Tranzit-rtk.ru

Авто Дело "Транзит РТК"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика испытаний автоматической установки пожарной сигнализации

Методика испытаний автоматической установки пожарной сигнализации

5.4. Методические рекомендации по приемке систем пожарной сигнализации

Методические рекомендации [1] регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .

5.4.1. Общие положения

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи­ зации-заказчика (22).

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя­ зательным. К участию в работе комиссий помимо официального пред­ставителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест­ вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).

Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта­ ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):

основные характеристики объекта испытаний;

состав приемочной комиссии;

объем испытаний и проверок;

материально-техническое обеспечение испытаний;

критерии оценки результатов испытаний.

Рабочая комиссия должна (26):

проверить качество и соответствие выполненных монтажно-нала­дочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;

провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе­ ние 28).

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­ статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­ заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).

Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):

принять участие в проверке и приемке смонтированного обору­ дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста­ новок противопожарной защиты;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок — составить и вручить их перечень.

При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС пись­менно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).

5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации

Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).

Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).

Читайте так же:
Установка сигнализации с автозапуском w124

При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):

проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала­ дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

проверку соответствия технической реализации категории надежности электроснабжения требованиям ПУЭ и проектной докумен­ тации;

комплексные испытания работоспособности АСПС, включающие:

проверку выдачи извещения «Пожар» при воздействии на ПИ соответствующими имитаторами факторов пожара;

проверку выдачи извещения «Неисправность» при обрыве или коротком замыкании шлейфа сигнализации и соединительных линий управления;

проверку, при необходимости, других сигналов электроуправления и сигнализации, предусмотренных проектом в соответствии с НПБ 88.

В необходимых случаях комиссия проводит и другие проверки параметров, оговоренные техническими условиями на аппаратуру.

Методика испытаний при приемке технических средств сигнали­ зации в эксплуатацию определяется в каждом конкретном случае рабо­ чей комиссией (35.4).

При обнаружении несоответствий выполненных работ проектной документации или акту обследования, а также требованиям настоящих правил комиссия должна составить акт о выявленных отклонениях (при­ ложение 31), на основании которого монтажно-наладочная организация должна устранить их в оговоренный срок и вновь предъявить ТС сигна­ лизации к сдаче (35.5).

АСПС считаются принятыми в эксплуатацию, если проверкой установлено следующее (35.6):

монтажные и пусконаладочные работы выполнены в соответствии с требованиями НПБ 88, ПУЭ, РД 78.145-93, технологическими картами и техни­ ческой документацией предприятий-изготовителей;

результаты измерений в пределах нормы;

комплексные испытания работоспособности технических средств сигна­ лизации дали положительные результаты.

Прием ТС сигнализации в эксплуатацию должен оформляться ак­ том согласно приложению 32 (35.7).

5.4.3. Формы документов, составляемые при монтаже и приемке ТС АСПС в эксплуатацию

5.4.3.1. Перечень производственной документации

В соответствии с приложением 30 [1] при монтаже ТС сигнализа­ции должна быть составлена, а при их сдаче — передана рабочей комис­сии (за иски. пп. 2, 3) производственная документация, приведенная в таблице.

Нормы пожарной безопасности

Нормы пожарной безопасности (НПБ) — нормативные акты, которые до реформы технического регулирования и регуляторной гильотины устанавливали необходимые правила противопожарной защиты различных объектов: производственных и жилых помещений, судов, транспортных средств, а также правила проектирования, эксплуатации и обслуживания специальных средств противопожарной защиты (пожарная сигнализация, установка пожаротушения). Первоначально Нормы государственной противопожарной службы МВД России [1] .

