Ремонт дейдвуда и подвески лодочного мотора Вихрь
Ремонт дейдвуда и подвески лодочного мотора Вихрь
Дейдвуд ( рис. 54 ) служит соединительным элементом основных узлов подвесного лодочного мотора — двигателя , редуктора и подвески. Внутри дейдвуда проходит торсионный вал 2.004-000 для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущей шестерне редуктора. Торсионный вал обладает упругостью на скручивание; при включении реверса или ударе гребного винта о подводное препятствие он работает как скручивающая пружина, смягчая удары, передаваемые на коленчатый вал.
Рис. 54 . Общий вид дейдвуда и подвески
Торсионный вал собран из двух полос 5×10, прокатанных прутковой стали XI8Н9Т диаметром 9 мм, соединенных по концам и предварительно закрученных по часовой стрелке на 30-40°. На концы вала надеты два наконечника квадратного сечения, выполненные из Ст.45 с закалкой до HRC 25-35. В один входит квадратный конец хвостовика коленчатого вала, а в другой — квадратный конец ведущего вала редуктора. Через полость дейдвуда проходят также напорная трубка системы охлаждения двигателя и тяга переключения реверса.
У лодочных моторов » Вихрь -М» и » Вихрь-30 » напорная трубка системы охлаждения прямая съемная. Она изготовлена из алюминиевого сплава и крепится при помощи двух резиновых втулок вверху к поддону и внизу к выходному отверстию водяной помпы.
Дейдвуд «Вихря-30» отличается от дейдвуда моторов «Вихрь» и «Вихрь-М» наличием внутри трубы настроенного выпуска, формой каналов для прохода отработавших газов и координатами отверстий для крепления к поддону. Поэтому, хотя длина дейдвуда и координаты отверстий для крепления к редуктору у всех моделей одинаковы, дейдвуд от «Вихря-30» для моторов «Вихрь», «Вихрь-М» и «Вихрь-25Р электрон» не подходит.Подвеска служит для легкосъемного крепления подвесного мотора на транце мотолодки в вертикальном положении, обеспечивая поворот вокруг вертикальной оси при маневрировании и поворот вокруг горизонтальной оси для откидывания мотора на стоянке или при ударе на ходу о препятствие.
Подвеска состоит из двух кронштейнов — правого и левого, соединенных двумя шпильками. При помощи двух зажимных резьбовых болтов, на концах которых установлены опорные шайбы, кронштейны жестко закрепляют на транце. Мотор соединен с кронштейнами через резиновые амортизаторы, чем достигается значительное снижение передачи вибрации и шума мотора на корпус лодки. Подвеска позволяет устанавливать мотор на лодках, имеющих различные углы наклона транца. Для этого упорная пластина для дейдвуда, крепящаяся к низу кронштейнов, может переставляться в пять фиксированных положений.
На подвеске размещено специальное запорное устройство — защелка, удерживающее мотор от откидывания при запуске или движении на заднем ходу. Усилие пружин защелки регулируется так, чтобы она расцеплялась с пластиной кронштейнов и позволяла откинуться мотору при наезде на препятствие. Тем самым мотор и транец лодки предохраняются от серьезных поломок. Защелка может быть выключена вручную при нажатии на рычаг, расположенный спереди между кронштейнами, и мотор может быть легко откинут и зафиксирован на подставке в этом положении. У лодочных моторов » Вихрь » подвеска идентична, а ее узлы и детали взаимозаменяемы.
Реверс-редуктор лодочного мотора Вихрь
Реверс-редуктор (рис. 55) служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя , расположенного вертикально, к горизонтальному валу гребного винта, а также для снижения частоты вращения гребного винта с целью увеличения его КПД. Подробнее .
Ремонт и замена деталей редуктора лодочного мотора Вихрь
Уплотнить проход тяги реверса в корпус редуктора можно, осадив в него глубже втулку 2.205-002. При этом поджимается резиновое уплотнительное кольцо. Но если люфт тяги не устраняется, необходима замена втулки и кольца. Для этого тягу реверса опускают внутрь корпуса редуктора в расточку под втулку 2.205-002 так, чтобы ее резьбовой конец выступал на 30-40 мм. Подробнее .
