Управление коробкой передач
Управление коробкой передач
Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимать до упора.
Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.
В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом.
Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.
Внимание!
Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия.
При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.
Рычаг переключения передач
Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).
Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):
- 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
- 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).
При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1.
При движении всегда держать передачу включенной.
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310
Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.
Внимание!
Для коробок передач строго запрещается:
- переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
- двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
- включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.
При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа .
Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Вопросы и ответы про КПП КАМАЗ
В данном разделе вы сможете узнать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, а так же задать любой вопрос специалисту.
Содержание:
Можно ли установить КПП ZF 9 на двигатель КАМАЗ ЕВРО-1? Если да, то что нужно купить для установки. Желательно напишите артикулы этих деталей.
Нет, установка возможно только на ДВС ЕВРО-2 и выше. Так как на двигателях 740.11-240 или 740.13-260 не предусмотрено крепление однодискового сцепления, данная КП абсолютно не совместима с этими моторами.
Здравствуйте, как поставить КПП 154 на ДВС 74031-240? Какие детали нужны для стыковки узлов.
Установка данной трансмиссии на двигатель 740.31-240 не предусмотрена заводом. Для стыковки узлов вам понадобиться установить однодисковое сцепление, заменить картер сцепления (колокол), а также провести еще целый ряд доработок. Такой заменой занимаются исключительно компании с лицензией на доработку шасси «КАМАЗ».
Подскажите артикул коробки передач установленной на автомобиле. Номер шасси ХТС 430803А1175261.
КПП КАМАЗ 141.1700108-11
С сапуна КПП с делителем выбрасывает масло. В чем причина?
Вероятно то, что непосредственно в сам узел попала вода. Либо это излишки залитой рабочей жидкости.
Здравствуйте, можно ли на ДВС КАМАЗ 740.30-260 состыковать с коробкой передач 152 с усиленным делителем от 154.
Без доработок установить нельзя. Также установка КПП 152 может не выдержать максимальный крутящий момент мотора 740.30.
Можно ли установить на двигатель 6ISBE285 КПП 154, вместо заводской ZF6S1000.
Установка 154 КПП на ваш двигатель возможна. НО! Она может не выдержать нагрузок, и мотор ее просто разорвет.
Нужна КПП КАМАЗ?
В чем заключены отличия между КПП 154.1700051 И 154.1700056?
Агрегаты не имеют кардинальных различий и полностью взаимозаменяемы. Но есть пару незначительных отличий. А именно то, что КПП 056 изготавливают в герметичном исполнении. Также отличаются рычаги включения сцепления. В первом случае (051) используют прямой рычаг (артикул 19.1601217-10), в то время как в 056 применяют изогнутый рычаг (19.1601217-20)
Как установить на ДВС 740.31 двухдисковое сцепление, для стыковки с коробкой передач ZF. Какой артикул у картера маховика необходимого для установки?
Для стыковки данных узлов, помимо указанного вами, вам понадобиться:
— заменить сцепление, коленчатый вал и маховик;
— переделать кронштейны крепления;
— поменять карданный вал привод ДВС.
Также возможно придется доработать пол кабины. Вкратце, это не предусмотрено.
Здравствуйте, хочу заменить КПП ZF НА 154. Автомобиль – КАМАЗ 65115-62.
Для замены и стыковки агрегатных узлов обратитесь в сервисный центр «КАМАЗ».
Подскажите, на какие модели автомобилей подходит КПП 14 от КАМАЗ 4310.
Только на модели 4310, 43105,43101 ранних годов производства. А также на 43114 и 65111. Данный агрегатный узел уже не выпускается, в настоящее время производится обновлённая модификация – 142.
Где можно приобрести КПП ZF 9S109 (артикул 1324.001.098) в Воронеже. Цена?
Данную КПП вы сможете найти у нас в магазине. Более подробно о ценах, сроках и методах доставки вы сможете узнать позвонив по указанному контактному номеру. В данной теме обсуждаются технические вопросы.
Подскажите цену на КПП 5410 (артикул 5410.15.1700050)
Цена на агрегат указана сайте (в каталоге). Посмотрите КПП 152 КАМАЗ.
Здравствуйте, хочу купить коробку передач 154 с делителем. Какая цена и каталожный номер
Артикул товара 154.1700056. Стоимость товара указана на сайте. В данном разделе вы можете уточнить вопросы касательно технической части трансмиссии.