В рамках регуляторной гильотины с 1 января 2021 года в России запрещено использовать при государственном надзоре (контроле), за исключением (до 1 марта 2022 г.):

  • НПБ 110-03 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией;
  • НПБ 104-03 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях;
  • Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций. [2]
Читайте так же:
Автоматизация системы кондиционирования воздуха холодильной установки

Большая часть норм в рамках реформы была отменена перечнем, в который не попали около 50 НПБ (например НПБ 105-03, НПБ 113-03 и другие). [3]

В Республике Беларусь Нормы пожарной безопасности утверждаются Постановлением или Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям или Приказом Главного государственного инспектора по пожарному надзору.

Как правило, в литературе Нормы пожарной безопасности обозначались так:

НПБ XXX-YY или НПБ XXX-YYYY

где ХХХ — номер нормативного акта, YY — последние две цифры года, когда он был принят, если принятие состоялось до 2000 года, YYYY — 4 цифры года, если принятие состоялось начиная с 2000 года. Если в конце обозначения стоит звездочка, то это означает, что после принятия НПБ вносились изменения.

Нормы пожарной безопасности Российской Федерации в основном разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России (Федеральное государственное учреждение «Всероссийский ордена „Знак Почета“ научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).

Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь разрабатываются, как правило, НИИ ПБ и ЧС МЧС РБ (Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь)

Начиная с 2009 года в Республике Беларусь заметна тенденция по замене Норм пожарной безопасности национальными стандартами СТБ.

Содержание

Нормы государственной противопожарной службы МВД России [ править | править код ]

Документы утверждены 06.12.1993, введены в действие 31.01.1994 и признаны не нуждающимися в регистрации в Министерстве юстиции. [4]

  • НПБ 01-93 Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России.
  • НПБ 02-93 Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства.
  • НПБ 03-93 Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство.
  • НПБ 04-93 Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации.
  • НПБ 05-93 Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.

К нормативным документам Государственной противопожарной службы НПБ 01-93 относил:

  • нормы государственной противопожарной службы МВД России
    • НПБ — федерального значения;
    • ТНПБ — территориального значения;
    • ППБ — федерального значения;
    • ТППБ — территориального значения;
    • ВППБ — ведомственного (отраслевого) значения.

    Нормы пожарной безопасности [ править | править код ]

    Вступивший 05.01.1995 закон «О пожарной безопасности» отнес к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности организацию разработки и утверждение государственных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности. [5] С 01.07.2003 вступил в силу федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», который запретил федеральным органам исполнительной власти издавать в сфере технического регулирования акты обязательного характера. [6] 18.06.2003 были переутверждены со ссылкой на закон «О техническом регулировании» 128 норм пожарной безопасности. [7]

    монтаж и обслуживание пожарной сигнализации

    Проверка работоспособности систем противопожарной защиты

    испытание систем противопожарной защиты

    В целях выполнения требований пожарной безопасности на территории Российской Федерации, а именно обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 57974-201 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ «Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования»

    Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).

    Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем противопожарной защиты (ППЗ):

    — автоматические установки пожаротушения;
    — автономные установки пожаротушения;
    — автономные устройства пожаротушения;
    — автоматическая пожарная сигнализация;
    — системы оповещения и управления эвакуацией;
    — системы противодымной защиты;
    — внутренние противопожарные водопроводы.

    ГОСТ Р 57974-201 устанавливает следующие сроки проведения испытания пожарной сигнализации

    Периодичность проведения проверки работоспособности систем противопожарной защиты (ППЗ) с использованием методов инструментального контроля

    5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

    5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.

    Проверка работоспособности систем противопожарной защиты и входящие в нее испытания систем противопожарной защиты, установленных на объекте осуществляется специализированной организацией (экспертная организация), имеющей лицензию, аттестованный персонал, поверенное оборудование.

    Пунктом 6 ГОСТ Р 57974-201 утвержден следующий Порядок организации проверок работоспособности систем противопожарной защиты

    6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности установленной настоящим стандартом.

    Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.

    6.2 Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация).

    6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.

    При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.

    6.4 В случае выявления входе проведения проверки работоспособности систем ППЗ их неисправностей, либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.

