58. Неисправности системы питания газобаллонных двигателей, их причины и признаки
58. Неисправности системы питания газобаллонных двигателей, их причины и признаки.
проверить открытие клапанов по характерному щелчку в момент включения зажигания. При отсутствии щелчка проверить и при необходимости восстановить контакт проводов на клеммах клапанов. Неисправные клапаны заменить
Повышенный расход топлива при работе двигателя на бензине после выработки газа
Увеличенное сопротивление протеканию воздуха во впускном тракте карбюратора из-за несоответствия типа смесителя рабочему объему двигателя
Заменить смеситель первой группы смесителем второй группы
При работе двигателя на газе наблюдается и расход бензина
Нарушена герметичность электромагнитного бензинового клапана
Восстановить герметичность или заменить клапан
Ухудшение рабочих характеристик двигателя после пробега около 50 тыс. км (примерно 3 года эксплуатации)
Износ резинотехнических деталей редуктора-испарителя
Разобрать редуктор-испаритель, удалить смолистые отложения. Отремонтировать или заменить вышедшие из строя детали
«Провалы» в работе двигателя при резком открытии дроссельных заслонок
Уменьшение проходного сечения в каналах тройника-дозатора или автономного дозатора
Отрегулировать тройник-дозатор на всех режимах работы двигателя с помощью регулировочных винтов. Отрегулировать автономный дозатор.
Снижение мощности двигателя, пониженная максимальная скорость автомобиля и рывки при его движении
Засорение фильтра электромагнитного газового клапана
Закрыть расходный вентиль на баллоне. Отвернуть накидную гайку магистрального газопровода от штуцера газового клапана. Отвернуть стяжной болт или винты крепления колпака фильтра и снять колпак, стараясь не повредить уплотнительную прокладку. Снять фильтрующий элемент, разобрать его, промыть в растворителе (646, 647 и т.п.) и продуть сжатым воздухом. При сильном засорении заменить фильтрующий элемент.
Недостаточно открыт клапан второй ступени редуктора-испарителя
Повернуть по часовой стрелке для увеличения подачи газа винт-регулятор на редукторе-испарителе.
Перекрытие проходного канала редуктора-испарителя инеем вследствие обмерзания редуктора из-за недостаточного подогрева.
см.: «Двигатель не пускается или уже работающий двигатель останавливатеся во время движения»
Не отрегулирован дозатор газа
Отвернуть на пол-оборота винты тройника-дозатора или отрегулировать автономный дозатор (при наличии)
Диафрагмы первой и второй ступеней редуктора-испарителя повреждены или потеряли эластичность
Частично или полностью разобрать редуктор. Если невозможно исправить поврежденные диафрагмы, заменить их.
Затрудненный пуск прогретого двигателя или его неустойчивая работа в режиме холостого хода
Самопроизвольное изменение положения регулировочного винта холостого хода на редукторе-испарителе
Отрегулировать винтом холостого хода давление второй ступени редуктора
Давление во воторой ступени редуктора-испарителя значительно выше или ниже нормы
Повернуть регулировочный винт второй ступени редуктора-испарителя против часовой стрелки для увеличения подачи газа и, следовательно, частоты вращения коленчатого вала двигателя и, наоборот, по часовой стрелке — для уменьшения.
Пропуск газа через клапан второй ступени редуктора-испарителя или засорение клапана
Очистить или заменить клапан. Отрегулировать регулировочным винтом холостого хода давление второй ступени редуктора-испарителя.
Повышенный расход газа (при этом наблюдаестя затрудненный пуск двигателя и неустойчивая работа его в режиме холостого хода)
Недостаточно разрежение в вакуумном разгрузочном устройстве редуктора-испарителя:
Негерметичен вакуумный шланг
Восстановить герметичность присоединения вакуумного шланга или заменить его
негерметична диафрагма разгрузочного устройства
отсоединить от впускного коллектора двигателя вакуумный шланг и засосать через него воздух. Если разрежение не ощущается, снять крышку второй ступени редуктора и разгрузочное устройство. Восстановить герметичность диафрагмы преклеиванием куска капроновой ткани или заменить ее
Пуск двигателя, работающего на газообразном топливе
Любой двигатель, работающий на бензине, может быть переведен на работу с использованием газообразного топлива (сжиженного или сжатого газа).