Регулирование зубчатого зацепления шестерен лодочного мотора Вихрь
При существующей технологии изготовления шестерен редуктора невозможно обеспечить их полную взаимозаменяемость. Поэтому при ремонте и замене шестерен величину бокового зазора в конической; зубчатой передаче регулируют при помощи регулировочных шайб 2.202-024 и 2.202-026, устанавливаемых на валу-шестерне. Подробнее .
Водяная помпа лодочного мотора Вихрь
Водяная помпа установлена на верхнем фланце редуктора и закрыта снаружи дейдвудом . Она представляет собой алюминиевый корпус с запрессованным в него тонкостенным стаканом из нержавеющей стали, в котором вращается резиновая шестилопастная крыльчатка. Подробнее .
Вихрь (лодочный мотор)
Серийно выпускались три модели мотора «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л.с.
Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л.с.
Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов. Двигатель — двухтактный двигатель двухцилиндровый. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трехканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трехканальная возвратно-петлевая продувка. (Вихрь-М (Вихрь-25) и Вихрь-30 отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейвуде, у Вихрь-30 настроенный выхлоп). Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками.
Зажигание рабочей смеси осуществляется от маховичного магнето, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.
Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).
Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также ручной запуск при помощи стартового шнура.
Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.
Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.
Гребной винт трехлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.
Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.
Моторы имеют отдельный бензобак, стандартно емкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.
Двигатель закрывается кожухом.
Мотор имеет генератор переменного тока с напряжением 12В и мощностью 30Вт для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.
Потребительские характеристики
Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.
К положительным качествам мотора можно отнести:
- достаточно высокую мощность;
- невысокую цену мотора (примерно вдвое меньше зарубежных моторов аналогичной мощности).
- недефицитность запасных частей.
- хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях.
Недостатков у моторов «Вихрь» значительно больше:
- слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части;
- довольно высокая шумность(владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
- неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
- отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя;
- нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
- низкий к.п.д. гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало к.п.д.);
- неоптимальные для большинства лодок параметры гребного винта;
- в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
- неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям;
- невысокая надежность золотникового устройства;
- на модели «Вихрь» — тяжелый тепловой режим верхнего цилиндра;
- ненадежное магнето;
- затрудненная регулировка карбюратора;
- скопление горючей смеси в поддоне, что иногда приводит к возгоранию мотора;
- высокий расход топлива (в 1,5 раза выше, чем у зарубежных моторов аналогичной мощности в 60-х, 70-х годах, и в 2 раза выше чем у современных моторов);
Дополнительная информация
На Беломорской биологической станции Зоологического института РАН у мыса Картеш установлен памятник мотору. Табличка на небольшом бетонном обелиске гласит: «Мотору „Вихрь“ — с любовью и ненавистью».
Ссылки
- Лодочные моторы СССР
- Лодочные моторы России
- Появились в 1966 году
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Вихрь (лодочный мотор)» в других словарях:
Прибой (лодочный мотор) — Лодочный мотор «Прибой» выпускался с 1968 года по начало 80 х одним из оборонных заводов СССР в качестве конверсионной продукции. Конструктивно это был очень неплохой мотор.[источник не указан 617 дней] При весе 18 килограмм… … Википедия
Ветерок (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ветерок. Лодочный мотор Ветерок 8 Годы выпуска с 1964 по 2008 … Википедия
Кама (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кама (значения). Лодочный мотор Кама … Википедия
Бийск (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бийск (значения). Лодочный мотор Бийск 45М Годы выпуска 1992 1997 Страна выпуска Россия Заводы АО Конвейер , г.Бийск Серийность мелкосерийный Тип двигателя … Википедия
Москва (лодочный мотор) — У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользоваться инструментом … Википедия
Стрела (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стрела (значения). У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользо … Википедия
Нептун (лодочный мотор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нептун. Лодочный мотор Нептун , Нептун М , Нептун 23 , Нептун 25 Годы выпуска 1967 2009г. Страна выпуска СССР/Россия Заводы Московский завод Красный октябрь (г.Москва) Серийность… … Википедия
Привет (лодочный мотор) — Содержание 1 Привет 22 1.1 Основные характеристики 1.2 Дополнительные характеристики … Википедия
подвесной мотор — подвесная механическая установка, в которой конструктивно объединены двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель, валопровод с угловой передачей и движитель – гребной винт или водомёт. По сравнению со стационарными двигателями подвесные… … Энциклопедия техники
Зиф-5 — Лодочный мотор Стрела Годы выпуска с 1953 по 1965 Страна выпуска СССР Заводы Ульяновский моторный завод , Завод им. Фрунзе (г. Куйбышев) Серийность массовый Тип двигателя Двухтактный карбюраторный Мощность двигателя … Википедия
Лодочный мотор Вихрь 30
«Вихрь» – популярная марка лодочных моторов, выпускаемых Куйбышевским моторостроительным предприятием, расположенным в Самаре. Производство моделей данного бренда продолжается и сейчас. Серийно доступны три модификации лодочного двигателя мощностью 20, 25 и 30 л.с. В СССР данные моторы были самыми массовыми.
Описание
Вихрь 30 наиболее производительная версия марки. Сегодня данный агрегат особенно распространен среди отечественных любителей рыбной ловли. Модель представляет собой замечательное сочетание доступной стоимости и мощности.
Лодочный мотор сделан по стандартной схеме, предусматривающей вертикальное расположение узлов. Вихрь 30 комплектуется двухтактным карбюраторным агрегатом и имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Также модель отличается настроенным выхлопом. В картер свежая смесь попадает через золотниковое устройство, оснащенное текстолитовыми «шайбами».
Одним из главных достоинств агрегата является его неприхотливость. Он работает на топливной смеси масла с бензином А-76 или АИ-92.
Мотор Вихрь 30 имеет бесконтактное зажигание и принудительное охлаждение забортной водой, осуществляемое посредством помпы (насоса-дозатора).
Пуск силовой установки производится ручным стартером. Опционально Вихрь комплектуется электростартером. Также предусмотрена установка «аварийного» пуска посредством стартового шнура.
Редуктор и двигатель в модели Вихрь 30 связывает дейдвудная труба. На транце лодки устройство крепится благодаря струбцине и подвески с упругими элементами. В состав мотора входит трехлопастной гребной винт, передача вращения на который осуществляется через срезную шпонку и демпфер. Данные элементы являются одним из наиболее уязвимых мест в конструкции двигателя. При попадании в винт посторонних элементов или ударе о препятствие шпонка срезается и ее приходится заменять. Однако она защищает другие детали агрегата от поломки.
Управляется данный мотор дистанционно и через румпель. Двигатель комплектуется отдельным бензобаком, размещать который можно в различных частях лодки. От воздействия окружающей среды установка защищена специальным кожухом.
Двигатель имеет 12-вольтный генератор, питающий аккумулятор и ходовые огни лодки.
- доступность запчастей;
- высокая мощность;
- хорошая ремонтопригодность;
- небольшая стоимость.
- высокая шумность;
- отсутствие термостата, без которого поддерживать оптимальный тепловой режим невозможно;
- небольшой КПД мотора;
- быстрая изнашиваемость золотникового устройства;
- затрудненная регулировка карбюратора;
- большое гидродинамическое сопротивление части, находящейся под водой;
- неудачное расположение патрубка выхлопа, из-за чего мотор постоянно разворачивает;
- неоптимальные характеристики гребного винта;
- неудобный механизм реверса.
Характеристики
Часовой расход топлива для мотора Вихрь 30 на максимальных оборотах составляет 20 л. Средний показатель – около 15 л/час. Двигатель имеет отдельный топливный бак емкостью 22 л, позволяющий работать без дозаправки до 1,5 часов.