    6.5 Результаты проверки работоспособности систем ППЗ, выполненные экспертной организацией, могут направляться для мониторинга и учета в реестре в секретариат технического комитета по стандартизации «Производственные услуги» (далее — ТК 001), созданный в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации».

    6.6 Проверка работоспособности систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий-изготовителей.

    6.7 Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001.

    На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики.

    Пункт 7 ГОСТ Р 57974-201 Требования к технической документации систем противопожарной защиты

    7.1 Для проведения работ по проверке работоспособности систем должна находиться следующая документация:

    • а) проектная документация;
    • б) акты ввода систем в эксплуатацию;
    • в) паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;
    • г) инструкции по эксплуатации систем;
    • д) акты проверки работоспособности систем;
    • е) акты о наличии неисправностей в системах;
    • ж) журнал учета состояния неисправностей систем;
    • и) сертификат соответствия систем (при наличии сертификатов)
    • к) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» .В случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.

    7.2 Порядок учета и хранения технической документации определяется руководителем.

    Автоматические системы пожаротушения

    Автоматическая установка пожаротушения (АУПТ) – установка пожаротушения, автоматически срабатывающая при превышении контролируемых факторов пожара пороговых значений в защищаемой зоне. Отличительной особенностью автоматических установок является выполнение ими и функций автоматической пожарной сигнализации. При этом, все автоматические установки пожаротушения (кроме спринклерных) могут приводиться в действие ручным и автоматическим способом. Спринклерные установки пожаротушения приводятся в действие исключительно автоматически.

    Автоматические установки пожаротушения должны обеспечивать достижение одной или нескольких из следующих целей:
    — ликвидация пожара в помещении (здании) до возникновения критических значений опасных факторов пожара;
    — ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости строительных конструкций;
    — ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу;
    — ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок.

    Автоматические установки пожаротушения подразделяются на:
    — водяные;
    — пенные;
    — газовые;
    — порошковые;
    — аэрозольные.

    Водяные АУПТ используют в качестве огнетушащего вещества воду или воду с добавками, используются как внутри зданий, так и вне их.

    Газовые АУПТ и Пенные АУПТ используют преимущественно для тушения легко воспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей в резервуарах, горючих веществ и нефтепродуктов, расположенных — это совокупность технических стационарных технических средств пожаротушения для тушения очагов пожара за счет автоматического выпуска газового огнетушащего состава.

    Порошковые АУПТ используют огнетушащий порошок. Применяются для локализации и ликвидации пожаров классов А, В, С и электрооборудования.

    Аэрозольные АУПТ не обеспечивают полного прекращения горения и не должны применяться для тушения:
    волокнистых, сыпучих, пористых и других горючих материалов, склонных к самовозгоранию или тлению внутри слоя вещества (древесные опилки, хлопок, травяная мука и др.);
    химических веществ и их смесей, полимерных материалов, склонных к тлению и горению без доступа воздуха;
    гидридов металлов и пирофорных веществ;
    порошков металлов (магний, титан, цирконий и др.).

    Организация и порядок проектирования АУПТ ведется на основании следующих основных нормативно-правовых актов:

    — ГОСТ Р 53286-2009 «Техника пожарная. Установки порошкового пожаротушения автоматические. Модули. Общие технические требования. Методы испытаний»
    — ГОСТ Р 53283-2009 «Установки газового пожаротушения автоматические. Устройства распределительные. Общие технические требования. Методы испытаний»
    — ГОСТ Р 53282-2009 «Установки газового пожаротушения автоматические. Резервуары изотермические пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»
    — НПБ 78-99 «Установки газового пожаротушения автоматические. Резервуары изотермические. Общие технические требования. Методы испытаний»
    — НПБ 79-99 «Установки газового пожаротушения автоматические. Устройства распределительные. Общие технические требования. Методы испытаний»
    — НПБ 83-99 «Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний»;
    — СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector