значения этого угла могут быть вызваны погнутостью балки передней оси.
Для восстановления требуемого угла выправьте балку.
Регулировка схождения передних колес
Величина схождения передних колес определяется разностью размеров между внутренними боковыми поверхностями шин на уровне оси колес.
Эта разность должна быть от 0 до 3 мм. Колеса при этом должны стоять в направлении прямолинейного движения.
Автомобиль устанавливаем на ровной горизонтальной площадке.
Если нет специальной линейки, измерить разность расстояний между колесами можно с помощью рейки длиной 1,5 м и глубиномером штангенциркуля.
Начинаем измерение с передней стороны от оси колес.
Для большей точности мелом помечаем на шинах места, между которыми измеряли расстояние.
Прокатываем автомобиль вперед, чтобы колеса провернулись на 180° и повторяем замер между точками, но теперь уже сзади от оси колес.
Если величина схождения отличается от нормы, то двумя ключами «на 17» ослабляем затяжку обоих хомутов поперечной рулевой тяги.
Вращая тягу, устанавливаем величину схождения. Если тяга не поворачивается, обрабатываем резьбу наконечников проникающей жидкостью
Регулировка углов установки передних колес ГАЗель Некст
Проверять и регулировать углы установки колес следует на специальных стендах согласно инструкциям к ним.
Перед регулировкой подвески проверьте:
— давление воздуха в шинах;
— свободный ход рулевого колеса;
— исправность деталей передней подвески и рулевого привода.
Углы установки колес для автомобиля снаряженной массы
Угол продольного наклона оси поворота колеса +3˚±1˚
Разница углов левого и правого колеса при регулировке продольного наклона оси поворота, не более 0˚30′
Угол развала каждого колеса 0˚30′±30′
Разница углов левого и правого колеса при регулировке развала, не более 0˚30′
Угол схождения каждого колеса к продольной оси автомобиля 0˚0′-0˚7′
После установки автомобиля на площадке стенда (непосредственно перед измерением углов установки колес) необходимо «прожать» подвеску, приложив кратковременно сверху вниз усилие 60—70 кгс.
Если углы не соответствуют значениям, указанным в таблице, их регулируют в следующем порядке:
— угол продольного наклона оси поворота колес;
Угол продольного наклона оси поворота регулируют изменением положения переднего и заднего регулировочных болтов верхнего рычага в кронштейнах подрамника при их повороте в разные стороны на одинаковое количество меток (или частей меток) на эксцентриковых шайбах.
Для проведения регулировки необходимо ослабить гайки регулировочных болтов.
Основное условие при регулировке — обеспечение разности углов не более 30’ между левой и правой стороной.
Если выставить продольный наклон, указанный в таблице, невозможно, допускается выполнить только это условие.
Угол развала регулируют изменением положения переднего и заднего регулировочных болтов верхнего рычага в кронштейнах подрамника при их повороте в одну сторону на одинаковое количество меток (или частей меток) на эксцентриковых шайбах (см. таблицу 2).
При повороте только одного регулировочного болта или обоих болтов в одну или разные стороны, но на разное количество меток (или частей меток) изменяется как угол развала колеса, так и угол продольного наклона оси поворота колеса.
После регулировки продольного угла и угла развала колес затяните гайки регулировочных болтов верхних рычагов моментом 120—160 Нм.
Угол схождения регулируют раздельно для левого и правого колеса.
Предварительно выставьте и зафиксируйте рулевое колесо в среднем положении (спицы расположены горизонтально).
При этом рулевой механизм также должен установиться в среднее положение (метка «А» на крышке вала-шестерни должна совпадать со следом «Б» разъема литьевой формы на корпусе распределителя, допускается несовпадение не более 2 мм).
Ослабляем гайки «Б» наконечника «А» и, вращая тяги «В», установите требуемое схождение.
После окончания регулировки, удерживая тяги «В» от проворачивания, вторым ключом затягиваем гайки «Б» моментом 65-78 Нм.
Изменение углов установки колес при повороте регулировочных болтов
Сход развал а/м Газель, Соболь, волга.
На сегодняшний день современный автомобиль представляет собой комфортное и легкое в управлении транспортное средство. От устойчивости его движения и предсказуемости поведения на дороге во многом зависит безопасность пассажиров.