Коробка передач КПП 154 для автомобиля КамАЗ
На грузовиках, произведенных в ПАО “КамАЗ”, используются различные модели коробок передач, которые отличаются по своему устройству и ключевым параметрам функционирования. КПП выполняют в автомобиле функцию передачи крутящего момента. В ходе работы механизма изменяются такие показатели, как величина и направление крутящего момента. Также происходит отсоединение силового агрегата от трансмиссии и отбор мощности для привода.
Современные автомобили КамАЗ имеют в своем оснащении обновленные версии механизмов, которые рассчитаны для двигателей с крутящим моментом в 1100 Нм. КПП 154 на автомобилях КАМАЗ представляют собой улучшенную версию механизмов, которые обладают повышенной износоустойчивостью, улучшенным управлением и мощностью.
Как устроена трансмиссия
Коробка 154 для автомобилей КамАЗ состоит из основной коробки с пятью ступенями и делителя с двумя ступенями (мультипликатор). Если рассматривать по отдельным составляющим механизмам, она будет состоять из следующих элементов: ведущий, промежуточный и ведомый вал; передача с шестернями; несколько синхронизаторов; муфта; картеры; привод.
Составляющие | артикул комплектации 154.1700056 |
Вилка сцепления, картер сцепления: | 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10 |
Крышка первичного вала: | 14.1701039-50 |
Вилка выключения сцепления: | 19.1601203-10 |
Вал вилки: | 19.1601215 |
Рычаг вала вилки: | 19.1601217-20 |
Обозначение кп без делителя: | 154.1700150 |
Опора рычага переключения передач: | 530-1702200 |
Фланец: | 154.1701240 |
Делитель: | 154.1770010-10 |
Первичный вал делителя: | 154.1700044 |
Первичный вал кп: | 154.1701027 |
Промежуточный вал кп: | 154.1701048 |
Крышка подшипника вторичного вала: | 154.1701201 |
Схемы КПП для автомобилей различных модификаций 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:
- Вариант при разгоне автомобиля выглядит так 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В.
- При движении по пересечённой местности и в случае передвижения по участкам с плохой проходимостью схема коробки передач 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.
Изменение передачи производится водителем только при отключении сцепления. Передача изменяется за счёт изменения положения рычага (возможно перемещение в позицию B или H).
Переключатель делителя размещен в левой части картера. Привод состоит из нескольких элементов: опорный механизм для рычага, уплотнительные кольца, реактивная тяга, ось с рычагом, изолятор.
Принцип работы КПП 154
При включении прямой передачи в механизме муфта с зубьями сразу обеспечивает соединение ведущих валов и устройства, преобразующего крутящий момент. В этом случае происходит перенаправление крутящего момента с сохранением его величины от силовой установки к КПП. Когда задействуется рычаг повышения передачи, осуществляется постановка зубьев на ведущий вал делителя при помощи синхронизаторов. Проходя через колёса, уменьшается крутящий момент, что приводит к увеличению количества оборотов. Представленный принцип работы повышает КПД работы автомобиля, способствует увеличению скорости грузовика и позволяет экономить топливо за счёт снижения его расхода.
Отличие КПП 154 от КПП 152
Модель КПП 154 представляет собой обновление модели 152. Среди ключевых положительных моментов новой трансмиссии выделяют:
- Усиленный тип синхронизаторов.
- Улучшенные механизмы фиксации шестерен.
- Мультипликатор имеет более удобное управление.
Пневматическая система автомобиля КАМАЗ считается сложным устройством, для работы с которым требуется специально обученный человек. Ключевым отличительным элементом коробки передач 152 от новой версии служит применение в опорах валов подшипников конусовидной формы.
Технические характеристики
Среди основных ТТХ КПП 154 выделяют:
- Механический тип, 3-ходовый, с 10 ступенями.
- Установлен картер 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
- Основные номера передач с их числами следующие: 1Н — 7,82; 1В — 6,38; 2Н — 4,03; 2В — 3,29; 3Н — 2,5; 3В — 2,04; 4Н — 1,53; 4В — 1,25; 5Н -1; 5В — 0,815; 3ХН — 7,38; 3ХВ — 6,02.
Обслуживание и ремонт
Чаще всего неисправности в грузовиках КАМАЗ возникают при изнашивании шестерёнок и подшипников, расположенных в КПП. За счёт активного движения и постоянного механического воздействия детали быстро перетираются и изнашиваются. При таком повреждении понадобится комплексная замена батарей, поскольку их ремонт не осуществить.