Вне зависимости от вида используемого газа газобаллонная установка включает:
- емкость для хранения и транспортировки газообразного топлива
- устройство для подогрева и испарения газа
- газовый редуктор
- дозирующее устройство
- смеситель
- трубопроводы
- контрольные приборы
Газобаллонные установки, предназначенные для питания газовых двигателей автомобилей ЗИЛ-431410 и ГАЗ-53-07 сжиженным пропан-бутановым газом, рассчитаны на избыточное давление 1,6 МПа.
Рис. Схема системы питания двигателя грузового автомобиля, работающего на сжиженном газе: 1 — топливный бак; 2 — запорный кран; 3 — фильтр-отстойник; 4 — двигатель; 5 — бензонасос; 6 — карбюратор-смеситель; 7 — трубопровод основной подачн газа; 8 — газопровод системы холостого хода; 9 — дозирующее экономайзерное устройство; 10 — манометр; 11 — воздуховод, соединяющий редуктор с задроссельным пространством; 12 — двухступенчатый газовый редуктор; 13, 14 — фильтры; 15 — испаритель; 16 — шланги подвода к отвода охлаждающей жидкости к испарителю; 17 — магистральный вентиль; 18 — расходный вентиль (жидкостной); 19 — расходный вентиль (паровой); 20 — манометр; 21 — газовый баллон.
Работа таких двигателей осуществляется при подаче газа в парообразном состоянии к редуктору. Испарение газа при работе двигателя происходит в испарителе за счет теплоты жидкости, поступающей в него из системы охлаждения. При пуске и прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости низкая для испарения газа, подача газа осуществляется через верхний вентиль газового баллона, обеспечивающего подачу в редуктор паровой фазы газа. Приготовление газовоздушной смеси происходит в газовом смесителе.
Газовые двигатели автомобилей ЗИЛ и ГАЗ комплектуются двухкамерными смесителями типа СГ-250 с падающим потоком газовоздушной смеси и параллельным открытием воздушных и дроссельных заслонок.
Опыт эксплуатации первых конструкций газобаллонных установок показал, что использовать воздушные заслонки в качестве пускового устройства при низких температурах малоэффективно. Для улучшения пуска была разработана автономная пусковая система. В такой системе подача паровой фазы газа в полость смесителя осуществляется над обратным клапаном. Паровая фаза отбирается из первой ступени редуктора через жиклер малого диаметра (0,8 мм). Такая схема исключает неравномерность подачи газа в форсунку при малом значении n и обеспечивает при закрытых воздушных заслонках с углом открытия дроссельных заслонок 15-20 расчетные значения а, равные 0,5-0,55. Это позволяет при использовании контактно-транзисторной системы зажигания с углом опережения 8-9 до ВМТ получить при -10 и -15 С минимальную пусковую частоту вращения коленчатого вала 50 и 60 мин-1. Одновременно пусковые испытания подтверждают влияние на повышение предельных температур надежного пуска фракционного состава газа и наличия в нем влаги.
В настоящее время все большее распространение получают системы питания двигателя, работающие на сжатом природном газе (метане). Для смешения газа с воздухом в таких установках используются карбюраторы-смесители. Опыт эксплуатации показал, что пуск холодного двигателя затруднен, а в некоторых случаях практически не возможен. Основной причиной неудовлетворительного пуска является шунтирование свечей зажигания влагой, образующейся в процессе горения смеси. Другой причиной является нерациональная система подачи и регулировки газа в карбюратор-смеситель. Поэтому для пуска двигателя ЗИЛ-5086.1000400 на сжатом газе применяли пусковую сисразработанную для газового двигателя ЗИЛ-5085.1000400 (с диаметром жиклера 1,1 мм и углом открытия дроссельных заслонок 15°). Однако этого оказалось недостаточно для надежного пуска. Надежность пуска увеличивается в результате применения системы зажигания, обеспечивающей по сравнению с серийной (контактно-транзисторной) большие величины вторичного напряжения и энергию искрового разряда. Примененная система зажигания с тиристорным выходным каскадом оказывается менее чувствительной к шунтированию свечей зажигания. Это позволяет с установочным углом опережения зажигания 5 до ВМТ и с помощью автономного пускового устройства обеспечить пуск ЗИЛ-5086.1000400 с минимальной пусковой частотой вращения коленчатого вала 55 мин при -5 С и 75 мин при 45 °С.