Стоимость Сход-Развала:
- ВОЛГА. Регулировка углов установки колес — 1 540 руб.
- Газель. Регулировка углов установки колес — 1 190 руб.
- Соболь, Некст. Регулировка углов установки колес — 1 610руб.
Для легкого поворота и качения управляемых колес без скольжения они должны быть установлены так, чтобы занимали определенное положение относительно продольной оси автомобиля и осей шкворней.
Положение передних колес определяется углами их установки и наклонами шкворней поворотных цапф. Правильная установка передних колес способствует сохранности шин, уменьшает износ деталей переднего моста благодаря снижению действующих на них динамических нагрузок, а также обеспечивает стабилизацию колес, т.е. стремление их вернутся после поворота в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Стабилизация колес достигается наличием продольного и поперечного наклона шкворня.
Рисунок 1 – Углы установки передних колес
Угол развала – угол между вертикальной плоскостью и плоскостью переднего колеса, наклоненного в наружную сторону (рис. 1). Этот угол необходим для того, чтобы колесо при движении автомобиля занимало вертикальное положение. При движении автомобиля под действием нагрузки происходит некоторый прогиб деталей, определяющих положение передних колес, имеющиеся зазоры в подшипниках и втулках шкворней выбираются и колесо занимает почти вертикальное положение. Отсутствие угла развала может привести к наклону колеса внутрь, что нарушает правильность его качения. Величина угла развала колес автомобилей Газель составляет +0°30’.
Схождение колес – поворот передних колес на некоторый угол внутрь, вследствие чего расстояние между ободами колес впереди меньше, чем сзади (рис 1). Схождение колес необходимо для того, чтобы обеспечить их параллельное качение. Сила сопротивления качению, возникающая при движении автомобиля, стремится повернуть колесо наружу, при этом выбираются зазоры и оба колеса катятся параллельно друг другу без бокового проскальзывания. Правильное схождение колес является обязательным условием хорошей сохранности шин, неправильное схождение вызывает ускоренный и неравномерный износ. Величина схождения колес, определяется как разность (Y-X) расстояний между ободами колес (или шинами) спереди X и сзади Y. Для автомобилей газель величина схождения передних колес равна разности Y-X в пределах от 0 до 3 мм. Колеса при этом должны стоять в направлении прямолинейного движения.
Рисунок 2 – Углы поворота и схождение передних колес автомобиля Газель
Рисунок 3 – Нерегулируемые параметры подвески автомобиля Газель
Порядок регулировки передних колес автомобиля Газель.
Перед регулировкой убеждаемся в надежном креплении элементов рулевого управления и отсутствии люфтов в подшипниках ступиц передник колес.
Автомобиль устанавливаем на ровной горизонтальной площадке.
Если нет специальной линейки, измерить разность расстояний между колесами можно с помощью рейки длиной 1,5 м и глубиномером штангенциркуля.
Начинаем измерение с передней стороны от оси колес.
Для большей точности мелом помечаем на шинах места, между которыми измеряли расстояние. Прокатываем автомобиль вперед, чтобы колеса провернулись на 180° и повторяем замер между точками, но теперь уже сзади от оси колес. Если величина схождения отличается от нормы, то.
. двумя ключами «на 17» ослабляем затяжку обоих хомутов поперечной рулевой тяги.
Вращая тягу, устанавливаем величину схождения. Если тяга не поворачивается, обрабатываем резьбу наконечников проникающей жидкостью.
Проверяем величину схождения и при необходимости повторяем регулировку.
По окончании работы затягиваем болты хомутов.
Схождение колес газ 53
Для осуществления проверки и регулировки схождения передних колес понадобится следующий инструмент и принадлежности: ключи гаечные 14 и 17 мм., плоскогубцы, линейка, мел, ключ газовый, молоток слесарный.
Для проверки схождения передних колес необходимо:
1. Установить автомобиль ГАЗ 53 на ровной площадке так, чтобы передние колеса находились в положении для движения по прямой.
2. Проверить крепление рычагов рулевого привода, устранить люфт в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц передних колес.
3. Раздвинуть линейку так, чтобы ее длина немного превышала расстояние между внутренними боковинами шин передних колес, и установить линейку наконечниками в боковины шин в горизонтальном положении на высоте центра колес спереди передней оси автомобиля.
4. Переместить по трубе передвижную шкалу и закрепить ее на нулевом делении.
5. При снятии линейки отметить мелом места касания наконечников.
6. Передвинуть автомобиль вперед так, чтобы метки оказались сзади на такой же высоте, и опять замерить расстояние между отмеченными точками.
Разница между вторым и первым замерами будет равна величине схождения колес. Эта величина должна находиться в пределах 0-3 мм.
Регулировка схождения передних колес
Схождение передних колес регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги. Для этого следует:
1. Расшплинтовать и отвернуть гайки стяжных хомутов наконечников поперечной рулевой тяги.
2. Изменяя длину тяги, отрегулировать схождение передних колес.
3. Завернуть и зашплинтовать гайки стяжных хомутов наконечников поперечной рулевой тяги.
Углы установки передних колес
Для обеспечения легкости управления автомобилем, его устойчивости и равномерного износа шин передние колеса и шкворни поворотных кулаков устанавливают в определенное положение. Конструкция передней оси позволяет получить развал и схождение передних колес, поперечный (боковой) и продольный углы наклона шкворней.
Развал колес — это наклон плоскости вращения колеса к вертикали. Если верхняя часть колеса наклонена от автомобиля наружу, развал положителен, если внутрь — отрицателен. У автомобиля ГАЗ-53А развал колес должен быть 1° ± 0,25°.
Поперечный наклон шкворня — это наклон его верхнего конца внутрь (к середине балки переднего моста). Угол, измеренный между осью шкворня и вертикалью в поперечной плоскости, должен быть 8° ± 0,5° (ГАЗ-53А).
Продольный наклон шкворня — это наклон верхнего конца шкворня назад от вертикали, он должен быть 2,5° ± 0,59 (ГАЗ-53А).
Схождение колес — это установка их в плоскости вращения под углом к продольной оси автомобиля. У автомобиля ГАЗ- 53А схождение колес (разность расстояний А и Б между внутренними краями шин, замеренных в одной горизонтальной плоскости) равно 1,5 — 3,0 мм.
Углы установки передних колес автомобиля ГАЗ-53А
Углы установки передних колес автомобиля ГАЗ-53А:
а — развал колес и поперечный наклон шкворня; б — продольный наклон шкворня;
в — схождение и наибольшие углы поворота колес.
Поперечный наклон шкворня и положительный развал колес облегчают управление автомобилем. Продольный наклон шкворня обеспечивает устойчивость движущегося автомобиля. Схождение предотвращает стремление колес, имеющих положительный развал, катиться по расходящимся дугам. У каждой модели автомобиля свои углы установки колес, значения которых указывают в технической характеристике автомобилей.
У описанных передних мостов, устанавливаемых на грузовых автомобилях, все указанные углы, кроме схождения колес, не регулируемые и обеспечиваются точностью изготовления соответствующих сопряженных деталей на заводе. У легковых автомобилей с независимой подвеской передних колес развал, схождение колес и углы наклона шкворней можно регулировать.
Передний мост автомобиля ГАЗ-51А такого же типа как у автомобиля ГАЗ-53А. Подвеска переднего моста автомобиля ГАЗ-53А (смотрите рисунок Рама и рессорная подвеска автомобиля ГАЗ-53А) осуществлена на продольных рессорах, смягчающих толчки, воспринимаемые колесами автомобиля от неровностей дороги. Каждая рессора состоит из стальных листов разной длины, соединенных стяжным болтом.
К концам двух наиболее длинных (коренных) листов приклепаны штампованные чашки, образующие опорные поверхности для резиновых подушек, при помощи которых концы рессор заделаны в кронштейны 5, приклепанные к раме.
Длина рессоры изменяется при прогибах за счет перемещения (скольжения) ее заднего конца между верхней и нижней подушками кронштейна. Хомутики, установленные вдоль рессоры, удерживают ее листы от расхождения.