Основные признаки, указывающие на плохую работу КПП 154:
- Отключение передачи без видимых причин.
- Повышенный уровень шума и характерный стук при эксплуатации.
- Трудности при запуске механизма.
- Фиксация механизма в одной позиции без возможности его переключения.
Для ремонта коробки передач с делителем следует выполнить представленную ниже последовательность действий:
- Следует разобрать устройство.
- Провести осмотр для обнаружения дефектов.
- Заменить детали, пришедшие в негодность, отрегулировать параметры функционирования систем.
- Произвести замену масла в трансмиссии.
- В противоположной последовательности выполнить сборку.
- Выполнить тест-драйв для проверки исправности функционирования автомобиля.
При выполнении ремонта необходимо отрегулировать расстояние между крышкой с торца и механизмом ограничения хода, расположенным у клапана запуска делителя; настроить ход переключающего устройства и откорректировать его привод управления.
Для снятия стоит воспользоваться представленной ниже инструкцией:
- Слейте остатки обработанной жидкости из картера.
- Прочистите магнитный элемент в пробке.
- Опустите запаску.
- Отключите провод, отвечающий за работку лампочки контроля; трубки вентиляции; кронштейны, на которых крепится глушитель.
- Открутите гайки, фиксирующие фланцы.
- Ослабьте тройники хомута.
- Демонтируйте пневматический усилитель сцепления, а после этого отсоедините карданный вал.
- Снимите болты, фиксирующие стартер.
- Отодвиньте КП назад, спустите её на тележку, аккуратно уберите из-под автомобиля.
Процесс ремонта состоит из нескольких основных моментов:
- Снятие воздушного переключателя и крепежных болтов.
- Извлечение валика.
- Отсоединение вилки, отвечающей за изменение скорости.
- Снятие синхронизатора.
- Снятие вала и вилки сцепления.
- На поверхности крышки у заднего подшипника производится снятие фиксирующих элементов, а затем снятие крышки.
- Со стакана подшипника выполняется снятие шайбы, а затем разборка основных элементов.
- Удаление вала и самого подшипника из основной части делителя.
- Крепление в тисках лицевой части ведущего вала.
- Снятие стяжной и маслонагнетательной гаек.
- Демонтаж роликоподшипника, втулки и шестерёнок.
После этого проводится ремонт и замена элементов, затем собирается делитель. В противоположной последовательности производится сборка механизма. После завершения выполняется поверка автомобиля, которая проводится в режиме с нагрузкой и без нагрузки.
Как обслуживать КПП 154
Для обслуживания проводят регулирование привода переключения скорости, корректировку просвета в клапане активации делителя, периодическую замену масла.
- Изначально производится корректировка расстояния между торцом крышки и ограничителем хода. Для этого проверяют регулирование привода отключения сцепления, в случае необходимости его регулируют. Откручивают крепёжные гайки упора штока клапана. Контур четвертого привода подключается к прибору для измерения давления (в норме показатели давления повышают до 7-7,5 кгс/см). Полностью выжимают сцепление, упор штока должен соприкасаться с ограничителем. Образовавшийся зазор должен составлять от 0,2 до 0,3 мм, в таком положении он фиксируется. Шток с крышкой накрываются резиновым предохранителем.
- Этап проверки масла заключается в откручивании пробки и установке указателя в заливное отверстие до упора. Закручивать пробку не нужно.
- Процесс смены масла в грузовике КАМАЗ осуществляется не менее одного раза в год. Это правило работает в том случае, когда автомобиль проходит за год расстояние не более 90 тысяч километров. При работе в тяжёлых условиях с повышенной нагрузкой частота смены масла увеличивается. На этапе замены разогретое масло удаляется через специальные сливные отверстия. Пробки откручиваются, а магниты очищаются от загрязнений. Происходит чистка картера новым маслом, затем оно заливается в КПП 154. Двигатель при этом работает на нейтральной передаче 10 минут. После этого закручиваются пробки, а внутрь заливается смазка ТСп-1.5К. В заключительном этапе проводят проверку уровня жидкости. Если жидкости недостаточно, её доливают до отметки. Масло необходимо поддерживать в подогретом состоянии, поскольку это снижает его вязкость.