Рис. Схема соединения газовых каналов редуктора и смесителя:
1 — входной патрубок газовой горелки; 2 — обратный клапан; 3 — жиклер; 4 — воздушная заслонка; 5 — газовая форсунка; 6 — диффузор; 7 — штуцер газовый системы холостого хода; 8 — винт общей подачи газа; 9 — регулировочный винт подачи газа; 10 — электромагнитный клапан; 11 — разгрузочное устройство; 12 — фильтр; 13 — дозирующее экономайзерное устройство; 14 — штуцер для передачи вакуума от впускного трубопровода; 15 — дроссельная заслонка; I, II — ступени редуктора
Использование автономного пускового устройства позволяет в некоторых случаях отказаться от пуска двигателя на бензине. Предельная температура надежного пуска холодного газового двигателя на сжиженном пропан-бутановом газе составляет от -20 до -25 С, а на сжатом природном газе (метане) эта температура пока выше и составляет от -5 до -10 С. Для снижения предельной температуры и повышения надежности пуска холодных двигателей на газообразном топливе требуется применение системы зажигания, имеющей большие, чем серийная система величины вторичного напряжения и энергии искрового разряда.
Рис. Схема системы питания двигателя грузового автомобиля, работающего на сжатом газе: 1 — топливный бак; 2 — запорный кран; 3 — топливный фильтр; 4 — топливный насос: 5 — карбюратор-смеситель; 6 — выпускной газопровод ; 7 — двигатель; 8 — трубопровод основной подачи газа в смеситель; 9 — газопровод системы холостого хода; 10 — манометр; 11, 13 — редукторы соответственно низкого и высокого давления; 12 — электромагнитный клапан; 14 — подогреватель газа; 15 — манометр; 16 — вентиль; 17 — газовые баллоны со сжатым газом.
Учитывая все большее распространение двигателей с газобаллонными установками, целесообразно продолжить работы по совершенствованию автономного пускового устройства в части оптимизации изменения качественного состава смеси в зависимости от частоты прокручивания и температуры аналогично автоматическим устройствам карбюраторов.
Целесообразно также при разработке специальных газовых двигателей предусматривать размещение в камере сгорания двух зажигательных свечей. Установка дополнительной зажигательной свечи будет способствовать интенсификации процесса горения газовоздушной смеси.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание газобаллонных установок
материал на тему
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению технического обслуживания и диагностирование газобаллонных установок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_up_t-12.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия производственного обучения:
Техническое обслуживание и диагностирование системы питания карбюраторного двигателя
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Техническое обслуживание двигателя.
Тема занятия: Техническое обслуживание и диагностирование системы питания карбюраторного двигателя .
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).
Обучение практическим приемам определения технического состояния составных частей и сборочных единиц систем питания двигателей с искровым зажиганием.
Формирование и усвоение приемов проведения технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя .
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя .
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя .
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:
иметь практический опыт :
— использования диагностических приборов и технического оборудования;
— выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.
— применять диагностические приборы и оборудование;
— использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.
В ходе занятия у студентов формируются
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы: двигатель для горячей регулировки, прибор НИИАТ-527Б для проверки топливных насосов, прибор НИИАТ-362, шинный насос, газоанализатор, наборы гаечных ключей и отверток, скребки, ветошь, исправные детали бензинового насоса, карбюратор, емкости и шланги для бензина.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
I. Организационная часть: 5 мин.
- Контроль посещаемости и готовности к занятию.
- Объяснение хода и последовательности проведения занятия.
- Распределение по рабочим местам.
II. Вводный инструктаж: 1 час.50 мин.
- Сообщить тему программы и тему занятия, назвать ее учебное значение.
- Объяснить новый материал:
- Рассказать о значении техники проведения технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя.
- Разобрать инструкционные карты, обратив внимание на технические требования и условия выполнения.
- Опираясь на знания теоретических дисциплин, разобрать со студентами порядок проведения технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя.
- Рассмотреть применяемые инструменты, оборудование, приспособления; разобрать специфику проведения технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя.
- Показать приемы работы; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
- Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места;
- Провести инструктаж по правилам техники безопасности;
- Предложить 2 студентам повторить рабочие приемы технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя, убедиться в понимании;
- Сообщить студентам критерии оценок.