Описанную подвеску, называемую зависимой, применяют на грузовых автомобилях, где необходимы простота устройства и прочность.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
8.2.1. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Техническое обслуживание передней оси и рулевых тяг
Обслуживание и уход за передней осью заключаются в следующем:
- в регулярной проверке надежности и подтяжке резьбовых соединений;
- в периодической смазке шкворневого соединения и шарниров рулевых тяг;
- в проверке люфтов в шкворневом соединении и шарнирах рулевых тяг;
- в регулировке зазоров в шарнирах продольной рулевой тяги и регулировке угла схождения и поворота колес.
Особенно тщательно необходимо осматривать и своевременно подтягивать гайки крепления рычагов тяг и клинового штифта, являющегося стопором шкворня. При ослаблении крепления клинового штифта появляется люфт и последующая быстрая выработка отверстия под шкворень в балке передней оси, а при износе этого отверстия потребуется либо замена дорогостоящей балки, либо сложный ремонт балки с расточкой отверстия, изготовлением втулки с запрессовкой и последующей точной обработкой отверстия под шкворень. Люфт шкворня во втулках проверяют покачиванием колеса руками в вертикальной плоскости. Колесо при этом не должно касаться земли. При обнаружении значительного люфта во втулках шкворня разобрать шкворневое соединение и повернуть шкворень вокруг оси на угол 90° до второй лыски под стопорный штифт. При нормальных условиях эксплуатации и своевременной, качественной смазке шкворни повёртывают через 60 — 80 тыс. км пробега, а заменяют втулки и шкворни через 90 — 120 тыс. км пробега.
Одновременно с проверкой люфта во втулках шкворня проверяют люфт поворотной цапфы вдоль оси шкворня. Обнаружить его можно щупом, помещаемым в зазор между верхней бобышкой поворотной цапфы и верхним торцом бобышки балки. Зазор величиной более 0,15 мм устраняют путем постановки стальной регулировочной прокладки соответствующей толщины.
Рис .84. Углы установки передних колёс автомобиля ГАЗ-53А
В процессе эксплуатации схождение колес рекомендуется проверять следующим образом.
Поставить автомобиль на горизонтальную ровную поверхность и проверить давление в шинах. Передние колеса поставить в положение, соответствующее движению по прямой. Затем, чтобы выбрать зазоры в соединениях деталей передней оси, автомобиль продвинуть несколько вперед и остановить. После этого замерить угол схождения колёс. Проверять желательно при двух положениях колёс, для чего продвинуть автомобиль на 1 м и повторить замер.
Угол схождения колёс определяют разностью размеров (А — Б) (см. рис. 84) между внутренними краями шин или между ободами колёс, которая должна быть в пределах 1,5 — 3 мм. Измерения производят в горизонтальной плоскости на уровне оси передних колес.
Схождение колес регулируют следующим образом.
- Расшплинтовывают гайки стяжных наконечников поперечной рулевой тяги.
- Отвертывают гайки болтов наконечников.
- Вращением поперечной тяги вокруг своей оси устанавливают нормальную величину (1,5 — 3 мм) схождения колёс.
Величину угла развала колёс проверяют приборами. Если нужных приборов нет, то, пользуясь угольником, замеряют расстояние В (см. рис. 84) от верхней и Г от нижней точек обода колеса до вертикальной плоскости. Разность этих размеров при правильном угле развала должна быть в пределах 6 — 10 мм. При всех замерах и регулировках автомобиль должен стоять на горизонтальной площадке, а давление в шинах колёс соответствовать норме.
Люфты в шарнирах рулевых тяг проверяют покачиванием обоих колес одновременно внутрь или наружу. При обнаружении большого люфта в шарнирах продольной тяги устраняют его. Шаровые пальцы шарниров продольной рулевой тяги должны зажиматься пружинами между сухарями тяги с суммарным осевым зазором от 0,125 до 0,375 мм. Чтобы обеспечить такой зазор в шарнире, необходимо распшлинтовать пробку продольной рулевой тяги, затянуть пробку до отказа, а затем отвернуть её от 1⁄12 до 1⁄4; оборота в в этом положении запшлинтовать. При этом шарнир должен обеспечивать возможность покачивания без заеданий противоположного конца тяги во все стороны от среднего положения на 95 мм.
Пригодность шарнира поперечной рулевой тяги к дальнейшей эксплуатации проверяют покачиванием шарового пальца в шарнире. Для этого снять шарнир с автомобиля и, покачивая шаровой палец рукой, ощутить усилие действия пружины на палец. Малоощутимое усилие на пальце или его отсутствие, а также заедание пальца свидетельствуют о непригодности шарнира к дальнейшей эксплуатации. При смазке шкворневого соединения и шарниров рулевых тяг через пресс-масленки смазка должна выходить в зазоры соединений. Если при полном повороте колес не обеспечивается нормальный радиус поворота автомобиля или шины задевают за что-либо, то проверяют максимальный угол поворота колёс передней оси, который должен быть равен 34° для внутреннего колеса.
Наибольший угол поворота колёс регулируют путем изменения длины болтов, ввертываемых в резьбовые отверстия рычагов поперечной рулевой тяги.
Проверить, не погнуты ли поперечные рулевые тяги или поворотные рычаги, а также нет ли люфтов в шарнирах поперечной тяги. Выправить погнутую тягу или заменить изношенные детали, после чего отрегулировать схождение передних колёс.
Регулировка схождения управляемых колес на автотракторной технике.
Устойчивость движения трактора, его управляемость и в конечном счете износ шин зависят от углов установки колес и сходимости.
Значения углов установки колес (угол развала, поперечного и продольного наклона шкворня) выдержаны заводом-изготовителем, и в процессе эксплуатации их не регулируют. Устанавливают только сходимость передних колес, т.е. разность расстояний между боковинами шин сзади и спереди. Она должна быть в пределах 4.8 мм.
Сходимость передних колес проверяют и регулируют как периодически (через каждые 250 моточасов работы МТЗ-102 и через 1000 моточасов МТЗ-100, а также при каждом изменении колеи передних колес), так и при обнаружении повышенного износа протектора. Все операции по регулировке выполняют в следующем порядке.
- 1. Проверяют осевой зазор в подшипниках направляющих колес и шарнирах рулевых тяг.
- 2. Устанавливают рулевую сошку в среднее положение по оси трактора.
- 3. Проверяют размеры и длину левой и правой рулевых тяг. Значения их должны быть равны для левой и правой сторон.
- 4. Замеряют расстояние между внутренними закраинами ободьев колес (на высоте центров колес) и делают отметку мелом в местах замера. Трактор перемещают вперед настолько, чтобы метки оказались сзади на той же высоте и определяют расстояние. Размер должен быть больше размера на 4.8 мм. Это и будет сходимость колес. Если разность размеров выходит за указанные пределы, pro, одинаково изменяя левую и правую тяги, добиваются необходимого значения.
- 5. Трубы рулевых тяг контрят гайками соответственно.
- 6. Проверяют радиусы поворота трактора в правую и левую стороны. Их значения не должны быть разными. Отличие в радиусах поворота указывает на различие в углах поворота колес. При неодинаковых углах поворота колес надо выполнить необходимую регулировку, изменяя длину рулевых тяг. Для достижения одинаковых углов поворота одну рулевую тягу удлиняют со стороны меньшего радиуса поворота, а другую укорачивают вращением труб. Проверяют сходимость колес.
У автомобиля ГАЗ-53А колесный тормозной механизм регулируют эксцентриками,
У автомобиля ГАЗ-53А для регулировки зазора между колодками и барабаном вывешивают колесо автомобиля и вращают его вперед, одно-временно поворачивая эксцентрик передней колодки до притормаживания колеса, затем постепенно вращают эксцентрик в обратную сторону, продолжая вращать колесо в ту же сторону до свободного вращения После этого также регулируют заднюю колодку, вращая колесо назад Таким же образом регулируют тормозные механизмы остальных колес У автомобиля ГАЗ-53А зазор должен быть 0,25 мм, а
Полная регулировка тормозных механизмов колес. У автомобиля ГАЗ-53А для этого отвертывают гайки и устанавливают опорные пальцы метками внутрь, нажимают на педаль с усилием 12-16 кг и закрепляют ее Затем поворачивают опорные пальцы, чтобы колодки нижними частями ка-с лись барабана Затягивают гайки 2 и поворачивают эксцентрики до упора в колодки Освобождают педаль и поворачивают регулировочные эксцентрики до свободного вращения колеса