В чём разница между 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ
Основное отличие заключается в опоре механизма, располагающейся в верхней части. Для КПП 154 используется переключатель делителя МПДП-1771010А. Новая модель коробки передач имеется в формате 154.1700051 и 154.1700056, которые отличаются по рычагам активации сцепления. В первом случае устанавливается прямой рычаг 19.1601217-10, а во втором случае используется изогнутый вариант 19.1601217-20. Выпускаются модели старого образца (15.1771010, 15.1771010-10 и 15.1771010-20), имеющие существенные визуальные отличия. Детали старого образца используются только в КПП 152.
Отличия КПП 15 от КПП 152 заключаются в следующем:
- В новой модификации применяется упрощённая система управления делителем.
- Увеличена высота зубьев для усиления шлицев.
- Более простая пневмосистема, используемая для управления делителем. Она изготовлена из пластмассовых воздухопроводов.
- Отсутствие шпона в креплении шестерёнок и промежуточного вала.
- Исправлена ошибка, приводящая к автоматическому выключению 4 и 5 передач.
- Использование более прочного подшипника в новой модели.
- В новой версии производители увеличили зубчатый венец шестерни четвёртой передачи.
- Разработчики удалили замковый механизм в шлицевом соединении вала с кареткой синхронизаторов на четвертой и пятой передаче.
Цена новой КПП модели 154 от завода ПАО КАМАЗ составляет 276 тысяч рублей, рекомендуется приобретаться у официальных дилеров или проверенных продавцов. Есть варианты от Ремзаводов, стоимость около 150 тысяч и капитально отремонтированные в районе 100-120 тысяч рублей. Все варианты есть у нас в каталоге, можете приобрести у нас.
Как обслуживать КПП?
Своевременный мониторинг технического состояния плюс регулярное обслуживание продлевают эксплуатационный срок коробки переключения передач и всего автомобиля. Обследование заключается в регулировке механических зазоров, проверке клапанов и привода системы. Завершение процесса — замена масла. Периодичность замены жидкости зависит от пробега, но не может быть реже одного раз в год. Оптимальный пробег, после которого необходимо это делать – 90 тысяч километров. Учащенная замена масла актуальна для автотранспортных средств, работающих в суровых климатических эксплуатационных условиях.
Проверка уровня масла легкодоступна благодаря особому указателю, установленному на горловине емкости, или через контрольные отверстия. Температура заменяемого масла – обязательно ниже рабочей, причина заключается в том, что подогретая субстанция имеет пониженную плотность и вязкость. Удаление отработанного масла производится через предусмотренные отверстия нижней части. В ряде модификаций коробки передач установлен масляный фильтр, который придется предварительно демонтировать.
Ошибки эксплуатации
Трансмиссия имеет сложное конструктивное строение. Однако статистика показывает, что большинство причин поломок заключается не в составных элементах коробки передач КАМАЗ, а в неправильной эксплуатации. Перед началом движения водитель обязан тщательно изучить инструкцию, чтобы ознакомиться с нюансами работы конкретной модели.
Самые распространенные ошибки следующие:
- выжимание педали сцепления не до упора, что приводит к быстрому износу синхронизаторов;
- переход с высоких позиций на низкие при скорости движения более 30 км/час;
- игнорирование последовательного (в порядке возрастания) переключения (переход с 5 скорости на 1);
- полный обхват рычага КПП (разрешается переключение передач КАМАЗ 6520 только открытой ладонью);
- перемещение селектора для поиска нейтрального состояния, так как в автомобиле есть встроенный фиксатор;
- движение под уклон путем наката. Из-за пассивного движения маслонасос вращается, тем самым происходит холостое функционирование его и мотора. Пониженные обороты не дают оптимальной смазки для подшипников, что приводит к перегреву;
- буксировка полноприводных автомобилей с присоединением кардана к мосту;
- игнорирование постановки нейтрального положения при парковке.
Неисправности
Статистика автосервисов выявила самые популярные неисправности:
- разрушение роликового подшипника в первичном валу;
- возникновение трещин картера с его последующей поломкой;
- нарушение регулировки упора клапана;
- физический износ фиксатора устройства переключателя;
- разрыв диафрагмы клапана редукции.
Большинство неисправностей выявлено после пробега более 300 тысяч километров. Переключение КПП КАМАЗ 6520 со скрежетом появляется по причине выхода из строя синхронизатора или зубчатых муфт. Решается данная проблема заменой поврежденных запчастей. Частичное отключение устройства сцепления устраняется регулировкой свободного муфтового хода.