III. Самостоятельная работа 3 часа 45 минут.
Текущий инструктаж – целевые обходы рабочих мест студентов:
- Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.
- Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов работы по выполнению технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя;
- Третий обход: проверить правильность соблюдения последовательности технического обслуживания и диагностирования системы питания карбюраторного двигателя;
- Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля; соблюдение технических условий работы;
- Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.
IV. Заключительный инструктаж 15 минут.
- Подвести итоги занятия.
- Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие.
- Сообщить и прокомментировать оценку студентам за работу.
- Задать домашнее задание, объяснив его важность для усовершенствования навыков работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения технического состояния кривошипно-шатунного механизма с помощью приборов и устранение основных его неисправностей.Задачи занятия:Обучающие:Форми.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование газораспределительного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам обнаружения неисправностей газораспределительного механизма, устранения простейших неисправностей, выполнения регулировки теплового зазора в газораспределите.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы смазки двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в смазочной системе двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов проведе.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы охлаждения двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в системе охлаждения двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов .
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы питания дизельного двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение диагностике с помощью приборов системы питания дизельных двигателей, ее составных частей и сборочных единиц, а также выполнению технического обслуживания. Задачи занятия:О.
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы питания карбюраторного двигателя
План занятия производственного обучения:Техническое обслуживание и диагностирование системы питания карбюраторного двигателяУП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилейпо .
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
План занятия производственного обучения:Техническое обслуживание аккумуляторной батареиУП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилейпо профессии СПО 190631.01 Автомеханик.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Волгоградский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров
Федерального дорожного агентства»
Обучение водителей ТС с ГБО (газобалонным оборудованием)
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ РАБОТЫ НА ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЯХ
Программа предназначена для подготовки и переподготовки водителей газобаллонных автомобилей, использующих в качестве топлива сжатый природный газ (СПГ) или сжиженные нефтяные газы (СНГ), и является дополнением к основной программе подготовки водителей автотранспортных средств. Она предусматривает изучение устройства газобаллонных установок автомобилей с двигателями, конвертированными для работы на сжиженных газах, а также автомобилей, работающих на сжатом природном газе.
Теоретические занятия предусматривают изучение конструкций газобаллонных автомобилей, принципов работы топливоподающей аппаратуры, правил технической эксплуатации и основ по технике безопасности при использовании на автомобильном транспорте газового топлива.
В зависимости от типа эксплуатируемых в данном АТП или транспортном управлении газобаллонных автомобилей, определяемых видам применяемого газового топлива (СПГ или СНГ), преподавателям представляется право в объеме, предусмотренном программой, менять количественную сторону информации применительно к тому или иному типу газобаллонных автомобилей.
Детальное изучение устройства и техническое обслуживание газобаллонной аппаратуры должно проводиться на базе газобаллонных автомобилей, эксплуатирующихся в данном АТП.
После завершения курса обучения водителя сдают экзамен.
Первичная проверка знаний безопасных методов эксплуатации газобаллонных автомобилей проводится комиссией с участием представителя организации обучающегося.
Право на вождение газобаллонных автомобилей оформляется выдачей специального удостоверения.
Занятия проводяться в здании ФГАОУ ДПО «Волгоградский ЦППК» по адресу Волгоград, ул. Рабоче Крестьянская 54 в учебном классе площадью 100 кв.м. Количественный состав группы- 30 человек.
Учебные класс укомплектован следующим оборудованием:
- Учебные плакаты, пособия.
- Стационарный компьютер: Athlon II X2 (2.7 GHz), 2GB, Geforce 8800GS(1024), 250GB, DVD±RW,
- Проектор: BenQ
- Экран для проектора: Стационарный, ширина 2000 мм
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема 1. Технико-эксплуатационные показатели газобаллонных автомобилей
Тема 2. Топливо для газобаллонных автомобилей
Тема 3. Особенности устройства газобаллонных автомобилей. Работа топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей
Тема 4. Особенности технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей
Тема 5. Характерные неисправности газовой аппаратуры и способы их устранения в условиях эксплуатации
Тема 6. Техника безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Технико-эксплуатационные показатели газобаллонных автомобилей.
Развитие комплексно-энергетического комплекса России.
Отечественный и зарубежный опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей.
Преимущества и недостатки газобаллонных автомобилей по сравнению с карбюраторными и дизельными автомобилями. Сфера применения газобаллонных автомобилей.
Типы и марки отечественных газобаллонных автомобилей, предназначенных для работы на КПГ (компримированный природный газ) и СУГ (сжиженный углеводородный газ). Их отличительные особенности и краткие технические характеристики.
Экономическая эффективность использования газового топлива на автомобильном транспорте.
Тема 2. Топливо для газобаллонных автомобилей.
Требования, предъявляемые к топливу для газобаллонных автомобилей. Физико-химические свойства КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ) (пропанбутановой смеси). Технические условия на КПГ (СПГ) (ГОСТ 27577) и СУГ (СНГ) (ГОСТ 27578), используемые как топливо для газобаллонных автомобилей.
Сравнительный анализ свойств КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ) для газобаллонных автомобилей.
Особенности работы двигателей на газовом топливе и бензине.
Тема 3. Особенности устройства газобаллонных автомобилей. Работа топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей.
Конструкция газобаллонных автомобилей, предназначенных для работы на КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ).
Газовая аппаратура систем питания автомобилей, работающих на КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ). Схема газобаллонной установки на примерах автомобилей ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07. Назначение, расположение и взаимодействие агрегатов газобаллонных установок.
Баллоны для сжатого газа. Правила эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Устройство баллонов для сжиженных нефтяных газов и их арматура.
Газопроводы и соединительные детали. Запорная арматура и измерительные приборы.
Газовые редукторы. Назначение, устройство, принцип действия и регулировочные воздействия.
Газовый редуктор высокого давления (РВД).
Газовый редуктор низкого давления (РНД).
Назначение и устройство подогревателя СПГ и испарителя для СНГ.
Электромагнитные запорные клапаны. Карбюраторы-смесители и газовые смесители для газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ), устройство, принцип действия и регулировочные воздействия.
Бензиновая система питания газобаллонных автомобилей.
Работа системы питания газобаллонных автомобилей на различных режимах при неработающем двигателе, при запуске, на режиме холостого хода, на частичных нагрузках, на режиме полной мощности, при остановке.
Перевод работы двигателя с одного вида топлива на другой.
Параметры регулировок топливной арматуры газобаллонных автомобилей для КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ). Нормы расхода газа для газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ).
Практические занятия. Проверка работы двигателя на различных режимах.
Перевод работы двигателя с газа на бензин и с бензина на газ.
Регулировка карбюратора-смесителя или газовых смесителей на минимально устойчивую частоту вращения вала двигателя на режимах холостого хода.
Изучения влияния различных регулировок карбюратора-смесителя (или газового смесителя) на токсичность отработавших газов (по состоянию окиси углерода — СО). Углубленное изучение устройства в процессе разборки, сборки агрегатов и узлов газобаллонной аппаратуры для КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ).
Тема 4. Особенности технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей.
Технология и особенности заправки газобаллонных автомобилей газовым топливом на стационарных и подвижных газонаполнительных станциях.
Виды и периодичность технического обслуживания газобаллонных автомобилей.
Перечень основных работ по газобаллонной аппаратуре, выполняемых при техническом обслуживании газобаллонных автомобилей ЕО, ТО-1, ТО-2, работающих на КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ), приемы их выполнения. Карта смазки агрегатов систем питания газобаллонных автомобилей.
Перечень работ текущего ремонта систем питания газобаллонных автомобилей.
Типовая схема организации технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей.
Технологическое оборудование организация участка для проведения технического обслуживания и текущего ремонта газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей.
Практические занятия. Ознакомление с технологическим оборудованием и освоение приемов выполнения основных регламентных работ по ТО-1, ТО-2 систем питания газобаллонных автомобилей.
Заправка баллонов КПГ (СПГ) или СУГ (СНГ) с соблюдением необходимых мер правил техники безопасности.
Тема 5. Характерные неисправности газовой аппаратуры и способы их устранения в условиях эксплуатации.
Основные неисправности газовой аппаратуры, возникающие в процессе эксплуатации газобаллонных автомобилей, причины их появления, способы обнаружения методы их устранения.