Двигатель
Масса мотора Вихрь 30 составляет 50 кг.
- рабочий объем – 0,488 л;
- номинальная мощность – 30 л.с.;
- частота вращения – 5000 об/мин;
- количество цилиндров – 2;
- диаметр цилиндра – 72 мм;
- рекомендуемая высота транца – 405 мм.
Обкатка мотора Вихрь 30 является стандартной. В процессе применяется топливная смесь бензина А-76 и масла в пропорции 1:50.
- 10-15 минут на минимальных оборотах (1000-2000 об/мин);
- 30 минут работы на 2000-3000 об/мин;
- 2 часа работы на 3000-4500 об/мин;
- 3-4 часа работы на 5000 об/мин с перерывами каждые 15 минут.
Отзывы
Отзывы о лодочном моторе Вихрь 30 не слишком лестные. Некоторые пользователи прямо называют его одним из наиболее неудачных творений отечественного производства.
Своим опытом эксплуатации данного агрегата поделился Виталий из Астрахани . В моторе собраны довольно хорошие технологии, но присутствует и ряд откровенных недоработок. Двигатель удивляет своим необычайным «прожорством». На «сотню» он может израсходовать до 25 л горючего. Хорошо работает данная модель только в бочке. Моторесурс у агрегата составляет не более 700 км.
Стоимость аппарата Вихрь 30 радует, но вот недостатков у модели действительно много. Система зажигания мотора выполнена очень неудачно. Крепление катушек зажигания сделано абсолютно неверно, из-за чего провода тянутся по поддону двигателя и постоянно контактируют с маслом. Это разъедает изоляцию, как следствие, мотор регулярно выходит из строя.
Карбюратор у мотора Вихрь 30 вырабатывается очень быстро. После непродолжительной работы язычок начинает изгибаться. В итоге происходит постоянное подкапывание горючего, топливная смесь становится излишне обогащенной. Это грозит воспламенением и поломками.
Кнопка «Стоп» не является герметичной и регулярно выходит из строя. Редуктор почти сразу начинает пропускать воду. Постоянные нагрузки сказываются на работе мотора крайне негативно. В итоге вода в него поступает все сильнее. Система охлаждения также не является эталонной. Во время работы мотор фактически кипит.
Владимир из Перми пишет, что о модели Вихрь сложилось двоякое впечатление. Мотор прост в эксплуатации и ремонте и имеет сравнительно неплохие ходовые качества. Однако при использовании его с лодкой «Казанка» с двумя пассажирами расход превышал 15 л/час, что очень много. Причем 10-12% топлива просто утекало за борт. Двигатель подойдет для тех, кто нечасто выходит на воду.
Видео
Цена нового и б/у
Мотор Вихрь 30 отличается доступной стоимостью. Купить новый экземпляр можно за 45-50 тысяч рублей.
Рынок б/у двигателей данной марки в нашей стране очень объемен. Здесь ценники варьируются от 15 до 35 тысяч рублей.
Аналоги
К аналогам мотора Вихрь 30 можно отнести модели Parsun T 30, Selva Antibes 30, МОСКВА-30 и HDX T 30.
Редуктор вихрь 30 регулировка
Я в моторах 0. это первый мотор мой..
Подскажите мне пожалуйста
Какое Масло смешивать с бензином и какое лить в «Ногу»
И переезжаем в раздел Лодки/моторы
А сколько туда литров надо?
перемещено из Рыбалка
Не понятно, почему лягушатники не указывают класс по API.
Судя по параметрам не образует эмульсии. Не обманывают?
а смысл? синхронизаторов нет, втулок нет.
Да и US Steel 224й стоит.
Однако некоторые империалистические производители лодочных моторов требуют GL-4/-5.
В новом издании руководства добавили и GL-5.
С чего бы это?
А в мануалах на моторы требование только к вязкости (SAE), индекс которой указан.