Регулировка КПП
Этот процесс представляет собой настройку хода штока клапана, а также дистанционного привода. Так как отрегулировать КПП и не совершить роковых ошибок? Первым делом необходимо проверить существующий привод на наличие повреждений. Проверка происходит последовательно:
- открутить крепежные гайки, демонтировать защитный чехол;
- выжать сцепление, потом довести упор до касания со штоком (зазор — 0,5 мм);
- в полученном состоянии зафиксировать упор крепежами;
- вернуть в первоначальную позицию грязезащитный чехол, вернуть на место крышку от клапана.
Во время настройки КПП 152 КАМАЗ механического типа необходимо удерживать рычаг на позиции «нейтральное». Дальнейшая наладка включает в себя этапы:
- ослабление затяжки болтового соединения;
- вворачивание соединительных крепежей на поверхность тяги промежуточного узла на 1-2 оборота;
- демонтаж контргайки, фиксирующей установочные винты;
- фиксация верхней части передней тяги;
- свинчивание регулировочного фланца до касания торцевой части с фланцем штока с последующим соединение фланцев болтами. Затяжка крепежей обязательно осуществляется до отказа. Далее болты следует восстановить в обратную позицию (на 31 мм и 16 мм), зафиксировать их с помощью контргаек.
Разбор
Разборка коробки передач начинается с демонтажа болтового соединения от КПП 15 КАМАЗ, после чего нужно отвернуть гайку и прочие фланцевые крепления у кардана, изъять фланец. Выемка всех крышек производится путем вворачивания крепящих болтов в отверстия на крышке.
Теперь можно убрать фиксирующее кольцо у подшипника, изъять шайбу упора. Задний подшипник снять с помощью съемников и захвата. Винт ставить в траверсу, упираясь в валовый торец.
Снятие картера коробки передач сопровождается установкой технологической шайбы упора. Положение элемента ограничено венцом шестерни (от позиции рычага №2) плюс аналогичным элементом от перемещения задним ходом. Это действие необходимо, чтобы избежать повреждения зубьев.
Перед демонтажем валов следует спрессовать с помощью съемника ось узла шестеренок передвижения задним ходом. Рычаг переключения передач КАМАЗ 55111 должен находиться в крайней точке. Теперь можно закрутить рукоятку до момента полного демонтажа конструкции оси шестерен.
Разбор ведомого вала
В предварительные работы по разбору входит съем стопорного кольца совместно с наружными подшипниками. Такой элемент, как картер КПП КАМАЗ 152, относится к числу заменяемых элементов. Винт следует вставить одной стороной в траверсу, а другой – в торец вала. Данное действие позволит изъять подшипники и синхронизирующие запчасти высоких передач вместе с кольцом упора от четвертой позиции.
После можно приступить к следующим этапам разборки:
- убрать запирающую шпонку и плавным вращением добиться совпадения вала и шайбовых шлиц;
- демонтировать шестеренку одновременно с роликами, осуществить прессовку втулки от этой же передачи и изъять шпонку от замка;
- вынуть детали, включая муфту старта и детали от обратного хода;
- разобрать остальные детали.
Демонтаж верхней крышки
Следующий этап настройки и мониторинга КПП КАМАЗ НА ЯМЗ 238 заключается в разборке крышки верха. Это представляет собой последовательность действий:
- отворачиваем гайки и изымаем опоры стаканов, рычага, пружин и фиксационных шариков;
- снимаем установочные винты, удаляем все заглушки, убираем штоки и тяги КПП КАМАЗ 65115 совместно с замковым штифтом, расположенным в среднем штоке;
- удаляем пружинный стакан, снимаем пружину одновременно с предохранителем.
Сборка крышки осуществляется в обратной последовательности. Здесь, как и при других автомобильных ремонтных процессах, есть нюансы, позволяющие грамотно осуществить сборку. Так, нельзя разукомплектованные шестерни, если не было их замены. Если часть шестеренок заменялась, то важно правильно сопрягать запчасти с использованием станков. Проверка шестеренок прошла успешно, если звук, производимый торможением, ровный, без посторонних шумов. Частотность звука – низкая. Шумы повышенной частотности являются тревожным знаком.
Монтаж насыпного подшипника подразумевает установку роликов (88 штук) в два ряда. Между ними нужно установить промежуточную втулку. Напрессовку шестеренок привода необходимо производить при нагреве запчастей до температуры в 90 ℃.