Практические занятия. Проверка герметичности газопроводов, вентилей, арматуры баллонов и газовых редукторов и способы устранения негерметичности.
Проверка и замена газовых фильтров.
Проверка работы и устранение неисправностей в карбюраторах-смесителях и дозирующе-экономайзерном устройстве.
Тема 6. Техника безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей.
Организация работы по охране труда на автотранспортных предприятиях, эксплуатирующих газобаллонные автомобили.
Основные нормативные документы по технике безопасности и охране труда, регламентирующие применение газового топлива на автомобильном транспорте.
Требования безопасности к техническому состоянию и оборудованию газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ).
Условия хранения, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, работающих на КПГ (СПГ) и СУГ (СНГ), требования к территории и производственным помещениям.
Правила техники безопасности для водителей газобаллонного автомобиля, работающего на СУГ (СНГ).
Правила техники безопасности для водителя, работающего на газобаллонном автомобиле на КПГ (СПГ).
Литература:
1.ГОСТ Р 17.2.02.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей
2.Методические рекомендации по технической эксплуатации газобалонных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в РФ, утверждены Распоряжением Министерства Транспорта РФ от 19.10.2012 года № НА-124-р
3.Руководство по организации эксплуатации газобалонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе, РД-03112194-1095-03.
4.Руководство по организации эксплуатации газобалонных автомобилей, работающих на сжиженном газе, РД 03112194-1094-03
5.Рекомендации по организации работ по охране труда на предприятиях автомобильного транспорта, Р 03112194-0360-96
6. Автомобильные газовые топливные системы, автор: ЗолотницкийВ., издательство: «АСТ», год: 2007
7. Применение и эксплуатация газобаллонного оборудования, автор: Лиханов В., Деветьяров Р., издательство: «Киров: Вятская ГСХА», год: 2006
Описание: Для работы на газообразных топливах транспортные средства переоборудуются в газобаллонные автомобили (ГБА). Перевод автомобилей на газообразные топлива требует выполнения дополнительных работ по установке газовой системы питания, включая газовые баллоны, ее техническому обслуживанию и ремонту. Применение газа на автомобиле повышает требования пожарной безопасности при его эксплуатации.
В данном учебном пособии рассмотрены основные принципы установки газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль, его работы, устройства, обслуживания и ремонта.
8. Газовое оборудование автомобилей. Легковые, грузовые. Устройство, установка, обслуживание. Практическое руководство, автор: Афонин С., издательство: «ПОНЧиК»,
год: 2001
Описание: В книге рассматривается работа легковых и грузовых автомобилей на газовом топливе, а также возможность установки на автомобиль газового оборудования и его обслуживание. Описано устройство различных систем газовой аппаратуры, изложены последовательно и подробно особенности и назначение всех элементов газовой аппаратуры.
Книга предназначена для технически грамотных автовладельцев, водителей, механиков и работников СТО.
9. ГОСТ 27577-2000 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия
10. ГОСТ 27578-87. Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия (с Изменением N 1)
Монтаж и ремонт ГБУ:
отопление от газового баллона
Автономное газоснабжение от газобалонного оборудования (Отопление от газового баллона) приобретает сегодня все большую популярность среди владельцев индивидуального жилья, особенно там, где магистральные газопроводы с природным газом недоступны для подключения систем подачи газа.
Газификация дома от газобаллонного оборудования решает проблему не только его отопления, но и горячего водоснабжения, а также обеспечения качественным топливом кухонных плит и газовых генераторов.
Сжиженный углеводородный газ, благодаря своим свойствам – высокому КПД в отоплении и простому процессу перехода от жидкого состояния к газообразному, широко используется в быту.
Автономная газификация сжиженным газом имеет высокую эффективность при отоплении дома по сравнению с природным газом.
Современное автономное газоснабжение загородного дома – это полноценная система жизнеобеспечения частного дома, позволяющая получить максимально комфортное жилье.
Бесперебойная работа систем кондиционирования, резервное освещение и питание электроприборов, быстрое и удобное приготовление пищи и горячая вода в любое время суток – все это обеспечивается индивидуальным газоснабжением. Оборудование, приборы и материалы, используемые для газификации коттеджей, отвечают требованиям надежности и безопасности.
РАССЧИТАТЬ ТОЧНУЮ СТОИМОСТЬ ГАЗИФИКАЦИИ ДОМА:
Газоснабжение пропан-бутаном (СУГ) востребовано благодаря своим явным преимуществам перед другими источниками тепла и энергии:
- Качественное экологически чистое топливо
- Стабильное давление в сети газопровода
- Надежное и простое в эксплуатации газовое оборудование
- Полная автономность и отсутствие зависимости от дорогих теплоносителей
- Возможность использования в любое время года
- Долговечность газового оборудования
- Экономичность и быстрая окупаемость
Ассортимент ГБО позволяет автономно газоснабжать отопительные установки от 1кВт до ≈ 120кВт.
Газификация дома сжиженным газом возможна не только на этапе его возведения, но и в процессе эксплуатации жилых зданий, а также при замене используемой системы отопления природным газом.
Обязательной регистрации в Ростехнадзоре подлежат системы автономного газоснабжения загородного дома или промышленного объекта только в случае установки газового потребляющего оборудования суммарной мощностью более 100 кВт (ПБ12-529-03).
Существует целый ряд технологических задач, эффективное и экономически оправданное решение которых возможно только с помощью систем, использующих пропан-бутановые смеси.
К числу таких задач, в первую очередь, относится резервное теплоснабжение, особенно актуальное в условиях России.
СТОИМОСТЬ ГАЗИФИКАЦИИ
Регулятор
Газовая рампа
Емкость 480 л
РАССЧИТАТЬ ТОЧНУЮ СТОИМОСТЬ ГАЗИФИКАЦИИ ДОМА:
Статьи о СУГ. Сжиженный газ пропан-бутан
Сжиженный углеводородный газ (СУГ) или сжиженный нефтяной газ пропан-бутан — универсальный синтетический газ, получаемый из попутного нефтяного газа или при переработке нефти, т.е. фактически для большинства производителей это побочный продукт. В России перерабатывается в сырье для нефтехимии и в сжиженный пропан-бутан не более 40% попутного газа, еще 40% без всякой переработки сжигается на ГРЭС, а оставшиеся 20% сжигаются на месторождениях в открытых факелах. Официально подобным образом нефтяными компаниями уничтожается 4 млрд.м3 в год попутного газа, а не официально — до10 млрд. м3 в год. Чистое горение газа (минимум продуктов сгорания) делает его экологически чистым топливом для широкого применения в жилых домах (отопление, горячее водоснабжение, газовые плиты, нагрев саун и воды в бассейнах), на агро — предприятиях, в производстве, в качестве автомобильного топлива…
Смесь сжиженного газа состоит из пропана и бутана. В зависимости от сезона пропорции частей различны: летом примерно в равных частях, зимой пропана в смеси больше. Пропан испаряется при более низких температурах, до -35 гр.Ц., а бутан только при положительной температуре. В емкостях с преобладанием пропана создается большее давление, чем в "бутановых". Такие свойства пропана делают его более приемлемым для использования в суровом российском климате (отопление домов, газовые горелки, авто-топливо и пр.)
Для потребителей пропан-бутан является отличным топливом в местах, где не подведен природный газ (метан).
Сжиженный углеводородный газ производится различных марок для использования в зависимости от сезона и климатических районов расположения домов и коттеджей.
Оборудование для автономной газификации представляет собой комплекс, включающий емкость для хранения СУГ (газгольдер), газопровод и газовое оборудование дома. В комплект оснащения входит также запорно-предохранительная арматура, редукторы, измерительная аппаратура.
Газоснабжение дома будет бесперебойным даже в самые сильные морозы, поскольку газгольдер устанавливается на устойчивую бетонную основу с заглублением в грунт ниже уровня промерзания почвы. На каждую установку оформляется паспорт с обязательной регистрацией в надзорном органе. Объем газгольдера для частного дома зависит от размера газопотребления. Чаще всего сжиженный углеводородный газ хранится в емкостях объемом 2-5 м3.
Газоснабжение загородного дома, выполненное опытными специалистами, имеющими разрешительные документы и лицензии, позволит эффективно и с максимальной безопасностью использовать сжиженный газ на протяжении многих лет.
Сегодня газификация коттеджей квалифицированным персоналом выполняется за 5-7 дней.