Дезэмульсионные свойства, ASTM D 2711: 47,6 ml
Эмульсия: отсутствует
Нормальное по тем временам масло было.
А в бензин автол добавляли, не знали тогда никаких двух и четырехтактных масел. И все прекрасно работало. Бензин был А-72.
Ничего не перебирали. Ремонт был только по причине механических повреждений, когда из-за трещины приходилось сапог менять, или из-за отказа системы охлаждения.
Никаких сказок. В сезон точно не перебирали, после не знаю. Мы с младшим братом все каникулы у бабушки в деревне проводили. Все лето рыбалкой занимались. Лодка принадлежала брату отца. Сначала были самодельные плоскодонки, позже Неман-2. Дядька любил моторами меняться. Так что довелось поездить практически на всех Ветерках, Вихрях, Москве, Нептуне. Я сам самостоятельно за мотором с 14 лет на большой реке. Сейчас не понимаю, и как бабушка нас одних отпускала. Я бы своих сыновей ни за что не отпустил.
.6. Уход за мотором
Для того чтобы мотор постоянно находился в хорошем состоянии необходим регулярный уход за ним по следующему плану:
а) Перед каждым плаванием:
1. Произведите наружный осмотр мотора, удалите грязь, масло с наружных поверхностей мотора и из поддона, очистите подводную часть мотора и гребной винт от водорослей и т.п.
2. Проверьте, нет ли поврежденных или незакрепленных деталей на моторе, обратите особое внимание на гребной винт — при наличии забоин их надо аккуратно зачистить. Если хотя бы одна лопасть винта деформирована, его надо обязательно заменить.
3. Проверьте состояние электропроводки, положение всех соединений и контактов.
4. Убедитесь, что органы управления мотора находятся в хорошем состоянию
б) Через каждые 10-15 часов работы мотора:
1. Меняйте смазку в корпусе редуктора (не реже 1 раза в месяц).
2. Осматривайте электроды свечей, счищайте с них нагар, проверяйте и устанавливайте нужный зазор между электродами.
3. Осматривайте и при необходимости подтягивайте наружные болты, винты и гайки.
в) Через каждые 50 часов работы мотора:
1. Проверьте зазоры между контактами прерывателей магнето, если на них есть нагар, то его надо счистить надфилем.
2. Смажьте наружные трущиеся поверхности (оси, зубчатый сектор, шестерни, резьбу зажимных винтов подвески и др.) любой машинной смазкой.
3. Снимите отстойник топливного насоса, промойте его и находящийся над ним сетчатый фильтр.
4. Снимите стартер и залейте любую машинную смазку между блоком и болтом стартера.
5. Пропитайте 2-3 каплями турбинного масла ГОСТ 32-74 или другого подобного типа масла фильца смазочного устройства основания магнето. Смажьте оси рычажков прерывателей, не снимая их.
6. Проверьте затяжку гайки маховика. Величина усилия затяжки гайки маховика 4+2 кгм.
7. Пополняйте полость между сальником и шарикоподшипником 202 в корпусе редуктора консистентной смазкой ЦИАТИМ — 201 в количестве 5-10 граммов.
г) Чрез каждые 100 часов работы мотора:
1. Снимите блок головок и глушитель двигателя, осмотрите состояние поршней и поршневых колец (их подвижность в зоне выхлопных окон). Если на поверхности камеры сгорания и на днище поршня большое отложение нагара, — отмочите в керосине и счистите его. Если на поршнях в зоне выхлопных окон имеются надиры или отсутствует подвижность поршневых колец в канавках поршня, необходимо снять блок цилиндров, осмотреть состояние поршней, надиры зачистить мелким напильником, после чего поршни промыть. При закоксовывании поршневого кольца в канавке поршня его надо осторожно, чтобы не поломать, вынуть из канавки , очистить и промыть вместе с поршнем, после чего снова поставить.
2. Отсоедините корпус редуктора. Снимите корпус водопомпы и крыльчатку. Осмотрите состояние штифта крыльчатки, при необходимости замените.