Важно обратить особое внимание на исправное функционирование синхронизаторов. Нормальное напряжение статики – 28-38 кгс. Кроме этого, качественная сборка отличается такими параметрами:
- на блокирующих фасках нет следов существенного износа;
- величина зазора в ступицах шестерен варьируется в промежутке 0,27-0,4мм (для 1,2,3 и заднего хода) и 0,26-0,5 (для положения 4);
- зазор торца в ступице главной шестеренки у ведущего вала – 0,37-0,7мм;
- минимальные зазоры люфта при монтаже крышек. Их размер можно скорректировать при помощи введения регулировочных элементов.
Установка крепежей производится с нанесением уплотняющей субстанции на площадь 2-3 витков резьбы картера и на контур задней крышки. Все рабочие кромки у манжет уплотнения необходимо смазать. Важно, чтобы после монтажных работ все валы и шестерни могли свободно крутиться при любом расположении рычага, включая нейтральное.
Не допускается одновременное включение более двух передач, а также минимальная течь масла из КПП. Во время кручения вала муфта должна беспрепятственно перемещаться по всей поверхности направляющей крышки. Все детали, подвергшиеся ремонту или замене, должны в обязательном порядке успешно пройти тестирование на автослесарном оборудовании.
Установка на двигатель
Качественная установка позволит прослужить запчастям достойный эксплуатационный срок. Для этого нужно:
- проверить текущее состояние главного вала с использованием контролирующего инструмента. Он должен легко осуществлять передвижение на шлицах. Если скольжение обеспечено, то конец шлиц можно покрыть небольшим слоем смазочной жидкости;
- избегать ударов и не допускать нагружения зависимых дисков массой КПП, чтобы не допустить поломок переднего подшипника;
- проверить общий ход муфты, который должен варьироваться в интервале 35-43 мм;
- смазать доступные участки головок совместно с опорами тяг перед непосредственным монтажом дистанционного механизма. После установки головок стянуть их крепежными болтами. Важно не допустить на тягах колебаний головок;
- добиться качественной посадки уплотнительных чехлов на установочных поверхностях. При этом заедание тяг на опорах является недопустимым недостатком;
- залить в КПП масло и осуществить тройную тестовую проверку запуска автомобиля с помощью стартера с выключенным сцеплением.
Проверка монтажа
Для контроля качества и правильности монтажных работ по установке сцепления нужно установить частоту кручения на отметке в 2000 оборотов в минуту и проанализировать следующие контрольные операции:
- плавная работа деталей и отсутствие заеданий во время старта и выключения сцепления;
- отсутствие шумов и посторонних звуков при работе (громкие щелчки, стуки и визжание двигателя не разрешаются);
- чистота отключения сцепления. Максимальный ход муфты составляет 12 мм. Перемещение переключателя для этого значения соответствует 16 мм, вычисленное при радиусе, равном 90 мм. При фиксации этого положения передача 1 и обратный ход должны запускаться ровно, без скрежета. Не разрешается кручение зависимого вала при функционирующей прямой передаче;
- качество переключения. Смена скоростей не должна сопровождаться заеданием прибора и другими сложностями в переходе;
- полное отсутствие масла за пределами емкости. Допустимо образование небольших масляных следов в местах сапунов и сальников.
Для плавной и ровной смены передач подойдёт кулиса КАМАЗ.
Правила эксплуатации КПП
Знание ряда правил и некоторых нюансов эксплуатации системы позволяет продлить срок службы деталей автомобиля.
Так, при подъеме необходимо осуществлять движение на повышенных скоростях. Для стабилизации коленвала следует дважды выжать сцепление и не снижать отметку оборотов в 2000 единиц. Передвижение на пониженных оборотах приводит к перегреву двигателя, что может стать причиной поломки в дальнейшем.
При передвижении по спуску не стоит глушить двигатель, так как автомобиль автоматически заблокирует роль. Кроме этого, не рекомендуется выключать движение вспомогательного характера и доводить до упора педаль сцепления.
Передвижение по льду оптимально и безопасно производить с максимальным запасом скорости. Использование запасной системы ДВС для торможения существенно снизит нагрузку на двигатель. Торможение силовым механизмом относится к аварийным случаям. Избежать проскальзывания колес можно путем включения пониженных передач.
Попадание в занос – самая неприятная дорожная ситуация. При заносе нельзя выжимать до упора сцепления, чтобы не усугубить ситуацию. Стабилизировать движение можно только свободным запасом хода. При пробуксовке колес важно сразу прекратить движение и выключить двигатель совместно с мостом дифференциала. Далее начать движение со второй передачи на повышенных скоростях.