Комплексное автономное газоснабжение пропан-бутаном, проведенное специалистами, включает все этапы работ от проектирования, поставки оборудования, монтажа и регистрации до гарантийного и сервисного обслуживания системы.
Газоснабжение пропаном обеспечит комфортное проживание в коттеджах и загородных домах круглый год. Автономное газоснабжение дома требует только своевременной заправки газгольдера и проведения контрольного осмотра один раз в квартал, а также расчистки подъездных путей для доставки топлива газовозом.
Автономное газоснабжение – быстро, эффективно, удобно.
Автономные системы газоснабжения жилых домов, коттеджей и промышленных объектов построены по единому принципу, и отличаются только наличием различной протяженности сети газопроводов с подводом газа к каждому объекту, а также количеством и вместимостью газгольдеров – емкостей для хранения и подачи СУГ.
Сегодня многие специализированные компании быстро и квалифицированно выполнят автономное газоснабжение под ключ – от проектирования до ввода в эксплуатацию и сервисного обслуживания системы газоснабжения, а также доставки газа. Они возьмут на себя оформление всей разрешительной документации и регистрацию системы газификации после монтажа. Кроме этого, специалисты выполнят теплотехнические расчеты и выберут необходимое газовое оборудование и емкости для СУГ. На проведение работ по газоснабжению коттеджа специалистам понадобится всего 1-2 недели.
В общем случае газоснабжение частного дома или промышленного объекта состоит из элементов, включенных в общую систему:
- Вертикальная или горизонтальная емкость для хранения СУГ подземного или наземного размещения
- Испарительная установка
- Конденсатосборник
- Цокольный ввод
- Газопровод наружный и внутренний
- Запорная арматура и регуляторы давления газа
- Предохранительный и отсечной клапан, КИП для измерения и контроля уровня наполнения газгольдера и давления газа
- Газовая аппаратура потребления (плита, котел, генератор).
Автономное газоснабжение коттеджей с подземной установкой горизонтального газгольдера не требует использования испарителя, поскольку эффективность получения и подачи паровоздушной смеси пропан-бутана обеспечивается процессом естественного обогрева емкости и испарения жидкой фазы СУГ.
При организации газоснабжения промышленных объектов для хранения СУГ используют несколько газгольдеров объемом от 5 м3 или один вместимостью до 100 м3. Газификация промышленных котельных мощностью 200 кВт и выше, а также коттеджных поселков требует установки испарителей, поскольку естественной испарительной способности газгольдеров для производительной работы системы газоснабжения недостаточно.
Емкость резервуара выбирается в зависимости от мощности котла. Для самых востребованных котлов мощностью 45-50 кВт используют газгольдер объемом 4800 л или 6400 л. Это позволяет заправлять газгольдер СУГ всего 1-2 раза в год.
В схему автономного газоснабжения промышленных объектов иногда включается также смесительная установка для подготовки пропано-воздушной смеси (57% пропана и 47% воздуха), что позволяет с успехом использовать ее, как заменитель природного газа без перенастройки или замены газового оборудования.
Такая смесь – достойная альтернатива природного газа и резервное топливо с высоким КПД.
Одним из преимуществ автономного газоснабжения является возможность подземной установки газгольдера и прокладки газопровода, не нарушающей красоту ландшафта дачи или интерьера загородного дома. Кроме этого, пропан-бутан – это жидкое топливо, не загрязняющее окружающую среду. При его сгорании не образуется сажа и копоть, а также посторонние запахи.
Практика показывает, что при организации централизованного потребления СУГ от одного или нескольких резервуаров для 8-10 потребителей, стоимость автономного газоснабжения жилых домов загородного поселка для каждого потребителя снижается почти на 30%.
Это достигается за счет экономии на установке меньшего количества газгольдеров, применении труб меньшего диаметра для прокладки газопровода, снижения расходов на эксплуатацию и обслуживание системы газоснабжения. Доставка СУГ оптом также обойдется дешевле в несколько раз.
Поскольку стоимость автономного газоснабжения коттеджей для многих владельцев является довольно высокой, сегодня многие компании предлагают газификацию домов в кредит. Процентная ставка в 20% годовых и возможность досрочного погашения кредита, который выдается на срок от 3 до 5 лет, позволяет быстро и без существенной переплаты рассчитаться за газоснабжение частного дома. При этом стоит учесть, что автономное газоснабжение быстро окупается.